1.1
Нумерация пунктов первой главы
1.3
2 Пожарная опасность ЗАО «КОМПАНИЯ»
2.1
Нумерация пунктов второго раздела документа
2.3
Перечисления в работе оформляются следующим способом:
- _______________;
- _______________;
- _______________.
Каждый пункт перечисления записывают с абзацного отступа и выравнивают по ширине.
Главы и параграфы должны иметь заголовки, которые четко и кратко отражать их содержание. Расстояние между заголовками не должно быть равно полуторному интервалу, т.е. между заголовками и текстом необходимо оставлять одну пустую строку. Главы и параграфы выделяются жирным шрифтом. Отступ главы и отступ параграфа составляет 12,5 мм. Каждая глава начинается с нового листа. Приведем пример:
Организация пожарной охраны
Страница прошлого
Человек совершил величайшее открытие в истории развития общества и добыл огонь и научился им управлять….
В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти словами.
Подготовленный в соответствии с вышеуказанными требованиями текст дипломной работы (проекта) оформляется в специальную папку.
3.2. Правила оформления формул
В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова "где", расположенного с абзаца без двоеточия после него, например:
К=АТ+1, (1)
где К – коэффициент;
А – кратность воздухообмена, создаваемого аварийной вентиляцией с ;
Т – продолжительность поступления горючих газов и паров легковоспламеняющих горючих жидкостей в объем помещения, с.
Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причём знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак "×".
Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках, например – (1).
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, ……………в формуле (1).
Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).
Допускается нумерация формул в пределах каждого раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделённых точкой, например (3.1).
3.3. Правила оформления рисунков
Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тесту документа (после первой ссылки на него), так и в приложении. Иллюстрации должны быть выполнены в соответствии с требованием стандартов ЕСКД. Иллюстрации за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, например - Рисунок 1.
Рисунок, в зависимости от его размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на него (при этом рисунок должен отделяться от текста пустыми строками), или на следующей странице, а, при необходимости, в приложении к документу. Допускается помещать рисунок вдоль длинной стороны листа документа.
Рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например - Рисунок А.3.
Допускается нумеровать рисунки в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделённых точкой, например - Рисунок 1.1
При ссылках на иллюстрации следует писать "… в соответствии с рисунком 2" при сквозной нумерации и "…в соответствии с рисунком 1.2" при нумерации в пределах раздела.
Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово "Рисунок" и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:
Рисунок 1 - Слияние людских потоков
3.4. Правила оформления таблиц
Для наглядности цифровые данные в работе рекомендуется представить в виде таблиц. Для оформления таблиц рекомендуется воспользоваться программой Microsoft Excel при этом следует помнить, что каждая таблица обязательно должны быть проанализированы в тексте работы.
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц в соответствии с рисунком 1.
Таблицы за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, например - Таблица 1.
Название таблицы, при его наличии, должно отражать её содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей сразу после номера таблицы. При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.
Таблицу, в зависимости от её размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на неё (при этом таблица должна отделяться от текста пустыми строками), или на следующей странице, а, при необходимости, в приложении к документу. Не допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например "Таблица В.1".
Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделённых точкой, например "Таблица 1.1".
На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово "таблица" с указанием её номера, например, "… в соответствии с таблицей 2" при сквозной нумерации и "…в соответствии с таблицей 1.2" при нумерации в пределах раздела.
Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, её делят на части, помещая одну часть под другой, при этом в каждой части таблицы повторяют её головку и боковик. При делении таблицы на части повторяется ее заголовок и боковик. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.
Слово "Таблица" указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова "Продолжение таблицы" с указанием номера таблицы. Ширина линий заголовка и столбцов составляет 2,25 пт., строк – 0,5 пт.
Графу "Номер по порядку" в таблицу включать не допускается. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера следует указывать в первой графе (боковике) таблицы непосредственно перед их наименованием в соответствии с рисунком 2. Перед числовыми значениями величин и обозначением типов, марок и т.п. порядковые номера не проставляются, например:
Таблица 1 - Расчётное (фактическое) время эвакуации людей из подвала и первого этажа здания
Уровень пола | Наименование помещений | Расчётное (фактическое) время эвакуации, tф.э., с |
1 (-5.100) | Торговый зал в осях А-Ж и 2-16 | 475,2 |
2 (-5.100) | Подземная автостоянка на 94м/м в осях 16–25 и А–Ж | 98,4 |
3 (0.000) | 1-ый этаж торгового комплекса | 328,8 |
4. Требования к оформлению графической части дипломного проекта
Содержание графической части определяется заданием на дипломное проектирование и должно включать 4-6 листов формата А1. Допускается выполнение на одном неразрезанном листе нескольких чертежей меньших стандартных форматов. Каждый лист должен иметь рамку и основную надпись (угловой штамп).
Листы графической части используются для иллюстрации излагаемого в докладе материала. Их выполняют с использованием любого графического редактора, например: AutoCad, Microsoft Visio, Corel Draw и т.д.
Копии графической части должны быть представлены в ПЗ дипломного проекта в виде отдельного приложения.
