· накопление информации, изучение и выявление потребностей для создания правового акта
· принятие решения о подготовке правового акта
· разработка идеи будущего акта
Вторая стадия – период подготовки правового акта
Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
Правом законодательной инициативы обладают:
· Президент РФ
· Совет Федерации
· члены Совета Федерации
· депутаты Государственной Думы
· Правительству РФ
· законодательные органы субъектов Федерации
· Конституционному Суду РФ, Верховному Суду по вопросам их ведения
Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождение от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены при наличии заключения Правительства Российской Федерации
Третья стадия – обсуждение и принятие законопроекта
Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ.
Обсуждение законопроекта в Государственной Думе проходит в трех чтениях, если иное не предусмотрено законодательством. В рассмотрении законопроекта обычно участвуют комитеты палаты. Профильный комитет, в котором закон готовился с самого начала, дорабатывает его в соответствии с замечаниями.
При голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется согласие не менее 2/3 голосов депутатов Государственной Думы.
Принятый Государственной Думой закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
· Федерального бюджета
· федеральных налогов и сборов
· финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной политики
· ратификации (утверждения) и денонсации (аннулирования) международных договоров РФ
· статуса и защиты государственной границы РФ
· войны и мира
Четвертая стадия – подписание Президентом РФ и опубликование
Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ – заключительная часть законодательного процесса.
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется главе государства для его подписания. Президент должен принять свое решение в течение 14 дней.
После этого глава государства либо подписывает закон, и он вступает в силу в установленном порядке, либо отклоняет его. Кроме того, Президент может отправить закон на доработку, вернув его в соответствующую палату. В случае наложения Президентом вето парламент может его преодолеть. Для этого он должен повторно рассмотреть законопроект и одобрить его большинством не менее двух третий голосов от общего количества членов Федерального Собрания.
В таком случае Президент РФ в течение семи дней подлежит подписанию в течение семи дней и опубликованию.
Через 10 дней после опубликования закон вступает в силу.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 202.