1. Общие вопросы специальной психологии.
2. Основные категории специальной психологии. Их краткая характеристика.
3. Кризисные переживания детей и подростков.
4. Психологические проблемы подросткового алкоголизма и наркомании.
5. Искаженное психическое развитие. Аутизм.
6. Дизонтогенез и его формы.
7. Задержанное психическое развитие.
8. Память и ее развитие в условиях разных форм дизонтогенеза.
9. Акцентуации характера и личности как вариант нормы.
10. Речь, ее расстройства, причины и возрастные особенности.
Методические рекомендации по разработке компьютерной презентации.
Подготовка компьютерной презентации осуществляется студентом в MS PowerPoint по заданной тематике. Структура презентации должна включать: титульный слайд с названием темы работы, образовательного учреждения, факультета, данных магистранта; содержание темы или основные рассматриваемые вопросы, содержание разделов освещаемой темы; список используемой литературы. Объем презентации должен составлять 20-25 слайдов.
Особые требования предъявляются к содержанию разделов рассматриваемой темы и оформлению презентации. Содержание разделов темы презентации должно включать схемы, графики, таблицы, иллюстрации, анимацию, гиперссылки, интерактивные элементы. Презентация ни в коем случае не должна содержать необработанный текстовый массив, любая информация должна быть представлена схематично.
Основное требование к оформлению презентации размер шрифта (не менее 22 п.т.), цветовая гамма (слайд должен быть «читаемым»), стилистическое оформление.
Требования к написанию курсовой работы по дисциплине
«Специальная психология»
Курсовая работа является видом самостоятельной и научно исследовательской работы студента, и представляет собой законченное по форме и содержанию исследование теоретического или экспериментального характера. Предпочтение отдается работам, содержащим экспериментальные данные, а также имеющим практическое значение. Курсовая работа, помимо учебной цели, преследует и важную методическую цель – подготовить студента к выполнению дипломной работы. Подготовка курсовой работы требует от исполнителя уверенных навыков работы с исходными источниками информации, осмысленного ознакомления с их содержанием, самостоятельности мышления и умеренных аналитических способностей.
При оценке курсовой работы учитывается: 1. Научно-теоретический уровень содержания и теоретическая обоснованность темы. 2. Проявление навыков написания научно-исследовательской работы: умение самостоятельно работать с литературными источниками, выделять и анализировать ведущие концепции, грамотно оформлять библиографию. 3. Самостоятельная разработка методики психологического исследования. 4. Планомерный и систематический характер работы студента над темой. 5. Правильность оформления курсовой работы и своевременность ее сдачи. (см. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ по «Психологии труда, инженерной психологии и эргономике». – Ростов - на - Дону, ДГТУ, 2016).
Защита курсовой работы. Цель данной процедуры – подготовить студента к защите дипломной работы.
На защите курсовой работы студент должен выступить со вступительным словом. Лучше, если текст выступления будет подготовлен в письменном виде. Вступительное слово оформляется как чистый текст, без каких – либо специальных деталей. В нем должны содержаться: обоснование выбора темы, ее актуальность; максимально краткая характеристика структуры и содержания работы (итоги теоретического обзора, характеристика базы исследования, его процедуры, главные результаты и выводы). По регламенту, в течение 7-10 минут студент четко и ясно должен представить свою работу. Желательно использование наглядных демонстрационных материалов. Оценивается не только выступление, но и ответ на вопросы членов комиссии или других присутствующих.
Примерные темы курсовых работ
1. Психологические особенности агрессивного поведения умственно отсталых подростков.
2. Изучение тревожности у детей с недостатками в развитии.
3. Влияние школьной успеваемости на уровень самооценки учащихся с задержкой психического развития.
4. Изучение образа Я у младших школьников с задержкой психического развития в традиционных и коррекционных условиях обучения.
5. Влияние индивидуально-психологических особенностей детей с недостатками развития на их конфликтное поведение.
6. Изучение эмпатических способностей у детей с нарушениями слуха.
7. Психологические особенности внимания при нарушениях зрения.
8. Система психологической службы в специальных образовательных учреждениях.
9. Психологические особенности эмоциональной сферы у детей с недостатками интеллекта.
10. Изучение психологических особенностей речевого развития у детей с задержкой психического развития.
11. Влияние особенностей типа воспитания в семье на самооценку и уровень притязаний ребёнка с ограниченными возможностями.
12. Отношение общества к детям с недостатками в развитии.
13. Особенности эмоционального развития ребёнка с нарушением зрения.
14. Гендерные различия ценностных ориентаций учащихся с недостатками интеллекта.
15. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте (младшем школьном, подростковом, юношеском).
