Синонимы:. Индекс доходности инвестиций
Английские эквиваленты: Profitability index (PI).
Рассматриваемый показатель тесно связан с показателем чистой текущей стоимости, но, в отличие от последнего, позволяет определить не абсолютную, а относительную характеристику эффективности инвестиций.
Индекс рентабельности инвестиций (PI) рассчитывается по следующей формуле:
,
где TIC - полные инвестиционные затраты проекта.
Индекс рентабельности инвестиций отвечает на вопрос: каков уровень генерируемых проектом доходов, получаемых на одну единицу капитальных вложений. Для нашего примера(Пр6.1) индекс рентабельности составит:
PI = 1,0 + 5,34/150,0 = 1,0356
Показатель PI наиболее целесообразно использовать для ранжирования имеющихся вариантов вложения средств в условиях ограниченного объема инвестиционных ресурсов.
Внутренняя норма прибыли (IRR)
Синонимы: Внутренняя ставка доходности инвестиций . Внутренняя норма рентабельности. Внутренний коэффициент окупаемости. Внутренняя норма отдачи.
Английские эквиваленты : Internal rate of return (IRR).
Для использования метода чистой текущей стоимости нужно заранее устанавливать величину ставки дисконтирования. Решение подобной задачи может вызывать определенные затруднения. Поэтому весьма широкое распространение получил метод, в котором оценка эффективности базируется на определении критического уровня стоимости капитала, который может быть использован в данном инвестиционном проекте. Этот расчет получил название – метод "внутренней нормы прибыли проекта".
Расчет внутренней ставки доходности (IRR) осуществляется методом итеративного подбора такой величины ставки дисконтирования, при которой чистая текущая стоимость инвестиционного проекта обращается в ноль:
.
При расчете показателя IRR предполагается полная капитализация всех получаемых доходов. Это означает, что все генерируемые денежные средства направляются на покрытие текущих платежей либо реинвестируются с доходностью, равной IRR. Указанное предположение является, к слову, одним из самых существенных недостатков данного метода.
В нашем примере(Пр6.1) NPV = 0 при ставке сравнения 0,075:
NPV = 30 / 1,075 + 50 / 1,075^2 + 70 / 1,075^3 + 30 / 1,075^4 – 150 = 0,0 тыс.у.е.
В связи с этим внутренняя норма прибыли IRR рассматриваемого проекта составит 7,5%
Интерпретационный смысл внутренней ставки доходности заключается в определении максимальной стоимости капитала, используемого для финансирования инвестиционных затрат, при котором собственник (держатель) проекта не несет убытков.
Дисконтированный срок окупаемости инвестиций
Синонимы: Дисконтированный срок возврата капиталовложений.
Английские эквиваленты : Discounted pay-back period.
Метод определения дисконтированного срока окупаемости инвестиций в целом аналогичен методу расчета простого срока окупаемости, однако свободен от одного из недостатков последнего, а именно - от игнорирования факта не равноценности денежных потоков, возникающих в различные моменты времени.
Условие для определения дисконтированного срока окупаемости может быть сформулировано как нахождение момента времени, когда текущая стоимость доходов, получаемых при реализации проекта, сравняется с объемом инвестиционных затрат.
Для определения дисконтированного срока окупаемости необходимо решить следующее уравнение:
,
где DPBP - дисконтированный срок окупаемости, NCFi - чистый эффективный денежный поток на i-ом интервале планирования, RD - ставка дисконтирования (в десятичном выражении).
Важнейшим из возможных вариантов интерпретации расчетной величины дисконтированного срока окупаемости является его трактовка как минимального срока погашения инвестиционного кредита, взятого в объеме полных инвестиционных затрат проекта, причем процентная ставка кредита равна ставке дисконтирования.
6. 2.4. Оценка рисков по инвестиционным
проектам
Одно из ключевых понятий финансового управления - это определение соотношения «риск / доходность». Поэтому оценка проекта только по критериальным показателям доходности (срок окупаемости, внутренняя норма прибыли, NPV и другие) не может считаться полной. Действительно, если существует неопределенность получения доходов по проекту, то плановая рентабельность определяется как вероятностная величина – вероятность будущего дохода.
Вероятность будущего развития событий или уровень риска может определяться тремя основными видами плановых расчетов: определение математического ожидания, оценка статистического ожидания событий и результатов, и сценарный подход. Расчеты математического ожидания применяются в игровом бизнесе.
