Хронология жизни и основные публикации К. Г. Юнга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ранние годы

1875

Юнг родился 26 июля в Кессвиле, кантон Тургау, Швейцария. Его отец, Иоганн Паул Ахиллес Юнг (1842–1896), был протестантским священником в Кессвиле, мать Юнга Эмили, в девичестве Прейсверк (1848–1923), была из хорошо известной семьи в Базеле

1877

Семья переезжает в приход замка Лауфен у Рейнского

водопада под Шаффхаузеном

1879

Переезд в Кляйн-Хюненген под Базелем

1882

30 марта родилась Эмма Раушенбах, будущая жена Юнга

1884

17 июля  родилась сестра Юнга, Иоганна Гертруда (ум. 1935)

1886

Юнг поступает в Базельскую гимназию

1888

Отец Юнга становится капелланом в психиатрическом

госпитале Фридматт в Базеле

30

1890

Отец Юнга готовит сына к конфирмации

1895

18 апреля  Юнг поступает на медицинский факультет Ба-зельского университета, а месяц спустя становится членом студенческого общества Зофинга. В июне организует у себя дома первые медиуматические сеансы. В качестве медиума выступает его двоюродная сестра Хелен Прейсверк

1896

28 января  умер отец Юнга. Весной семья переезжает в местечко Биннинген

Между ноябрем 1896 и январем 1899 года Юнгом были прочитаны пять лекций в студенческом обществе (Jung, 1983b)

1898

Продолжает участие в спиритических сеансах со своей 15-летней сестрой, постепенно сделавшейся одаренным медиумом. Наблюдения легли в основу его диссертационной работы (см. Юнг, 19956, с. 225–330)

1900

Завершение медицинского образования; Юнг решает стать психиатром; проходит военную службу

Начинающий психиатр в клинике Бургхольцли

Через два года после начала работы в клинике Юнг приступил к своим экспериментам с тестом словесных ассоциаций (1902–1906). Пациентам предлагалось дать незамедлительный ассоциативный ответ на слово-стимул. В результате обнаружилось, что даже незначительные задержки в ответах на отдельные слова показывают аспекты «комплекса»: Юнг был первым, кто использовал данный термин в его современной интерпретации. Он продолжал развивать ассоциативный тест до 1909 года и далее применял его в работе с пациентами в течение всей своей жизни.

31

Вариации этого теста до сих пор используются в практике психотерапии. Эти находки привели Юнга к идеям, которыми в то время занимался Фрейд

1900

11 декабряЮнг  становится штатным ассистентом терапевта под руководством профессора Юджина Блейлера в психиатрической клинике Бургхольцли в Цюрихе, которая также была университетской исследовательской базой

1901

Публичное чтение собственной работы-комментария по поводу статьи Фрейда «О сновидениях». Весной начинает с Риклиным совместную работу по словесным ассоциациям

1902

Публикация тезисов докторской диссертации Юнга «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений». Она предвосхитила некоторые из его более поздних идей:

а) бессознательное более чувствительно, чем сознание;

б) психологические расстройства имеют телеологическое значение; в) бессознательное является спонтанным источником мифологического материала

17 июля —  защита Юнгом докторской диссертации и присвоение ему степени доктора медицины. Обучение теоретической психопатологии в клинике Сальпетриер под руководством Пьера Жане в Париже в зимнем семестре 1902–1903 года

Июль-август  — работает со случаем страдающей истерией женщины в местной тюрьме

1903

Первая поездка в Лондон

1904

14 февраля — женитьба на Мэри Эмме Раушенбах (1882–1955), дочери промышленника из Шаффхаузена; в дальнейшем у них родилось пятеро детей

В 1907 году Юнг встречается с Зигмундом Фрейдом (1856–1939) — основателем психоанализа. Эта встреча, несомненно, была важнейшим событием в этот период его жизни. К тому времени Фрейд был автором работ «Изучение истерии» (написанной совместно с Йозефом Брейером), включавшей «случай Анны О.» (1895), «Толкование сновидений» (1900), «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Случай Доры» и «Три очерка по теории сексуальности» (все написаны в 1905 году). Психоанализ (этот термин был введен Фрейдом в 1896 году) как метод лечения строился на процедуре свободного рассказа пациента о своих проблемах, после чего эти проблемы комментировались в свете аналитических наблюдений. Фрейд работал преимущественно с невротиками. У Юнга вполне закономерно возник вопрос (уже после того, как он процитировал «Толкование сновидений» в своих тезисах, опубликованных в 1902 году): может ли психоанализ так же успешно использоваться в работе с психотическими пациентами, которых он наблюдал в Бургхольцли?

Годы, согласия

1903

Юнг и Блейлер серьезно заинтересовались идеями Зигмунда Фрейда; это представляется первым шагом в распространении психоанализа за пределами Австрии

1904

17 августа  молодая русская девушка Сабина Шпильрейн (1885–1941) появилась в Бургхольцли. Она стала первой пациенткой, которая лечилась у Юнга от истерии с использованием психоаналитической техники. В декабре Юнг завершает свой первый анализ

26 декабря  родилась старшая дочь Юнга — Агата

33

1905

Юнг становится главным врачом в Бургхольцли, публикует материалы своего исследования «Ассоциативный эксперимент» (см. Jung, С. W., vol. 2)

Апрель  — Юнг получает степень приват-доцента по психиатрии в Цюрихском университете

1 июня  Сабина Шпильрейн выписывается из клиники и позже становится студенткой медицинского отделения Цюрихского университета, проходит обучение под руководством Юнга. Она заканчивает университет в 1911 году

1906

8 февраля  родилась вторая дочь Юнга — Анна

Апрель —  начало переписки с Фрейдом, который жил в Вене

23 октября  Юнг впервые сообщает Фрейду о своей пациентке Сабине Шпильрейн

1907

1 января  Фрейд в письме к Юнгу характеризует его как «способнейшего помощника, до сих пор доставлявшего мне только радость»

