Эффективное управление городом и вовлеченность населения в процессы принятия общегородских решений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке регионального проекта «Умные города»
программ цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие рекомендации подготовлены с целью поддержки разработки программ цифрового развития экономики субъектов Российской Федерации (далее – региональная программа) в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Методические рекомендации по формированию региональных проектов «Умные города субъекта Российской Федерации» дополняют методические рекомендации Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации по разработке и реализации программ цифрового развития экономики субъектов Российской Федерации (далее – рекомендации Аналитического центра).

2. Проект «Умный город» направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан. Проект базируется на 5 ключевых принципах:

- ориентация на человека;

- технологичность городской инфраструктуры;

- повышение качества управления городскими ресурсами;

- комфортная и безопасная среда;

- акцент на экономической эффективности, в том числе, сервисной составляющей городской среды.

Основной инструмент реализации этих принципов – широкое внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре.

II. Содержание (состав) проекта «Умные города»

2. Региональный проект «Умные города субъекта Российской Федерации» оформляется в рамках одного из следующих вариантов:

- в качестве отдельного раздела программы цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4 рекомендаций Аналитического центра, который заполняется в соответствии с требованиями к другим региональным проектам программы;

- в виде отдельной региональной программы или проекта вне рамок программы цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации.

3. Содержание проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» должно соответствовать содержанию ведомственного проекта Минстроя России «Умный город» (далее – ведомственный проект) с учетом специфики развития соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. В региональном проекте «Умные города субъекта Российской Федерации» определяются:

- цели, задачи, показатели реализации регионального проекта «Умные города», города субъекта Российской Федерации, которые участвуют в проекте;

- мероприятия, направленные на создание «умных» городов в субъекте Российской Федерации, сгруппированные по отраслевым направлениям;

- ресурсное обеспечение реализации проекта;

- ответственные за реализацию регионального проекта и отдельных его мероприятий, за достижение целевых показателей и результатов.

5. Субъекты Российской Федерации при формировании региональных проектов «Умные города» отражают в целевых показателях проекта вклад региона в достижение целевых показателей ведомственного проекта «Умный город» Минстроя России и могут формировать дополнительный набор показателей, отражающих достижение целей субъекта в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», релевантных национальным и ведомственным программам и проектам. Возможный перечень показателей приведен в Приложении 2.

Задачи проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» направлены на достижение следующих целей:

- Формирование условий эффективной реализации проекта;

- Повышение эффективности управления отраслями городского хозяйства за счет использования современных цифровых технологий;

- Создание комплексной системы управления городом на основе данных, поступающих в режиме реального времени, внедрение механизмов электронной демократии и вовлечение жителей в управление городом.

Цели проекта определяются с учетом специфики развития субъекта Российской Федерации. Задачи проекта должны быть детализированы до уровня результатов, обеспечивающих достижение целей ведомственного проекта «Умный город».

6. Задачи раздела включают в себя следующие мероприятия:

- утверждение единых требований к городским цифровым платформам, синхронизированных с региональными и федеральными требованиями;

- перевод в машиночитаемый формат и автоматизация обработки данных, критичных для городского управления, в соответствии с перечнем, утверждаемым Минстроем России в рамках ведомственного проекта «Умный город»;

- создание единой интеллектуальной системы управления «умного» города;

- создание цифровых сервисов, обеспечивающих влияние жителей на принимаемые городскими властями решения.

В региональные проекты «Умные города» следует включать мероприятия по цифровизации отраслей городского хозяйства, направленные на создание «Умных городов» в субъектах Российской Федерации, по направлениям:

а) Жилищно-коммунальное хозяйство:

- электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, в том числе мероприятия, направленные на реализацию концепции «умный водоканал», учет коммунальных ресурсов и снижение затрат на них, упрощение процедур оплаты и так далее;

- управление жилым фондом и содержание (ремонт, уборка) многоквартирных домов, общественных зданий, придомовых территорий, включая капитальный ремонт.

б) Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов;

в) Мониторинг и охрана окружающей среды;

г) Улицы и общественные пространства (в том числе, уличное освещение, поддержание доступности среды – уборка, ремонт, модернизация);

д) Общественная безопасность;

е) Транспорт, улично-дорожная сеть и перевозки;

ж) Городское управление:

- развитие платформ управления городскими ресурсами и сервисами «Умный город»

- жилищные инспекции;

- управление земельно-имущественными отношениями;

- участие жителей в процессах городского управления: мониторинга, контроля и выбора решений;

з) Иное (социальная сфера):

- культура, спорт, отдых, туризм;

- социальная защита населения;

- обеспечение занятости и поддержка малого сервисного бизнеса: предоставление данных и аналитики;

- здравоохранение;

- образование;

- прочее.

