Заголовок дела - краткое обозначение сведений о составе и содержании документов в деле.
Заголовок дела - важнейший элемент номенклатуры дел.
В номенклатуру дел включаются:
- заголовки дел документов, составляемые в данной организации (учреждении);
- заголовки дел документов, поступающие в организацию (учреждение) из других организаций;
- заголовки дел документов общественных организаций, подразделений действующих на общественных началах;
- заголовки дел для группировки документов с грифом "Для служебного пользования" (ДСП) и справочные картотеки, журналы учета документов и изданий с грифом "ДСП";
- дела временно действующих органов, документы которых служат правовым основанием для подтверждения полномочий организаций (учреждения) или прекращения ее деятельности;
- заголовки дел, не завершенных Ведение профессиональных документовм дел ликвидированной организации, правопреемником которой является организация (учреждение).
В номенклатуру дел заголовки печатных изданий не включаются.
Основные требования к содержанию заголовка: - четко и в обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела (например, "Приказы ректора университета по основной деятельности"); - заголовок должен быть конкретным и исключать различные толкования;
- избегать неконкретных формулировок (например "разные документы", "общая переписка").
Заголовок дела состоит из элементов, располагаемых в следующей последовательности:
- название вида дела (переписка, журнал и т.д.) или разновидности документов (протоколы, приказы и т.д.);
- название организации или структурного подразделения (автор документа);
- название организации, которой будут адресованы или от которой будут получены документы (адресат или корреспондент документа);
- краткое содержание документов дела;
- название местности (территории), с которой связано содержание документов дела;
- даты (период), к которым относятся документы дела;
- указание на копийность документов дела.
1 Состав элементов заголовка дела определяется характером документов дела.
Дело - совокупность документов или документ, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности, помещенные в отдельную обложку.
2 Понятие "дело" употребляется в заголовках судебных, следственных, личных (персональных), арбитражных и других делах, содержащих документы, связанные последовательностью делопроизводства по одному конкретному вопросу. Например "Дело № 5-63 (А) по иску Луганского ЦСССДМ " к Управлению социальной политики " о взыскании....." Название документа в заголовке дела указывается в единственном или множественном числе (при группировке в деле документов одного названия) (Например " Протоколы собраний акционеров предприятия").
Термин "документы" употребляется в заголовках дел, содержащих документы по одному вопросу, но не связанных последовательностью делопроизводства, в конце заголовка в скобках обязательно указываются основные разновидности документов, которые сгруппированы в деле.
Например " Кассовые документы (приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер)".
Термин "документ" применяется также в заголовках дел, содержащих документы - приложения к какому-либо документу. Например "Документы к протоколам заседания ученого Совета.
В заголовках дел, содержащих плановую или отчетную документацию, указывается период (месяц, квартал, год) на (за) который составлены документы, вид документа (план, отчет) и автор. Например "Годовой бухгалтерский отчет Луганского ЦСССДМ " за 2017 год".
При заведении личных дел фамилия, имя, отчество лица, на которое заводится дело, указываются в именительном падеже.
В наименованиях дел, содержащих документы по вопросам переписки, уточняются, с кем и по какому вопросу она ведется. При указании в заголовке дела корреспондента необходимо учитывать следующее:
- если переписка ведется с однородными корреспондентами, то они не перечисляются, а указываются обобщенно. Например "Переписка института с высшими учебными заведениями по научным вопросам";
- если переписка ведется с разнородными корреспондентами, то они не указываются. Например, "Переписка об организации региональной научно-практической конференции " Гуманитарное образование в ЛНР"";
- если переписка ведется с одним корреспондентом, его указывают в заголовке дела. Например "Переписка с Министерством образования ЛНР по учебным вопросам".
При обозначении в заголовках дел административно-территориальных единиц учитывается следующее: если содержание дела касается нескольких однородных административно-территориальных единиц, в заголовке дела не указываются их конкретные названия, а указывается их общее видовое название. Например "Переписка с главами администраций районов по социальным вопросам".
5. Порядок составления и утверждения номенклатуры дел
Номенклатура дел организации (учреждения) на предстоящий календарный год составляется в последнем квартале предшествующего года службой документационного обеспечения управления по установленной форме Приложение на основании номенклатуры дел структурных подразделений организации (учреждения).
Названиями разделов номенклатуры дел организации (учреждения)являются названия структурных подразделений , расположенных в соответствии с утвержденной структурой и штатным расписанием организации (учреждения). Первым разделом обязательно ставится служба документационного обеспечения управления (общий отдел), т.к. собирается организационно-правовая и организационно-распорядительная документация, характеризующая деятельность организации. Общественные организации указываются в конце номенклатуры дел наименований после структурных подразделений. Расположение разделов в номенклатуре дел закрепляется индексом структурного подразделения.
Номенклатура дел организации (учреждения) представляет собой многостраничный документ. Первый лист номенклатуры дел оформляется на общем бланке организации формата А4. Страницы нумеруются арабскими цифрами посередине верхнего поля листа.
Номенклатура дел организации (учреждения) печатается, а затем тиражируется в необходимом количестве экземпляров. Первый экземпляр хранится в службе документационного обеспечения управления, второй -- используется службой делопроизводства как рабочий экземпляр, третий - в качестве учетного документа находится в архиве организации, четвертый - в государственном архиве.
