Целью проведения данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что формированию толерантности как одного из свойств личности способствует правильная организация учебной и воспитательной работы[7].
Задачи были поставлены следующие:
– определить уровень сформированности толерантности у учащихся на начало эксперимента;
– разработать и реализовать программу работы элективного курса «Я, ты, мы – семья»;
– определить уровень сформированности толерантности у учащихся на конец эксперимента.
Исследования проводились на базе МОУ СОШ №7 г. Сегежи при участии учеников 8 «А» класса (классный руководитель Подколзина И.В.), и учеников 8 «Б» класса (классный руководитель Кожокарь М.Л.). На базе 8 «А» класса также велась работа элективного курса «Я, ты, мы – семья». Состав учащихся в каждом классе такой:
8 «А» класс – 24 ученика (14 девочек, 10 мальчиков);
8 «Б» класс – 23 ученика (15 девочек, 8 мальчиков).
Определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» было проведено в виде контрольного опроса, который содержал следующие вопросы:
1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь?
2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?
3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?
4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?
5. Кто в твоей семье главный?
6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди одноклассников?
7. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек?
8. Ты не ссоришься с одноклассниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость?
9. В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им?
10. К вам в класс пришел новый ученик, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?
Оценка знаниям давалась по следующим параметрам:
– полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – высокий уровень;
– достаточно полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – средний уровень;
– неполный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – низкий уровень;
– неумение дать достаточно полный или неполный ответ на основные вопросы – группа риска.
Процентное соотношение данных опроса следующее:
8 «А» класс
100% – количество учащихся, принявших участие в опросе;
37% – количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний;
50% – количество учащихся, имеющих средний уровень знаний;
12% – количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний;
1% – количество учащихся, относящихся к группе риска
8 «Б» класс
100% – количество учащихся, принявших участие в опросе;
32% – количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний;
45% – количество учащихся, имеющих средний уровень знаний;
20% – количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний;
3% – количество учащихся, относящихся к группе риска
Графически это выглядит так:
Таблица 3 – процентное соотношение данных опроса
|
Таким образом, мы видим, что уровень знаний, определяющих уровень толерантности в 8 «А» классе явно выше, чем в 8 «Б» классе, но следует учитывать тот факт, что опрос проводился в начале учебного года. При этом нужно принять во внимание то, что балл выводился средний.
При анализе результатов опроса, выяснилось, что затруднения вызывают ответы на вопросы связанные с определением учащимися таких понятий как «я», «я и другие», «терпение» и «терпимость», «семья», «зло», «жестокость», что объясняется тем, что дети не в полной мере знакомы с этими понятиями недостаточно владеют информацией в данном направление, толерантность не достаточно развита.
Таким образом, определилась главная цель, которой нужно достигнуть при проведении формирующего исследования – это научить учащихся умению правильно объяснять и понимать суть понятий «я», «я и другие», «семья», «терпение», «терпимость», что поможет формированию толерантности, как одного из необходимых моральных качеств личности.
Определив в процессе проведения констатирующего опроса цель дальнейшего исследования, был составлен тематический план элективного курса «Я, ты, мы – семья».
Нужно отметить, что элективный курс даёт возможность проводить работу целенаправленно, сочетать групповые формы работы с индивидуальной, формировать познавательную активность учащихся. Деятельность элективного курса, являясь одной из форм внеклассной работы, как правило, направлена на достижение тех же задач, что и урок, но на ином, конкретном материале и иными средствами.
Ведущая роль в организации элективного курса в школах и внешкольных учреждениях отводится руководителю. В зависимости от изучаемой программы, её содержания, специфики и особенностей, состава курса, конкретных местных условий руководитель намечает объекты исследования, определяет формы и методы работы[8].
Повышение интереса учащихся к занятиям элективного курса – это повседневная забота руководителя – педагога. Этому способствует знание различных методов и приёмов работы, умелое сочетание и чередование занятий теоретического и практического характера. Результативность работы курса будет зависеть от того, насколько руководитель информирован об индивидуальных особенностях, интересов и успеваемости в школе участников элективного курса.
