Функции юридической деятельности — это относительно обособленные направления гомогенного (однородного) ее воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых проявляются и конкретизируются ее природа, творчески-преобразующая роль и социально-правовое назначение в жизни общества.
Функции — это всегда целенаправленное влияние юридической деятельности на общественную жизнь. Поэтому они непосредственно связаны с задачами (целями) самой деятельности.
В функциях выражаются сущность юридической деятельности, особенности ее сторон и свойств. Вместе с тем, изменение функций влияет на структуру деятельности, элементы ее содержания и формы. Именно в функциях особенно четко проявляются организационно-конструктивный и динамичный характер юридической деятельности, ее способность связывать воедино разнообразные элементы правовой системы общества, формировать нормативную базу этой системы, объяснять и конкретизировать правовые предписания, обеспечивать их реализацию. Следует особо подчеркнуть: о функционировании любых правовых явлений можно говорить лишь в том случае, если иметь в виду, что за ними стоят действующие субъекты и участники деятельности.
Правоведами выделяются различные функции юридической деятельности. С.С. Алексеев, например, считает, что таких функций три:
Ø правонаправляющая (ориентирующая),
Ø правоконкретизирующая;
Ø сигнально-информационная [4, c.124].
Р.В. Лукич рассматривает функции формирования права, совершенствования правоприменительной деятельности, воспитательную и правоконкретизирующую [23, c.36]. Особенно большое внимание в литературе уделяется правотворческой функции, судебной и иных разновидностей деятельности.
Анализ отмеченных и других выделяемых в литературе функций показывает, что принятые подходы не всегда достаточно полно и всесторонне раскрывают творчески - преобразующий характер юридической деятельности, не охватывают многие ее созидательные аспекты и направления, опуская важные критерии классификации. Не обращается внимания, скажем, на тот факт, что практически в каждой подвергнутой рассмотрению функции целесообразно выделить ряд подфункций, обозначающих (в отличие от функций, отражающих наиболее общее, ведущее направление, в котором, прежде всего, выражаются сущность, природа и роль деятельности в правовой системе общества) некоторые особые, специфические стороны влияния юридической деятельности на социальную действительность. Например, в правотворческой функции деятельности вычленить правообразующую, правоизменяющую и правопрекращающую ее подфункции [19, c.45].
Одним из существенных критериев классификации рассматриваемых функций является сфера общественной жизни, которая подвергается практическому воздействию. По этому основанию можно выделить экономическую, политическую, социальную, воспитательную, экологическую, демографическую и другие функции. Общесоциальные функции предметно раскрывают управленческую природу юридической деятельности в обществе.
Наиболее ярко сущность и правовое назначение деятельности проявляются в ее специфических функциях, где за основу классификации приняты способы действий, характер деятельности и осуществляемых юридических преобразований либо полученный результат. К такого рода функциям в первую очередь относятся те, которые определяют конкретный тип (вид, подвид) деятельности — правотворческой, правоприменительной, праворазъяснителъной, и др. Это, однако, не означает, что та или иная из обозначенных функций присуща только одноименной разновидности деятельности: она характерна и для всех других разновидностей. Право-применительная деятельность, например, сигнализирует правотворческим органам о неполноте законодательства, его противоречиях и неэффективности, становясь, таким образом, необходимой основой для создания норм права и даже нормативных актов.
По способам воздействия на реальную действительность можно выделять регистрационно-удостоверительную (закрепительную), регулятивно-ориентационную и правоохранительную функции деятельности.
Регистрационно-удостоверительная функция предполагает юридическое закрепление существующих и вновь появляющихся общественных отношений, конкретных социальных ситуаций, удостоверение прав и законных интересов, договоров и сделок, имеющих правовое значение, официальное регистрирование и свидетельствование фактов общественной жизни, официальное оформление и закрепление сложившегося правового опыта (так, ежегодно только нотариат удостоверяет по нескольку десятков миллионов сделок, обязательств и документов) [6, c.46-49]. Регулятивно-ориентационная функция выражается в осуществлении централизованного и автономного, нормативного и индивидуального упорядочения общественных отношений.
Содержание правоохранительной функции деятельности нагляднее всего можно раскрыть через ее подфункции: правообеспечительную, превентивную, правовосстановительную, компенсационную, карательную.
Правообеспечительная подфункция — одно из важных, но не единственных направлений правоохраны. Поэтому их отождествление, допускаемое порой в литературе, не совсем верно. В данном случае с помощью конкретного типа (вида, подвида) юридической деятельности создаются определенные условия, предпосылки, средства и способы, обеспечивающие нормальное функционирование общественных отношений, достижение поставленных целей, осуществление требований правовых предписаний. Эта подфункция обычно связана с обязывающими и запрещающими методами воздействия на общественную жизнь. Юридическая деятельность — важный канал общесоциального, специально-криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений, осуществляемого с помощью правотворческих, правоприменительных, праворазъяснительных, контрольных, распорядительных и других юридических средств и мер [4, c.98]. Правовосстановителъная подфункция связана с разработкой и закреплением в законодательном или ином порядке мер правовой защиты, отменой неправомерных действий, решений и актов-документов, фактическим и юридическим восстановлением правопорядка, правоотношений, прав и законных интересов граждан и организаций. Значение компенсационной подфункции заключается в том, что все разновидности юридической деятельности должны быть нацелены на возмещение любого материального, имущественного или морального вреда (ущерба), который причинен противоправными (а иногда и правомерными) действиями отдельным лицам, социальным группам, организациям или обществу и государству в целом. Суть карательной подфункции юридической деятельности проявляется в формулировании и закреплении санкций правовых норм, в разъяснении, конкретизации, в применении к правонарушителям таких мер юридического воздействия, которые связаны с лишениями материального, личного, организационного и иного характера. По времени действия функции юридической деятельности можно подразделить на: постоянные и временные. Определенное значение имеет и классификация ее функций на: основные, главные и неосновные. Такое разграничение необходимо и важно, во-первых, для выделения соответствующих подфункций. Во-вторых, в определенные периоды развития общества акцент может быть сделан на одной или нескольких важнейших сторонах юридической деятельности (например, на экологической функции). В-третьих, в силу специфической природы конкретного типа (вида, подвида) деятельности одни направления воздействия на общественную жизнь (например, для правоприменения — правообеспечительное и индивидуально-регулятивное) выступают в качестве главных, а другие (влияние на правотворчество правоприменительной деятельности) являются производными, сопутствующими. На наш взгляд следует подчеркнуть, что если каждая функция (подфункция) показывает отдельное направление, сторону, аспект социально-преобразующей природы юридической деятельности, то взятые вместе они дают более или менее цельное представление о месте и роли этой деятельности в правовой системе общества [9, c.56].
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что по поводу функций юридической деятельности ученые также не пришли к единому мнению.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 456.