Типовой набор графической части дипломного проекта, как правило, включает:
- чертеж генерального плана застройки;
- чертежи архитектурно-строительной части проекта на здание (планы, разрезы и т.д.)
- схемы (оборудования, расстановки сил и средств и т.п.);
- результаты экономических расчетов (1 лист);
- плакаты справочного характера.
Схемы ЕСПД выполняются в соответствии с правилами, установленными ГОСТ 19.701 – 90. В настоящем стандарте определены символы, предназначенные для использования в документации по обработке данных, и приведено руководство по условным обозначениям для их применения.
Схемы алгоритмов, программ, данных и систем (далее — схемы) состоят из имеющих заданное значение символов, краткого пояснительного текста и соединяющих линий.
Схемы могут выполняться для различных уровней детализации, причем число уровней зависит от размеров и сложности задачи обработки данных. Уровень детализации должен быть таким, чтобы различные части и взаимосвязь между ними были понятны в целом.
5. Специфика написания дипломной работы (проекта)
по учебным дисциплинам
5.1. Учебная дисциплина «Пожарная тактика»
В интенсивно развивающемся современном мире аварии, пожары, катастрофы, стихийные бедствия требуют все новых и новых подходов к их ликвидации с использованием современных технических средств. Возникновение тех или иных пожаров и катастроф, как правило, протекает по различным сценариям, что осложняет их ликвидацию подразделениями пожарной охраны, уполномоченными решать подобные задачи. Многовариантность ситуаций, которые возникают перед пожарно-спасательными формированиями, требуют от руководителей и рядовых сотрудников готовности к решению задач по их ликвидации на основе приемов и способов, опробованных в прошлом и применяемых в настоящем.
Однако возможности современной пожарной науки и промышленности позволяют разрабатывать и внедрять новые методики и технические средства в практику ликвидации пожаров и техногенных чрезвычайных ситуаций с обеспечением безопасности участников их ликвидации, это позволяет отказаться от привычных приемов и способов и требует всестороннего изучения, освоения и применения передового опыта, накопленного в том или ином регионе страны, а также подготовки руководителей всех уровней для решения возникающих задач современными противопожарными формированиями.
Основными темами дипломной работы (проекта) по дисциплине «Пожарная тактика» являются разработка и решение проблем совершенствования тушения пожаров всех классов, групп и видов (на открытом пространстве и в ограждениях, распространяющихся и нераспространяющихся, в условиях низких и высоких температур, в зданиях с массовым пребыванием людей, на объектах железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена, на объектах энергетики, машиностроения, химии, атомной, военной, деревообрабатывающей промышленности, объектов с наличием АХОВ, радиоактивных веществ, в местах добычи, хранения, транспортировки и переработки горючих жидкостей и газов, в высотных зданиях, жилых домах повышенной этажности, торговых, складских зданиях, театрах, музеях, кинотеатрах, административных, особо значимых государственных объектов, лесов и других объектов природопользования).
В содержании дисциплины интегрируется учебный материал всех специальных и фундаментальных дисциплин, включенных в учебный план Университета. Основные законы и методики дисциплины «Пожарная тактика» позволяют должностным лицам органов и подразделений ГПС МЧС России составить наиболее точный прогноз возможной обстановки на месте аварии, пожара, катастрофы и принять способ ликвидации с применением технических средств, экономически целесообразных и эффективных для спасения людей, государственного и частного имущества, с минимальным риском для здоровья сотрудников, проводящих эти действия[4].
5.2. Учебная дисциплина «Организация службы и подготовки»
Дисциплина «Организация службы и подготовки» раскрывает назначение, порядок организации и осуществления службы в пожарной охране МЧС России. В свою очередь, служба пожарной охраны заключается в деятельности по обеспечению готовности подразделений к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.
Для того чтобы подразделение полноценно выполняло свои функции, необходимо организовать караульную и гарнизонную службы, включающие в себя порядок взаимодействия подразделений гарнизона между собой, между различными видами пожарной охраны, взаимодействие со службами жизнеобеспечения, обеспечение, поддержание и быстрое восстановление готовности караулов (дежурных смен).
К основным задачам курса относятся:
- получение студентами прочных знаний в области организации службы на охраняемых объектах;
- организация и проведение профессиональной и тактической подготовки, охраны труда;
- формирование умения анализировать и оценивать организацию службы и подготовки в гарнизонах и подразделениях пожарной охраны.
Для решения указанных задач изучаются следующие вопросы:
- требования правовых и нормативных актов, регламентирующих организацию службы и подготовки в органах управления и подразделениях ГПС;
- требования к организации службы в подразделениях охраняемых объектов;
- организация и обеспечение профессиональной подготовки среднего и старшего начальствующего состава подразделений ГПС;
- организация работы по охране труда;
- планирование, организация и проведение подготовки в подразделениях гарнизонов;
- контроль, анализ и оценка состояния службы и подготовки в дежурных караулах подразделений ГПС и гарнизонах пожарной охраны;
- обязанности должностных лиц караула и гарнизона пожарной охраны:
- формы и методы взаимодействия гарнизона пожарной охраны со службами жизнеобеспечения городов, других населенных пунктов и объектов в области пожарной безопасности;
- разработка оперативно-служебной и учебной документации подразделений ГПС;
- пути и формы совершенствования деятельности частей и гарнизонов пожарной охраны в области организации службы и подготовки;
- назначение, цели, задачи, порядок организации ГПС МЧС России, других видов пожарной охраны и их взаимодействие в области пожарной безопасности.