3 марта  Юнг впервые встречается с Фрейдом в Вене (на встрече присутствуют Эмма Юнг и Людвиг Бинсван-гер, который незадолго до этого провел тест словесных ассоциаций, где испытуемым был Юнг). Их отношения быстро перерастают в дружеские, основанные на общности профессиональных интересов. Очень скоро становится ясно, что Фрейд воспринимает Юнга как своего Преемника

Лето—  Карл и Эмма Юнг едут в Женеву и Париж, где Юнг Посещает Пьера Жане, и далее в Амстердам на конференцию, куда Юнг привозит свою статью об истерии и где Публично рассказывает о Фрейде

2-3527

34

Октябрь  — Юнг пишет Фрейду о своем раннем гомосексуальном переживании

Декабрь  — появление работы Юнга «Психология DementiaPraecox»  (раннего слабоумия, впоследствии это заболевание стало именоваться шизофренией). Идея соответствует основному научному направлению деятельности Фрейда (см. Юнг, 20006, с. 13–176)

1908

16января—  чтение лекции в Цюрихе «Психоз и его содержание» (Юнг, 20006, с. 177–200)

Апрель  — поездка на озеро Лаго-Маджоре на юге Швейцарии с целью поправить здоровье

27 апреля—  первый конгресс фрейдистской психологии в Зальцбурге «Фрейдистская теория истерии» (часто называемый «Первый интернациональный психоаналитический конгресс») (см. Jung, С. W., vol. 4, р. 10–24)

Юнг покупает участок земли в Кюснахте на побережье Цюрихского озера и строит большой трехэтажный дом

В июне у Юнга завязываются романтические отношения с Сабиной; в августе она уезжает в Россию на каникулы, а в октябре снова возвращается для продолжения учебы

28 ноября  родился его единственный сын Франц

1909

В середине января мать Сабины получает анонимное письмо, в котором раскрывается характер отношений между ее дочерью и Юнгом. Завязывается эпистолярный скандал, завершающийся разрывом Юнга и Шпильрейн

В марте  выходит первый номер альманаха «JahrbuchfurpsychoanalytischeundpsychopathologischeForschungen» — печатного органа психоаналитического движения, редактором которого являлся Юнг

35

Юнг оставляет свою должность в психиатрической клинике Бургхольцли и переезжает в свой новый дом в Кюснахте (предместье Цюриха), где и живет оставшуюся часть жизни. Отношения Юнга с Сабиной Шпильрейн постепенно приобретают чисто дружеский и профессиональный характер

30 мая —  Сабина начинает переписку с Фрейдом

6-11 сентября —  Юнг вместе с Фрейдом читает лекции в Америке, в Ворчестере, штат Массачусетс, в Университете Кларк. Обоим присвоено звание почетных докторов. Юнг впервые проводит эксперимент с активным воображением

Октябрь.  Из письма Фрейду: «Археология или даже мифология захватили меня в плен». Мифология сильно увлекала Юнга вплоть до конца первой мировой войны

Появление статьи «Значение отца в судьбе человека» (Jung, С. W., vol. 4, р. 301–323)

1910

В январе вспыхивают любовные отношения с Марией Мольтцер

С конца января Юнг читает лекции студентам. Возможно, здесь впервые формулируется его более поздняя идея о коллективном бессознательном

30–31 марта  проходит Второй интернациональный конгресс психоанализа в Нюрнберге. Юнга избирают постоянным президентом конгресса (отказался в 1914 году). Летом в Цюрихском университете он читает первую лекцию курса «Введение в психоанализ» — «Ассоциативный метод» (Jung, С. W., vol. 2, р. 439–465)

Прибытие в апреле в качестве пациентки в клинику Бургхольцли Тони Вульф

36

Чтение лекций о символизме в Герисау. Помощь Сабине в работе над диссертацией «Разрушение как способ бытия»

20 сентября  родилась его третья дочь — Марианна В ноябре Юнг подводит итог в своих отношениях с Сабиной

1911

В январе Сабина покидает Цюрих и уезжает в Мюнхен

В августе публикуется первая часть работы «Символы и метаморфозы либидо», где Юнг уже начинает отходить от ортодоксального психоанализа того времени. В августе же в Брюсселе Юнг читает лекцию «Психоанализ ребенка». Начало отношений с Тони Вульф

В сентябре проходит третий Международный психоаналитический конгресс в Веймаре

29 ноября— Сабина Шпильрейн пишет свой доклад «О трансформации» для Венского фрейдистского общества. Полностью эта работа публикуется в 1912 году в «Jahrbuch».  Она предвосхищает и «влечение к смерти» Фрейда, и взгляды Юнга на «трансформацию». Эта работа оказала на них несомненное влияние. Сабина начала проходить фрейдистский анализ, продолжала переписываться с Юнгом вплоть до 1920 года, вернулась в Россию, в г. Ростов-на-Дону, и была убита немцами в июле 1942 года

Годы разногласий

1912

Сабина выходит замуж за доктора Шефтеля

Написана работа «Новые пути в психологии»

В феврале Юнг завершает «Жертвоприношение» — вторую и заключительную часть книги «Символы и метаморфозы либидо» (Юнг, 1994и). Фрейд с неудовольствием

37

относится к рассказам Юнга о его открытиях. В их переписке начинает ощущаться напряженность

25 февраля  — Юнг создает Общество психоаналитических исследований,  первый форум которого обсуждает понимание самим Юнгом психоаналитических идей, представленное в работе «О психоанализе» (Jung, С. W., vol. 4, р. 78–82)

Б сентябре — лекции в Университете Фордхам в Нью-Йорке. «Теория психоанализа» делает очевидным различие во взглядах Юнга и Фрейда. По Юнгу, (1) подавление не может объяснить все; (2) бессознательные образы могут иметь телеологическое значение; (3) либидо, которое он называет психической энергией, — не только сексуальность. В сентябре публикуется вторая часть работы «Символы и метаморфозы либидо», в которой Юнг показывает, что фантазии инцеста имеют символическое, а не буквальное значение. В США происходит встреча и знакомство Юнга с Эдит Рокфеллер-Маккормик

Осень — Фрейд начинает анализ Сабины Шпильрейн

1913

Завершение переписки и окончательный разрыв с Фрейдом

В марте Юнг отправляется в США, а в апреле возвращается обратно в Цюрих вместе с Эдит и ее сыном. Эдит начинает анализ у Юнга и становится первым очень богатым и щедрым спонсором

