Сущность права
ПРАВО КАК СРЕДСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
В этом состоит его основная сущность.
Попытаемся рассмотреть вопрос о социальном назначении права, указать на общественные потребности и функции, которые делают его необходимым для людей. Право принадлежит к организующим факторам, упорядочивающим и регулирующим нашу жизнь. По природе своей оно есть нормативный регулятор, его социальное действие выражается в регулировании жизненных процессов общества, которые люди пытаются сознательно организовать, привести в некий порядок, а затем поддерживать, контролировать, сохранять ради определённых, признанных культурным сообществом целей.
Порядок и право связаны единством: там, где начинается устройство порядка, из хаотического, неустойчивого состояния возникают законосообразные структуры, там ощущается воздействие права, развёртываются его общественные функции. Право – это способ социальной регуляции, оно представляет собой нормативно-регулятивную систему, которая действует в тесном блоке с моралью, религией, политикой, этикетом и другими нормативными регуляторами. Всю систему социальных норм, представленных в праве, морали, религии и т.д., можно рассматривать как проявление соционормативной культуры общества. Правовое регулирование составляет лишь часть соционормативного регулирования общества.
Под социальным регулированием понимается процесс упорядочивания общественных отношений путём подчинения их определённым правилам (нормам). Регулировать отношения между людьми – значит подчинять человеческие действия правилу, делать эти отношения правильными с точки зрения общества и государства. Регулирование есть внесение правила или меры в управляемый процесс, чтобы организовать его как более или менее чётко определённый, отвечающий закономерностям общественного развития. Управление без регулирования невозможно, управлять можно только по заранее установленным правилам, нормам. Социальное регулирование во всех своих видах даёт возможность строить человеческое поведение и оценивать его в едином измерении, по единому масштабу. В процессе регулирования достигается множество позитивных эффектов, которые делают возможной совместную жизнь людей.
ПОНЯТИЕ ПРАВА
Теперь обратимся к вопросу, как понимать право. Все нормативно-регулятивные системы выстроены из структурных элементов, расположенных на трёх уровнях, – нормы, отношения и идеи. Если речь идёт о морали, то это моральные нормы, моральные отношения, моральные (нравственные) идеи; в религиозной системе выделяются религиозные нормы, религиозные отношения, религиозные идеи; применительно к политике можно говорить о политических нормах, политических отношениях и политических идеях. Право в качестве нормативно-регулятивной системы включает многообразные и разнородные элементы, распределённые по уровням, – правовые нормы, правовые отношения и правовые идеи.
Первый уровень – нормативный. Это уровень, представленный общеобязательными правилами поведения, т.е. юридическими нормами, рассчитанными на многократное применение и адресованными неопределённому кругу лиц. Эти нормы даны обществу в правовой форме закона, писаного нормативного правового акта, но они могут содержаться также в юридических обычаях и прецедентах, в особых нормативных договорах. Самым примечательным явлением на этом уровне выступает законодательство, система законов и подзаконных актов, включающая в себя основную массу юридических норм, разделённую на отдельные правовые отрасли, подотрасли и институты.
Второй уровень – практический. Урегулированные юридическими нормами отношения, таким образом, становятся правовыми, их участники выступают как носители взаимных прав и обязанностей, воспринимают друг друга в качестве субъектов права. Важнейшей специфической особенностью отношений, складывающихся в области права, является именно этот момент – отдельные индивиды и их объединения становятся субъектами права, физическими и юридическими лицами, обладающими в рамках реальных правоотношений взаимными правами и обязанностями. Если мы говорим, что у этого человека есть право на конкретно определённую вещь или действие, то это значит, что он состоит в отношениях с неким обязанным лицом, которое должно обеспечить это право. Огромная масса правовых отношений находится в постоянном движении, юридические связи между людьми возникают, изменяются, прекращаются, вновь возникают и т.д.
Два предшествующих уровня права находятся в двусторонней связи с третьим уровнем правовых идей. Они его порождают в том смысле, что все идеи, идейные и идеальные конструкции возникают в результате осознания мира объектов, предметов, проверяются практикой. На этом уровне развёртываются различные виды правосознания, которое представляет собой совокупность взглядов, понятий, чувств и переживаний, выражающих отношение людей к праву, как оно есть и каким должно быть (о правосознании ещё предстоит подробный разговор).
