Тема 5. Сравнительный анализ социального законодательства различных типов социального государства (2 ч. ОФО, 2 ч. ЗФО)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Социальное законодательство социального государства либерального типа (на примере Великобритании).

2. Социальное законодательство социального государства социального типа (на примере Люксембурга).

3. Социальное законодательство социального государства корпоративного типа (на примере ФРГ).

4. Сравнить законодательство различных по типу социального государства стран. Выявить оптимальное социальное законодательство.

Задание к лабораторному занятию:

При самостоятельной подготовке к лабораторному занятию изучить типологию Г. Эспин-Андерсена.

Найти  социальное законодательство Великобритании, Люксембурга, ФРГ (в качестве репрезентативных законодательств могут быть взяты доступные законодательства других стран).

Выявить особенности и общие черты репрезентативных законодательств.

Мотивировать особенности различием типов социального государства.

Обсудить результаты экспресс-исследования.

 

Рекомендуемая литература:

 

  1. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5. Юриспруденция : научно-теоретический журнал / ред. А.О. Иншакова - Волгоград : Волгоградский государственный университет, 2012. - № 1(16). - 240 с. - ISSN 2078-8495 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211008
  2. Конституционное право зарубежных стран. Сборник студенческих работ / ред. А. Колябин. - Москва : Студенческая наука, 2012. - 2325 с. - (Вузовская наука в помощь студенту). - ISBN 978-5-906419-30-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209988
  3. Зарубежное социальное законодательство. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

3. Методические указания по выполнению других видов самостоятельной работы по дисциплине

Рецензирование научных публикаций

 

Содержание рецензии должно содержать следующие пункты:

     Рецензия должна выполнять следующие функции: информировать об основном содержании статьи и определять ее релевантность таким образом, чтобы читатель мог решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи; должна представлять собой краткое и точное изложение содержания статьи, включающее основные фактические сведения и выводы описываемой работы; отмечать наличие спорных позиций или согласие с представленным мнением. Текст должен быть лаконичным и емким, свободным от второстепенной информации, отличаться убедительностью информации.

     Объем должен включать не меньше 250 слов. Объем определяется содержанием статьи (объемом сведений, их научной ценностью, практическим значением).

     Рецензия включает в себя следующие аспекты содержания статьи:

· предмет, тему, цель работы (в том случае, если они не ясны из названия статьи);

· метод или методологию проведения работы;

· результаты работы (излагаются предельно точно и информативно, приводятся основные теоретические и практические результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности, при этом предпочтение отдается новым результатам и данным долгосрочного значения, важным выводам, которые, по мнению автора, имеют практическое значение);

· область применения результатов;

· выводы (сопровождаются рекомендациями, оценками, предложениями, раскрываемыми в статье).

     Допускается изменять последовательность изложения содержания статьи и начинать с изложения результатов работы и выводы. Сведения, содержащиеся в названии статьи, не должны повторяться в тексте аннотации, рецензии. Следует избегать лишних вводных фраз (например, «автор статьи рассматривает…»). Исторические справки, если они не составляют основное содержание работы, описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения в аннотации не приводятся. В тексте статьи следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных документов, избегать сложных грамматических конструкций, сокращения применяются в исключительных случаях.

 

Оценочное средство: индивидуальный или групповой проект

Содержание

Написание и устная презентация индивидуального или группового проекта.

Студентам предлагается на выбор два вида проектов:

1. Информационный проект – представляет собой небольшое теоретическое исследование оригинального и самостоятельного характера. Его цель - углубленное изучение конкретной проблемы (вопроса) дисциплины, основанное на анализе современных официальных документов, научных источников, материалов опубликованной практики. Выполнение данного вида проекта позволяет проверить знание студентом актуальных проблем современного социального государства, умение делать теоретические обобщения, аргументировано излагать собственное мнение по спорным вопросам, владение навыками сбора, обработки и анализа научной информации, методикой проведения научных политико-правовых исследований в области социального государства, навыками ведения дискуссии по вопросам установления юридической ответственности за правонарушения (в том числе, и в зарубежном законодательстве).