При составлении номенклатура дел визируется заведующим архивом организации,(учреждения),подписывается руководителем службы делопроизводства и после одобрения ЭК организации направляется на согласование с экспертно-проверочной комиссией соответствующего архивного учреждения, после чего утверждается руководителем организации (учреждения).
Согласованная с архивными учреждениями номенклатура дел в конце каждого года уточняется, перепечатывается, утверждается руководителем организации, (учреждения) и вводится в действие с 1 января следующего календарного года.
Номенклатура дел пересогласовывается с архивными учреждениями не реже чем раз в 5 лет. В случае реорганизации она подлежит пересоставлению, согласованию и утверждению независимо от срока ее согласования.
После утверждения номенклатуры дел руководителем организации (учреждения) для структурных подразделений и общественных организаций делаются выписки соответствующих им разделов для использования в работе.
Номенклатура дел организации (учреждения) является документом постоянного хранения и как самостоятельное дело подлежит учету по номенклатуре дел службы делопроизводства.
В организациях, не передающих документы на государственное хранение, разработанные номенклатуры дел ежегодно рассматриваются на заседании ЭК организации. После одобрения ЭК номенклатуры дел утверждаются руководителем организации. Срок хранения их не менее 10 лет.
6. Требования к заполнению формы номенклатуры дел
Составляют номенклатуру по форме, установленной Основными правилами работы ведомственных архивов (Схема). Номенклатура содержит в себе пять граф:
1 - индекс дела;
2 - заголовок дела (тома, части);
3 - количество дел (томов, частей);
4 - срок хранения дела (тома, части) и № статей по перечню;
5 - примечание.
Схема Наименование организации УТВЕРЖДЕНОНОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ Наименование должности руководителя_____________№_______ организации Подпись Расшифровка на ____________год подписи ДатаИндекс дела | Заголовок дела (тома, части) | Кол-во дел (томов, частей) | Срок хранения дела (тома, части) и № статей по перечню | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
службы делопроизводства Подпись подписи Дата Виза заведующего архивом (лица, ответственного за архив) ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО Протокол ЦЭК (ЭК) Протокол ЭПК архивного учрежденияот __________№______ от ___________№_______
Формат А4 (210х297 мм)
Графа первая - "Индекс дела".
Проставляется индекс каждого дела, включенного в номенклатуру дел, который состоит из индекса структурного подразделения и порядкового номера дела. Этот порядок индексирования закрепляется в инструкции по ведению делопроизводства. Индексы обозначаются арабскими цифрами.
Группы цифр индекса отделяются одна от другой с помощью тире.
Например: 06-02 06 - индекс факультета (структурное подразделение университета)
02 - Приказы ректора университета по основной деятельности. (Копии).
В номенклатуре дел рекомендуется сохранять одинаковые индексы для однородных дел в преледах разных структурных подразделений одной организациии (учреждения).
Графа вторая - "Заголовок дела (тома, частей)"
В эту графу включают заголовки дел (томов, частей), отражающих документируемые участки и вопросы деятельности организации (учреждения).
Порядок расположения заголовков дел внутри разделов и подразделов номенклатуры определяется степенью важности документов, составляющих дела.
В начале располагаются заголовки дел, содержащих организационно-правовую, организационно-распорядительную документацию. Заголовки дел документов вышестоящих инстанций располагают выше заголовков дел организации. Затем располагают заголовки дел, содержащих плановые и отчетные документы.
Графа третья - "Количество дел (томов, частей)"
Заполняется эта графа в конце года, указывается количество дел (томов, частей).
Графа четвертая - "Срок хранения дела (тома, части) и № статей по перечню"
Указываются сроки хранения дел, номера статей со ссылкой на перечень (типовой, ведомственный), а при его отсутствии на типовую или примерную номенклатуру дел. Для некоторых документов не устанавливают конкретные сроки хранения, а хранят "до минования надобности" (Например, инструктивные письма вышестоящих организаций, присланные для сведения) или "до замены новыми" (например положения о структурном подразделении, должностная инструкция). В указанных случаях проставляются эти отметки и отметка "ЭК", которая обозначает, что по окончанию делопроизводственного года должно быть подвергнуто экспертизе ценности с возможным выделением некоторых документов на постоянное или временное хранение.
Графа пятая - "Примечание"
Заполняется в течение всего срока действия номенклатуры дел. Своевременно службой делопроизводства проставляется отметка о заведении новых дел, о передаче дел в архив, о преходящих делах, о выделении дел к уничтожению, о лицах, ответственных за формирование дел. В этой же графе при переносе информации с машинного носителя делается пометка с указанием дополнительных сведений о местонахождении документа на машинном носителе. В конце года в номенклатуре заполняется итоговая запись о категориях и количестве заведенных и включенных в номенклатуру дел. Обязательно указывается количество дел постоянного срока хранения, со сроком хранения свыше 10 лет и со сроком хранения до 10 лет включительно. После итоговой записи делается отметка с указанием должности лица, сделавшего отметку, его подписи и расшифровки подписи. Проставляется дата составления итоговой записи.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 200.