В сентябре в Мюнхене проходит четвертый конгресс Международной психоаналитической ассоциации

Начало аналитической психологии

Большую часть Первой мировой войны Юнг боролся с собственным нервным истощением. Он обратился к Тони Вульф (она была его пациенткой в 1910–1913 годах) с просьбой помочь ему пережить этот трудный период, который

38

продолжался вплоть до 1919 года (его близкие отношения с Тони Вульф сохранялись до самой ее смерти в 1953 году). В этот период Юнг не стремился к созданию чего-то нового, он обобщал и обдумывал свои ранние открытия. Наиболее трудным для него решением было дать имя своему методу психоанализа, «поставить личное клеймо». Между 1913 и 1916 годами он называет свой метод по-разному: то «комплексной психологией», то «герменевтической психологией». Но спустя некоторое время принимает окончательное решение — «аналитическая психология»

1913

Публикация работ «Теория психоанализа» (Юнг, 2000а, с. 8–171), «Некоторые ключевые вопросы в психоанализе» (см. там же)

1914

14 марта  рождается пятый ребенок Юнга — дочь Хелен

В апрелеЮпт  уходит в отставку с поста президента Международной психоаналитической ассоциации

Предположительно в августе,  сразу же после начала Первой мировой войны, Юнг знакомится с русским философом и издателем Эмилием Метнером, который становится вначале его пациентом, а впоследствии и другом*

1916

Юнг организует Психологический клуб в Цюрихе. Семья Эдит Рокфеллер-Маккормик оказывает щедрую поддержку для приглашения на форум докладчиков по различным дисциплинам. Международная известность Юнга растет благодаря двум переводам: работы «Символы и метаморфозы либидо», вышедшей на английском языке под названием «Психология бессознательного», и «Собрания работ по аналитической психологии», в которое были включены

См.: Зеленский В. В.  Карл Юнг: «русский» круг общения // Новая Весна. Альманах. 2001. № 2–3. С. 87–90.

39

все важнейшие статьи, опубликованные к этому времени и впоследствии составившие часть седьмого и восьмого томов собрания сочинений. Пишет работу под названием «Семь наставлений мертвым» (см. Юнг, 19946, с. 355–366)

Летом  Юнг знакомится с писателем Германом Гессе

В конце июля  Юнг с женой Эммой, Метнер, Эдит Рокфеллер-Маккормик и Тони Вульф совершают совместный десятидневный пеший переход через Альпы в юго-восточный кантон Граубюнден

В августе  Психологический клуб празднует свой переезд в новое здание, приобретенное на средства Эдит Рокфеллер

Осенью  Юнг пишет работы «Трансцендентная функция», «Структура бессознательного», «Адаптация, индивидуация, коллективность»

1917

Работа «О психологии бессознательного»

1918

Юнг впервые определяет Самость как цель психического развития и пишет статью «Роль бессознательного» (Jung, С. W., 1970, vol. 10, р. 3–28)

Окончание Первой мировой войны. Период медицинской службы в английском лагере для интернированных

1919

Всю первую половину года Юнг работает над книгой «Психологические типы»

4 июля  — делает доклад в Обществе психических исследований в Лондоне на тему «Психологические основания веры в духов» (см. Jung, С. W., vol. 8, р. 301–318). (Интересно, что это же название использует и Метнер в своих лекциях 1919 года в Психологическом клубе, ставя после него тире и добавляя два слова — «формальное размежева-

40

ние».) Юнг пишет статью «Инстинкт и бессознательное» (Jung, С. W., vol. 8, р. 129–138), в которой впервые используется термин «архетип». Доклад на одноименную тему был сделан им в июле в колледже Бедфорд

Аналитическая психология и индивидуация

В 1920 году Юнгу исполнилось 45 лет. Он проходит через трудности кризиса «середины жизни» одновременно с растущей международной известностью. В течение нескольких последующих лет он много путешествует, главным образом отправляясь к «первобытным племенам» в Африку и к индейцам пуэбло в Северную Америку

1920

Посещение Алжира и Туниса

1921

В январе  в Цюрих приезжает Герман Гессе, чтобы начать анализ у Юнга (прерывает его в июне)

Публикация «Психологических типов» (Юнг, 1995 г), в которых Юнг развивает свою идею о двух установках (экстраверсии/интроверсии) и четырех функциях (мышление/чувство и ощущение/интуиция). Впервые самость широко трактуется как цель психического развития

1922

Юнг встречается с известным синологом Рихардом Вильгельмом в Дармштадте

Покупает отдельно расположенный участок земли на побережье Цюрихского озера, 25 милями восточнее его дома в Кюснахте и в миле от деревушки под названием Боллинген

Пишет работу «Отношение аналитической психологии к поэзии» (см. Юнг, 19926, с. 93–120)

В сентябре  Карл Юнг, Эмма Юнг и Тони Вульф выходят из Психологического клуба

41

1923

Смерть матери Юнга

Лишь эпизодически используя помощь строителей, Юнг возводит в местечке Боллинген на берегу Цюрихского озера загородный дом, представляющий собой широкую и устойчивую башню; позднее он добавляет к ней пристройку и другую башню. Он обучается резке и обработке камней. В доме нет ни электричества, ни телефона. В своих воспоминаниях Юнг пишет, что уединялся в «Боллин-гене», когда нуждался в абсолютной тишине и восстановлении сил. Он занимался резьбой по камню, преследуя скорее терапевтическую, нежели художественную цель

В июле  в Корнуолле он проводит семинар на английском языке «Человеческие взаимоотношения в отношении к процессу индивидуации»

1924

К весне башня в Боллингене окончательно достроена

Поездка с друзьями в Соединенные Штаты (Нью-Мексико) к индейцам пуэбло. Он потрясен душевной непосредственностью индейцев

1925

23 марта -16 июля  в Цюрихе Юнг читает курс «Аналитическая психология», состоящий из 16 лекций-семинаров

В июле-августе поездка в Лондон. Проводит семинар «Сновидения и символизм»

