Совершенствование налоговой системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В первую очередь необходимо рационализировать налоговую политику следующим образом.

- Самый простой способ насытить экономику ликвидностью - снизить налоги. В частности, НДС, тогда оборотные средства предприятий автоматически пополнятся на объем снижения этого налога.

Предлагается, освобождение от НДС ввоза на территорию РФ технологического оборудования и комплектующих, а также применение льгот по этому налогу при реализации российского высокотехнологичного оборудования. Кроме того, нужны льготы по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимого технологического оборудования.

- Предоставить «налоговые каникулы» для предприятий с упрощенной системой налогообложения (с компенсацией выпадающих доходов для субъектов РФ). Также для малого бизнеса по налогу на прибыль, налогу на имущество и земельному налогу. Эти «каникулы» должны охватить IV квартал 2009 года и I, II кварталы 2010 года.

- Последовательное сокращение налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов. При этом в долгосрочной перспективе не должна пересматриваться плоская шкала подоходного налога или увеличиваться его ставка. Реформирование налогов и взносов на социальные нужды должно проводиться в увязке с реформой систем пенсионного, медицинского и социального страхования.

- Содействие экспорту. Налоговое поощрение экспорта, как правило, связано с обложением пониженными ставками или освобождением от налогов, получаемых от экспорта прибылей.

- Понижение ставки ЕСН для научных и инновационных организаций. Снижение для них до 16% налога на прибыль, исключение из налоговой базы средств, получаемых на инновационную деятельность напрямую от коммерческих или некоммерческих организаций.

- Построение опытной отработки методик прогнозирования и планирования налоговых поступлений. Повышению уровня налогового планирования должно способствовать внедрению в практику налоговых паспортов субъектов Российской Федерации. Наличие такой информационной базы создает основу для расчета совокупного дохода регионов, их экономического, финансового и налогового потенциалов и соответствующих показателей по Российской Федерации в целом. Должен стабильно функционировать механизм информационного взаимодействия федерального центра с региональными налоговыми органами. Структура информационных баз данных в регионах и в центре должна быть универсальной, совместимой с существующей налоговой отчетностью.

- Повышение эффективности деятельности налоговых органов.

- Преобразование ставки налога с корпораций. Некоторые правительства предлагают снижение ставки корпоративного налога для иностранных инвесторов. Снижение ставки корпоративного налога может применятся ко всем инвестициям из-за границы или только по вкладам в конкретных регионах или отраслях.

- Налогообложение отдельных отраслей. С целью ускорения развития или укрепления позиций отдельных отраслей правительства могут предлагать налоговые стимулы для инвестиций в этой отрасли.

Потенциальный уровень доходов бюджетной системы Российской Федерации к 2020 году будет снижаться в первую очередь в результате сокращения доли нефтегазовых доходов в общих доходах бюджетной системы и в валовом внутреннем продукте, а также сокращения доли налогов и сборов для импорта. Повышение собираемости налогов и выход бизнеса из тени должны способствовать поддержанию сбалансированности между расходами и доходами бюджетной системы. В результате этих тенденций уровень доходов бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочной перспективе при сохранении действующих ставок основных налогов снизится с 42,1% ВВП в 2008 году до 34 - 36 % ВВП в 2020 году. Увеличение ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды будет компенсировано соответствующим снижением ставок налогов, а также другими мерами.

Специалистами доказывается не эффективность меры замены НДС налогом с продаж, которая проводиться во многих странах. Применение НДС имеет ряд преимуществ, в частности:

- Концепция налогообложения добавленной стоимости предполагает, что, несмотря на занижение объемов продаж в розничной торговле, значительная доля сбора налога уже имела место в предыдущих звеньях цепочки. Таким образом, доход обеспечивается за счет сбора налога вдоль всей производственно-коммерческой цепочки. Это важно для России ввиду существующих высоких уровней уклонения от уплаты налогов, особенно в розничной торговле.