Базовый рекомендованный набор элементов (систем) «умного» города указан в Приложении 1. Приведенный перечень не является обязательным или закрытым и может формироваться в зависимости от целей развития «Умных городов» в субъектах Российской Федерации, специфики конкретного региона и его городов. Для формирования «Умных городов» в региональном проекте «Умные города субъекта Российской Федерации» необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на создание (развитие) соответствующих элементов (систем) «Умного города».

В целях управления проектом «Умные города субъекта Российской Федерации» в числе мероприятий, результатов или контрольных событий необходимо предусмотреть:

- создание органа управления проектом, либо наделение соответствующими функциями имеющегося проектного офиса или иной структуры в составе регионального проектного офиса «Цифровая экономика/Цифровой регион»;

- утверждение плана реализации проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» на трехлетний период;

- формирование регионального центра компетенции по цифровизации городского хозяйства и созданию «умных» городов;

- обучение команд муниципалитетов и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пример оформления проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» в составе программы цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации приведен в Приложении 4.

7. В связи с тем, что ведомственный проект «Умный город» направлен на комплексное развитие городов, в региональный проект «Умные города субъекта Российской Федерации» могут быть включены мероприятия, относящиеся к функциональным направлениям, соответствующим другим ведомственным или федеральным проектам (например, здравоохранение, образование, транспорт и др.) в случае, если они отсутствуют в соответствующих региональных проектах или программе цифрового развития экономики Российской Федерации.

8. При формировании мероприятий проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» рекомендуется ориентироваться на решения и проекты, опубликованные на портале  банка данных «Умного города», разработанного при поддержке  Минстроя России, https:\\russiasmartcity.ru. В описании решений содержится ссылка на описание реализованных проектов с указанием места реализации, целей и задач проектов, их основных параметров и достигнутых эффектов. Более подробно описание базы знаний содержится в Приложении 3.

Целесообразно использовать решения и проекты из данной базы вне зависимости от поставщика, как примеры лучших практик, ориентируясь на достигаемые эффекты, содержащиеся в описании проектов, в которых были применены эти решения.

III. Ресурсное обеспечение проекта «Умные города субъекта Российской Федерации»

9. С целью финансового обеспечения проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» наряду с выделением средств регионального бюджета могут быть использованы следующие инструменты:

- механизмы поддержки федерального уровня;

- инвестиционные ресурсы институтов развития;

- участие органов местного самоуправления в реализации мероприятий проекта;

- инвестиционные ресурсы, привлечённые на условиях государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Для финансирования ряда мероприятий проекта привлекаются средства фондов и корпораций развития, включая средства венчурных фондов, фондов развития и научных грантов.

Реализация мероприятий, ответственными исполнителями которых являются органы местного самоуправления (городские администрации), осуществляется за счет местных бюджетов. При этом возможно привлечение софинансирования со стороны субъекта Российской Федерации.

Дополнительным источником финансирования могут являться сэкономленные при помощи внедряемых решений и сервисов «Умного города» средства регионального и местного бюджетов.

Внебюджетные источники финансирования включают частные инвестиции в виде прямых инвестиций, кредитные (заемные) средства и собственные средства предприятий города, а также средства инвесторов, участвующих в проектах на условиях государственно-частного и муниципально-частного партнерства. В рамках поддержки реализации проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства, направленных на создание и развитие «умного» города, могут быть привлечены средства банков и кредитных организаций.

В целях эффективного расходования бюджетных средств рекомендуется приоритетное привлечение внебюджетных источников финансирования: прямых частных инвестиций, средств инвесторов, участвующих в проектах государственно-частного и муниципально-частного партнерства, средств фондов и корпораций развития.

IV. Порядок подготовки и согласования регионального проекта «Умные города в субъекте Российской Федерации»

10. Условия подготовки регионального проекта:

- закрепление должностного лица (не уровне не ниже заместителя руководителя высшего органа власти субъекта Российской Федерации), ответственного за достижение целей и показателей регионального проекта;

- создание координационного органа по реализации регионального проекта, включающего органы власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, представителей бизнеса, образовательных и научных организаций и иных заинтересованных в реализации регионального проекта участников или возложение функций координационного органа на существующий проектный офис с обязательным участием указанных представителей;

- рассмотрение регионального проекта на заседании региональной комиссии по вопросам цифрового развития.

11. Сформированный региональный проект перед его утверждением направляется на согласование в Минстрой России. В случае оформления регионального проекта в качестве раздела программы цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации региональный проект одновременно направляется на согласование в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В случае, если региональный проект «Умные города в субъекте Российской Федерации» включен в программу цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации после ее официального согласовании в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, программа подлежит повторному направлению на согласование.