Отправляется на сафари в Кению, где проводит несколько недель с элгонийцами у подножия горы Элгон

Пишет работу «Брак как психологическое отношение» (Юнг, 19956, с. 209–224)

1926

В апреле возвращается из Африки через Египет

42

Уточнение целей аналитической психологии

Для этого периода характерно: 1) первое плодотворное сотрудничество со специалистами из разных областей знания (Рихард Вильгельм познакомил Юнга с китайской алхимией); 2) исходя из этого, у Юнга возрос интерес к западной алхимии; 3) появление в Англии первых значимых исследований, проведенных аналитиком, который находился под влиянием работ Юнга; 4) резко увеличивается число семинаров, которые служат проводниками идей Юнга

1927

Лекция в «Школе мудрости» Германа Кайзерлинга (Дарм-штадт, Германия). Публикует работы «Структура души» (Юнг, 1994ж, с. 111–133) и «Женщина в Европе» (Jung, C.W.,vol. 10, р. 113–133)

Пишет «Введение» к книге Франса Викса «Анализ детской души» (см. Юнг, 19956, с. 41–50) — первой важной работе аналитика, вдохновленного идеями Юнга

1928

Публикует работы «Отношение Эго к бессознательному» (Юнг, 1994з, с. 175–315), «О психической энергии» (Jung, С. W., vol. 8, р. 3–66), «Духовная проблема современного человека» (Jung, С. W., vol. 10, р. 74–94), «Значение бессознательного для индивидуального воспитания» (Юнг, 19956, с. 165–184). Юнг начинает серьезно изучать алхимию

7 ноября  начался семинар «Анализ сновидений», продолжавшийся вплоть до 25 июня 1930 года  (Jung, 1984)

Публикация подборки наиболее важных статей предшествовавших лет и «Двух очерков по аналитической психологии» на английском языке, что способствовало распространению аналитических идей в Америке и Англии

43

1929

Юнг пишет «Комментарии» к переведенному Рихардом Вильгельмом произведению китайской классики «Тайна Золотого Цветка» (Юнг, 1994д, с. 149–222). «Парацельс» (см. Юнг, 19926, с. 18–29) — первая статья о западной алхимии. Юнг просит стать его помощницей Марию-Луизу фон Франц, в то время юную девушку с хорошим знанием латыни и греческого языка, и в дальнейшем она помогает ему в работе над источниками по алхимии

1930

Юнг становится президентом Европейского медицинского общества психотерапии

Публикует статьи «Стадии жизни» (Jung, С. W., vol. 8, р. 387–403), «Психология и поэтическое творчество» (см. Юнг, 19926, с. 121–152). В Цюрихе начинают проходить две серии семинаров: 1) с 6 октября 1930-го по октябрь 1931 года—  «Психология индивидуации» («Немецкий семинар»); 2) с 15 октября 1930-го по 21 марта 1934 года—  «Интерпретация видений» («Семинар видений») (см. June, 1976)

1931

Написаны «Основные постулаты аналитической психологии» (Jung, С. W., vol. 8, р. 338–357), «Цели психотерапии» (Юнг, 1998а, с. 46–64)

Дочь Марианна начинает помогать отцу в качестве секретаря

31 апреля  — Международный конгресс по психотерапии в Дрездене

1932

Публикация работ «Психотерапевты или священнослужители» (Jung, С. W., vol. 11, р. 327–347), «Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление», «Улисс:  монолог», «Пикассо» (все статьи см.: Юнг, 19926, с. 54–201)

44

Присуждение Юнгу Литературной премии города в Цюрихе

3–8 октября  в Психологическом клубе Цюриха индолог Д. В. Хауэр проводит семинар по кундалини-йоге. (Незадолго до этого Хауэр основал германское движение за веру, которое стремилось к поддержке всякого начинания, связанного с религиозными взглядами, укорененными «в биологии и духовной глубине немецкой нации». Усилия Хауэра были, в частности, направлены против христианства, которое он считал просемитски настроенным.)

С 12 октября  Юнг проводит четыре недельных семинара «Психологические комментарии к кундалини-йоге» (Jung, 1976)

1933

Начало преподавательской работы в Институте технологии в Цюрихе. Посещение первого собрания «Eranos»*B Асконе, Швейцария. Юнг делает доклад «Исследование процесса индивидуации» (см. Юнг, 19986, с. 211–257). «Эранос» — название, выбранное Рудольфом Отто для регулярных встреч в доме Ольги Фребе-Каптейн, целью которых было исследовать связи между восточным и западным мышлением. Эти встречи позволили Юнгу поддерживать обсуждение новых идей с широким кругом мыслителей, включая Генриха Зиммера, Мартина Бубера и др.

Должность президента Европейского медицинского общества психотерапии вскоре переходит под патронаж нацистов

Юнг становится редактором журнала «ZentralblattfurPsy-chotherapieundihreGrenzgebiete», выпускаемого в Лейпциге (покинул пост в 1939 году)

Публикует сборник работ под общим названием «Современный человек в поисках души» (Jung, 1933)

* Eranos(греч.)  — участие в празднестве.

45

Дальнейшее развитие идей коллективного бессознательного

Юнгу было 58 лет в июле 1933 года, когда нацисты пришли к власти, и 70 лет — когда война окончилась. Это, безусловно, было напряженное и трудное время даже в Швейцарии, сохранявшей нейтралитет. Международное медицинское общество психотерапии, штаб которого квартировал в Германии, под влиянием нацистов исключило евреев из немецкого представительства своего общества. Хотя Юнг считал, что нашел хорошее решение о порядке участия евреев: они могли быть представителями других стран и, таким образом, продолжать участвовать в профессиональных дебатах, но многие говорили о его решении как о неудачной уступке. Обвинения в антисемитизме начали сглаживать даже еврейские коллеги, друзья и студенты, защищавшие его. Рост нацизма и угроза войны создавали предпосылки для постепенной переработки и уточнения его теории архетипических образов

1933

20 октября  Юнг открыл семинар «Современная психология» в Институте технологии в Цюрихе, где он уже вел преподавательскую работу, который продолжался до 12 июля 1935 года