В ходе познания юридической действительности и на базе соответствующих идей люди вырабатывают различного рода концепции, теории, учения, формируют идеологические, целевые, ценностные и социально-психологические установки правового поведения. В тех случаях, когда люди не удовлетворены состоянием нормативной сферы или обнаруживают недостатки в законодательстве, юридической практике, появляются идеи, которые через соответствующие правотворческие процессы, законодательные процедуры могут трансформироваться в новые правовые нормы.
Уровни права связаны между собой, на основе этих многосторонних и разнонаправленных связей действуют механизмы модернизации, обновления права, становится возможной динамика юридических институтов. Происходит, таким образом, круговращение элементов права. нормы права (правовые нормы) приводят к возникновению, изменению и прекращению правоотношений; последние через правосознание порождают идеи, идеологии, правовые ценности; а они через процесс законодательства становятся нормами права либо в иной форме оказывают непосредственное воздействие на юридическую практику. Условно это можно представить в виде следующей схемы:
Нормы права
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ
С целью более полного изучения, а также выявления практических возможностей применения правовые нормы принято классифицировать, т. е. группировать, по разновидностям.
Основания (критерии) для классификации выдвигаются самые разные (их число у некоторых авторов доходит до 12). Есть среди них классификации по назначению (функциям), по содержанию, по отраслям права, по способу регулирования, по предмету регулирования, по обязательности нормы, по форме выражения и т. д.
Охарактеризуем некоторые виды правовых норм.
• Одной из наиболее распространённых классификаций является подразделение правовых норм в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений. На этом основании выделяют две обширные группы: нормы материального права и нормы процессуального права.
Нормы материального права регулируют различные стороны общественных отношений – экономические, политические, социальные и иные, так называемые материальные отношения.
Эти нормы определяют правовой статус граждан (права и обязанности), взаимоотношения между гражданами и их организациями, закрепляют основы конституционного строя (определяют государственное устройство, структуру и компетенции государственных органов, принципы их организации и деятельности и т. д.).
Нормы процессуального права регламентируют (устанавливают) порядок исполнения и защиты норм материального права. Так, право собственности – материальное право. Судебная защита этого права (в случае его нарушения) – процессуальное право.
• Очень близкой к предыдущей является классификация норм по их отраслевой принадлежности (отраслевому принципу). Иначе говоря, нормы права делятся на различные виды по своей принадлежности к той или иной отрасли права: правовые нормы конституционного, гражданского, трудового, семейного, уголовного, экологического права и т. д.
• Ещё один вид классификации – в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний. По данному критерию нормы подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права определённые правомочия, т. е. возможность поступать тем или иным образом. Эти нормы говорят о допустимости тех или иных действий. Например, в части 3 статьи 6 Конституции РФ записано: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его». Ясно видим управомочивающее положение, согласно которому гражданина Российской Федерации никто не может лишить его права гражданства и вместе с тем права изменить его.
Обязывающие нормы. Название говорит само за себя: эти нормы права жёстко предписывают субъекту права совершать строго определённые правомерные действия. Так, согласно статье 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Понятно, что запрещающие нормы содержат запрет совершать те или иные противоправные деяния (иначе устанавливают обязанность не совершать определённые действия, запрещают или не допускают определённые варианты поведения). Подобные нормы характерны прежде всего для уголовного и административного права, но имеются и в других отраслях права. Так, в части 5 статьи 13 Конституции РФ содержится запрет на создание и деятельность общественных объединений, действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Задания |
2. В структуре правовой нормы, как вы знаете, каждому элементу отведена своя роль. В правоведении поэтому существует выражение: «Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, а без санкции бессильна». Раскройте содержание этого выражения (каждой из трёх его составляющих).
3. В части 1 статьи 26 Гражданского кодекса РФ записано: «Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки… с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя».
Проанализируйте правовую норму и назовите её составные части.
4. Познакомьтесь с отдельными нормами ГК РФ.
«Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее её» (ч. 1, ст. 227).
«Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи» (ч. 2, ст. 229).
«Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается» (ч. 2, ст. 235).
Объясните, какие виды норм приведены выше, если классифицировать их в зависимости от характера содержащихся в них предписаний.
Источники права
ЧТО ТАКОЕ ИСТОЧНИК ПРАВА?