Темы дипломных работ (проектов) напрямую связаны с практической деятельностью подразделений и гарнизонов по вопросам организации службы. Дипломные работы (проекты) выполняются по темам совершенствования караульной службы, гарнизонной службы, взаимодействия со службами жизнеобеспечения, организации и усовершенствования процесса обучения рядового и начальствующего состава в гарнизоне пожарной охраны, работы нештатных служб в гарнизоне, работы в области охраны труда.
Изучение дисциплины и применение полученных знаний в практической деятельности студентов тесно взаимосвязано со следующими дисциплинами: «Пожарная тактика», «Пожарная техника», «Пожарно-строевая подготовка», «Газодымозащита», «Государственный пожарный надзор», «Противопожарное водоснабжение», «Инженерная графика», «Физическая подготовка», «Автоматические системы управления и связь», «Психология» [5].
5.3. Учебная дисциплина «Здания, сооружения и их устойчивость
при пожаре»
Дисциплина «Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре» является одной из базовых дисциплин для становления инженера пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»[6] устанавливаются требования пожарной безопасности к различным зданиям и сооружениям в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества от пожаров.
В строительных конструкциях зданий и сооружений используются различные по происхождению и пожарной опасности материалы. Конструктивные элементы из железобетона, кирпича, бетона способны в условиях пожара от десяти минут до нескольких часов сопротивляться огневому воздействию и не разрушаться. Стальные конструкции зданий при пожаре не горят, не распространяют огонь, но при 15-20-минутном огневом воздействии теряют несущую способность. Несколько дольше при горении продолжают выполнять несущие функции массивные деревянные конструкции, однако они способствуют распространению огня и развитию пожара. Конструктивные элементы из пластмасс, а также отделочные, теплоизоляционные, кровельные и другие материалы в условиях пожара, как правило, не только горят, но и выделяют опасные для человеческого организма токсичные продукты.
В связи с этим основными целями данной дисциплины являются:
- приобретение слушателями знаний, касающихся поведения строительных материалов, конструкций, устойчивости зданий и сооружений при пожаре;
- экспериментальное определение пожароопасных свойств веществ, материалов;
- расчетная оценка огнестойкости строительных конструкций;
- оценка пожарной опасности строительных конструкций;
- определение требуемой и оценка фактической пожарной опасности и огнестойкости зданий, сооружений:
- выполнение пожарно-технической экспертизы строительных материалов и конструкций;
- разработка компенсирующих противопожарных мероприятий и расчетная оценка их эффективности.
В настоящее время по дисциплине сформировано несколько направлений разработки дипломных работ (проектов).
Основные направления в тематике дипломных работ (проектов) по дисциплине «Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре»:
- строительные материалы и их поведение в условиях пожара (дипломная работа (проект) может носить исследовательский характер);
- строительные конструкции, их огнестойкость и пожарная опасность (при выполнении дипломной работы (проекта) могут быть исследованы характер поведения конструкций при пожаре и противопожарные требования к ним);
- огнезащита строительных конструкций и материалов (в дипломной работе (проекте) Р может быть исследована разработка рецептур огнезащитных составов для защиты конструкций);
- пожарно-техническая экспертиза строительных конструкций и материалов.
Предлагаемые темы дипломных работ (проектов) тесно связаны с практической деятельностью органов надзорной деятельности МЧС России.
Успешное изучение дисциплины «Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре» невозможно без знаний, заложенных при изучении следующих дисциплин: «Высшая математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Инженерная графика», «Механика», «Прикладная механика», «Теплотехника», «Теория горения и взрыва», «Пожарная безопасность технологических процессов», «Производственная и пожарная автоматика».
Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, востребованы в следующих дисциплинах: «Пожарная безопасность в строительстве», «Пожарная тактика», «Государственный пожарный надзор» и «Расследование пожаров и экспертиза пожаров» [7].
5.4. Учебная дисциплина «Пожарная безопасность в строительстве»
Пожарная охрана России проводит свою деятельность по двум основным направлениям - тушение и профилактика пожаров. Профилактика пожаров или пожарная профилактика - обширное понятие, включающее в себя комплекс организационных и технических решений, направленных на предупреждение пожаров на объектах защиты и ограничение последствий от них в случае возникновения.
Объектом защиты считается имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), для которого установлены требования пожарной безопасности. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Под системой обеспечения пожарной безопасности понимается совокупность организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.
Цель создания системы обеспечения пожарной безопасности - создание безопасных условий для людей при пожаре и защита имущества от воздействия опасных факторов пожара.
