Именно на этих советах как одном из высших органов коллективного руководства школой правомерно ставить важнейшие проблемы мастерства учителей. В значительной мере эти проблемы могут не только ставиться, но и решаться на заседании педагогического совета. В рамках педсовета возможны теоретические сообщения, выступления из опыта работы учителей, их творческие отчеты.
Однако для проведения полноценного педагогического совета, связанного с методическими проблемами, он должен быть тематическим. Тщательный выбор темы педагогического совета позволяет заранее выстроить его сценарий. Выбор темы педагогического совета лучше всего осуществлять после исследования наиболее актуальных проблем коллектива. Общепедагогические темы, которые мало волнуют коллектив конкретного образовательного учреждения, будут вяло обсуждаться. Например, в коллективе наметился явный волюнтаризм в оценивании учебного труда учащихся, появилось много неоправданных двоек. В том случае нелишней на педагогическом совете будет тема «Отметка и оценка — в чем разница?». Или коллектив «застоялся», явно тяготится старыми формами обучения, невольно ищет новое. Тогда уместным будет организовать педагогический совет с освещением новых педагогических технологий.
Тематический педагогически совет нужно тщательно готовить. Особо внимательно нужно выбирать форму проведения педагогического совета. Дискуссионную тему лучше выстроить в форме диспута. Темы с творческим началом тяготеют к игровым формам (деловая игра). В любом случае, тематический педагогический совет в форме выслушивания докладов принесет мало пользы.
Очень полезно начинать коллективную работу над темой педагогического совета заранее. За недели до педагогического совета можно ознакомить коллектив с его тематикой, специально заострив полемичность проблемы. Тогда в коллективе начнется невольное обсуждение заявленной темы, которому педагогический совет подведет итог.
Обычный педагогический совет должен завершаться решением. Он ведь и собирается, чтобы что-то решить. Но для тематического педагогического совета итоговые решения — настоящая беда. Большинство полемических тем не терпят формального «пришпиливания», у них и решение-то не всегда есть. Хорошим итогом тематического педагогического совета будет продолжающаяся после его завершения полемика в коллективе.
Консультирование
Из разнообразных форм методической работы в образовательном учреждении консультирование педагогов отличается особенной направленностью воздействия. Это индивидуальные и групповые консультации, консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам отдельных педагогов.
Прежде всего, хочется напомнить, что любая консультация требует проводящего ее особой подготовки и профессиональной компетентности. В связи с этим нелишним будут напомнить, что в отличие от «чистого знания», «компетентность» предполагает присвоение и практическое применение знания. Компетентный человек не только хорошо знает предмет консультации, но и имеет свое мнение о нем, умеет его применить на практике в различных ситуациях. Только тогда процесс консультации пройдет плодотворно.
Во многих образовательных учреждениях консультации проводятся по плану, составленному на учебный год. Основные консультации записываются в годовой план работы учреждения. Но при этом, обязательно отводится время на спонтанные консультации, необходимость в которых возникает довольно часто.
Сами консультации, особенно индивидуальные, обычно проводится в форме бесед. При этом, важным фактором являются коммуникативные качества консультанта, умение создать теплую, доверительную атмосферу. Поистине губительной для этой формы методической работы стала «начальственная» манера проведения консультаций. Такая консультация ничего, кроме раздражения у педагога не оставляет.
Используя разные методы при проведении консультаций, консультант не только ставит задачи передачи определенных педагогам, но и стремиться сформировать у них творческое отношение к деятельности. Например, при проблемном изложении материала формируется проблема, и вместе ищутся пути ее решения. При использовании частично-поискового метода проведения консультаций участники активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений.
При обмене опытом между участниками консультации, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 166.