СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятно, что состояние потребительского рынка является отражением ситуации, сложившейся в промышленности, сельском хозяйстве, социальной и финансовой сферах, экономике в целом. В условиях все большей экономической самостоятельности территорий, расширения их компетенции, проблемы развития инфраструктуры рынка и направленность их на нужды конкретного человека зависят во многом от осуществляемой социально - экономической политики на местах. Занимая ведущее место в системе рыночных отношений, местный потребительский рынок предоставляет населению предложение в виде объемов товаров и услуг, основу которых составляют услуги производственного и бытового характера, продукты питания, товары повседневного спроса, промышленные товары среднего срока службы, а также технически сложные изделия длительного пользования. Эти услуги и товарные группы предопределяют конъюнктуру рынка, равновесие спроса и предложения.

На местном рынке товаров формируются сложные цепочки связей и зависимостей, надежностью которых во многом определяется жизнеспособность и действенность в целом системы. К важнейшим из них можно отнести: денежные доходы населения (платежеспособный спрос, предложение по объему, структуре и качеству товаров и услуг) и товарооборот (товарное обеспечение, производство услуг, кассовые поступления наличных денег - наличные деньги в банках - денежные доходы населения). Все элементы в каждой цепочке взаимосвязаны и малейшее нарушение их количественных или качественных параметров ведет к определенным диспропорциям. Поэтому представление о местном рынке как о простой сумме торговых предприятий далеки от правильного понимания сложных процессов его формирования.

Торговля по своему назначению является замыкающей цепью в процессе распределения товаров и заключается в предоставлении необходимых услуг потребителю. Сфера торговли - это одна из составных частей товарного потребительского рынка и рассматривается как одна из его разновидностей, подчиняющаяся общим законам рыночной экономики. При этом торговля обладает рядом особенностей, среди которых можно выделить:

высокий динамизм,

территориальную сегментацию,

высокую скорость оборота капитала,

преобладание в этой сфере предприятий малого бизнеса,

протекание основной деятельности в условиях взаимных контактных отношений с потребителями.

Кроме того, успешное вхождение торговли в новые хозяйственные условия предопределялось рядом экономических предпосылок:

в торговле действует большое количество предприятий,

предприятия торговли не занимают монопольного положения на потребительском рынке, поэтому в отличие от материального производства других отраслей, в этой сфере достаточно динамично создаются условия для свободной конкуренции между производителями услуг;

в торговой сфере имелся определенный опыт работы с населением с учетом изменяющегося потребительского спроса, в связи с тем, что процесс торгового обслуживания всегда связан с реализацией товара потребителям;

в сфере торговли уже давно имелся довольно значительный сектор, функционирующий на рыночных принципах (кооперативы, арендные предприятия, индивидуальная трудовая деятельность).

Происходящие в последние годы экономические преобразования наиболее контрастно проявились в торговле. Бурное развитие частной формы собственности, увеличение объемов продаж товаров на вещевых и смешанных рынках, опережающий рост потребительских цен на товары и услуги по сравнению с ростом денежных доходов большинства населения оказали заметное влияние на структуру розничного товарооборота.

После издания Указа Президента РФ «О свободе торговли» широкое развитие в области получила торговля потребительскими товарами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. В настоящее время вещевые и смешанные рынки организованы практически во всех районах области. В основном здесь покупаются непродовольственные товары (более 70 % его оборота). С рук население приобретает 77 % всего объема покупок одежды, 64 - трикотажных изделий, 54 - кожаной обуви, 35 - мяса и птицы, 31 - масла животного, 20 - масла растительного, 43 - картофеля, 41 - овощей и 49 % фруктов.

В современных условиях торговля на неорганизованном рынке стала не только дополнительным источником поступления товаров, но и индикатором спроса населения. Рынок более гибко реагирует на изменение спроса и, соответственно, цен. По большинству товаров цены на рынке ниже, чем на торговых предприятиях, поскольку рыночные торговцы в основном приобретают товар по цене производителей и не делают множества наценок торгующих организаций. При росте количественных изменений в неформальном секторе торговли происходят и качественные его преобразования. Так, если ранее неформальный рынок существовал за счет перепродажи дефицитных товаров по завышенным ценам, то сейчас эта широкая сеть частных лиц представляет разнообразную гамму товарного ассортимента отечественных и зарубежных производителей. Значительно повысились требования к качеству товаров. Если сначала вещевые рынки были полностью затоварены низкосортной продукцией Китая, Гонконга, Турции, то сегодня населению предлагается более дорогой и качественный товар. География поставок товаров расширилась, появились товары США, Франции, Италии, Германии.