Дисциплина «Пожарная безопасность в строительстве» предусматривает изучение технических решений системы обеспечения пожарной безопасности и методов осуществления надзорных функций.
Задачами пожарной безопасности в строительстве являются предупреждение пожаров, обеспечение условий для успешной локализации и ликвидации пожаров, обеспечение условий для безопасной эвакуации людей, животных и имущества, что достигается определенными конструктивными и объемно-планировочными решениями.
Конструктивные решения направлены на обеспечение необходимой огнестойкости строительных конструкций, защиту взрывопожароопасных и пожароопасных помещений и путей эвакуации. Особое значение для снижения ущерба от возможного пожара и обеспечения безопасной эвакуации людей имеют специальные противопожарные конструкции, и к ним следует отнести: противопожарные преграды, конструкции по противодымной и противовзрывной защите зданий.
Объемно-планировочные решения направлены на ограничение распространения пожара внутри здания и между зданиями, ограничение распространения продуктов горения при пожаре и распространения возможного взрыва за пределы одного помещения, рациональное размещение рабочих мест, мест пребывания людей, эвакуационных путей и выходов, обеспечивающих условия безопасной эвакуации людей.
Максимальная эффективность противопожарной защиты здания достигается сочетанием конструктивных и объемно-планировочных решений. Например, необходимая противодымная защита зданий обеспечивается решением комплексной задачи по удалению дыма при пожаре в желаемом направлении, изоляции источников задымления и обеспечения незадымляемости смежных помещений.
Разработка и внедрение решений по противопожарной защите зданий и сооружений являются неотъемлемым элементом деятельности проектировщиков, строителей и эксплуатационников, осуществляемой ими на основании требований действующих нормативных документов, поэтому органы надзорной деятельности МЧС России, осуществляющие контроль за соблюдением требований технических регламентов, сводов правил и национальных стандартов по пожарной безопасности, обязаны знать требования нормативных документов и правильно их применять.
Цель обучения по дисциплине - приобретение студентами необходимых теоретических знаний и практических навыков по нормативно-технической работе, достаточных для разработки технических решений по противопожарной защите зданий и сооружений, а также для осуществления надзорных функций ГПС.
Изучаемый материал является необходимой базой для профессиональной деятельности, в которой закладываются основные теоретические и практические знания, навыки и умения нормативно-технической работы, без которых невозможен дальнейший рост профессионального уровня инженера пожарной безопасности.
В настоящее время по дисциплине сформировано несколько направлений разработки дипломных работ (проектов).
Тематика дипломных работ (проектов) по дисциплине «Пожарная безопасность в строительстве» предусматривает следующие направления:
- оценка пожарной опасности реконструируемых зданий различного назначения на основе пожарно-технических обследований и определения уровня обеспечения безопасности людей при пожаре;
- экспериментальные исследования различных типов систем противодымной защиты в зданиях повышенной этажности;
- экспериментальные исследования влияния поведения людей в начальной стадии пожара на процесс эвакуации людей;
- экспериментальные исследования поведения людей при движении в составе потока эвакуирующихся при пожаре;
- разработка оптимальных вариантов систем противодымной защиты зданий различного назначения;
- специальные технические решения обеспечения пожарной безопасности систем отопления, вентиляции и кондиционирования зданий различного назначения;
- разработка противопожарных мероприятий для проектируемых, строящихся и эксплуатируемых зданий различного назначения.
Предлагаемые темы дипломных работ (проектов) тесно связаны с практической деятельностью органов надзорной деятельности МЧС России, наделенных правом приемки объекта под надзор, основной задачей которых является реализация организационных и технических решений по приведению объектов защиты в пожаробезопасное состояние.
Знания в области пожарной безопасности в строительстве базируются на законах горения, теплопередачи, строительной механики и строительного дела. В то же время дисциплина строится на достаточно сложной системе нормативных требований, которая постоянно уточнялась за последнее десятилетие, а в 2009 г. подверглась коренному изменению[8].
5.5. Учебная дисциплина «Пожарная безопасность технологических процессов»
Курс «Пожарная безопасность технологических процессов» связан с фундаментальными дисциплинами - физикой, химией, математикой, механикой, процессами горения, а также со специальными дисциплинами -пожарной безопасностью в строительстве, гидравликой, противопожарным водоснабжением, пожарной тактикой, производственной и пожарной автоматикой.
Дипломная работа (проект) по данному курсу является завершающей стадией обучения, которая позволяет оценить теоретическую подготовку студентов в освоении курса и решении практических задач.
В процессе выполнения дипломной работы (проекта) обучающийся РГУИТП закрепляет знания, полученные при изучении курса, применяет теоретические знания к решению практических задач, связанных с разработкой инженерных решений и рекомендаций по обеспечению пожарной безопасности конкретного технологического процесса.
Основное направление выполнения дипломной работы (проекта) - это обеспечение пожарной безопасности технологических процессов в нефтеперерабатывающей, нефтехимической, химической, деревообрабатывающей, пищевой, мебельной промышленности, на объектах транспорта и хранения горючих веществ и материалов.
