Перспективы развития антитеррористического оборудования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Условно все антитеррористическое оборудование, фигурирующие на рынке, можно разделить на две группы. К первой относятся те из них, которые уже широко применяются в практических задачах, а ко второй группе - так называемые "перспективные", которые по тем или иным причинам пока имеют ограниченное применение или находятся на стадии разработки.

В порядке приоритета использования для контроля различных объектов на наличие взрывных устройств и оружия на первое место может быть поставлено антитеррористическое оборудование, реализующие различные рентгеновские методы визуализации их внутреннего содержания. Стационарные рентгеновские интроскопы используются для контроля посылок багажа, грузов и транспортных средств.

Мировыми лидерами здесь являются американские компании Astrophysics Research Corp, American Science & Engineering, немецкая компания Heimann и французская Schlumberger. Основные направления совершенствования данной техники связаны с попытками автоматизации процесса контроля с применением методов распознавания образов и определения элементного состава контролируемых объектов за счет использования мультиэнергетичной и многоракурсной рентгеновской аппаратуры.

В США компанией INVISION изготовлена томографическая рентгеновская установка СТХ-5000, позволяющая автоматически определять взрывчатые вещества (ВВ) в багаже с вероятностью около 0,95. Стоимость установки около 1млн. дол. США. Из отечественных разработок антитеррористического оборудования такого типа можно выделить установки для контроля багажа "Рентген 120 90" и "Рентген 120 90Z" с определением группы веществ. Хотя по своим параметрам они не уступают зарубежным аналогам, по цене они не имеют преимущества, что пока затрудняет их заметное распространение на рынке.

Наибольшее распространение в настоящее время получили переносные рентгенотелевизионные установки, позволяющие получать изображение в реальном масштабе времени.

Типичным представителем такого антитеррористического оборудования является компактная система рентгеновского контроля "fo X ray" фирмы "Vidisco" (Израиль), размещаемая в чемодане и весящая в упаковке 18,5 кг. Источником излучения является импульсный рентгеновский аппарат, генерирующий рентгеновские кванты с максимальной энергией 100-150 килоэлектровольт. Приятно отметить, что в данном классе отечественные приборы "Норка-150" и "Шмель-240ТВ" превосходят зарубежные по всем основным параметрам. К тому же они значительно дешевле.

К уникальным разработкам антитеррористического оборудования можно отнести цифровой рентгеновский комплекс "Колибри-50ЦФ". Рентгеновский аппарат в этом комплексе весит всего 1,2 кг, при этом разрешающая способность изделия обеспечивает выявление проволоки диаметром 25 мкм.

Для контроля человека на наличие оружия и взрывных устройств вне конкуренции по широте использования до настоящего времени являются стационарные и ручные металлодетекторы.

Из зарубежных фирм производителей, давно и успешно выпускающих металлодетекторы следует выделить финскую компанию "Metorex", итальянскую"CEIA" и американскую "GARRET". Отечественные производители антитеррористического оборудования наиболее широко представлены стационарными металлодетекторами "Поиск-3М", "Гвоздика-005" и "Признак", а так же целой серией ручных металлоискателей фирмы "АКА".

"Поиск-4М" является специализированной разработкой ручного металлоискателя, обеспечивающей совместную работу практически с любым стационарным металлодетектором в непосредственной близости от него.

Достоинством данного класса аппаратуры является, то что регистрируются непосредственно молекулы ВВ. Однако существенная трудность обнаружения паров индивидуальных ВВ, которые являются основными компонентами взрывчатых смесей, заключается в их довольно низкой равновесной концентрации в воздухе.

Наибольшее распространение во всем мире получили портативные обнаружители взрывчатых веществ. Конструкция воздушного пробоотборника в приборах типа "Пилот-М" и "МО-2" решена довольно оригинально: она создает смерчеобразный вихрь, внутри которого образуется трубка воздушного разрежения, что обеспечивает условия для "высасывания" проб воздуха из щелей и труднодоступных мест контролируемого объекта. Взятие пробы воздуха для анализа может проводиться с помощью выносного ручного пробоотборника, работающего на том же вихревом принципе, с предварительной концентрацией регистрируемого вещества, либо с помощью специальных салфеток.