Встречается с известным физиком Вольфгангом Паули

1934

Юнг основал Международное общество психотерапии и стал его первым президентом

2 мая  начался семинар «Заратустра Ницше», продолжавшийся 86 сессий, последняя из которых состоялась 15 февраля 1939 года  (Jung, 1976)

Представил доклад на второй встрече в «Эраносе» в Аско-не: «Архетипы коллективного бессознательного» (см. Юнг, ^94з, с. 135–164)

46

Написаны статьи «Обзор теории комплексов» (см. Юнг, 1997 г), «Психотерапия сегодня» (Jung, С. W., vol. 10, р. 157–173), «Практическое использование анализа сновидений» (Юнг, 1998а, с. 154–180), «О становлении личности» (Юнг, 1996 г, с. 207–219)

В сентябре  писатель Джеймс Джойс, живший в то время в Цюрихе, обращается к Юнгу с просьбой заняться лечением его дочери Лукреции

1935

Юнг избран профессором в Институте технологии. Создает Швейцарское общество практической психологии

На третьей встрече в «Эраносе» в Асконе Юнг представляет доклад «Символизм сновидения в процессе индивидуации» (опубликован в переработанном виде как «Символизм сновидения и его связь с алхимией», см.: Юнг, 1997в, с. 57–238)

Президентское приветственное послание VIII медицинскому конгрессу по психотерапии (см. Jung, С. W., vol. 10, р. 554–556)

Публикует статьи «Психологический комментарий к "Тибетской книге мертвых"»  (см. Юнг, 1994д, с. 64–90), «Принципы психотерапии» (Юнг, 1998а)

В Лондоне представлен курс из пяти лекций, прочитанный сотрудникам Института медицинской психологии: «Аналитическая психология: ее теория и практика» (больше известный под названием «Тэвистокские лекции», впервые опубликованные в 1968 году) (Юнг, 2003, § 1-415)

1936

Напечатаны статьи «Понятие о коллективном бессознательном» (Юнг, 1996 г, с. 10–16), «Об архетипе и в особенности о понятии анимы» (там же, с. 17–29), «Вотан» (см. Одайник, 1996, с. 275–290), «Йога и Запад» (Юнг, 1994в,с. 29–39)

47

Четвертая встреча в «Эраносе» в Асконе — доклад «Религиозные идеи в алхимии» (см. Юнг, 1997в)

Лекция в Гарварде (США), где Юнг получил степень почетного доктора и провел два семинара «Символы сновидений в процессе индивидуации» на острове Бэйли, штат Мэн (20–25 сентября),  и в Нью-Йорке (16–18  и 25~26 октября).  Открытие Клуба аналитической психологии в Нью-Йорке под руководством Эстер Нардинг, Элеонор Бертин и Кристины Манн

В Институте технологии в Цюрихе в течение зимнего семестра 1936–1937 годов  проведен семинар «Психологическая интерпретация детских сновидений» (повторившийся в 1938–1939  и 1939–1940 годах)

1937

28 мая-

смерть Альфреда Адлера

Пятая встреча в «Эраносе» в Асконе — доклад «Видения Зосимы» (см. Юнг, 2002, с. 327–383)

В США читает лекции в Йельском университете, опубликованные под названием «Психология и религия» (см. Юнг, 1991, с. 129–202). Отправляет приветственное послание в Копенгаген по случаю открытия IX Международного медицинского конгресса по психотерапии (Jung, С. W. vol. 10, р. 561–564)

Получает от Британского правительства в Индии приглашение принять участие в пятой годовщине Калькуттского университета

1938

В январе получает степень почетного доктора университетов в Калькутте, Бенаресе и Аллахабаде

Май  — основывает Учительский институт психотерапии при Цюрихском университете

48

Август  — шестая встреча в «Эраносе» в Асконе: доклад «Психологические аспекты архетипа Матери» (см. Юнг, 1996 г, с. 30–50)

29 июля — 2 августа  в Оксфорде (Англия) проходит X Международный медицинский конгресс по психотерапии. Юнг отправляет приветственную речь «Послание, поддерживающее общность различных психотерапевтических школ, представленных на конгрессе» (Jung, С. W, vol. 10, р. 564–567)

Получает степень почетного доктора в Оксфорде

28 октября  начинается семинар «Процесс индивидуации в восточных текстах», который продолжается до июня 1939 года

Вторая мировая война

1939

5 апреля —  лекция «Символическая жизнь» в Лондоне в Гильдии пасторской психологии (Юнг, 2003, с. 297–325)

15 мая  Юнг избран почетным членом Королевского общества медицины в Лондоне

15 июль  — смерть Юджина Блейлера

3 сентября  — начало Второй мировой войны

23 сентября — кончина Зигмунда Фрейда в Лондоне. Юнг пишет некролог

Октябрь.  Юнг слагает с себя обязанности редактора журнала «ZentralblattfurPsychotherapieundihreGrenzgebiete», выпускаемого в Лейпциге

Седьмая встреча в «Эраносе» в Асконе: доклад «О перерождении» (Юнг, 1997 г). В этой встрече принимают участие Пауль и Мари Меллон. Пауль Меллон был богатым филан-

49

тропом и коллекционером картин; его первая жена, Мари (1904–1946), захотела поселиться в Цюрихе и проходить анализ у Юнга, надеясь, что он окажет ей помощь в связи с астмой. Последующая щедрость семейства Меллонов оказала большое влияние на распространение идей Юнга (см.1942,1949)

Юнг публикует статьи «Чему может научить нас Индия?» (Юнг, 1994в, с. 22–28), «Психологический комментарий к "Тибетской книге Великого Освобождения"» (Юнг, 1994д)

Пишет предисловие к книге Д. Т. Судзуки «Введение в дзен-буддизм»

Начинает семинар «Процесс индивидуации: ExercitiaSpiri-tualia св. Игнатия из Лайолы» (с 16 июня 1939 по 8 марта 1940 года)

1940

Вышел в свет сборник последних публикаций Юнга под общим названием «Интеграция личности»