Приложение 1. Базовый рекомендованный набор элементов «умного» города

№ п/п Элемент (система) «умного» города Соответствующей результат, мероприятие

Жилищно-коммунальное хозяйство

1. Системы контроля и управления инженерной инфраструктурой в зданиях Внедрение систем контроля и управления инженерной инфраструктурой в зданиях
2. Система дистанционного учета коммунальных ресурсов, управления режимами снабжения ресурсами и их потреблением Внедрение приборов, узлов, систем учета и управления режимами, предусматривающих передачу измерений и управление в режиме онлайн
3. Системы дистанционного контроля и управления жилищно-коммунальными услугами «умный водоканал», «умная теплосеть» Цифровизация работы коммунальных предприятий, в том числе, внедрение сервисов дистанционного контроля состояния коммунальной инфраструктуры и ее функционирования, работы коммунальной техники, контроля и управления заданиями, выполняемыми полевыми сотрудниками
4. Модуль для онлайн обращений граждан по всем вопросам жилищно-коммунального хозяйства Внедрение сервисов онлайн обращений граждан
5. Модуль онлайн расчета и заявки на реализацию энергосервисых контрактов Реализация энергосервисных контактов в многоквартирных домах и общественных зданиях
6. Система проведения онлайн общих собраний собственников многоквартирных домов Внедрение систем проведения онлайн общих собраний собственников многоквартирных домов
7. Система онлайн мониторинга состояния лифтового хозяйства Внедрение цифровых сервисов лифтовой безопасности
8. Система онлайн мониторинга уровня концентрации бытового газа, блокировки подачи газа информирования экстренных служб и собственника при утечке Внедрение онлайн-сервисов газовой безопасности
9. Модули оказания дополнительных сервисов для жителей многоквартирных домов Внедрение открытых систем оказания дополнительных сервисов жителям многоквартирных домов, в том числе, консьерж-сервиса

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов

10. Система управления твердыми коммунальными отходами Внедрение систем мониторинга сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов
11. Модуль для онлайн обращений граждан по вопросам некачественного обращения с отходами Внедрение сервисов онлайн обращений граждан

Мониторинг и охрана окружающей среды

12. Система экологического мониторинга Внедрение систем экологического мониторинга и мониторинга уровня зашумлённости, информирования граждан об экологических параметрах окружающей среды и администрировании взаимоотношений с предприятиями-нарушителями
13. Модуль для онлайн обращений граждан по всем вопросам экологической ситуации в городе Внедрение сервисов онлайн обращений граждан

Улицы и общественные пространства

14. Система управления городским наружным освещением Внедрение систем интеллектуального городского освещения, обеспечивающих комфортное адаптивное освещение территории города и энергосбережение, включая художественную и архитектурную подсветку
15. Система управления и мониторинга использования общественных пространств, включая сервисы открытого использования общественных территорий Внедрение системы единого сервиса управления общественными территориями, включая онлайн график загруженности территорий с возможности онлайн бронирования и получения разрешений на проведение общественных культурных, спортивных и развлекательных мероприятий
16. Система информирования пассажиров о графике и маршрутах общественного транспорта Развёртывание электронных информационных табло на остановках и сервисов онлайн-доступа к информации о работе общественного транспорта
17. Система управления городским парковочным пространством Системы «умного паркинга», включая функционал онлайн-карты парковок, возможности дистанционного бронирования и оплаты парковки

Общественная безопасность

18. Городская система видеонаблюдения Внедрение городских систем видеонаблюдения, интегрирующих все источники наблюдения, с функциями биометрической идентификации и видеоаналитики
19. Системы управления доступом в многоквартирных домах с функциями контроля состояния здания, окружающей среды, инженерных систем и оповещения населения Внедрение «умных домофонов» – систем контроля и управления доступом в жилых домах, интегрированных с системами обеспечения безопасности и оповещения населения
20. Модуль мониторинга общественной безопасности Внедрение модуля контроля числа инцидентов с привязкой к конкретной территории, категорирование, систематизация и мониторинг инцидентов, оповещение граждан и предприятий о повышенном уровне опасности

Транспорт, улично-дорожная сеть и перевозки

21. Интеллектуальная транспортная система (автоматизированная система управления дорожным движением) и система управления парковочным пространством Внедрение интеллектуальных транспортных систем и интеллектуальных систем управления парковками Внедрение централизованных городских платформ мониторинга и управления городской транспортной системой
22. Система управления оплатой пользования городским транспортом и взаиморасчетов с перевозчиками и операторами платных участков УДС Интеграция городских транспортных услуг, включая тарифно-билетную интеграцию, контрактную интеграцию с перевозчиками на разных видах транспорта, интеграцию с операторами платных участков уличной дорожной сети и парковок