Для планирования рисков по проекту на основе статистического ожидания требуется проведение обширных исследований аналогичных событий прошлых периодов времени. Здесь действует закон больших чисел.
Например(Пр6.2), на основе статистического анализа за длительный период времени в рассматриваемом геологическом районе получены данные, что из тысячи нефтяных скважин, каждая из которых в среднем потребовала 5 млн.у.е. для бурения, 30% оказались эффективными со средней стоимостью 20 млн.у.е., а 70% - сухими. На основе этих данных можно прогнозировать вероятность будущего дохода при планировании бурения еще 1000 скважин в этом же районе. Без учета различных поправок на временные и стоимостные факторы она будет составлять:
0,3 * ( 20,0 – 5,0 ) – 0,7 * 5,0 = 1,0 млн.у.е. на одну скважину
Т.е. при инвестировании 1000 х 5,0 = 5,0 млрд.у.е. мы можем получить прибыль от продаж 1,0 млрд.у.е. или рентабельность продаж 20%. А если мы планируем инвестировать относительно небольшую сумму, например, 50 млн. в бурение 10 скважин? В этом случае закон больших чисел не действует и все десять скважин могут оказаться сухими. Или наоборот в случае неожиданной удачи мы получим все десять скважин с максимальной стоимостью.
Отсюда следует, что для оригинальных по своему содержанию инвестиционных и инновационных проектов статистический подход не приемлем. Здесь используется другая система расчетов, а именно - сценарный подход при вероятностной оценке будущих доходов.
При коммерческой оценке проектов исследование рисков на основе сценарного подхода производится несколькими методами. Наиболее широко применяемый количественный механизм - это методология анализа чувствительности проекта к изменению внешней и внутренней ситуации. Стадия проведения анализа чувствительности в процессе оценки инвестиционного проекта, как правило, является заключительной. Одним из ее результатов может быть, в частности, определение "узких мест" проекта, что, в свою очередь, может потребовать пересмотра и корректировки исходных данных.
Анализ чувствительности заключается в определении предельных (критических) значений исходных параметров проекта (например, минимальный уровень планового объема продаж), при которых достигается предельное по фактору безубыточности значение целевого критериального показателя (чаще всего чистая текущая стоимость NPV). Например, если предельное (критическое) значение снижения объема продаж (дохода от продаваемой по проекту продукции) составляет 80% от базового уровня, то уменьшение объема реализации ниже этого критического значения сопряжено с возникновением убытков (и соответственно отрицательной NPV) по рассматриваемому проекту инвестиций.
Анализ чувствительности – обязательный заключительный элемент разработки дипломных работ и магистерских диссертаций, связанных с коммерческой оценкой инвестиций. При этом не имеет значения: проводятся расчеты с использованием или без использования специальных программных продуктов.
При анализе чувствительности в дипломных работах необходимо провести сценарное определение реакции целевых критериальных показателей (срок окупаемости и чистая текущая стоимость NPV) на изменение таких расчетных параметров проекта как объем реализации продукции, величина текущих затрат, стоимость используемого капитала (ставка дисконтирования). При этом определяются критические значения следующих расчетных параметров инвестиционного проекта:
§ объем производства и продаж (снижение в %% от планового объема реализации по проекту),
§ цены на продукцию (снижение в %% от принятых для расчета планового объема реализации по проекту),
§ инвестиционные затраты (рост в %% от планового объема единовременных затрат по проекту),
§ текущие годовые затраты по проекту (рост в %% от планового объема текущих затрат по проекту),
§ стоимость используемого по проекту капитала (рост в %% от принятой для расчета ставки сравнения ).
Сопоставляя плановое значение параметра с критическим его значением, можно оценить "запас прочности" проекта по данному параметру и, таким образом, косвенно определить степень риска инвестиций в данный проект. В результате анализа чувствительности выявляются устойчивые (низкая степень риска) и неустойчивые (высокая степень риска) к изменению внешней ситуации проекты. Для устойчивых проектов «запас прочности» равен или более 20%. Если «запас прочности» меньше 20% проект считается неустойчивым по данному параметру.
Например (Пр6.3) , при снижении плановых объемов реализации продукции по проекту на 20% от расчетной величины из-за уменьшения спроса или других причин (с 15,0 млн.у.е. в год до 12,0 млн.у.е.), чистая текущая стоимость NPV остается положительной. Здесь «запас прочности» больше 20% и проект будет считаться устойчивым. Или, в другом случае, при увеличении текущих затрат по содержанию проектируемого предприятия на 20% от расчетной величины( с 10,0 млн.у.е. в год до 12,0 млн.у.е.), чистая текущая стоимость NPV становится отрицательной (т.е. проект становится убыточным). В этом случае «запас прочности» менее 20% и проект будет считаться высоко рискованным или неустойчивым.