16. Влияние эмоций на проявление самооценки в дошкольном возрасте (младшем школьном, подростковом, юношеском).
17. Общие и специфические закономерности психического развития при нарушениях зрения.
18. Особенности формирования высших психических функций в условиях дефицита визуальной информации.
19. Особенности перестройки функциональных мозговых систем при различных нарушениях зрения.
20. Коррекционное значение продуктивных видов деятельности для развития ребенка с нарушенным зрением: изобразительной деятельности, конструирования, лепки.
21. Основные направления социально-психологической и трудовой реабилитации лиц с нарушением зрительной функции.
22. Нарушения развития мышления у детей с дизартриями.
23. Недостатки эмоционально-волевой сферы детей при заикании.
24. Формирование коммуникативных навыков в условиях тахилалии.
25. Психологические особенности агрессивного поведения подростков с нарушенным слухом.
26. Изучение тревожности у слабослышащих детей.
27. Влияние школьной успеваемости на уровень самооценки учащихся с нарушенным слухом.
28. Изучение образа Я у младших школьников с нарушенным слухом.
29. Изучение эмпатических способностей у детей с нарушениями слуха.
30. Гендерные различия ценностных ориентаций учащихся с нарушенным слухом.
31. Психологические особенности межличностных отношений у учащихся с задержкой психического развития с нарушенным слухом.
32. Особенности психолого-педагогического обследования дошкольников с двигательной патологией.
33. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с ДЦП, основные направления их подготовки к школе.
34. Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих ребенка с нарушением ОПДА.
35. Самооценка детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
36. Возрастная динамика задержки психического развития у детей с различными формами ДЦП.
37. Особенности мыслительной деятельности у детей с церебральным параличом.
38. Особенности межличностных отношений у подростков с ДЦП и пути их психологической коррекции.
При оценке курсовой работы учитывается:
1. Научно-теоретический уровень содержания и теоретическая обоснованность темы.
2.Проявление навыков написания научно-исследовательской работы: умение самостоятельно работать с литературными источниками, выделять и анализировать ведущие концепции, грамотно оформлять библиографию.
3.Самостоятельная разработка методики психологического исследования.
4. Планомерный и систематический характер работы студента над темой.
5. Правильность оформления курсовой работы и своевременность ее сдачи. (см. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ по «Организационной психологии». – Ростов - на - Дону, ДГТУ, 2016).
Подготовка к экзамену.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время перед экзаменом для систематизации знаний по дисциплине.
Вид текущей учебной работы | Количество баллов |
Реферирование первоисточников | 10 |
Разработка мультимедийной презентации | 10 |
Ответы на семинарских занятиях | 30 |
Итого за семестр: | 50 |
Экзамен | 50 |
Итого: | 50 |
Вопросы для самоконтроля
№ п/п | № темы (из раздела 3.1) | Перечень вопросов, оценочных материалов |
1 | 2 | 3 |
1 | 1.1.Специальная психология как самостоятельная отрасль психологической науки. | Специальная психология как наука ее предмет, обьект и задачи. Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими дисциплинами. Основные принципы специальной спихологии. Методы специальной психологии. Понятие дизонтогенеза. Классификация психического дизонтогенеза. |
2 | 1.2.Проблема компенсации в специальной психологии | Виды и принципы компенсации при нарушении функций. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Теории компинсации психических функций ( Л.С. Выготский, Лурия о дефекте и компенсации). Проблемы компенсации психических функций в трудах отечественных психологов (Б.В. Зейгарник, Р.Е. Левиной, И.М. Соловьева, В.В. Лебединского). Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова как естественно – научная основа компенсации. Стадии возрастной периодизации и стадии развития процессов компенсации. |
3 | 1.3.Психологические закономерности аномального развития ребенка. | Распространенность атипий психического развития в популяции. Факторы риска и основные тенденции исследований психологических особенностей детей при отклонениях в развитии. Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития. Нейробиологические нарушения при атипиях развития. Закономерности атипичного развития, их причины, механизмы и особенности выраженности. Природа и основные характеристики общих и специфических закономерностей нормального и отклоняющегося развития. |
4 | 1.4.Методы диагностики и коррекции при нарушениях развития | Особенности применения методов сбора информации в специальной психологии: наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности. Специфика проведения эксперимента в специальной психологии. Достоинства обучающего эксперемента. Особенности онтогенеза мышления при атипиях развития. Взаимосвязь развития речи и других психических при отклонениях в развитии на основных возрастных этапах (до 1-го года жизни, 2-3 год, 3-7 дошкольный возраст). Основные направления профилактики и психокоррекции нарушений развития. Понятие психологической оценки (понимание задачи и инструкции, способы выполнения заданий и их результативность, фиксация и коррекция ошибок ребенком, виды помощи взрослого). Технологии проведения психологического обследования. Особенности составления психологического заключения по материалам изучения мышления и речи. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии с использованием психолого – педагогического наблюдения. Психокоррекционные технологии для детей с ЗПР. Изучение особенностей личности детей с нарушениями слуха и зрения. Экспериментальное исследование детей с СДВГ. Методы диагностики дисгармоничного развития. Методы работы с детьми имеющими сложные нарушения. Методы работы с детьми имеющими нарушения функций опорно – двигательного аппарата. |