Городское управление

23. Единая интеллектуальная система управления «умного» города Внедрение единой интегрированной цифровой платформы управления ресурсами и сервисами города, создание единого ситуационного центра администрации города
24. Городская информационная модель Внедрение городских информационных моделей
25. Цифровая топографическая основа Оцифровка и актуализация топографической базы городов, инвентаризация данных Росреестра, ФНС, Кадастровой палаты в отношении городов-пилотов на основании данных существующего землепользования и объектов недвижимости: формирование пространственно привязанных адресных баз, выявление ошибочных данных (неполные и ошибочные адреса, неправильные ОКАТО и т. д.)
26. Система городского территориального планирования на базе городской информационной модели Внедрение сервисов территориального планирования и землепользования на базе городской информационной модели
27. Система оперативного мониторинга состояния систем жизнеобеспечения города и опасных объектов Внедрение на базе единой интегрированной цифровой платформы модуля мониторинга систем жизнеобеспечения города и состояния опасных объектов
28. Сервисы электронного голосования, получения и обработки «обратной связи» от жителей города – обращений, предложений, жалоб Внедрение онлайн систем информирования граждан муниципального уровня, систем вовлечения граждан в жизнь города класса «Активный гражданин»
29. Система сбора и анализа статистики, работы с большими данными. Внедрение системы накопления статистических данных различных подсистем «Умного города», обеспечивающей интеграцию с системами 112 и АПК «Безопасный город» субъекта Российской Федерации. Автоматическое выявление закономерностей, предоставление статистических данных для оценки уровня достижения целевых показателей, создание прогнозов оптимизированого перераспределения ресурсов

 



Приложение 2. Возможные показатели эффективности проекта «Умные города субъекта Российской Федерации»

Критерии оценки «Умного города» Показатели

Приложение 3. Описание лучших практик «Умного города»

1. В банке решений «Умного города», размещенной по адресу https:\\russiasmartcity.ru (далее – Банк решений, сайт) содержится общедоступное описание выполненных проектов и использованных при этом решений в сфере цифровизации городского хозяйства на территории городов Российской Федерации.

2. Наполнение Банка решений может осуществляться органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, поставщиками решений, заинтересованными организациями. В целях распространения опыта реализации проектов и решений «Умного города» заинтересованные органы власти и организации вносят информацию о них путем заполнения формы на сайте https:\\russiasmartcity.ru, ссылка на которую расположена на главной странице.

3. В целях распространения опыта реализации проектов и решений «Умного города» заинтересованные органы власти и организации вносят информацию о них в Базу знаний в соответствии с предусмотренными на сайте https:\\russiasmartcity.ru разделами «Проекты» и «Решения», путем заполнения соответствующих форм.

4. Публикация описаний проектов и решений происходит после предварительной модерации, под контролем Минстроя России и при участии экспертов. Контактные данные экспертов опубликованы в соответствующем разделе сайта.

5. Под «проектами» понимается описание мероприятий, выполненных в конкретном городе (городах), с указанием заказчиков, исполнителей, решаемых задач (устраняемых проблем), масштабов и границ проекта, показателей и достигнутых в результате реализации проекта эффектов, а также контактных данных лиц, которые могут предоставить дополнительную информацию по проекту.

Основные требования к размещаемому проекту – он должен быть реален, то есть быть выполнен к моменту публикации или находиться в завершающей стадии реализации, по нему должны быть достигнуты конкретные эффекты, он должен относится к тематике «умного» города.

6. С целью упрощения поиска описания проектов и решений они сгруппированы по следующим рубрикам в соответствии с областями основных проблем (задач), которые решаются в ходе проекта:

а) Жилищно-коммунальное хозяйство:

- электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, в том числе мероприятия, направленные на реализацию концепции «умный водоканал», учет и снижение затрат на коммунальные ресурсы и услуги, оплату через единый центр и так далее;

- содержание (ремонт, уборка) многоквартирных домов, общественных зданий, придомовых территорий, включая капитальный ремонт.

б) Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

в) Мониторинг и охрана окружающей среды.

г) Улицы и общественные пространства (в том числе поддержание доступности среды – уборка, ремонт, модернизация).

д) Общественная безопасность.

е) Транспорт, улично-дорожная сеть и перевозки.

ж) Городское управление:

- жилищные инспекции;

- управление земельно-имущественными отношениями;

- участие жителей в процессах мониторинга, контроля и выбора решений;

- развитие платформ управления городскими ресурсами и сервисами «Умный город».

з) Иное (социальная сфера):

- здравоохранение;

- образование;

- культура, спорт, отдых, туризм;

- социальная защита населения;

- обеспечение занятости и поддержка малого сервисного бизнеса: предоставление данных и аналитики;

- прочее.