При использовании для коммерческой оценки проектов программного продукта "МАСТЕР ПРОЕКТОВ: Бюджетный подход" имеются более широкие возможности для анализа чувствительности. В программе предусмотрена возможность проигрывать стандартные сценарии одновременного взаимоувязанного изменения параметров, например, "рост цен со снижением объема реализации" (для эластичных по цене товаров) или "снижение стоимости покупного оборудования при возрастании эксплуатационных издержек" (при наличии зависимости качества оборудования от цены) и т.д.
6.3. Порядок выполнения расчетов и принятия решений
по коммерческой оценке проектов
Главной целью расчетов по коммерческой оценке проектов в дипломных работах и магистерских диссертациях является обоснование экономической эффективности и финансовой состоятельности плановых вариантов технологических, производственных или управленческих решений и нововведений в коммерческих компаниях.
В процессе разработки всей темы дипломной работы или отдельного раздела по коммерческой оценке студент должен решить следующие задачи:
- разобраться с методологией коммерческой оценки проектов по лекциям, специальной литературе и учебному пособию,
- собрать и обосновать исходные данные для экономических и финансовых расчетов по выбранной теме проекта или диссертации,
- выполнить расчеты, необходимые для предварительной укрупненной коммерческой оценки выбранных вариантов проекта, без использования или с использованием программного продукта фирмы V & M,
- составить стандартную сводную заключительную таблицу результатов расчетов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5),
- составить в соответствии с планом пояснительную записку (текстовый отчет) о коммерческой эффективности рассмотренных в дипломной работе вариантов проекта; обычно результаты коммерческой оценки проектов представляются во второй и третьей главах проекта.
Коммерческая оценка в дипломных работах может проводиться студентами как без использования программных продуктов, на основе общих методов предварительной оценки проектов, так и на основе более углубленных расчетов с использованием специальной компьютерной модели "МАСТЕР ПРОЕКТОВ: Бюджетный подход". Эта модель разработана консалтинговой компанией V & M в соответствии с общепринятой в отечественной и мировой практике схемой (методика UNIDO) коммерческой оценки проектов. Она представляет собой дальнейшее развитие известных программных продуктов "Альт-Инвест" и "Альт-Инвест-Прим", разработанных в период с 1992 по 1995 годы.
Студенты полного дневного обучения, а также студенты, заканчивающие магистратуру, знакомятся в процессе обучения в дисплейном классе с методикой коммерческой оценки проектов инноваций на основе использования указанного выше программного продукта "МАСТЕР ПРОЕКТОВ: Бюджетный подход". Эта компьютерная модель является наиболее приемлемой для использования в дипломных проектах и магистерских диссертациях.
Обоснование экономической эффективности и финансовой состоятельности проектов предполагает, с одной стороны (экономическая эффективность) оценку возможности полного возмещения (окупаемость) вложенных средств и получение прибыли, размер которой оправдывает отказ от любого другого способа инвестиций, а также компенсирует риск, возникающий в силу неопределенности конечных результатов рассматриваемого проекта. Информационной базой расчетов экономической эффективности являются сметы текущих и инвестиционных затрат, планы объемов реализации продукции по проекту.(см.рис. 6.1. – три расчетных блока экономической оценки)
С другой стороны (финансовая состоятельность), коммерческая оценка предполагает выбор такой схемы финансирования проекта, которая позволит реализовать определенный в первой части потенциал экономической эффективности. Расчетной основой финансовой оценки проектов служат результаты анализа источников финансирования проекта и варианты плановых поступлений и платежей денежных средств по проекту, т.е. плановые денежные потоки. (см.рис.6.1. – четыре расчетных блока оценки финансовой состоятельности проекта)
В соответствии с этим следует различать две составляющих коммерческой эффективности инвестиционного проекта, ее необходимые и достаточные условия: экономическая эффективность инвестиций и финансовая состоятельность проекта.
При начальной проработке проекта инноваций и его предварительной оценке (на прединвестиционной стадии) в первую очередь обычно проводятся экономические расчеты и определяются простые показатели эффективности. Это связано главным образом с недостатком финансовой информации на первых стадиях разработки проекта. Кроме того на основе экономических расчетов определяется уровень привлекательности проекта и необходимость его дальнейшей детальной проработки.