Следует отметить, что в сертифицированном в системе гражданской авиации изделии "Пилот-М "в качестве источника ионизации впервые используется не радиоактивный источник, а коронный разряд, что позволяет избавиться от регистрации прибора в Госатомнадзоре.

По соотношению цены/качество отечественные приборы значительно превосходят зарубежные. Так изделие "Пилот-М" продается от 9 до 10 тысяч дол. США, а популярное изделие EVD-3000 фирмы Scintrex Security Systems, Канада, не обладая лучшими поисковыми характеристиками, стоит 30-35 тыс. дол. США.

Для безопасной работы с взрывоопасными объектами отечественными производителями выпускается целый ряд изделий-постановщиков помех, таких, как "Персей", "Пелена" и "Радиола", обеспечивающих подавление радиоуправляемых взрывателей и отличающихся диапазоном перекрываемых частот и мощностью передатчика.

Для дистанционного выявления временных замедлителей и радиоуправляемых взрывателей, входящих в состав ВУ, фирма "Специальная техника и технология" выпускает изделия "Анкер-4Е" и "Коршун", основанные на принципе нелинейной локации.

В заключении хотелось бы отметить, что на отечественном рынке наши производители вполне достойно конкурируют с ведущими зарубежными фирмами - производителями антитеррористического оборудования, что заставило последних за последние два года значительно снизить цены на свою продукцию. При этом основной выход наиболее конкурентной продукции приходится на малые предприятия с узкой специализацией, что можно объяснить их большей мобильностью в организации мелкосерийного производства.

 

 

Заключение

 

Обеспечение комплексной безопасности средств транспорта и, в частности, транспортной безопасности является сложной многоуровневой проблемой, решаемой на всех стадиях функционирования объектов транспортного комплекса.

Условиями обеспечения безопасности объектов транспорта на всех стадиях их жизненного цикла и связанных с ними процессов, объектов инфраструктуры транспорта и связанных с их жизненным циклом процессов должны являться:

1) Проведение научных исследований и обоснований безопасности объектов технического регулирования и их процессов, формирование нормативной базы обеспечения безопасности, ее актуализация и распространение среди физических и юридических лиц участников деятельности транспорта и связанной с ним инфраструктуры.

2) Выполнение работ по проектированию объектов транспорта компетентными и признанными организациями.

3) Выполнение работ на основе одобренных заинтересованными лицами процессов и технологий.

4) Классификация объектов транспорта органом классификации при их проектировании, строительстве и эксплуатации.

5) Профессиональная квалификация и медицинская годность персонала объектов транспорта и связанной с ним инфраструктуры.

Безусловно, обеспечение выполнения и координация указанных процессов являются неотъемлемой функцией государств и международного сообщества в целом.

 

Библиографическое описание

1. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О транспортной безопасности».

2. Федеральный закон от 05.10.2015 N 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями на 5 октября 2015 года) Принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года

3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

4. Федеральный закон от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

5. Федеральный закон от 21.12.1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

6. Указ Президента РФ от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте».

7. Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»

8. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 41 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта».

9. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.02.2011. № 56 «О Порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах»

10. Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 №969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».

11. Постановление Правительства РФ от 24.11.2015 N 1257 «Об утверждении Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и Правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу».

12. Постановление Правительства РФ от 15.11.2014 N 1208 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта».

13. Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 N 940 (ред. от 30.12.2013) «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)».

14. Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 N 921 (ред. от 14.12.2006) «О Порядке образования и использования средств резервного фонда Министерства транспорта Российской Федерации для обеспечения безопасного функционирования транспортных систем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе».