- НДС в целом - более эффективный (экономически нейтральный) налог, чем налог с продаж, а именно: а) НДС облагаются как товары, так и услуги, что серьезным образом снижает уровень искажений; б) НДС не искажает потребительский выбор, поскольку имеет более широкую базу налогообложения. В случае если на все торгуемые товары и услуги начисляется единая ставка НДС (как, например, в Новой Зеландии), выбор потребителя происходит между торгуемыми и неторгуемыми товарами или услугами; в) НДС нейтрален по отношению к выбору между потреблением и инвестированием. г) При нормальном функционировании системы возмещения НДС экспортерам, налог не становится частью экспортных издержек, т.е. не подрывает конкурентоспособность экспортных товаров. д) НДС на импорт взимается относительно легко. Хотя возможны случаи уклонения от уплаты налога в отдельных звеньях цепочки поставок, НДС на импорт обеспечивает взимание налога в первом пункте ввоза в страну и позволяет собрать значительные доходы с импорта, не создавая протекционизма. е) НДС является базовым источником налоговых поступлений. В России НДС является крупнейшим по объему доходов налогом, за счет которого обеспечивается четверть доходов консолидированного бюджета (без учета ЕСН), поэтому его реформирование, в свете ожидаемого сокращения доходности бюджетов, представляется необоснованным.



Заключение

 

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогообложения определяет конечное распределение доходов между людьми. Поэтому понятен интерес исследователей к проблеме организации и совершенствования налоговой системы страны.

В данной работе получены следующие выводы, характеризующие достижение целей работы:

- рассмотрены теоретические основы понятия «налоговая система», а также ее эволюция в российских условиях.

- проанализированы механизмы взимания существующих налогов и установлена специфика их исчисления и взимания

- сделан вывод о необходимости совершенствования налоговой системы России; даны рекомендации по совершенствованию налоговой системы России в части совершенствования налоговых ставок, методов взимания налогов и налогового законодательства в целом.

Дальнейшее рассмотрение вопросов развития и функционирования налоговой системы несомненно будет способствовать ее совершенствованию в целях обеспечения благосостояния населения страны.



Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации 1993 года: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 21.07.2007).

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (введен в действие Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового Кодекса»).

3. Закон РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц».

4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» от 30 09.2004 № 506.

 

Учебно-методическая литература

5. Большой юридический словарь \ Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001.

6. Горский И.В. Налоги: история и современность. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.

7. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005.

8. Корсун Т.И. Налогообложение физических и юридических лиц: Учебное пособие. — Ростов н/Д, 2006.

9. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство. Под ред. Евстигнеева Е.Н. Учебник СПб.: Питер, 2008

10. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / И. В. Горский, Н. И. Малис, О. В. Медведева и др. - М. : Финансы и статистика, 2003.

11. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2008.

12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли).

13. Черник Д.Г., Л.П.Павлова, А.З.Дадашев, Князев В.Г., Морозов В.П. Налоги и налогообложение. Учебник. М.:ИНФРА-М, 2008.

14. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007.

 

Статьи в периодической печати

15. Боброва А.В. Концептуальная модель теории налогов // Бухгалтер и закон. Издательский дом Финансы и кредит. – 2005. - №9 (81).

16. Бочарова О.Ф., Тюпакова Н.Н. Методологические основы функционирования налогов как категории финансов // Финансы и кредит. – №33, 2007.

17. Баранова, В.В. Проблемы реформы местного самоуправления [Текст] / В.В. Баранова // Современные проблемы экономического развития и управления: сб. ст. 1-й науч.-практ. конф. / МЭФИ. - Самара, 2006.

18. Галазов Ч.Ю. Развитие налоговой конкуренции региональных экономических систем//Экономический вестник Ростовского государственного университета. Т.3. №4. 2008.

19. Кузнецова Л.Н. Налоговые платежи доходной части бюджета // Модели управленческого учета и их аналитическое обеспечение: Международный межвузовский сборник научных статей. - Саратов: Изд-во «Научная книга». 2007.