Таким образом, торговля на вещевых рынках стала не только дополнительным источником товарных ресурсов, но и чутким индикатором спроса населения.

Однако «уличная» торговля имеет свои «плюсы» и «минусы». Прежде всего, она позволила отечественным производителям продать свой товар, минуя посредников. В определенной мере эта форма торговли является средством социальной самозащиты населения, позволяющей большей его части самому себя материально защищать. Справившись с некоторыми проблемами, «уличная» торговля сама породила целый ряд новых, в котором одной из наиболее острых является правовая защищенность потребителей от негативных моментов сферы торговли (обман покупателя, торговля некачественными товарами и т.п.). Другой проблемой явилось обеспечение товарами многочисленной торговой сети. Одним из «рецептов» решения данной проблемы оказалось создание специализированных мелкооптовых торговых рынков. Смысл организации подобных структур заключается в сокращении большого количества посредников, обеспечении технических условий для транспортировки, хранения и продажи товаров.

По многим товарным группам импортные изделия представлены большим ассортиментом по сравнению с отечественным. Это, в первую очередь, бытовая и радиоэлектронная аппаратура, многие виды электробытовых приборов, одежды и обуви, табачных и парфюмерно-косметических изделий. Обследование наличия в продаже импортных товаров показало, что больше половины масла растительного, сыра, макаронных изделий, мясных консервов, плащей, курток, обуви, брюк и верхних мужских сорочек, платьев и блузок для женщин, холодильников и видеомагнитофонов, предлагаемых торговой сетью области - импортные.

Около 50 % опрошенных продавцов отметили, что торговать импортными товарами выгодно, так как их легче закупать (практикуется оплата по мере реализации товара), 30 % - считает, что импортные товары быстрее реализуются, к тому же импортные продовольственные товары имеют более длительный срок хранения (19 %). Большинство импортных товаров поступает из европейских стран (75 % продавцов), как правило, это товары высокого качества. Вместе с тем, более 20 % респондентов предпочитают заниматься реализацией товаров из Китая, Кореи и Гонконга по причине более низких цен и большого объема предложений. Около 38 % опрошенных работников торговли реализуют в основном импортные товары текущего пользования (одежда, обувь и т.п.), 31 % - продовольственные товары, 19 % - непродовольственные товары длительного пользования, 12 % - алкогольные напитки и табачные изделия. Основным источником поступления импортных товаров для 94 % продавцов являются коммерческие структуры.

Таблица . Результаты опроса руководителей торговых предприятий (в процентах)

Показатели

 

Продовольственные товары

 

Непродовольственные товары

 

1999 г.   2000 г.   1999 г.   2000 г.  
Импортные товарные Ресурсы 100   100   100   100  
Из них поступило от:  

 

 

- государственных структур   8   -   20   -  
- коммерческих структур   75   100   70   89  
- частных лиц   17   -   10   11  

Опрошенные работники торговли (50 %) считают, что объемы торговли импортными товарами останутся в ближайшее время на том же уровне. Среди факторов, препятствующих расширению торговли импортными товарами, 69 % опрошенных отметили недостаток собственных оборотных средств, 19 % - высокие таможенные пошлины.

По-прежнему острой остается проблема пресечения контрабанды. Контрабандным путем завозятся многие некачественные товары (табачные изделия, алкогольная продукция, продукты питания, радиоаппаратура и т.п.). Кроме того, такая «конкуренция» ставит в экономически не выгодные условия местных производителей и добросовестных предпринимателей. В период становления рыночной экономики потребительский рынок развивается в направлении опережающего расширения торгового сектора экономики, увеличения числа торговых предприятий различных форм собственности.

Дата: 2019-04-22, просмотров: 471.