15. Постановление Правительства РФ от 04.10.2013 N 880 (ред. от 23.08.2014) «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности».

16. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014) «О Транспортной стратегии Российской Федерации».

17. Распоряжение Правительства РФ от 05.11.2009 N 1653-р «Об утверждении перечня работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности».

18. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р (ред. от 11.12.2013) «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте».

19. Приказ Минтранса России от 23.07.2015 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности».

20. Приказ Минтранса России от 31.07.2014 N 212 «Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности».

21. Масаев, Ю. А. Технология и безопасность взрывных работ в практических задачах : учеб. пособие / Ю. А. Масаев, В. В. Першин ; ГУ КузГТУ. – Кемерово, 2007. – 204 с.

22. Технология и безопасность взрывных работ: учеб. пособие / ГУ МурмГТУ. – Мурманск, 2010 – 161 с.

23. Лазарев Ю.Г. Показатели обеспечения безопасности транс-портных систем в интересах реальной экономики / Технико - технологи-ческие проблемы сервиса. 2018. № 1(43). С. 61-65.

24. Проектирование взрывных работ. М., «Недра», 1974. 328 с. Авт.: Б.Н. Кутузов, Ю.К. Валухин, С.А. Давыдов и др.

25. Белый О.В., Скороходов Д.А. Основные принципы развития безопасности транспортных комплексов. – СПб.: Институт проблем транспорта РАН, 2005.

26. Ермошин Н. А., Егошин А.М., Лазарев Ю.Г., Змеев А.Т. Про-блемы и методологические аспекты организации дорожной деятельности в интересах военной безопасности государства. //Монография, С.-Пб.: ВА МТО- : ООО «Р-КОПИ», 2017. 164 с.

27. Ермошин Н. А., Лазарев Ю.Г., Егошин А.М., Змеев А.Т. Управ-ление инвестиционными и техническими рисками в строительстве. //Монография, С.-Пб.: ВА МТО- : ООО «Р-КОПИ», 2017. 212 с.

28. Проблемы формирования государственной политики транспортной безопасности. / В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, Б.Н. Порфирьев и др.; Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. – М.: Наука, 2006. – 432 с.

29. Пугачев И.Н. Организация и безопасность дорожного движения: учебное пособие / И. Н. Пугачев, А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. - М.: Академия, 2009. - 272 с.

30. Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебник / Э. Р.Домке. - М.: Академия, 2009. - 288 с.

31. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/ С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др.; Под общей ред. С.В.Белова. 4-е изд., перераб. и доп. М: Высшая школа. 2004. - 606 с.

33. Алымов В.Т., Тарасова Н.П. Техногенный риск: Анализ и оценка: Учебное пособие для вузов. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. – 118 с.

33. Надежность технических систем и техногенный риск: электрон. Учеб. Пособие: на основе уч. Пособия под ред. В.А. Акимова/ МЧС России. – М.: 2005.

34. Единые правила безопасности при взрывных работах ПБ 13-407-01: Утв. Пост. Госгортехнадзора России от 30.01.01 № 3. – М.: НПО ОБТ, 2002. – 93 с.

35. Иванов, Ю.И. Производственная безопасность: расследование и учёт несчастных случаев, оценка профессионального риска : учебное пособие : для студентов вузов / [Ю. И. Иванов и др.] ; Федеральное агентство по образованию, Кемеровский технол. ин-т пищ. пром-сти (КемТИПП) – 2008. – 163 с.

36. Управление в технических системах.: Учеб. пособие / Под ред. Ю.С. Тверского; ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2008. – 148 с.

37. Ветошкин А.Г., Марунин В.И. Надежность и безопасность технических систем. /Под ред. доктора технических наук, профессора, академика МАНЭБ А.Г.Ветошкина – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2002. - с.: ил.

38. Руководство по подрывным работам. – М.: Воениздат, 1969. – 464 с.