Как вы уже знаете, право берёт своё начало в жизнедеятельности человека и общества. Его основанием служит объективная реальность, общественные отношения (экономические, политические, культурные и т. д.), воля граждан, воля народа, воля государства. Совокупность объективных причин, способствующих формированию права, некоторые юристы называют материальным источником права. Когда право становится юридической реальностью (т. е. официально закрепляется в виде нормативно-правовых актов), оно должно иметь доступную форму выражения. Внешнюю форму выражения содержания права принято называть формой права. В современном правоведении понятия «источник права» и «форма права» чаще всего отождествляют. Этой точки зрения мы и будем придерживаться.
Итак, источники права – это официально закреплённые формы внешнего выражения содержания права. Традиционно в группу основных включают нормативно-правовой акт, правовой обычай и судебный прецедент.
Система права
Любая система (от греч. systema – целое, составленное из частей) представляет собой некую упорядоченную совокупность – целостное единство – взаимодействующих элементов. Понять, что такое система права, – значит дать ответ, как минимум, на два вопроса: из каких частей (элементов) состоит право и как эти части связаны между собой?
ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА
Прежде всего напомним, что система права любой страны складывается объективно, под воздействием реально существующих общественных отношений – политических, идеологических, экономических, культурных и т. д. В подтверждение объективности существования системы права правоведы указывают, что в большинстве современных цивилизованных государств функционируют однородные отрасли права – конституционное (государственное), гражданское, семейное, административное, финансовое, уголовное и т. д.
Наряду с объективной социальной обусловленностью (детерминацией) следует указать и некоторые другие черты системы права. Так, для неё характерны дифференцированность и вместе с тем единство.
Дифференцированность означает внутреннее разделение единой системы права на части (нормы, отрасли, институты), что объективно обусловлено многообразием сфер общественной жизни, нуждающихся в правовой регуляции. Единство внутреннего строения системы права обеспечивается взаимосвязанностью и непротиворечивостью её частей. Такое единство объективно обусловлено внутренним единством самой системы общественных отношений, целостностью основных процессов жизнедеятельности общества.
Итак, систему права можно определить как обусловленную системой общественных отношений совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и не противоречащих друг другу частей (элементов) – норм, отраслей, институтов.
Заметим: не следует отождествлять понятия «система права» и «правовая система». Если в первом случае речь идёт, как вы уже поняли, о внутреннем строении права, то во втором – о правовой организации общества в целом, т. е. о совокупности всех юридических средств, институтов и учреждений, существующих в государстве. Это не только нормы права, но и правовая идеология, правосознание, правовая культура, правовая практика и т. п. Система права лишь одно из слагаемых правовой системы.
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ПРАВА
Норму права называют первичным элементом системы права. Напомним: главное её назначение – регулировать общественные отношения, устанавливать и поддерживать единый юридический порядок. Однако правовые нормы регулируют не все, а лишь наиболее важные с точки зрения государства общественные отношения. Существуют, как вы уже знаете, отношения, которые регулируются неправовыми нормами – нормами обычаев, морали и др. (например, некоторые межличностные отношения).
Нормы права как первичный элемент системы являются тем строительным материалом, из которого формируются и отрасли, и институты права. Таким образом, система права складывается из множества различных норм, регулирующих различные виды общественных отношений.
Скажем, сферу семейных отношений (т. е. все отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье) регулируют нормы семейного права; сферу имущественных отношений и связанных с ними личных неимущественных отношений регулируют нормы гражданского права, а сферу отношений, касающихся порядка сбора и распределения денежных средств, – нормы финансового права и т. д.
Отрасль права – это самая крупная часть системы права. Отрасли права не изобретаются правоведами. Они формируются естественным путём – из практической потребности общества в правовой регуляции той или иной области человеческих отношений.
Таким образом, отрасль права можно определить как объективно сложившуюся совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих определённую сферу однородных общественных отношений (например, имущественных, управленческих, трудовых, семейных и др.).
Институт права является составной частью, отдельным звеном отрасли. Если норма права – первичный элемент системы права, то институт – это первичное объединение, первичная группа близких по содержанию (однопорядковых) правовых норм. Такая группа норм складывается (обособляется) внутри отрасли права, но в отличие от неё регулирует не целую сферу, а только отдельный участок (сторону) однопорядковых общественных отношений внутри сферы. Как и сама отрасль, институт права формируется объективно – под влиянием естественно возникающих потребностей общества.