7. Под «решением» понимается комплекс информационных систем и модулей, оборудования, а также работ и услуг, направленных на решение определенного класса задач без привязки к конкретному заказчику и месту реализации. Решения сгруппированы в указанные выше рубрики аналогично описанию проектов. В описании решения указываются количество и места реализации проектов, в которых было использовано решение, поставщиков (производителей), основные характеристики решений, контактные данные лиц для получения дополнительной информации.

Основные требования к размещаемому решению – оно должно быть апробированным (использованным при реализации хотя бы одного проекта, который размещен или рекомендован для размещения в соответствующем разделе Банка решений).

8. В описании каждого реализованного проекта должна быть приведена ссылка на описание использованного решения. Аналогичная ссылка на описание конкретных проектов, в которых было реализовано решение, содержится в описании решений.

9. Информация, размещенная в Банке решений, может использоваться для составления рейтингов лучших практик создания «Умного города», оценки Индекса IQ города, а также в качестве критериев в случае выделения межбюджетных трансфертов на финансирование проектов по направлению «Умный город» из федерального бюджета.



Приложение 4. Пример заполнения паспорта региональной программы «Цифровое развитие экономики субъекта Российской Федерации» в части проекта «Умные города субъекта Российской Федерации»

Приложение к письму

Министерства строительства и жилищо-коммунального хозяйства региона

 

от ________ 2018 г. №_____________          

 

П А С П О Р Т

Общественная безопасность

32. В регионе обеспечена синхронизация аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город» со смежными решениями, включая системы 112, оповещения (РАСЦО, КСЭОН, ОКСИОН) и др. на базе региональной интеграционной платформой КСА РИП и комплекса средств автоматизации программного-аппаратного комплекса «Единый центр оперативного реагирования (ПАК ЕЦОР) 31.12.2020 33. В городах региона реализованы единые комплексные системы городского видеонаблюдения и осуществлена интеграция с сервисами биометрической идентификации и видеоаналитики в режиме реального времени 31.12.2021 34. В городах региона созданы комплексные системы гарантированного оповещения населения, включая возможности мобильных сервисов оповещения, СМС- и телерадиооповещения, от общей численности населения городов 31.12.2021 VII

Городское управление

 

Развитие бизнеса

63. В городах региона осуществляется мониторинг востребованности услуг (с целью развития бизнеса) 31.12.2024 64. В городах региона обеспечена возможность получения и использования необходимых документов и сведений для сделки с недвижимостью в электронной форме 31.12.2024

 


[1] По методике Минстроя России

[2] Методика определена Минстроем России

[3] - одно или несколько направлений из списка


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке регионального проекта «Умные города»
программ цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие рекомендации подготовлены с целью поддержки разработки программ цифрового развития экономики субъектов Российской Федерации (далее – региональная программа) в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Методические рекомендации по формированию региональных проектов «Умные города субъекта Российской Федерации» дополняют методические рекомендации Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации по разработке и реализации программ цифрового развития экономики субъектов Российской Федерации (далее – рекомендации Аналитического центра).

2. Проект «Умный город» направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан. Проект базируется на 5 ключевых принципах:

- ориентация на человека;

- технологичность городской инфраструктуры;

- повышение качества управления городскими ресурсами;

- комфортная и безопасная среда;

- акцент на экономической эффективности, в том числе, сервисной составляющей городской среды.

Основной инструмент реализации этих принципов – широкое внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре.

II. Содержание (состав) проекта «Умные города»

2. Региональный проект «Умные города субъекта Российской Федерации» оформляется в рамках одного из следующих вариантов:

- в качестве отдельного раздела программы цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4 рекомендаций Аналитического центра, который заполняется в соответствии с требованиями к другим региональным проектам программы;

- в виде отдельной региональной программы или проекта вне рамок программы цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации.

3. Содержание проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» должно соответствовать содержанию ведомственного проекта Минстроя России «Умный город» (далее – ведомственный проект) с учетом специфики развития соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. В региональном проекте «Умные города субъекта Российской Федерации» определяются:

- цели, задачи, показатели реализации регионального проекта «Умные города», города субъекта Российской Федерации, которые участвуют в проекте;

- мероприятия, направленные на создание «умных» городов в субъекте Российской Федерации, сгруппированные по отраслевым направлениям;

- ресурсное обеспечение реализации проекта;

- ответственные за реализацию регионального проекта и отдельных его мероприятий, за достижение целевых показателей и результатов.

5. Субъекты Российской Федерации при формировании региональных проектов «Умные города» отражают в целевых показателях проекта вклад региона в достижение целевых показателей ведомственного проекта «Умный город» Минстроя России и могут формировать дополнительный набор показателей, отражающих достижение целей субъекта в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», релевантных национальным и ведомственным программам и проектам. Возможный перечень показателей приведен в Приложении 2.