При работе над дипломной работой (проектом) необходимо изучить технологический процесс, оценить пожарную опасность аппаратов, проверить соответствие технологического оборудования требованиям действующих норм и правил, обосновать расчетными методами категории помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности, разработать меры по обеспечению пожарной безопасности технологического процесса.
Актуальность, цель и задачи дипломной работы (проекта) по дисциплине «Пожарная безопасность технологических процессов» определяются индивидуально для каждой темы, которые разрабатываются для конкретных, существующих объектов.
При выполнении дипломной работы (проекта) требуются знания и необходимая подготовка по дисциплинам: специальным, общематематическим, естественным и общепрофессиональным.
Особенности определения тематики дипломной работы (проекта) по дисциплине «Пожарная безопасность технологических процессов»:
- тема дипломной работы (проекта) разрабатывается на кафедре пожарной безопасности;
- вследствие периодического обновления тем название дипломной работы (проекта) требуется согласовывать с руководителем дипломного проектирования;
- темы некоторых дипломных работ (проектов) согласуются с органами управления ГПС МЧС России;
- темы дипломных работ (проектов), согласованные с органами управления ГПС МЧС России, в приоритетном порядке предоставляются студентам заочного обучения[9].
5.6. Учебная дисциплина «Производственная и пожарная автоматика»
Раздел «Производственная автоматика» изучает конструкцию и принципы работы приборов и систем, которые, осуществляя контроль и управление технологическими процессами, решают одновременно и ряд задач автоматической взрывопожарной защиты:
- предупреждение аварий, взрывов и пожаров за счет поддержания объекта управления в устойчивом состоянии;
- диагностирование состояния технологического оборудования и коммуникаций;
- прогнозирование взрывопожароопасных состояний технологического процесса;
- обнаружение неустойчивых состояний управляемого объекта;
- противоаварийная защита технологических процессов;
- обеспечение оператора информацией о состоянии технологического процесса;
- получение и хранение информации о состоянии технологического процесса.
Решая комплекс названных задач, производственная автоматика (техническое оборудование) на предприятии создает условия для поддержания взрывопожаробезопасных режимов функционирования технологических процессов, при необходимости устраняя опасные, внерегламентные отклонения параметров с их регистрацией и оповещением обслуживающего персонала. Информация, получаемая от приборной техники и ЭВМ, обеспечивающих управление технологическим процессом, используется для анализа опасных отклонений технологического процесса или выявления причин аварий, взрывов и пожаров.
Пожарное автоматическое оборудование на производстве обеспечивает обнаружение и тушение пожара, который может возникнуть в результате выхода параметров технологического процесса производства за критические значения при сбое или отказе систем производственной автоматики.
Пожарная автоматика (как часть системы автоматической противопожарной защиты (АППЗ)) включает:
- автоматическую пожарную сигнализацию (АПС);
- автоматические установки пожаротушения (АУП);
- системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией (СОУЭ).
Приборы и системы АПС выполняют функции обнаружения пожара, передачи извещения о пожаре и включения АУП, включение систем противодымной защиты, отключения вентиляции, включения системы оповещения о пожаре.
Приборы и системы АУП обеспечивают тушение или локализацию пожара, передачу извещения о пожаре, а также, при необходимости, должны включать системы противодымной защиты, оповещения о пожаре и отключать вентиляцию.
В целом системы предотвращения пожара и противопожарной защиты представляют собой две функциональные подсистемы системы пожарной безопасности промышленных объектов.
Цель дисциплины «Производственная и пожарная автоматика» - приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых для квалифицированного надзора за внедрением и эксплуатацией автоматических средств предупреждения пожаровзрывоопасных ситуаций, обнаружения и тушения пожара, оповещения, проведения анализа проектных решений систем автоматической противопожарной защиты объектов.
Задачи дисциплины «Производственная и пожарная автоматика»:
- овладение методикой обоснования необходимости применения и выбора технических средств производственного и пожарного автоматического оборудования на производстве для повышения уровня противопожарной защиты объектов;
- изучение принципов построения и особенностей функционирования технических средств производственного и пожарного автоматического оборудования на производстве;
- анализ проектных решений систем пожарного автоматического оборудования с целью определения их соответствия требованиям нормативных документов;
- изучение особенностей размещения технических средств производственного и пожарного автоматического оборудования на производстве на защищаемых объектах;
- обследование и проверка работоспособности системы пожарного автоматического оборудования в процессе ее эксплуатации на объекте.
Научное содержание курса базируется на естественнонаучных (физика, химия) и общепрофессиональных дисциплинах (теплотехника, метрология, гидравлика, инженерная графика, электротехника и электроника, надежность технических систем).
Для изучения некоторых разделов студентам также необходимы знания по ряду специальных дисциплин: противопожарное водоснабжение, пожарная безопасность в строительстве, пожарная безопасность технологических процессов.
Сформированы два основных направления в тематике дипломных работ (проектов):
1. Производственная автоматика.