 

 

2. Исследовательский проект - представляет собой небольшое прикладное исследование. Студенту предлагается провести мониторинг какого-либо фрагмента действующего социального законодательства, а также практики его применения на предмет социально-политической обоснованности норм, соблюдения правил законодательной техники и эффективности их применения на практике. На основании проведенного исследования, а также изучения научной литературы студент должен сделать вывод об эффективности изученных социально-правовых норм, разработать рекомендации по их применению, при необходимости разработать, сформулировать и обосновать предложения по внесению изменений или дополнений в действующее социальное законодательство или разработать новую модель социально-правовых норм. Выполнение данного вида проекта позволяет проверить умение студента анализировать социально-правовые нормы и институты, формулировать обоснованные и убедительные предложения по совершенствованию действующего законодательства или практики его применения, разрабатывать модели социально-правовых норм; владение навыками анализа и обобщения практики применения социально-правовых норм по определенной категории судебных дел, навыками сбора, обработки и анализа научной информации.

 

Подготовка проекта предполагает:

постановку цели проекта; 2) поиск научных источников, их изучение, анализ; отбор материала; выделение главных идей, различных позиций, их осмысление; 3) сбор эмпирического материала, его обобщение, анализ; 4) выработку рекомендаций, предложений, формулировку выводов; 5) построение логики выступления; составление текста выступления; 6) подготовку презентации к защите проекта.

Проект после защиты сдается руководителю ОП «Социальное государство – проблемы теории и юридической практики».

Проект должен содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть,

заключение, список использованных источников, приложения (при необходимости).

 

Оценочное средство: вопросы для экзамена

Вторым этапом промежуточной аттестации студента является устный экзамен.

4. Примеры контрольных заданий (оценочных средств), используемых при текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине

Список публикаций для рецензирования:

 

1. Агашев Д.В. Вопросы интеграции законодательства государств Евразийского экономического союза в сфере социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2018. N 3. (Доступ СПС КонсультантПлюс).

2. Андреева Е.Л., Дате М., Ратнер А.В. Компаративная оценка факторов и условий формирования неоиндустриального социального государства в России и Германии // Экономика региона. 2015. № 1 (41). С. 169-182.

3. Аристов В.В. Государство благосостояния в Южно-Африканской республике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12-1 (62). С.22-25. (Доступ на сайте http://elibrary.ru)

4. Аристов В.В. Государство благосостояния в Южной Корее // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 11-2 (61). С. 38-42. (Доступ на сайте http://elibrary.ru)

5. Аристов Е.В. К вопросу о понятии социального государства // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. 2015. № 6-7 (35). С. 6-11.

6. Байматов П.Н. Проблемы становления социального государства и реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение: тенденции и перспективы современной России // Государство и право. 2014. № 4. С. 106-110.

7. Денисов С.А. Социальное или патерналистское государство // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 7. (Доступ СПС КонсультантПлюс).

8. Куренной А.М.Социальное государство и социальное партнерство: как соединить усилия? // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. N 4. (Доступ СПС КонсультантПлюс).

9. Мосейко В.В., Фролова Е.А. Социальное государство vs социальное иждивенчество // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 8. (149). С.102-107.

10. Осейчук В.И. О банкротстве либеральной модели государства и стратегии строительства нового государства // Государство и право. 2014.№ 11. С. 27-34.

11. Плешаков А.П., Шаповалов А.А., Грандонян К.А. Правовая культура Гражданского общества и ее влияние на развитие социально-правовой государственности и системы Российского права // Правовая культура. 2015.№ 2 (21). С. 20-26.

12. Родионова О.В. Социальная функция современного государства. М.: «Юрлитинформ». 2010.

13. Родионова О.В. Социальная функция государства: правовая сущность и проблемы субъектов ее осуществления на современном этапе // Государство и право. 2006. № 8. С. 98-101.

14. Родионова О.В. Современное социальное государство: типология и проблемы модернизации // Правоведение. 2010. № 3 (290). С. 15-26.

15. Родионова О.В. Проблемы развития теории и практики современного социального государства // Lex Russica. 2015.№ 1. С. 28-40.

16. Степанов С.Д. Правовые аспекты социального обслуживания населения в Чешской республике // Российское государствоведение. 2014. № 1. С. 116-128.