39. Инструкция по организации восстановительных работ при ликвидации последствий крушений, аварий и сходов подвижного состава на железных дорогах СССР. №ЦРБ/4635. – М.: Транспорт, 1989. – 24 с.

40. Восстановительные работы на железных дорогах. / Под ред. В.М. Житова., Н.А. Шелудько. - М.: Транспорт, 1993. - 167 с.

41. Лазарев Ю.Г. Технология транспортных процессов. / Ю. Г. Ла-зарев, Е.Б. Синицына, С.В. Уголков // Учебное пособие / Санкт-Петербург, 2016. 56 с.

42. Пеньшин, Н.В. Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Технология транспортных процессов» / Н. В. Пеньшин. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. – 476 с. – 300 экз.

43. В.В. Морозов, «Транспортная безопасность: вопросы юридической регламентации» ЮМИДА 2008.

44. Лазарев Ю.Г. Предложения по выявлению и сокращению опасных участков концентрации дорожно- транспортных происшествий. / Ю.Г.Лазарев, Е.Е. Медрес / Технико - технологические проблемы сервиса. 2016. № 3(37). С. 56-60.

45. А.И. Голубков, «Глобальные проблемы РФ», 2008

46. С.С. Пенин, «Российский транспорт», МЭИ, 2006

47. И.Е. Сургачев, «Транспортная безопасность», 2007

 

 

Оглавление

 

Стр.

Перечень сокращений…………………………………………………………3

Введение………………………………………………………………………..4

Глава 1. Основные положения транспортной безопасности……………….7

1.1 Основные понятия и определения………………………………………..7

1.1.1 Цели и задачи транспортной безопасности……………………………7

1.1.2 Основные определения, понятия и принципы…………………………7

1.1.3 Факторы транспортной безопасности………………………………...11

1.1.4 Угрозы транспортной безопасности………………………………….12

1.1.5 Нормативы и мониторинг транспортной безопасности……………..18

1.2 Категорирование транспортных объектов……………………………...20

1.2.1 Нормативные документы по транспортной безопасности…………..21

1.2.2 Общий порядок категорирования ОТИ и ТС…………………...……22

1.2.3 Идентификация ОТИ и ТС…………………………………………….25

1.2.4 Категорирование ОТИ…………………………………………………30

1.2.5 Категорирование ТС…………………………………………………...32

1.2.6 Определение степени угрозы совершения АНВ на ОТИ и ТС……...32

Глава 2. Системы и средства обеспечения безопасности…………………34

2.1 Основные элементы охранных систем…………………………………34

2.1.1 Диверсионно-террористические средства……………………………34

2.1.2 Системы и средства контроля и управления доступом (СКУД)……43

2.1.3 Основные элементы систем охранного телевидения………………..47

2.1.4 Средства радиационного контроля……………………………………34

2.2 Средства досмотра пассажиров…………………………………………60

2.2.1 Функции металлообнаружителей…………………………………….60

2.2.2 Стационарные металлообнаружители………………………………..62

2.2.3 Мобильные металлообнаружители……………………………………64

Глава 3. Системы и средства обеспечения безопасности………………….68

3.1 Основные элементы охранных систем………………………………….68

3.1.1 Рентгеновские установки………………………………………………68

3.1.2 Стационарные рентгеновские установки……………………………..69

3.1.3 Мобильные рентгеновские установки………………………………...75

3.1.4 Реализованные требования безопасности…………………………….77

3.1.5 Обнаружители взрывчатых веществ………………………………….78

3.1.6 Кинологическая служба собаки, обученные обнаружению

взрывчатых веществ………………………………………………………….83

3.1.7 Взрывозащитные средства…………………………………………….85

3.1.8 Перспективы развития антитеррористического оборудования…….88

Заключение…………………………………………………………………...91

Библиографическое описание……………………………………………….92

 

 

Учебное издание

 

Уголков Сергей Вячеславович,

Лазарев Юрий Георгиевич,

Синицына Елизавета Борисовна

Дата: 2019-04-23, просмотров: 227.