В этом направлении может выполняться дипломная работа (проект) по разработке частной методики анализа соответствия проектных материалов производственного автоматического оборудования требованиям пожарной безопасности.
2. Пожарная автоматика.
В этом направлении могут выполняться дипломная работа (проект) как по разработке систем АППЗ объектов, так и по проведению экспертизы имеющихся систем АППЗ. При этом в качестве объектов защиты могут выбираться: производственные цеха, складские помещения, кабельные тоннели, вычислительные центры, насосные по перекачке ЛВЖ, гаражи-стоянки автомобилей, хранилища библиотек, объекты торговли, культурно-зрелищные учреждения и т. д. Возможно выполнение дипломной работы (проекта) по разработке методик проверки работоспособного состояния АУП в целом или их отдельных устройств.
Выполнение студентами дипломной работы (проекта) позволит им получить практические навыки применения современных информационных технологий в целях совершенствования надзорной деятельности и организации исполнения должностными лицами органов ГПН государственных функций[10].
5.7. Учебная дисциплина «Профилактика пожаров»
Целью из учения курса "Профилактика пожаров" является приобретение знаний в области обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений различных классов функциональной пожарной опасности, а также привитие навыков анализа пожарной опасности объектов защиты.
Основными задачами при изучении дисциплины являются:
- ознакомление с основными направлениями обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- изучение общих требований пожарной безопасности к устройству и эксплуатации зданий, сооружений.
- ознакомление студентов с основными технологиями;
В результате изучения дисциплины обучаемые должны знать:
- основные направления обеспечения безопасности людей, пожарной безопасности зданий, сооружений и технологий при пожаре;
- нормативно-правовое регулирование сферы пожарной безопасности;
- сведения о процессе горения и механизме его прекращения;
- общие сведения о конструктивных элементах и объемно-планировочных решениях зданий и сооружений различного назначения;
- устройство зданий, сооружений и поведение строительных материалов и конструкций в условиях пожара;
- особенности пожарной опасности технологических процессов;
- формы и методы агитационно-массовой и разъяснительной работы по вопросам пожарной безопасности;
- методику проверки противопожарного состояния в жилых зданиях.
Основные направления в тематике дипломных работ (проектов) по дисциплине «Профилактика пожаров»:
- статистический анализ основных показателей оперативной обстановки на территории города (района);
- разработка системы противопожарной пропаганды и работы с общественностью в административно-территориальной единице;
- расчет пожарных рисков;
- разработка системы обучения населения правилам пожарной безопасности.
Предлагаемые темы дипломных работ (проектов) тесно связаны с практической деятельностью органов ГПС, решением задач в области профилактики пожаров на объектах различного функционального назначения.
Дисциплина «Профилактика пожаров» является основной для изучения таких профилирующих дисциплин, как: «Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре», «Пожарная безопасность в строительстве», «Государственный пожарный надзор» и др.
Курс «Профилактика пожаров» органично связан с гуманитарными, инженерно-техническими и специальными дисциплинами, изучаемыми в РГУИТП.
5.8. Учебная дисциплина «Экономика пожарной безопасности»
Основная цель изучения дисциплины «Экономика пожарной безопасности» - ознакомить студентов с экономическими проблемами обеспечения пожарной безопасности, научить с точки зрения экономической целесообразности оценивать результаты организационно-управленческих и пожарно-технических решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов, дать представление об основах финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
получить представление о:
- возможных способах оценки эффективности сложных СОПБ;
- существующих методах определения экономических потерь от травматизма, гибели людей в результате пожаров:
- основных принципах организации страхования от пожаров, определения ущерба, страхового возмещения и тарифов;
- налоговой системе и основах ценообразования;
узнать:
- методы, по которым оцениваются экономическая эффективность внедряемых мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и причиненный пожарами ущерб;
- порядок разработки плановых и составления отчетных финансовых документов;
- порядок заполнения первичных учетных документов;
- уметь формулировать задачи экономической оценки СОПБ;
- использовать существующие методы определения экономической эффективности в области обеспечения пожарной безопасности объектов:
- правильно планировать, распределять и использовать финансовые средства;
- производить необходимые расчеты и составлять проект сметы на содержание органов управления и подразделений пожарной охраны;
получить навыки технико-экономического анализа мероприятий по:
- обеспечению пожарной безопасности объектов;
- расчету ущерба от пожаров;
- оценке затрат на обеспечение пожарной безопасности;
- анализу результатов финансово-хозяйственной деятельности подразделений пожарной охраны.
Примерные темы дипломных работ (проектов) по дисциплине «Экономика пожарной безопасности»:
- выбор оптимального варианта пожарной безопасности объекта;
- совершенствование управления пожарной безопасностью на основе введения систем пожарного аудита и совершенствования противопожарного страхования в городе (районе, объекте);
- экономическая эффективность систем противопожарной защиты объекта;
- совершенствование противопожарного страхования на объекте;
- исследование эффективности противопожарной защиты объекта;
- определение страховых рисков и страховых тарифов для нефтеперерабатывающего завода[11].