Итак, институт права можно определить как объективно обособившуюся внутри отрасли права группу однопорядковых юридических норм, регулирующих отдельные стороны общественных отношений. Например, в гражданском праве существует правовой институт собственности, представляющий собой группу однопорядковых норм, регулирующих отношения собственности. В целом же каждая отрасль права складывается из множества различного вида правовых институтов. Так, в трудовом праве (сфера трудовой экономической деятельности) есть институт приёма на работу и увольнения; институт трудового договора; институт рабочего времени; институт дисциплины труда и т. д. В уголовном праве (сфера уголовно-правовых отношений) выделяют институт преступлений против жизни и здоровья; институт преступлений против чести, свободы и достоинства личности; институт преступлений против собственности; институт экологических преступлений и т. д.
Основные отрасли российского права вам уже знакомы. Углублённый разговор о них ещё предстоит на последующих занятиях. А пока напомним, что весь массив отраслей (а их в системе права РФ насчитывается около 30) подразделяют на отрасли материального права и отрасли процессуального права.
Нормы отраслей материального права закрепляют права и обязанности субъектов права в определённой сфере правовой регуляции общественных отношений. Эту группу составляют почти все известные вам отрасли права – конституционное, гражданское, административное, экологическое, семейное, уголовное и др.
Нормы отраслей процессуального права закрепляют порядок (процедуру, форму) осуществления и защиты тех прав, которые предусмотрены нормами материального права. К этой группе отраслей относят гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право.
Вам, вероятно, известно из курса основной школы, что существует также деление права на частное и публичное. Суть его выразили ещё древнеримские юристы, полагавшие, что публичное право «относится к положению… государства, а частное… к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении».
К отраслям публичного права обычно относят конституционное (государственное) право, административное, финансовое, уголовное и отрасли производственного права; к отраслям частного – гражданское, семейное, торговое и т. д. Вместе с тем современные исследователи подчёркивают, что деление права на чисто публичное и чисто частное не следует абсолютизировать. Любая норма права в любой отрасли права объединяет в себе оба начала: и публично-правовое, и частно-правовое. Подлинный смысл разделения состоит в том, чтобы констатировать наличие публично-правового и частно-правового компонентов во всех нормах и отраслях, т. е. выразить правовое значение как общественных, так и частных интересов в их взаимосвязи.
Задания |
2. Составьте в тетради схему «Основные структурные элементы системы права», соблюдая при этом необходимые уровни субординации (соподчинения) частей.
3. Известно, что юридическое деление права на частное и публичное активно развивалось в работах отечественных правоведов вплоть до 1917 г. В СССР официальное советское правоведение отрицательно относилось к идее такого деления, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность буржуазного строя. В современной России это учение вновь активно развивается. Как вы можете объяснить приведенные факты?
Мысли мудрых |
«Согласовать один закон с другим есть лучший метод их толкования».
«Удобство частных лиц должно отступить перед общим благополучием. Неудобство частных лиц возмещается общим благополучием».
«Последующий закон отменяет предыдущий».
«Никто не может устанавливать законов для самого себя».
Римские юридические изречения
«Не право выводится из правила (нормы), а правило (норма) – из существующего права».
«Действие(сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, наказывать».
«Право есть господство того, что считается правильным».
«Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вреда другому, каждому воздавать должное (по заслугам)».
Римские юридические изречения
Сущность права
ПРАВО КАК СРЕДСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
В этом состоит его основная сущность.
Попытаемся рассмотреть вопрос о социальном назначении права, указать на общественные потребности и функции, которые делают его необходимым для людей. Право принадлежит к организующим факторам, упорядочивающим и регулирующим нашу жизнь. По природе своей оно есть нормативный регулятор, его социальное действие выражается в регулировании жизненных процессов общества, которые люди пытаются сознательно организовать, привести в некий порядок, а затем поддерживать, контролировать, сохранять ради определённых, признанных культурным сообществом целей.
Порядок и право связаны единством: там, где начинается устройство порядка, из хаотического, неустойчивого состояния возникают законосообразные структуры, там ощущается воздействие права, развёртываются его общественные функции. Право – это способ социальной регуляции, оно представляет собой нормативно-регулятивную систему, которая действует в тесном блоке с моралью, религией, политикой, этикетом и другими нормативными регуляторами. Всю систему социальных норм, представленных в праве, морали, религии и т.д., можно рассматривать как проявление соционормативной культуры общества. Правовое регулирование составляет лишь часть соционормативного регулирования общества.