Задачи проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» направлены на достижение следующих целей:

- Формирование условий эффективной реализации проекта;

- Повышение эффективности управления отраслями городского хозяйства за счет использования современных цифровых технологий;

- Создание комплексной системы управления городом на основе данных, поступающих в режиме реального времени, внедрение механизмов электронной демократии и вовлечение жителей в управление городом.

Цели проекта определяются с учетом специфики развития субъекта Российской Федерации. Задачи проекта должны быть детализированы до уровня результатов, обеспечивающих достижение целей ведомственного проекта «Умный город».

6. Задачи раздела включают в себя следующие мероприятия:

- утверждение единых требований к городским цифровым платформам, синхронизированных с региональными и федеральными требованиями;

- перевод в машиночитаемый формат и автоматизация обработки данных, критичных для городского управления, в соответствии с перечнем, утверждаемым Минстроем России в рамках ведомственного проекта «Умный город»;

- создание единой интеллектуальной системы управления «умного» города;

- создание цифровых сервисов, обеспечивающих влияние жителей на принимаемые городскими властями решения.

В региональные проекты «Умные города» следует включать мероприятия по цифровизации отраслей городского хозяйства, направленные на создание «Умных городов» в субъектах Российской Федерации, по направлениям:

а) Жилищно-коммунальное хозяйство:

- электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, в том числе мероприятия, направленные на реализацию концепции «умный водоканал», учет коммунальных ресурсов и снижение затрат на них, упрощение процедур оплаты и так далее;

- управление жилым фондом и содержание (ремонт, уборка) многоквартирных домов, общественных зданий, придомовых территорий, включая капитальный ремонт.

б) Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов;

в) Мониторинг и охрана окружающей среды;

г) Улицы и общественные пространства (в том числе, уличное освещение, поддержание доступности среды – уборка, ремонт, модернизация);

д) Общественная безопасность;

е) Транспорт, улично-дорожная сеть и перевозки;

ж) Городское управление:

- развитие платформ управления городскими ресурсами и сервисами «Умный город»

- жилищные инспекции;

- управление земельно-имущественными отношениями;

- участие жителей в процессах городского управления: мониторинга, контроля и выбора решений;

з) Иное (социальная сфера):

- культура, спорт, отдых, туризм;

- социальная защита населения;

- обеспечение занятости и поддержка малого сервисного бизнеса: предоставление данных и аналитики;

- здравоохранение;

- образование;

- прочее.

Базовый рекомендованный набор элементов (систем) «умного» города указан в Приложении 1. Приведенный перечень не является обязательным или закрытым и может формироваться в зависимости от целей развития «Умных городов» в субъектах Российской Федерации, специфики конкретного региона и его городов. Для формирования «Умных городов» в региональном проекте «Умные города субъекта Российской Федерации» необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на создание (развитие) соответствующих элементов (систем) «Умного города».

В целях управления проектом «Умные города субъекта Российской Федерации» в числе мероприятий, результатов или контрольных событий необходимо предусмотреть:

- создание органа управления проектом, либо наделение соответствующими функциями имеющегося проектного офиса или иной структуры в составе регионального проектного офиса «Цифровая экономика/Цифровой регион»;

- утверждение плана реализации проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» на трехлетний период;

- формирование регионального центра компетенции по цифровизации городского хозяйства и созданию «умных» городов;

- обучение команд муниципалитетов и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пример оформления проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» в составе программы цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации приведен в Приложении 4.

7. В связи с тем, что ведомственный проект «Умный город» направлен на комплексное развитие городов, в региональный проект «Умные города субъекта Российской Федерации» могут быть включены мероприятия, относящиеся к функциональным направлениям, соответствующим другим ведомственным или федеральным проектам (например, здравоохранение, образование, транспорт и др.) в случае, если они отсутствуют в соответствующих региональных проектах или программе цифрового развития экономики Российской Федерации.

8. При формировании мероприятий проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» рекомендуется ориентироваться на решения и проекты, опубликованные на портале  банка данных «Умного города», разработанного при поддержке  Минстроя России, https:\\russiasmartcity.ru. В описании решений содержится ссылка на описание реализованных проектов с указанием места реализации, целей и задач проектов, их основных параметров и достигнутых эффектов. Более подробно описание базы знаний содержится в Приложении 3.

Целесообразно использовать решения и проекты из данной базы вне зависимости от поставщика, как примеры лучших практик, ориентируясь на достигаемые эффекты, содержащиеся в описании проектов, в которых были применены эти решения.