Если вернуться к примеру развития кондитерского производства (Пр6.1) п.6.2.3., то первоначально на основе только данных по плановым объемам реализации, текущим и инвестиционным затратам ( это результаты расчетов по трем блокам экономической оценки см.рис. 6.1) мы определяем простой срок окупаемости и простую норму прибыли. Уже результаты этого расчета показывают, что проект не является сверх эффективным: срок окупаемости 3,33 года. Тем не менее необходима его дальнейшая проработка на основе уточненной и более детальной информации. Эта дальнейшая проработка и заключается в обосновании и выполнении финансовых расчетов, в первую очередь определении источников финансирования проекта. Для финансирования проекта планируется использование собственных средств компании со стоимостью 6% годовых в соответствии с рентабельностью активов. Далее на основе планового денежного потока проводится полный расчет коммерческой эффективности, который в примере заканчивается определением
- чистой текущей стоимости NPV = 5,34 тыс.у.е. ,
- индекса рентабельности PI = 1,0356 и
- внутренней нормы прибыли IRR = 7,5%.
Для окончательного принятия решения по этому проекту необходимо провести анализ рисков (оценку чувствительности) и выявить возможности повышения NPV и IRR . При полученных низких значениях этих показателей, рассматриваемый проект инноваций является рискованным и может при реализации принести существенные убытки.
При разработке дипломных работ и магистерских диссертаций следует иметь в виду, что наиболее сложной и трудоемкой работой при определении коммерческой эффективности проекта является сбор необходимой для расчетов информации. В качестве источников информации для разработки дипломных работ и магистерских диссертаций могут использоваться специальные журналы по финансовому, инвестиционному и производственному менеджменту, а также статистические сборники. Значительная часть информации по инновациям, рынкам различной продукции и услуг, продажным ценам и тарифам содержится на специальных сайтах интернета (см.п.3.3.1).
Далее в этой главе излагается порядок выполнения работ по коммерческой оценке при разработке магистерских диссертаций и дипломном проектировании по следующим разделам:
- продуктовые и технологические проекты развития предприятий,
- идея и технология организации проекта,
- расчет объемов реализации продукции по проекту,
- расчет инвестиционных затрат по проекту,
- расчет текущих затрат по проекту,
- выбор источников финансирования и расчет дисконтированных показателей коммерческой эффективности проекта,
- анализ чувствительности проекта к изменению внешней и внутренней ситуации.
6.3.1. Продуктовые и технологические проекты
развития предприятий
По различным темам дипломных проектов и магистерских диссертаций с точки зрения методики коммерческой оценки выделяются две группы работ:
- продуктовые проекты развития, создание нового производства изделий или услуг, расширение действующего (проектирование создания новых предприятий и фирм, филиалов, цехов, участков).
- технологические проекты развития, техническое перевооружение производственных предприятий, инжиниринговых, транспортных, торговых или других фирм - вводится новое оборудование, новая технология производства или управления взамен действующих с целью более эффективного использования ресурсов.
К проектам первой группы относятся темы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 и 2) по исследованию эффективности инвестиций в новые товары, продукты, услуги, открытие новых предприятий ( эффективность продуктовых проектов развития). Они предусматривают проекты создания новых предприятий, фирм и производств, расширения действующих. Здесь, как правило, должны быть предложены несколько различных вариантов проекта с целью определить из них наиболее выгодный. Коммерческая оценка этих проектов выполняется на основе расчета прироста абсолютных показателей прибыли от реализации по нескольким вариантам для последующего решения об экономической и финансовой эффективности инвестиций в один из них. Например, лучший из трех рассмотренных вариантов проекта открытия нового предприятия позволяет получить плановую прибыль, которая обеспечивает срок окупаемости 3,2 года, а внутреннюю норму прибыли 28%.
В проектах второй группы, к которым относятся (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1 и 2) исследования эффективности инвестиций в новые технологии, переосна-щение действующих предприятий (эффективность технологических проект-ов развития) и исследование эффективности применения различных форм менеджмента на промышленных предприятиях, в торговых и аутсорсинговых компаниях, оценка, как правило, осуществляется на основе расчета экономии от снижения текущих затрат. При этом сопоставляются затраты двух – трех вариантов проекта с новым оборудованием или организационно-технологическим процессом с затратами по заменяемому варианту (базовый вариант проекта). Здесь выполняется сравнительная оценка вариантов развития предприятия в ситуациях "с проектом" и "без проекта". В этом случае возникает необходимость , с одной стороны, учета альтернативной стоимости всех видов ресурсов, вовлеченных в проект, а с другой - исключения из рассмотрения ранее понесенных и необратимых затрат.