Содержание и шкала оценки.

Наименование Критерия Оценивание критерия, 1 балл Оценивание критерия, 0 баллов
Функциональное назначение рецензии Рецензия должна выполнять следующие функции: информировать об основном содержании статьи и определять ее релевантность таким образом, чтобы читатель мог решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи. Рецензия должна представлять собой краткое и точное изложение содержания статьи, включающее основные фактические сведения и выводы описываемой работы. Текст должен быть лаконичным и емким, свободным от второстепенной информации, отличаться убедительностью информации. Рецензия статьи не информирует об основном содержании статьи.
Содержание рецензии Рецензия включает в себя четыре аспекта содержания статьи: 1) предмет, тему, цель работы (в том случае, если они не ясны из названия статьи); 2) метод или методологию проведения работы; 3) результаты работы, выводы (излагаются предельно точно и информативно, приводятся основные теоретические и практические результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности, при этом предпочтение отдается новым результатам и данным долгосрочного значения, важным выводам, которые, по мнению автора, имеют практическое значение); 4) область применения результатов. Рецензия включает в себя не все аспекты содержания статьи: охарактеризован лишь один из четырех аспектов.
Объем рецензии Объем должен включать не меньше 250 слов. Объем определяется содержанием статьи (объемом сведений, их научной ценностью, практическим значением). Объем включает меньше 250 слов.
Изложение рецензии Сведения, содержащиеся в названии статьи, не повторяются в тексте рецензии. В тексте употребляются синтаксические конструкции, свойственные языку научных документов, студент избегает сложных грамматических конструкций; сокращения применяются в исключительных случаях. Текст должен быть лаконичным и емким, свободным от второстепенной информации, отличаться убедительностью информации. Рецензия изобилует второстепенными сведениями, не отличается убедительностью информации.
Замечания (положительные стороны или наличие спорных позиций) Студент высказывает свои соображения, свое мнение о том, какие спорные позиции содержит публикация или, наоборот, мнение студента совпадает с представленным в работе подходом автора. Позиция студента должна быть аргументирована. Студент не указывает на спорные позиции и не определяет свое мнение относительно предмета публикации.
Зачтено 5-4 балла в целом за рецензию  
Незачтено   0-3 балла за рецензию

Для того, чтобы данное оценочное средство могло войти в накопительную оценку по зачету, студент должен получить «зачтено» после представления рецензии преподавателю для проверки или ее защиты на семинарском занятии. Рецензии сдаются в письменном виде. Время проверки рецензии, текст которой не был представлен на семинаре, составляет – 7 дней.

Примерная тематика информационных проектов

1. Эволюция социального государства в России: вопросы теории и практики.

2. Современная Россия как социальное государство.

3. Либеральная модель социального государства: теория и практика.

4. Корпоративная модель социального государства.

5. Североевропейская модель социального государства.

6. Детерминанты модификации социального государства.

7. Диахронная классификация социального государства.

8. Синхронная классификация социального государства.

9. Неопатерналистское социальное государство: настоящее или будущее?

10. Совершенствование социального законодательства.

11. Ваш вариант…

Примерная тематика исследовательских проектов

1. Проведите мониторинг действующего пенсионного законодательства, а также практики его применения на предмет социально-политической обоснованности норм, соблюдения правил законодательной техники и эффективности их применения на практике. На основании проведенного исследования, а также изучения научной литературы сделайте вывод об эффективности изученной социально-правовой нормы, разработайте рекомендации по ее использованию, при необходимости разработайте, сформулируйте и обоснуйте предложения по внесению изменений или дополнений в действующее социальное законодательство или разработайте новую модель социально-правовых норм.

2. Тема «Законодательство в сфере материнства и детства: современное состояние проблемы». Проведите мониторинг действующего законодательства в сфере материнства и детства на предмет соблюдения правил законодательной техники и эффективности его применения на практике. На основании проведенного исследования, а также изучения научной литературы сделайте вывод об эффективности изученной правовой нормы, разработайте рекомендации по ее применению, при необходимости разработайте, сформулируйте и обоснуйте предложения по внесению изменений или дополнений в действующее законодательство или разработайте новую модель социально-правовых норм в данной сфере правового регулирования.