Восьмое заседание «Эраноса» в Асконе — доклад «Психологический подход к Троице» (см. Юнг, 1995в, с. 5–108)

«Психология архетипа Ребенка» (см. Юнг, 1996 г, с. 51–71)

С 8 ноября по 28 февраля 1941 года  проходит семинар «Процессы индивидуации в алхимии: 1»

1941

2 мая -11 июля  — семинар «Процессы индивидуации в алхимии: 2»

Девятое заседание «Эраноса» в Асконе — доклады «Символизм превращения в мессе» (Юнг, 1995в, с. 235–348) и «Психологические аспекты Коры» (см. Юнг, 1996 г, с. 72–86)

1942

6 января  в Нью-Йорке и Вашингтоне был основан Фонд Буллингем с Мари Меллон в качестве президента, членами правления стали Генрих Зиммер и Эдгар Винд

50

После девяти лет работы Юнг покинул пост в Институте технологии

Десятая встреча в «Эраносе» в Асконе — доклад «Дух Меркурий» (Юнг, 19966, с. 7–70)

Доклад «Парацельс как духовное явление», прочитанный в Айнзидельне (Швейцария) в связи с 400-летием со дня смерти Парацельса (Юнг, 19966, с. 71–163)

1943

Юнг избран почетным членом Швейцарской Академии наук

Опубликованы работы «К психологии восточной медитации» (см. Юнг, 1994д, с. 8–32), «Психотерапия и мировоззрение» (Юнг, 1998а, с. 89–96), «Феномен одаренности» (Юнг, 19956, с. 151–164)

Ноябрь  — Юнга посещает издатель и редактор из США Герберт Рид в связи с изданием собрания его сочинений на английском языке

1944

В Базельском университете специально для Юнга создана должность консультанта по вопросам медицинской психологии,  от которой он был вынужден отказаться уже на следующий год по причине болезни. Дальнейшие проблемы со здоровьем: страдания со сломанной ногой, сердечные боли и серии различных видений

Юнг пишет введение «Об индийском святом» (см. Юнг, 1994д, с. 47–63) и редактирует книгу Генриха Зиммера «Часть личности». Опубликован большой труд «Психология и алхимия» (Юнг, 1997в), основанный на докладах, сделанных в «Эраносе» в 1935–1936 годах

1945

Юнг торжественно отмечает свое 70-летие, получает звание почетного доктора Университета Женевы

51

Тринадцатое заседание «Эраноса» в Асконе — доклад «Феноменология духа в сказках» (Юнг, 1996в, с. 288–337)

После войны

Написаны статьи «После катастрофы» (Jung, C.W.,vol. 10), «Философское древо» (Юнг, 2002, с. 183–326)

1946

Четырнадцатое заседание «Эраноса» в Асконе: «Дух психологии», переработано и опубликовано под названием «О природе психического» (Юнг, 2002, с. 7–94). Написаны «Эссе о современных событиях» (Jung, С. W., vol. 10, р. 177–243) и большая работа «Психология переноса» (Юнг, 1998а, с. 181–350)

1947

Начинается длинный период отдыха в Боллингене

1948

24 апреля  открывается Институт Юнга в Цюрихе. Он работает как обучающий центр для желающих стать аналитиками и становится основным местом проведения лекций. В это же время начинают открываться подобные институты в других местах, особенно в США: Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. В Асконе (Швейцария) проходит шестнадцатое заседание «Эраноса»

1949

Эмма Юнг госпитализирована в клинику после перелома плечевого сустава

Последние работы

Юнг продолжает подготовку «Aion»  (1951) (Юнг, 1997а) и начинает ревизию своих ранних работ

1950

Совместно с К. Кереньи издает работу «Введение в сущность мифологии» (Юнг, 1996в, с. 11–210), куда включены две статьи Юнга об архетипе Ребенка (1940) и Коры (1941)

52 =

Пишет статьи «О символизме мандалы» (Юнг, 2002, с. 95–182), «Предисловие» к английскому изданию китайской классической работы «И-Цзин», которая ранее выходила в немецком переводе Рихарда Вильгельма (см. Юнг, 1994д,с. 223–254)

1951

В Асконе прошла девятнадцатая встреча общества «Эра-нос» — доклад «О синхронии» (Юнг, 1997 г)

Опубликована большая работа Юнга «Aion:  источники и феноменология Самости» (Юнг, 1997а), «Основные вопросы психотерапии» (Юнг, 1998а, с. 125–140)

1952

Написаны «Синхрония: некаузальный связующий принцип» (Юнг, 1997 г), «Ответ Иову» (Юнг, 1995в), «Символы трансформации» (переработанное издание книги «Метаморфозы и символы либидо», написанной в 1911–1912 го — дах) (Юнг, 2000в)

1953

19 марта  умирает Тони Вульф

В Боллингене начинается публикация собрания сочинений Юнга (издание продолжается до 1976 года)

1954

Написаны работы «Психология образа Трикстера» (Юнг, 199бв, с. 338–356). Она мыслилась Юнгом как комментарий к книге П. Радина «Трикстер: изучение мифологии американских индейцев» (Радин, 1999)

«Корни сознания» — новое собрание эссе Юнга, опубликованное в Германии

1955

Юнг совместно с Паули написал работу «Интерпретация природы и души». Вклад Юнга в эту работу — эссе «Синхрония» (1952)

53

На свое 80-летие Юнг получает звание почетного доктора в Институте технологии (Цюрих)

Пишет завершающую работу по алхимии «MysteriumCo-niunctionis: исследование в области разделения и синтеза психических оппозиций в алхимии» (Юнг, 19976)

Осенью Аньела Яффе становится секретарем Юнга 27 ноября  скончалась Эмма Юнг

1956

«Почему и как я написал мой "Ответ Иову"» (Jung, С. W., vol.И, р. 357–363)

1957

«Нераскрытая Самость» (Jung, С. W., vol. 10)

Начинает излагать свои воспоминания Аньеле Яффе

5–8 августа  — Юнг записывает четыре часовых интервью с Ричардом Эвансом, профессором психологии университета в Хьюстоне («Хьюстоновский фильм»)

