Выбор оптимального варианта трассы сводится к выявлению такого положения головной магистрали, при котором суммарная металлоемкость ответвлений к потребителям имеет минимальное значение.
В этом случае используется метод математической статистики, который позволяет найти уравнение прямой (кривой) линии, расположенной на минимальном расстоянии от нескольких случайных точек (метод наименьших квадратов).
Суть метода заключается в следующем. На генеральном плане населенного пункта, промплощадки или какой-либо другой территории произвольно наносится система координат XOY и на ней фиксируется положение потребителей (рис. 2).
Поскольку общая металлоемкость ответвлений прямо пропорциональна их суммарной длине и среднему диаметру, при выборе оптимального варианта трассировки головной магистрали необходимо учитывать не только количество и положение потребителей, но и их нагрузка.
Анализ гидравлических режимов эксплуатации систем газо- и теплоснабжения показывает, что диаметр трубопровода при прочих равных условиях определяется расходом транспортируемой среды G в степени m. Показатель степени имеет следующие численные значения:
газопроводы низкого давления m = 0,368;
трубопроводы тепловых сетей m = 0,38;
газопроводы высокого (среднего) давления m = 0,38.
Для определения расчетных координат головной магистрали распределительного трубопровода используется следующее выражение (6.1):
(6.1)
где x, y – расчетные координаты магистрали;
a, b – искомые параметры прямой.
Задача заключается в нахождении наименьшей суммы квадратов отклонений расчетных значений координат по уравнению
(6.2)
где n – количество ответвлений к потребителям;
xi, yi – заданные координаты потребителей.
Дифференцируя функцию S по искомым параметрам a и b и приравнивая полученные выражения к нулю, приходим к следующей системе:
(6.3)
решая которую, находим aopt, bopt и оптимальную трассировку трубопровода:
(6.4)
В частном случае, когда нагрузки потребителей одинаковы, то есть
Gi = const, целевая функция задачи (6.2) трансформируется в уравнение
(6.5)
Нахождение искомых значений параметров aopt, bopt сводится к решению следующей системы:
(6.6)
Пример: Найти оптимальную трассировку распределительного трубопровода на три потребителя с координатами
x1 = 1,0 км; y1 = 1,5 км;
x2 = 3,0 км; y2 = 2,5 км;
x3 = 5,0 км; y3 = 3,0 км;
x4 = 8,0 км; y4 = 9,0 км.
Нагрузки потребителей одинаковы.
Подставляя координаты в уравнение (6.6), получим
После преобразований имеем
откуда aopt = -0,45; bopt = 1,05.
Таким образом, оптимальное положение головной магистрали распределительного трубопровода определяется уравнением:
(6.7)
В общем случае, когда конфигурация головной магистрали представляет собой ломаную линию, содержащую k линейных участков, задача решается последовательно для каждого участка трубопровода. При этом условие оптимальной трассировки магистрали реализуется следующей системой уравнений:
где j = 1,2,….k. (6.8)
Если при реальном проектировании осуществить оптимальную трассировку не представляется возможным (специфика рельефа местности, особенности застройки населенного пункта и другие обстоятельства), принимаем тот вариант трассы, который обеспечивает максимальное приближение к оптимальному с учетом заданных ограничений.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 549.