3. Тема «Законодательство в сфере безработицы». Проведите мониторинг действующего законодательства, а также практики его применения на предмет социально-политической обоснованности норм, соблюдения правил законодательной техники и эффективности их применения на практике. На основании проведенного исследования, а также изучения научной литературы сделайте вывод об эффективности изученной социально-правовой нормы, разработайте рекомендации по ее применению, при необходимости разработайте, сформулируйте и обоснуйте предложения по внесению изменений или дополнений в действующее законодательство или разработайте новую модель социально-правовых норм, действующих в данной сфере правового регулирования.

4. Изучите региональную практику правового регулирования оказания платной медицинской услуги в РФ. Представьте анализ статистических данных, проанализируйте проблемные вопросы, с которыми сталкивается правоприменитель при привлечении виновных лиц к юридической ответственности за неисполнение обязанностей по оказанию квалифицированной платной медицинской услуги.

5. Изучите региональную практику правового регулирования оказания платной образовательной услуги в РФ. Представьте анализ статистических данных, проанализируйте проблемные вопросы, с которыми сталкивается правоприменитель при привлечении виновных лиц к юридической ответственности за неисполнение обязанностей по оказанию квалифицированной платной образовательной услуги.

6. Изучите практику правового регулирования оказания платной медицинской услуги в Японии. Представьте анализ статистических данных, проанализируйте проблемные вопросы, с которыми сталкивается правоприменитель при привлечении виновных лиц к юридической ответственности за неисполнение обязанностей по оказанию квалифицированной платной медицинской услуги.

7. Изучите практику правового регулирования оказания платной образовательной услуги во Франции. Представьте анализ статистических данных, проанализируйте проблемные вопросы, с которыми сталкивается правоприменитель при привлечении виновных лиц к юридической ответственности за неисполнение обязанностей по оказанию квалифицированной платной образовательной услуги.

8. Ваш вариант….

Критерии и шкала оценки:

Информационные проекты оцениваются по следующим критериям:

1) знание современной учебной и научной литературы, умение систематизировать и грамотно использовать информацию из самостоятельно найденных источников;

2) полнота и глубина рассмотрения проблемы, знание различных точек зрения и подходов к ее решению;

3) умение критически анализировать, оценивать позиции, аргументировать, обосновывать собственную точку зрения, делать выводы;

4) умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

5) владение понятийно-категориальным аппаратом различных отраслей права;

6) логичность и системность изложения материала;

7) самостоятельность суждений, оригинальность выводов и предложений;

8) качество выступления (культура речи, ясность, четкость, лаконичность, доходчивость изложения материала);

9) умение визуализировать информацию, делать презентации;

10) умение отвечать на вопросы, задаваемые аудиторией или преподавателем.

 

Исследовательские проекты оцениваются по следующим критериям:

1) знание современной учебной и научной литературы, умение систематизировать и грамотно использовать информацию из самостоятельно найденных источников;

2) умение анализировать социально-правовые нормы или институты, находить недостатки законодательной конструкции, пробелы, противоречия, другие правотворческие ошибки;

3) умение анализировать и обобщать практику применения норм по определенной категории дел;

4) умение разрабатывать и обосновывать предложения по изменению или дополнению действующего законодательства, разрабатывать модели социально-правовых норм;

5) владение понятийно-категориальным аппаратом юриспруденции;

6) логичность и системность изложения материала;

7) самостоятельность суждений, оригинальность выводов и предложений;

8) качество выступления (культура речи, ясность, четкость, лаконичность, доходчивость изложения материала);

9) умение визуализировать информацию, делать презентации;

10) умение отвечать на вопросы, задаваемые аудиторией или преподавателем.

 

Максимальное количество баллов по каждому критерию – 2 (2 балла – признак ярко проявляется, 1 балл – частично проявляется, 0 баллов – не проявляется). Таким образом, за проект можно получить от 0 до 20 баллов.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, набравшему 12-14 баллов.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, набравшему 15-17 баллов.

Оценка «отлично» выставляется студенту, набравшему 18-20 баллов.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, получившему за проект менее 12 баллов.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 245.