Для проведения расчетов по коммерческой оценке проектов первой группы в дипломных проектах и магистерских диссертациях необходимо четко установить вид товара или услуг, подлежащих оценке, состояние рынка по этой продукции. Состояние рынка определяется по результатам маркетингового анализа и включает такие характеристики как объем рынка, спрос и предложение, конкурентные цены. Анализ рынка проводится на основе методических рекомендаций, изложенных в разделе 3. На основе маркетингового анализа должны быть определены две наиболее важные характеристики для коммерческой оценки проекта:
- величина спроса на планируемую продукцию или услуги для расчета плановых объемов реализации по проекту;
- уровень конкурентных, рыночных цен также для планирования объемов продаж по вариантам проекта.
Для второй группы работ анализ начинается с оценки состояния технологии, организации и управления на рассматриваемом предприятии с целью выявления устаревшего оборудования и организационных форм, требующих эффективной замены. Здесь необходимо использовать методы внутреннего финансово-экономического анализа (см. раздел 4.2. ).
Процессы развития предприятий на основе инноваций и расширения, диверсификации всегда многовариантны. Возможны различные ситуации развития производства, торговли, транспорта, закупок и сбыта товаров, а также разные виды нововведений: новые виды продукции или закупаемого сырья, энергоносителей, новые технологии и оборудование. Кроме того, каждое малое предприятие, тем более крупные компании могут использовать для инноваций различные источники финансирования (собственные средства действующих предприятий, привлечение инвесторов, разнообразные схемы кредитования, включая лизинг и франчайзинг, товарный кредит, венчурное финансирование и т.д.). Это многообразие возможных решений необходимо отразить в дипломной работе: коммерческая оценка в бакалаврской диссертации должна быть выполнена не менее, чем по двум вариантам реализации проекта. При разработке дипломных проектов и магистерских диссертаций минимальное количество просчитываемых и сравниваемых при коммерческой оценке вариантов – три. Организационно-технологические характеристики вариантов проекта развития разрабатываются и рассматриваются студентами в специальном разделе «Идея и технология организации проекта».
6.3.2. Идея и технология организации проекта
До начала экономических расчетов студент должен полностью разобраться с технологическими вопросами рассматриваемого проекта. Именно при разработке этого раздела коммерческой оценки проектов выявляется вся необходимая для расчетов информация. На основе проработки технологии проекта составляется перечень необходимых по проекту активов, т.е. состав основных средств (зданий, помещений, земельных участков, оборудования), запасов, дебиторской задолженности для производственных и торговых предприятий, денежных средств для оперативных текущих платежей. На основании этого перечня рассчитываются инвестиционные издержки в основные и оборотные средства по проекту.
Кроме сведений об основных и оборотных средствах по проекту нововведений для расчета текущих затрат, себестоимости следует определить необходимую численность персонала по категориям, количество рабочих мест, выполняемые функции и уровень оплаты труда.
Решение технологических вопросов по проекту основывается на уточнении цели и идеи проекта. Чтобы сформулировать идею проекта необходимо оценить возможности осуществления рассматриваемых нововведений с точки зрения маркетинговых, производственных, юридических и других аспектов. Исходной информацией для этого служат сведения о макроэкономическом окружении проекта, предполагаемом рынке сбыта продукции, технологиях, налоговых условиях и т.п.
Для продуктовых проектов развития, отличающихся освоением в производстве или торговле новых изделий, товаров и услуг, на первом этапе проводится маркетинговое исследование предполагаемых рынков сбыта, анализ конкурентов, определение ключевых факторов успеха, сильных и слабых сторон будущего предприятия или производства. При этом необходимо использовать известные стандартные модели М.Портера, Бостонской консалтинговой группы, СВОТ-анализ и другие. (см.разд.3)
Для технологических проектов развития, имеющих целью снижение затрат и себестоимости, на этом этапе выполняется анализ производства и управления, организации на действующем предприятии. Цель здесь определить узкие, низко производительные места в технологии обработки, торговли или менеджмента, которые и требуют эффективных инноваций. При проведении этой работы необходимо пользоваться количественными методами, основанными на внешнем и внутреннем финансовом анализе. (см.разд.4)
Главная цель этого этапа коммерческой оценки разработать укрупненную технологию проекта или как ее иногда называют «структурированное описание идеи проекта».