5 | 2.1.Психология детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие | Понятие «умственная отсталость». Формы умственной отсталости. Причины возникновения умственной отсталости. Современные классификации умственной отсталости (по степени выраженности дефекта, по этиологии, с учетом времени повреждения мозга, по состоянию основных нервных процессов, по состоянию деятельности, по обучаемости). Особенности психического развития при олигофрении. Особенности физического развития умственно отсталых детей. Деменция. Причины. Виды. Понятие ЗПР. Причины возникновения. Классификация ЗПР. Психологическая характеристика детей с ЗПР. Дифференция ЗПР и умственной отсталости. Психологическая диагностика умственной отсталости и психического недоразвития. Особенности использования теста Векслера. Психокоррекционные технологии для детей с задержкой психического развития и детей с психическим недоразвитием. |
6 | 2.2.Общая характеристика детей с искаженным психическим развитием. Аутизм. | Предмет и задачи психологии детей с РДА. Клинико-психологическая характеристика раннего детского аутизма. Взгляды на природу детского аутизма. Изменение проявлений раннего детского аутизма с возрастом. Асинхрония развития аутичных детей. Понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Психологические особенности детей с СДВГ. Эксперементальное исследование детей с СДВГ. Особенности коррекционно – развивающей программы для детей при РДА и СДВГ. |
7 | 2.3. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями | Предмет и задачи сурдопсихологии. Классификация нарушений слуха. Причины нарушений слуха. Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом. Возможности развития детей с нарушением слуха. Предмет и задачи тифлопсихологии. Классификация нарушений зрения. Причины нарушений зрения. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением. Возможности развития детей с нарушением зрения. |
8 | 2.4.Общая характеристика детей с нарушениями речи | Предмет и задачи логопсихологии. Понятие речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Классификация речевых нарушений. Психологические особенности детей с речевыми нарушениями. |
9 | 2.5. Психология детей с нарушениями опорно– двигательного аппарата | Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата. Структура, симптоматика, этиология нарушения. Формы ДЦП. Психологические особенности детей с нарушениями ОДА. Особенности личности детей с нарушениями ОДА. Методы работы с детьми, имеющими нарушения функций ОДА. |
10 | 2.6. Психология детей с множественными нарушениями развития | Понятие и причины сложных нарушений развития. Классификация детей со сложными нарушениями развития. Психологическая характеристика детей со сложными нарушениями развития. Развитие психики слепоглухонемых. Изучение особенностей личности детей со сложными нарушениями развития. Методы работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития. |
11 | 2.7.Асинхронного развитие (искаженное и дисгармоничное развитие | Дисгармоничное развитие. Искаженное развитие. Причины дисгармоничного развития личности. Психопатия как форма дисгармонии личности. Акцентуация личности. Неврозы у детей и подростков. Понятие невроза. Формы. Основные формы и методы психологической коррекции дисгармонического развития личности. |
12 | 2.8.Этапы деятельности психолога и оценка результатов изучения ребенка | Сферы деятельности специального психолога. Основные положения проведения психологического обследования. Психологический анамнез и его основные разделы. Технологии составления заключения по результатам психологического обследования. Психолого-медико-педагогического консилиум: его цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения. Особенности семейного воспитания детей с проблемами в развитии. |
Вопросы к экзамену по дисциплине «Специальная психология»
1. Специальная психология как наука ее предмет, обьект и задачи.
2. Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими дисциплинами.
3. Основные принципы специальной спихологии.
4. Методы специальной психологии.
5. Понятие дизонтогенеза. Классификация психического дизонтогенеза.
6. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.
7. Теории компинсации психических функций ( Л.С. Выготский, Лурия о дефекте и компенсации).
8. Проблемы компенсации психических функций в трудах отечественных психологов (Б.В. Зейгарник, Р.Е. Левиной, И.М. Соловьева, В.В. Лебединского).
9. Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова как естественно – научная основа компенсации.
10. Стадии возрастной периодизации и стадии развития процессов компенсации
11. Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития.