1958

Пишет автобиографическую книгу «Воспоминания, сновидения, размышления». Сейчас считается, что эта книга была совместным продуктом Юнга и его секретаря Анье-лы Яффе

Юнг пишет работу «Летающие тарелки: современный миф» (Юнг, 1994е)

1959

22 октября  — интервью «Лицом к лицу» с Джоном Фриме-ном из Би-Би-Си

Пишет главу «Последние мысли» в книгу «Воспоминания, сновидения, размышления»

I960

Становится почетным гражданином Кюснахта в день своего 85-летия

Пишет «Предисловие» к работе Мигеля Серано «Визиты королевы Шебы»

1961

6 июня  после короткой болезни Юнг скончался в своем доме в Кюснахте

1962

Книга «Воспоминания, сновидения, размышления» редактируется Аньелой Яффе (английский перевод опубликован в 1963 году в Нью-Йорке и Лондоне)

1964

«Подход к бессознательному» — глава в книге «Человек и его символы», редактором которой был Юнг, а после его смерти — Мария-Луиза фон Франц

1973

Опубликованы «Письма:1: 1906–1950» (Jung, 1973, vol. 1)

1974

Опубликована книга «Переписка Фрейда и Юнга» (TheFreud/JungLetters, 1974)

1976

Опубликованы «Письма: 2: 1951–1961» (Jung, 1975, vol. 2)

54

 

Юнгианский бревиарий

 

Психическая реальность

 

Принципиально важным понятием аналитической психологии является представление о «реальности психического», или психической реальности. Для самого Юнга психическое было единственной «очевидностью», как он говорил, «высочайшей действительностью» (Jung, С. W., vol. 8, par. 742–748). В своей работе «Реальное и сюрреальное» (Jung, С. W., vol. 8) Юнг описывает это понятие следующим образом. Он сравнивает восточный и западный типы мышления. Согласно западному, все, что «реально», так или иначе постигается органами чувств. Ограничительное толкование реальности, сведение ее к материальности хотя и кажется понятным, но представляет лишь фрагмент реальности как целого. Такая узкая позиция чужда восточному взгляду на мир, который абсолютно все относит к реальности. Поэтому Восток, в отличие от Запада, не нуждается в определениях типа «сверхреальность» или «экстрасенсорика» по отношению к психическому. Раньше западный человек рассматривал психическое лишь как «вторичную» реальность, полученную в результате действия соответствующих физических начал. Показательным примером данного отношения можно считать простодушный материализм а ля Фохт-Молешот, декларировавший, что «мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени» (см., в частности: Яро-шевский, 1985, с. 187).

В настоящее время, считает Юнг, Запад начинает осознавать свою ошибку и понимать, что мир, в котором он живет, представлен психическими образами. Восток оказался мудрее — таково мнение Юнга, — поскольку он находил, что сущность всех вещей зиждется на психике. Между неведомыми эссенциями духа и материей заключена реальность психического. Психическая реальность в этом смысле призвана быть единственной реальностью, переживаемой нами. Поэтому Юнг считал исследование психического наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для Юнга этот «решающий фактор» сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой: «…мир висит на тонкой нити, и эта нить — психика человека» (цит. по: Одайник, 1996, с. 328).

Литература

Адлер Г.  Лекции по аналитической психологии. — М.; Киев, 1996. Юнг К. Г.  О природе психе. — М.; Киев, 2002. С. 7–94. Adler G.  Basic Concepts of Analytical Psychology. — London, 1974. Guildlecture№ 174.April.

 

Психическое

 

В своих работах Юнг весьма редко стремился дать всеобъемлющее философское определение для вводимых им понятий; прежде всего его интересовало практическое разъяснение определенных аспектов человеческого опыта или конкретного переживания. И нигде это не проявляется столь отчетливо, как в тех случаях, когда понятие, требующее разъяснения, составляет сам фокус, саму основу психологической дисциплины, — когда речь идет о психическом  как таковом. Путем изучения собственной психики, исследования символизма человеческой жизни, а также с помощью клинической работы в качестве психиатра Юнг расширил и скорректировал академическое понимание психического,  которое даже и сегодня рассматривается весьма упрощенно как «разум». Опыт, накопленный Юн-гом в работе с психическими явлениями, в особенности с иррациональными, бессознательными психическими явлениями, привел его к необходимости поднять вопрос о приравнивании психического к разуму, приравнивании, против которого Юнг возражал, считая, что это ведет к отождествлению всего психического начала с сознанием и рациональной составляющей. Психическое же в том виде, как понимал его Юнг, гораздо лучше рассматривать как всеобщность (тотальность) нефизической жизни — рациональной и иррациональной, личной и коллективной, сознательной и бессознательной. Такой взгляд позволяет рассматривать психическое гораздо шире, не как узкий класс физико-рационалистических явлений, которые до Юнга относили к психическим. К тому же это дает возможность включить в психический спектр те аспекты, которые выходят за рамки интеллекта или разума, — ощущения, чувства, интуицию и влечения.

Таким образом, Юнг рассматривал психическое как нечто гораздо большее, нежели простое личное, отождествленное с Эго ощущение самости. С его точки зрения, в психическом наряду с сознанием наличествует и бессознательное начало. Именно поэтому Юнг стал использовать слово «душа»,  как более современный эквивалент греческого «psyche» (психическое), и оба термина употребляются в его работах как взаимозаменяемые.

Для Юнга и юнгианцев понятие «душа» гораздо более точно описывает широкий спектр человеческих явлений и дает в нем больше ассоциаций. Явления, обозначаемые этим словом, Юнг ставил в центр внимания психологии: индивидуальная душа с ее конфликтами, противоречиями, высотами, глубинами и уникальностью; коллективная душа, мировая душа, чувство человеческой общности, разделяемое с другими людьми; сверхличная, сверхиндивидуальная душа метафизиков и теологов, душа в религиозном и духовном смысле как проявление божественного разума, объективной психики, выходящей за пределы человеческого понимания.