При разработке этого раздела необходимо руководствоваться следующим основным принципом: технология проекта должна давать полное представление о требуемых для реализации нововведения активах (площадях, оборудовании, запасах, денежных средствах), персонале, юридических, организационных и других работах по внедрению инноваций. Критерий правильности разработки этого раздела – возможность рассчитать все виды инвестиционных и текущих затрат по проекту.
При разработке идеи и технологии студент должен в первую очередь полностью разобраться c составом основных средств по рассматриваемому проекту.
Предполагает ли проект технологические нововведения на действующем предприятии, организацию нового производства или расширение действующего?
Где возможно место размещения нового производства, какие требуются производственные площади, здания и сооружения (использование свободных или освобождение неэффективно занятых помещений, расконсервирование, аренда или строительство, покупка) ?
Какой требуется для проекта комплект основного оборудования, возможные его поставщики или изготовители, порядок поставки, потребность в растамаживании?
Например, (Пр6.4) , для инновационного проекта организации нового производства пластиковых кабеленесущих систем для электротехнической части строительных комплексов в первую очередь рассматривался вопрос о месте размещении нового предприятия. Оценка проводилась по следующим критериям: условия аренды (стоимость производственной площади), возможность покупки или нового строительства; близость к транспортным артериям; близость к потребителям; близость к поставщикам; наличие трудовых ресурсов; уровень средней заработной платы. Результаты этого анализа представлены в таблице 6.1.
Таблица 6.1
Выбор месторасположения предприятия
Город | Стоимость кв.м. производств. помещения, у.е. | Средняя зарплата, у.е. | Расстояние до рынков сбыта, км | Наличие квалифицированного персонала |
Псков | 9600 | 9000 | 0 | + |
Москва | 34800 | 25500 | 689 | + |
Санкт - Петербург | 24000 | 18000 | 280 | + |
Тверь | 15600 | 15000 | 559 | + |
Нижний Новгород | 21600 | 14000 | 212 | + |
Петрозаводск | 21600 | 19000 | 702 | + |
На основе анализа стоимостных характеристик по различным городам было принято решение: рассмотреть в качестве первого варианта проекта размещение будущего производства на действующем электротехническом предприятии в г. Пскове с выкупом производственных помещений у собственника.
Следующий вопрос: какие требуются площади для нового производства?
В табл.6.2. представлена расчетная потребность в площадях по пяти производственным цехам, двум складам и помещению управления. Состав производственных и хозяйственных подразделений, складов, перечень необходимого оборудования и запасов определяется в процессе разработки проекта нового производства. Общая потребность в площадях по проекту составила 3140 кв.м.
Таблица 6.2
Площади для размещения нового производства
Подразделение | Площадь, м.кв |
Цех производства металлорукава | 275 |
Цех кабельного лотка | 320 |
Цех по производству лестничных кабельных лотков, короба для подвеса светильников и профиля для подвеса лотков | 575 |
Цех по производству проволочных лотков | 440 |
Цех по производству гофрированных труб из ПЭ и ПВХ | 430 |
Склад готовой продукции (упаковка гофрированной трубы из ПВХ и ПЭ) | 500 |
Склад сырья | 400 |
Дирекция и управление | 200 |
Итого |
3140
Аналогично определению необходимых производственных подразделений в проекте определяется потребность в оборудовании для организации производства рассматриваемой продукции. В табл.6.3. приведены результаты этих расчетов для двух производственных подразделений: цехов металлорукава и кабельного лотка.
Далее для экономических расчетов необходимо определить:
объемы поставок и оценочную величину складских запасов по основным видам сырья, материалов и комплектующих изделий; возможных поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий, транспортные схемы поставок и вывоза готовой продукции,
потребность и наличие подъездных транспортных путей (авто и ж/д), складских помещений и площадок, подъемно-транспортного оборудования (крановое, автомобильное, авто и электропогрузчики и т.д.),
потребность в специальном электро и теплоснабжении,
оффисные и торговые площади, оборудование, компьютеры и оргтехника.
Таблица 6.3. Оборудование для первого варианта проекта
(фрагмент общей таблицы по всем подразделениям предприятия)
Подразделение | N | наименование | кол-во |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 268. |