20. Масальская М.В. Реформирование местных налогов в условиях либерализации налоговой системы // Экономика и технология: научные труды. Выпуск 21. – М.: Изд-во Рос. экон. акад. – 2007.

21. Мазина В.В. Проблемы формирования доходов местных бюджетов Краснодарского края (статья) /В.В. Мазина, Н.Б. Давыденко // Налоговые известия Кубани – № 7, 2006.

22. Михасева, Е. Н. Адаптация зарубежного опыта налогообложения недвижимости в России [Текст] / Е.Н. Михасева, Г.Я. Чухнина // Финансы и кредит. –2008. – № 7 (295).

23. Катков К.А. Действующая система налогообложения игорного бизнеса в России. // Вестник СГАУ им. Вавилова Н.И..- 2008.- №10.

24. Токаренко И.И. Инвестиционная основа местного самоуправления // Ученые записки РГСУ. – 2006. - №4.

25. Тукушева, И.А. К вопросу о формировании доходной части бюджетов муниципальных образований/ И.А. Тукушева // Юрист. - 2006. - № 7.

26. Пилипенко А.А. Теоретико-методологические подходы к определению налоговой системы. //Финансовое право, 2006, N 7.

27. Чаев И.Ю. Противоречия налоговой политики Российской Федерации в условиях рыночных реформ 1991-1999 гг. // Наука и школа. 2008. №3.

28. Черская Л.М. Перспективы формирования доходной базы местных бюджетов // Вестник ТГУ. 2007. № 301.

 

Информационные ресурсы сети Internet

29. http://www.minfin.ru - Министерство финансов России

30. http://www.cbr.ru - Центральный банк России

31. http://www.nalog.ru Федеральная налоговая служба

32. http://www.gks.ru Федеральная служба статистики

33. http://www.naluchet.ru/

 

При написании работы использовалась СПС Консультант +.


[1] Алексеенко М.М. Взгляд на развитие учения о налоге., с.1.

[2] Большой юридический словарь \ Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001. стр.350.

[3] Барыгина Н.С. Налоговое право. — М.:ЮристЪ, 2006. стр.78.

[4] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М: Азбуковник, 1999. стр. 718.

[5] Закон РФ от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»//"Российская газета", N 56, 10.03.1992 (утратил силу).

[6] Пилипенко А.А. Теоретико-методологические подходы к определению налоговой системы. //"Финансовое право", 2006, N 7.

[7] Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник — М.: Высшее образование, 2006. стр.14.

[8] Демин А.В. Налоговое право России: учебное пособие. - "РУМЦ ЮО", 2006.

[9] Соловьев В. «Публичное» и «частное» в налоговом праве // Законодательство и экономика. 2000.

N 8.

[10] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли).

[11] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации №5-П от 21.03.97. «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго п. 2 ст. 18 и ст.20 Закона РФ от 27.12.91 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

[12] СЗ РФ. 2003. №40. ст.3822.

[13] Шевырев М.Б. Бюджетно-налоговая политика российского государства // Приложение к журналу «Научная мысль Кавказа». Специальный выпуск. 2006.

[14] Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций»

[15] Федеральный закон «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» N 147-ФЗ от 31 июля 1998г.

[16] Конституция Российской Федерации 1993 года: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 21.07.2007). 

 

[17] Конституция Российской Федерации 1993 года: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 21.07.2007). 

[18] Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"

[19] СЗ РФ. 2000. №32. Ст.3340.

[20] Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

[21] Пример: закон г. Москвы «О транспортном налоге» от 23.10.2002 №48.

[22] Справка об итогах поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации в январь–апрель 2008– [Электронный ресурс] – http://www.nalog.ru/stats/new

[23] Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19.12.2006 г № 238-ФЗ.

[24] Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25.09.1997 г. № 126-ФЗ.

[25] Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.


Дата: 2019-04-22, просмотров: 431.