Под социальным регулированием понимается процесс упорядочивания общественных отношений путём подчинения их определённым правилам (нормам). Регулировать отношения между людьми – значит подчинять человеческие действия правилу, делать эти отношения правильными с точки зрения общества и государства. Регулирование есть внесение правила или меры в управляемый процесс, чтобы организовать его как более или менее чётко определённый, отвечающий закономерностям общественного развития. Управление без регулирования невозможно, управлять можно только по заранее установленным правилам, нормам. Социальное регулирование во всех своих видах даёт возможность строить человеческое поведение и оценивать его в едином измерении, по единому масштабу. В процессе регулирования достигается множество позитивных эффектов, которые делают возможной совместную жизнь людей.
ПОНЯТИЕ ПРАВА
Теперь обратимся к вопросу, как понимать право. Все нормативно-регулятивные системы выстроены из структурных элементов, расположенных на трёх уровнях, – нормы, отношения и идеи. Если речь идёт о морали, то это моральные нормы, моральные отношения, моральные (нравственные) идеи; в религиозной системе выделяются религиозные нормы, религиозные отношения, религиозные идеи; применительно к политике можно говорить о политических нормах, политических отношениях и политических идеях. Право в качестве нормативно-регулятивной системы включает многообразные и разнородные элементы, распределённые по уровням, – правовые нормы, правовые отношения и правовые идеи.
Первый уровень – нормативный. Это уровень, представленный общеобязательными правилами поведения, т.е. юридическими нормами, рассчитанными на многократное применение и адресованными неопределённому кругу лиц. Эти нормы даны обществу в правовой форме закона, писаного нормативного правового акта, но они могут содержаться также в юридических обычаях и прецедентах, в особых нормативных договорах. Самым примечательным явлением на этом уровне выступает законодательство, система законов и подзаконных актов, включающая в себя основную массу юридических норм, разделённую на отдельные правовые отрасли, подотрасли и институты.
Второй уровень – практический. Урегулированные юридическими нормами отношения, таким образом, становятся правовыми, их участники выступают как носители взаимных прав и обязанностей, воспринимают друг друга в качестве субъектов права. Важнейшей специфической особенностью отношений, складывающихся в области права, является именно этот момент – отдельные индивиды и их объединения становятся субъектами права, физическими и юридическими лицами, обладающими в рамках реальных правоотношений взаимными правами и обязанностями. Если мы говорим, что у этого человека есть право на конкретно определённую вещь или действие, то это значит, что он состоит в отношениях с неким обязанным лицом, которое должно обеспечить это право. Огромная масса правовых отношений находится в постоянном движении, юридические связи между людьми возникают, изменяются, прекращаются, вновь возникают и т.д.
Два предшествующих уровня права находятся в двусторонней связи с третьим уровнем правовых идей. Они его порождают в том смысле, что все идеи, идейные и идеальные конструкции возникают в результате осознания мира объектов, предметов, проверяются практикой. На этом уровне развёртываются различные виды правосознания, которое представляет собой совокупность взглядов, понятий, чувств и переживаний, выражающих отношение людей к праву, как оно есть и каким должно быть (о правосознании ещё предстоит подробный разговор).
В ходе познания юридической действительности и на базе соответствующих идей люди вырабатывают различного рода концепции, теории, учения, формируют идеологические, целевые, ценностные и социально-психологические установки правового поведения. В тех случаях, когда люди не удовлетворены состоянием нормативной сферы или обнаруживают недостатки в законодательстве, юридической практике, появляются идеи, которые через соответствующие правотворческие процессы, законодательные процедуры могут трансформироваться в новые правовые нормы.
Уровни права связаны между собой, на основе этих многосторонних и разнонаправленных связей действуют механизмы модернизации, обновления права, становится возможной динамика юридических институтов. Происходит, таким образом, круговращение элементов права. нормы права (правовые нормы) приводят к возникновению, изменению и прекращению правоотношений; последние через правосознание порождают идеи, идеологии, правовые ценности; а они через процесс законодательства становятся нормами права либо в иной форме оказывают непосредственное воздействие на юридическую практику. Условно это можно представить в виде следующей схемы:
Дата: 2019-04-23, просмотров: 624.