III. Ресурсное обеспечение проекта «Умные города субъекта Российской Федерации»

9. С целью финансового обеспечения проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» наряду с выделением средств регионального бюджета могут быть использованы следующие инструменты:

- механизмы поддержки федерального уровня;

- инвестиционные ресурсы институтов развития;

- участие органов местного самоуправления в реализации мероприятий проекта;

- инвестиционные ресурсы, привлечённые на условиях государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Для финансирования ряда мероприятий проекта привлекаются средства фондов и корпораций развития, включая средства венчурных фондов, фондов развития и научных грантов.

Реализация мероприятий, ответственными исполнителями которых являются органы местного самоуправления (городские администрации), осуществляется за счет местных бюджетов. При этом возможно привлечение софинансирования со стороны субъекта Российской Федерации.

Дополнительным источником финансирования могут являться сэкономленные при помощи внедряемых решений и сервисов «Умного города» средства регионального и местного бюджетов.

Внебюджетные источники финансирования включают частные инвестиции в виде прямых инвестиций, кредитные (заемные) средства и собственные средства предприятий города, а также средства инвесторов, участвующих в проектах на условиях государственно-частного и муниципально-частного партнерства. В рамках поддержки реализации проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства, направленных на создание и развитие «умного» города, могут быть привлечены средства банков и кредитных организаций.

В целях эффективного расходования бюджетных средств рекомендуется приоритетное привлечение внебюджетных источников финансирования: прямых частных инвестиций, средств инвесторов, участвующих в проектах государственно-частного и муниципально-частного партнерства, средств фондов и корпораций развития.

IV. Порядок подготовки и согласования регионального проекта «Умные города в субъекте Российской Федерации»

10. Условия подготовки регионального проекта:

- закрепление должностного лица (не уровне не ниже заместителя руководителя высшего органа власти субъекта Российской Федерации), ответственного за достижение целей и показателей регионального проекта;

- создание координационного органа по реализации регионального проекта, включающего органы власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, представителей бизнеса, образовательных и научных организаций и иных заинтересованных в реализации регионального проекта участников или возложение функций координационного органа на существующий проектный офис с обязательным участием указанных представителей;

- рассмотрение регионального проекта на заседании региональной комиссии по вопросам цифрового развития.

11. Сформированный региональный проект перед его утверждением направляется на согласование в Минстрой России. В случае оформления регионального проекта в качестве раздела программы цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации региональный проект одновременно направляется на согласование в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В случае, если региональный проект «Умные города в субъекте Российской Федерации» включен в программу цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации после ее официального согласовании в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, программа подлежит повторному направлению на согласование.




Приложение 1. Базовый рекомендованный набор элементов «умного» города

№ п/п Элемент (система) «умного» города Соответствующей результат, мероприятие

Жилищно-коммунальное хозяйство

1. Системы контроля и управления инженерной инфраструктурой в зданиях Внедрение систем контроля и управления инженерной инфраструктурой в зданиях
2. Система дистанционного учета коммунальных ресурсов, управления режимами снабжения ресурсами и их потреблением Внедрение приборов, узлов, систем учета и управления режимами, предусматривающих передачу измерений и управление в режиме онлайн
3. Системы дистанционного контроля и управления жилищно-коммунальными услугами «умный водоканал», «умная теплосеть» Цифровизация работы коммунальных предприятий, в том числе, внедрение сервисов дистанционного контроля состояния коммунальной инфраструктуры и ее функционирования, работы коммунальной техники, контроля и управления заданиями, выполняемыми полевыми сотрудниками
4. Модуль для онлайн обращений граждан по всем вопросам жилищно-коммунального хозяйства Внедрение сервисов онлайн обращений граждан
5. Модуль онлайн расчета и заявки на реализацию энергосервисых контрактов Реализация энергосервисных контактов в многоквартирных домах и общественных зданиях
6. Система проведения онлайн общих собраний собственников многоквартирных домов Внедрение систем проведения онлайн общих собраний собственников многоквартирных домов
7. Система онлайн мониторинга состояния лифтового хозяйства Внедрение цифровых сервисов лифтовой безопасности
8. Система онлайн мониторинга уровня концентрации бытового газа, блокировки подачи газа информирования экстренных служб и собственника при утечке Внедрение онлайн-сервисов газовой безопасности
9. Модули оказания дополнительных сервисов для жителей многоквартирных домов Внедрение открытых систем оказания дополнительных сервисов жителям многоквартирных домов, в том числе, консьерж-сервиса

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов

10. Система управления твердыми коммунальными отходами Внедрение систем мониторинга сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов
11. Модуль для онлайн обращений граждан по вопросам некачественного обращения с отходами Внедрение сервисов онлайн обращений граждан

Мониторинг и охрана окружающей среды

12. Система экологического мониторинга Внедрение систем экологического мониторинга и мониторинга уровня зашумлённости, информирования граждан об экологических параметрах окружающей среды и администрировании взаимоотношений с предприятиями-нарушителями
13. Модуль для онлайн обращений граждан по всем вопросам экологической ситуации в городе Внедрение сервисов онлайн обращений граждан