12. Нейробиологические нарушения при атипиях развития.
13. Закономерности атипичного развития, их причины, механизмы и особенности выраженности.
14. Особенности применения методов сбора информации в специальной психологии: наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности.
15. Специфика проведения эксперимента в специальной психологии. Достоинства обучающего эксперемента.
16. Особенности онтогенеза мышления при атипиях развития.
17. Взаимосвязь развития речи и других психических функций при отклонениях в развитии на основных возрастных этапах (до 1-го года жизни, 2-3 год, 3-7 дошкольный возраст
18. Особенности составления психологического заключения по материалам изучения мышления и речи.
19. Психокоррекционные технологии для детей с ЗПР.
20. Экспериментальное исследование детей с СДВГ.
21. Методы диагностики дисгармоничного развития.
22. Методы работы с детьми имеющими сложные нарушения.
23. Методы работы с детьми имеющими нарушения функций опорно – двигательного аппарата. Понятие «умственная отсталость».
24. Формы умственной отсталости. Причины возникновения умственной отсталости.
25. Особенности психического развития при олигофрении.
26. Особенности физического развития умственно отсталых детей.
27. Деменция. Причины. Виды.
28. Понятие ЗПР. Причины возникновения.
29. Классификация ЗПР.
30. Дифференция ЗПР и умственной отсталости.
31. Психологическая диагностика умственной отсталости и психического недоразвития. Особенности использования теста Векслера.
32. Предмет и задачи психологии детей с РДА.
33. Клинико-психологическая характеристика раннего детского аутизма.
34. Взгляды на природу детского аутизма.
35. Изменение проявлений раннего детского аутизма с возрастом. Асинхрония развития аутичных детей.
36. Понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
37. Психологические особенности детей с СДВГ.
38. Эксперементальное исследование детей с СДВГ.
39. Предмет и задачи сурдопсихологии. Классификация нарушений слуха.
40. Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом.
41. Возможности развития детей с нарушением слуха.
42. Предмет и задачи тифлопсихологии. Классификация нарушений зрения. Причины нарушений зрения.
43. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением.
44. Предмет и задачи логопсихологии. Понятие речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений.
45. Классификация речевых нарушений.
46. Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата. Формы ДЦП.
47. Психологические особенности детей с нарушениями ОДА.
48. Понятие и причины сложных нарушений развития.
49. Классификация детей со сложными нарушениями развития.
50. Психологическая характеристика детей со сложными нарушениями развития.
51. Развитие психики слепоглухонемых.
52. Дисгармоничное развитие. Причины дисгармоничного развития личности.
53. Психопатия как форма дисгармонии личности.
54. Акцентуация личности.
55. Неврозы у детей и подростков. Понятие невроза. Формы.
56. Основные формы и методы психологической коррекции дисгармонического развития личности.
57. Основные положения проведения психологического обследования.
58. Психологический анамнез и его основные разделы.
59. Составления заключения по результатам психологического обследования.
60. Психолого-медико-педагогического консилиум: его цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения.
61. Особенности семейного воспитания детей с проблемами в развитии
Уровни и критерии оценки результатов освоения дисциплины «Специальная психология» и сформированности компетенций
Уровни | Критерии выполнения заданий ОС | Итоговый семестровый балл[1] | Итоговая оценка | |
Недостаточный | Имеет представление о содержании дисциплины, но не знает основные положения (темы, разделы, законы и т.д.), к которому относится задание, не способен выполнить задание с очевидным решением, не владеет категориальным аппаратом дисциплины и навыками проведения элементарной диагностической процедуры. | Менее 41 | Неудовлетворительно (не зачет) | |
Базовый | Знает и воспроизводит основные положения дисциплины, может рассказать о содержании ее основных разделов и дать определения основных рассматриваемых категорий, знаком с основными диагностическими приемами, но не владеет самостоятельными навыками проведения диагностики. | 41 -60 | Удовлетворительно (зачет) | |
Повышенный | ПУ 1 | Знает, понимает основные положения дисциплины, демонстрирует умение применять их в практической диагностической работе, знаком с основными диагностическими приемами, владеет самостоятельными навыками проведения диагностики. Анализирует полученные в исследовании данные, устанавливает связи между ними. | 61 -80 | Хорошо |
ПУ 2 | Знает, понимает основные положения дисциплины, демонстрирует умение применять их в практической диагностической работе, знаком с основными диагностическими приемами, владеет самостоятельными навыками разработки, планирования и проведения новых диагностических приемов. Анализирует полученные в исследовании данные, устанавливает связи между ними, способен выдвинуть идею и презентовать свой проект. | 81 - 100 | Отлично |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 200.