Курс «Экономика пожарной безопасности» органично связан с гуманитарными, инженерно-техническими и специальными дисциплинами, изучаемыми в РГУИТП.
5.9 Учебная дисциплина «Прогнозирование опасных
Факторов пожара»
Разработка экономически оптимальных и эффективных противопожарных мероприятий невозможна без научно обоснованного прогноза динамики опасных факторов пожара (ОФП).
Прогнозирование ОФП необходимо при:
- разработке рекомендаций по обеспечению безопасной эвакуации людей при пожаре;
- создании и совершенствовании систем сигнализации и автоматических систем пожаротушения;
- разработке оперативных планов пожаротушения (планировании боевых действий подразделений на пожаре);
- оценке фактических пределов огнестойкости и многое др.
Современные научные методы прогнозирования ОФП основываются на математическом моделировании пожара.
Обосновать прогноз ОФП с научной точки зрения невозможно без обращения к модели возникновения и развития пожара, выбор которой зависит от самих задач прогнозирования. Для заданных условий путем решения системы дифференциальных уравнений, которые составляют основу выбранной математической модели, устанавливают динамику ОФП.
Получить аналитическое решение системы обыкновенных дифференциальных уравнений в общем случае невозможно.
В силу сказанного выше, реализация названных методов прогнозирования возможна лишь путем численного решения системы дифференциальных уравнений, присущих выбранному методу прогнозирования. Численное решение можно получить только при помощи современных компьютеров.
Цель дисциплины - изучить принципы и методы математического описания (моделирования) взаимосвязанных термогазодинамических процессов, характеризующих в целом пожар в помещении (здании, сооружении) как сложное физическое явление, при котором наряду с выделением тепловой энергии (вследствие горения) изменяется со временем температура газовой среды и содержание кислорода в помещении, образуются токсичные газы, в результате задымления меняются оптические свойства газовой среды, происходит газообмен помещения с внешней атмосферой (или со смежными помещениями) через проемы и прогреваются строительные конструкции.
Примерные темы дипломных работ (проектов) по дисциплине «Прогнозирование опасных факторов пожара»:
- обеспечение пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей (торгово-развлекательные центры, физкультурно-оздоровительные комплексы и т. д.);
- обеспечение пожарной безопасности промышленных объектов (мебельные фабрики, предприятия по производству резинотехнических изделий и т. д.);
- расчет необходимого времени эвакуации людей и времени блокирования эвакуационных выходов из многофункциональных торгово-развлекательных комплексов, административных высотных зданий и т. д.:
- определение пределов огнестойкости строительных конструкций с учетом параметров пожара в реальных условиях;
- разработка методик математического моделирования динамики ОФП в помещении:
- оценка эффективности портативных фильтрующих самоспасателей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Предлагаемые темы дипломных работ (проектов) тесно связаны с практической деятельностью органов ГПС, решением задач в области предотвращения пожаров и повышения пожарной безопасности объектов различного назначения и сложности.
Дисциплина «Прогнозирование опасных факторов пожара» является основной для изучения таких профилирующих дисциплин, как «Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре», «Пожарная безопасность в строительстве», «Производственная и пожарная автоматика», «Пожарная тактика» и др.
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных обучающимися при изучении высшей математики, информатики, физики, химии, теплотехники, теории горения и взрыва[12].
5.10. Учебная дисциплина «Противопожарное водоснабжение»
Дисциплина «Противопожарное водоснабжение» является специальной, в результате изучения которой выпускник должен уметь осуществлять надзор за системами противопожарного водоснабжения и обследование объединенного наружного, внутреннего и специального противопожарного водоснабжения городов, населенных пунктов, промышленных и общественных зданий, складов лесоматериалов, нефтебаз и других объектов.
По данной дисциплине в дипломной работе (проекте) проводится экспертиза схем и конструктивных решений по системе подачи воды, разработка мероприятий, направленных на улучшение противопожарного водоснабжения; выпускники приобретают теоретические знания и практические навыки по овладению методами гидравлического расчета систем подачи воды к месту пожара, методами анализа надежности противопожарных водопроводов и водопроводных сооружений, по обследованию систем противопожарного водоснабжения.
Задача изучения дисциплины - теоретически и практически подготовить будущих специалистов к решению вопросов пожарной безопасности объектов в области противопожарного водоснабжения.
Темой дипломной работы (проекта) может быть противопожарное водоснабжение:
- городов;
- промышленных предприятий;
- сельских населенных пунктов;
- административных и общественных зданий;
- зданий с массовым пребыванием людей;
- складов лесопиломатериалов;
- складов ЛВЖ и ГЖ, складов сжиженных газов;
- животноводческих комплексов.
Темы дипломной работы (проекта) выбираются для проектируемых, строящихся или реконструируемых систем водоснабжения.
Дипломная работа (проект) по противопожарному водоснабжению должна состоять из следующих разделов:
- экспертиза конструктивных решений системы наружного водоснабжения;
- гидравлический расчет водопроводных сооружений и разработка мероприятий, направленных на улучшение противопожарного водоснабжения:
- экспертиза и расчет внутреннего водопровода того здания, по которому определяется расчетный расход воды;
- технико-экономическая оценка предлагаемых решений.