По этой причине взгляд Юнга на психическое и на его равнозначность понятию души во многом не совпадает с современными психологическими подходами, базирующимися на вере в рациональность, унаследованной от эпохи Просвещения. Подобный взгляд на психическое релятивизирует место индивида в космическом порядке вещей, и, как показывают юнговские работы, такое соотношение человеческого бытия — микро- и макрокосма — соответствовало повседневной установке Юнга на эмпиризм. С его точки зрения, не психическое пребывает в индивиде, скорее индивид представляет нечто существующее в психическом. Для многих психологов юнговская релятивизация индивидуальной рациональности оказалась неприемлемой и пугающей. Однако взгляд на психическое как на душу, а не на разум позволил Юнгу принять во внимание историческую и религиозную картины мира, столь часто отвергаемые другими психологическими теориями и закрытые для них. Такой взгляд на психическое учитывает одну из отличительных черт человеческого бытия — способность человека к порождению символов. В ответ на критику своего подхода (утверждалось, что Юнг отрицает важность рационального сознания как базовой части психического) Юнг лишь подчеркивал, что психическое объемлет гораздо больше, чем представляется сторонникам современного

рационализма.

Поэтому работы Юнга о психическом намеренно выстроены так, чтобы можно было точно и ясно описать то, что Гераклит назвал «границами души». Он исследует сознательные компоненты психического: Эго, ощущение самости, психологические типы и др., а также его бессознательные составляющие в личном и коллективном аспектах, их общую взаимосвязь с влечением, инстинктом, волей и свободой выбора. Исследует символическую жизнь человека: повторяющиеся символы психических функций и символику человеческих взаимоотношений. Юнг изучает и связь психического с религиозными верованиями и духовностью, рассматривает историческое развитие сознания и результаты его переоценки в современное время, исследует связь психики и материи, их отличия друг от друга и то, как временами они оказываются двумя проявлениями одной и той же реальности. Он пытается решить в своих работах почти невозможную, а иногда и просто трудную для понимания задачу — дать системное описание структуры и природы психического, оставляя в то же время место и для живой, дышащей, развивающейся реальности души в мириадах ее индивидуальных, коллективных и сверхличных проявлений.

Следует обратить внимание на некоторые связанные с терминологией технические моменты, с которыми читатель может столкнуться при изучении работ Юнга.

1. Иногда, особенно в ранних работах, Юнг использует слово «душа»  в значении «парциальная душа», как синоним комплекса,  автономной части психического целого, которая отделилась и живет, так сказать, собственной независимой жизнью. Поэтому когда психическое  обозначает всеобщность нефизического опыта или переживания, душа  может описывать не что иное, как фрагмент этой всеобщности в отдельных или особых местах.

2. Слово «душа»  или сочетание «душевный образ»  используются иногда как синонимы к слову «анима» — для обозначения внутренней архетипической фигуры в рамках общего психического. Подобная путаница вполне объяснима, поскольку анима— латинское слово, обозначающее душу, точно так же как психическое—  греческий термин, и понятие анимы  (см. ниже) было выбрано Юнгом совершенно самостоятельно для выражения того, что фигура анимы  может часто репрезентировать либо само психическое, либо мужскую душу. В более поздних работах Юнг чаще стал использовать термин «анима»  для описания этой внутренней архетипической фигуры, но подобное различие не всегда им прояснялось.

3. Юнг использует слово «психоид»  в соотнесении с психическим для того, чтобы описать лежащее между собственно психической и чисто инстинктивной сферами, то есть тот уровень, внутри которого психическое и материальное перемешаны, образуют что-то вроде сплава физической реальности инстинктивных побуждений и виртуального преобразования последней в нечто более тонкое, нематериальное. Если использовать компьютерную модель, то в качестве «психоида» будет выступать сплав сложной последовательности (сукцессии) электронных сигналов и симультанной динамики того или иного изображения. Иначе говоря, мы имеем дело с процессом психизации инстинктов (на что указывал сам Юнг). «Психическое представляет существенный конфликт между слепым инстинктом (влечением) и волей (свободой выбора). Там, где преобладает инстинкт, начинаются психоидные  процессы, принадлежащие сфере бессознательного в качестве стихии, не способной осознаваться. Но психоидный процесс не является бессознательным как таковым, поскольку значительно превышает границы последнего» (Юнг, 2002, § 380).

Юнг подчеркивает, что реальная природа архетипа не может быть непосредственно представлена или «зримо» осознана, что она трансцендентна; в силу «непредставимости» последней он вынужден дать ей специфическое имя — психоид (там же, § 840).

Эти замечания, касающиеся терминологии, среди прочего демонстрируют тонкую и изменчивую природу психического: целое, но фрагментированное; нефизическое, но временами инстинктивное и психоидное; субъективно переживаемое и тем не менее объективно реальное, выходящее за границы человеческого субъекта. Таким образом, представления Юнга о психическом вносят существенную корректировку в нейробиологические теории разума или в чисто бихевиористское мышление современной психологии. Психическое (душа) сплавлено с таинственным и, несмотря на все наши попытки, постоянно ускользает от нашего пытливого (или не очень пытливого) взгляда. Господство материалистических теорий в XIXвеке привело к фактическому сведению понятия «душа» до уровня сознания и психики. Неудивительно поэтому, что впоследствии вместо терапии души стала развиваться психотерапия, в основе которой лежали механические (рационалистические) подходы и разумоцеление. Сегодня это привело к низведению души до категории психического, что, в свою очередь, способствовало появлению «бездушного» поколения людей, не вполне понимающих смысл собственной жизни.

Литература

Юнг К. Г.  О природе психического// Юнг К. Г.  О природе психе. — М.; Киев, 2002. С. 7–94.

Юнг К- Г.  Связь между Эго и бессознательным // Юнг К. Г.  Психология бессознательного.—М., 1994. С. 175–315.

гпаС. G.  Basic Postulates of Analytical Psychology //Jung С. G.  Collected

J Works- Princeton University Press, 1969. Vol. 8.Par. 649–688.

fungС  G.  The Structure of the Psyche //Jung C. G.  Collected Works.-Princeton University Press, 1969.Vol. 8.Par. 283–342. Рус. nep.-Юнг К. Г.  Структура души // Юнг К. Г.  Проблемы души нашего времени.-М., 1994. С. 111–133.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 195.