Улицы и общественные пространства

14. Система управления городским наружным освещением Внедрение систем интеллектуального городского освещения, обеспечивающих комфортное адаптивное освещение территории города и энергосбережение, включая художественную и архитектурную подсветку
15. Система управления и мониторинга использования общественных пространств, включая сервисы открытого использования общественных территорий Внедрение системы единого сервиса управления общественными территориями, включая онлайн график загруженности территорий с возможности онлайн бронирования и получения разрешений на проведение общественных культурных, спортивных и развлекательных мероприятий
16. Система информирования пассажиров о графике и маршрутах общественного транспорта Развёртывание электронных информационных табло на остановках и сервисов онлайн-доступа к информации о работе общественного транспорта
17. Система управления городским парковочным пространством Системы «умного паркинга», включая функционал онлайн-карты парковок, возможности дистанционного бронирования и оплаты парковки

Общественная безопасность

18. Городская система видеонаблюдения Внедрение городских систем видеонаблюдения, интегрирующих все источники наблюдения, с функциями биометрической идентификации и видеоаналитики
19. Системы управления доступом в многоквартирных домах с функциями контроля состояния здания, окружающей среды, инженерных систем и оповещения населения Внедрение «умных домофонов» – систем контроля и управления доступом в жилых домах, интегрированных с системами обеспечения безопасности и оповещения населения
20. Модуль мониторинга общественной безопасности Внедрение модуля контроля числа инцидентов с привязкой к конкретной территории, категорирование, систематизация и мониторинг инцидентов, оповещение граждан и предприятий о повышенном уровне опасности

Транспорт, улично-дорожная сеть и перевозки

21. Интеллектуальная транспортная система (автоматизированная система управления дорожным движением) и система управления парковочным пространством Внедрение интеллектуальных транспортных систем и интеллектуальных систем управления парковками Внедрение централизованных городских платформ мониторинга и управления городской транспортной системой
22. Система управления оплатой пользования городским транспортом и взаиморасчетов с перевозчиками и операторами платных участков УДС Интеграция городских транспортных услуг, включая тарифно-билетную интеграцию, контрактную интеграцию с перевозчиками на разных видах транспорта, интеграцию с операторами платных участков уличной дорожной сети и парковок

Городское управление

23. Единая интеллектуальная система управления «умного» города Внедрение единой интегрированной цифровой платформы управления ресурсами и сервисами города, создание единого ситуационного центра администрации города
24. Городская информационная модель Внедрение городских информационных моделей
25. Цифровая топографическая основа Оцифровка и актуализация топографической базы городов, инвентаризация данных Росреестра, ФНС, Кадастровой палаты в отношении городов-пилотов на основании данных существующего землепользования и объектов недвижимости: формирование пространственно привязанных адресных баз, выявление ошибочных данных (неполные и ошибочные адреса, неправильные ОКАТО и т. д.)
26. Система городского территориального планирования на базе городской информационной модели Внедрение сервисов территориального планирования и землепользования на базе городской информационной модели
27. Система оперативного мониторинга состояния систем жизнеобеспечения города и опасных объектов Внедрение на базе единой интегрированной цифровой платформы модуля мониторинга систем жизнеобеспечения города и состояния опасных объектов
28. Сервисы электронного голосования, получения и обработки «обратной связи» от жителей города – обращений, предложений, жалоб Внедрение онлайн систем информирования граждан муниципального уровня, систем вовлечения граждан в жизнь города класса «Активный гражданин»
29. Система сбора и анализа статистики, работы с большими данными. Внедрение системы накопления статистических данных различных подсистем «Умного города», обеспечивающей интеграцию с системами 112 и АПК «Безопасный город» субъекта Российской Федерации. Автоматическое выявление закономерностей, предоставление статистических данных для оценки уровня достижения целевых показателей, создание прогнозов оптимизированого перераспределения ресурсов

 



Приложение 2. Возможные показатели эффективности проекта «Умные города субъекта Российской Федерации»

Критерии оценки «Умного города» Показатели

Эффективное управление городом и вовлеченность населения в процессы принятия общегородских решений

Индекс IQ города [1] Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления муниципального района (по данным социального опроса и мониторинга социальных сетей и СМИ) Доля городского имущества, вовлеченного в хозяйственную деятельность (оборот) с помощью систем «Умный город»  Доля решений о развитии и функционировании города, принятых с участием жителей путем электронного голосования за год Доля жителей, старше 14 лет, имеющих возможность участвовать в принятии решений по вопросам городского развития с использованием цифровых технологий за год

Дата: 2019-04-23, просмотров: 259.