Руководители курсов должны обязательно, особенно при проведении внеклассных мероприятий, координировать работу элективных курсов со школьными программами. Это поможет решению образовательных задач, более глубокому усвоению учебного материала, развитию познавательной деятельности и творчества учащихся. Решающее значение для организации работы имеет предварительная самоподготовка учителя, его знания основ педагогики и психологии. Исходя из этого, и была организована работа элективного курса «Я, ты, мы – семья», соответственно составленного плана. Занятия элективного курса «Я, ты, мы – семья» проводились один раз в неделю. Работа элективного курса была организована на базе 8 «А» класса, в работе принимали участие все ученики. В работе использовались методические разработки Свирской Л., Пчелинцевой И. и других. Руководитель элективного курса, организовала работу таким образом, что каждый тематический блок завершался тематическими мероприятиями, которые давали возможность ребятам показать свои знания и умения, а руководителю заметить более слабых ребят. Это такие мероприятия как «Нам хорошо, когда мы вместе», «Ты и мир вокруг нас» и других. Следует отметить, что некоторые мероприятия проводились совместно с учащимися 8 «Б» класса. Контрольный опрос по теме «Ты и мир вокруг тебя», как итоговое занятие был проведён по одной схеме, с той лишь разницей, что у учащихся 8 «А» класса закрепление знаний велось в процессе внеклассного мероприятия, а у учащихся 8 «Б» класса закрепление имело более теоретический характер. Занятия в 8 «Б» классе велись соответственно программе, проводилась индивидуальная работа со слабыми учащимися. Всё это позволило провести анализ проделанной работы на этапе контрольного исследования, цель которого выявить степень сформированности качества после формирующего исследования и сравнение их с результатами констатирующего исследования.
Также велось наблюдение за поведением детей группы риска, как в 8 «А» классе, так и в 8 «Б». Наблюдение проводилось в течение длительного времени, во время перемен, в процессе уроков, во внеурочной деятельности.
Как показало исследование учащиеся из 8 «А» класса показывали себя более терпимыми, а вот учащиеся 8 «Б» класса проявили с одной стороны некоторую агрессивность, а с другой показали равнодушие. Еще следует отметить, что учащиеся из группы риска имеют проблемы в семье, их родители практически не уделяют внимания воспитанию детей, вся нагрузка падает на классного руководителя. В процессе наблюдений и бесед с ним выяснилось, что такой настрой у них в семье норма, т.е. решение проблем с позиции силы в семье приветствуется и учащиеся уверены, что так и должно быть. Классному руководителю предложено было провести беседу с родителями, так как проявление агрессии и нетерпимости к другим, к их мнению впоследствии может послужить возникновению проблем в общении с другими людьми.
Как уже говорилось, целью исследования являлось – выявить степень сформированности толерантности у подростков. В ходе контрольного опроса учащимся были заданы следующие вопросы:
1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь?
2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?
3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?
4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?
5. Кто в твоей семье главный?
6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди одноклассников?
7. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек?
8. Ты не ссоришься с одноклассниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость?
9. В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им?
10. К вам в класс пришел новый ученик, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?
Оценка параметров знаний проводилась по прежним параметрам.
Процентное соотношение данных опроса следующее:
8 «А» класс
100% – количество учащихся, принявших участие в опросе;
42% – количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний;
50% – количество учащихся, имеющих средний уровень знаний;
8% – количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний;
0% – количество учащихся, относящихся к группе риска
8 «Б» класс
100% – количество учащихся, принявших участие в опросе;
35% – количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний;
45% – количество учащихся, имеющих средний уровень знаний;
17% – количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний;
3% – количество учащихся, относящихся к группе риска
Графически это выглядит так:
Таблица 4 – процентное соотношение данных опроса
|
Сравним результаты контрольного опроса на стадии констатирующего эксперимента и контрольного:
Таблица 5 – сравнительный результат
|
|
Мы видим, что процент качества ответов заметно вырос как в одном, так и в другом классе. Разница в 8 «А» классе составляет 10%, а в 8 «Б» – 3%. Но следует учитывать тот факт, что количество слабых учеников в экспериментальном классе уменьшилось на 30%, то в контрольном классе только на 25%.
Таким образом, можно уверенно сказать, что более расширенное и углубленное освоение предмета, за счет занятий элективного курса «Я, ты, мы – семья», дало вполне ощутимые результаты. Эти занятия помогли детям ощутить себя частью общества, посредством усвоения элементарных этических навыков, которые стимулировали их познавательную деятельность, развили толерантность и дали возможность проявить себя с наилучшей стороны, не только при общении с одноклассниками, но и с детьми другого класса[9].
Дата: 2019-04-22, просмотров: 550.