Кроме того, одним из разделов дипломной работы (проекта) может быть проектирование и расчет установок пожаротушения, разработка плана пожаротушения, оценка конструктивно-планировочных решений здания.
Дисциплина тесно взаимосвязана с такими специальными дисциплинами, как: «Пожарная техника» (основы теории насосов); «Пожарная тактика» (расчет насосно-рукавных систем, разработка оперативных планов пожаротушения); «Производственная и пожарная автоматика» (гидравлический расчет трубопроводов АУП).
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении гидравлики, информатики, физики, высшей математики[13].
5.11. Учебная дисциплина «Автоматизированные системы управления и связь»
Для ГПС МЧС России развитие информационных технологий особенно актуально, поскольку является одним из основных факторов повышения уровня обеспечения пожарной безопасности.
Процесс управления деятельностью гарнизона пожарной охраны включает ряд сложных операций:
- сбор и обработка информации об оперативной обстановке в административном районе;
- оценка этой обстановки в каждый конкретный момент времени и на перспективу;
- планирование и подготовка вариантов решений;
- выбор и принятие оптимального решения;
- доведение заданий до исполнителей;
- координация и контроль исполнения заданий
Успешное выполнение этих задач требует наличия бесперебойно функционирующей системы связи с разветвленной топологией, способной обеспечить все более возрастающие потребности органов управления и подразделений ГПС в своевременной, достоверной и конфиденциальной информации.
Современный этап развития ГПС МЧС России немыслим без широкого внедрения в ее деятельность актуальных средств связи и вычислительной техники. На основе этих средств разрабатываются и внедряются различные автоматизированные системы (управления, проектирования, поддержки принятия решений, информационно-справочные и др.) и различные системы передачи данных.
Успех от внедрения этих систем, их роль в интенсивном развитии ГПС МЧС России во многом зависят от уровня квалификации специалистов в области связи, информационных и телекоммуникационных технологий, автоматизированных систем управления (АСУ), знающих методику анализа и проектирования сложных систем, технические возможности средств связи и вычислительной техники.
Естественно, что технические решения в дипломном проекте должны быть на уровне современных требований и обеспечивать решение поставленных задач на базе новых достижений в области систем связи и вычислительной техники, информационного обеспечения и математических методов. Обязательной частью дипломного проекта является разработка вопросов системного анализа объектов проектирования, оптимизации и выбора наилучших вариантов решений, а также разработка методов обеспечения надежности проектируемых систем.
Структурные изменения, произошедшие в ГПС МЧС России, а также внедрение новых информационных и телекоммуникационных технологий в практику ее работы привели к тому, что работа инженерного состава нештатных служб связи гарнизонов пожарной охраны зачастую связана с проведением исследований различных направлений, с постоянным поиском рациональных технических решений. В связи с этим рекомендуется включать в содержание дипломного проектирования элементы исследовании, завершающих учебную и исследовательскую работы, которые ведут студенты РГУИТП в процессе периода обучения.
Выбор темы дипломной работы (проекта) зависит от того, к какой области относится анализируемая проблема:
- развитие систем связи ГПС и внедрение АСУ в систему обеспечения пожарной безопасности;
- развитие и совершенствование системы пожарной безопасности или отдельных ее подсистем в общей системе функционирования гарнизона пожарной охраны;
- вопросы научной специализации кафедры и ее профессорско-преподавательского состава.
При выборе темы дипломной работы (проекта) следует руководствоваться актуальностью проблемы для конкретного гарнизона пожарной охраны, возможностью получения данных для проведения соответствующих расчетов, наличием специальной научно-технической литературы и нормативных документов, практической значимостью выбранной темы для конкретного гарнизона пожарной охраны.
Все темы дипломной работы (проекта) по дисциплине «АСУ и связь» разделены на три блока.
Первый блок тем связан с разработкой мероприятий, направленных на совершенствование гарнизонной службы и работы подразделений ГПС за счет внедрения автоматизированных систем связи и оперативного управления пожарной охраной (АССОУПО) конкретного гарнизона. Данный блок тем предполагает проведение анализа:
- систем связи общего назначения;
- системы оперативно-диспетчерской связи гарнизона пожарной охраны;
- процессов управления гарнизонной и караульной службой;
- действий подразделений в режиме повседневной деятельности на месте пожара (аварии);
- недостатков в системе управления и разработку эффективных мероприятий по их устранению на основе широкого внедрения современных средств связи и автоматизации.
Темы дипломных проектов первого блока должны отражать задачи, стоящие перед нештатной службой связи конкретного гарнизона пожарной охраны, предусматривать разработку новых подсистем в системах оперативного управления и связи ГПС, модернизацию уже внедренных систем для улучшения качества их функционирования или расширения крута решаемых ими задач.
Второй блок тем связан с выполнением дипломных работ (проектов) научно-исследовательского характера, увязанных с одним из научных направлений кафедры и специализацией преподавателей. Этот блок тем может быть предложен при наличии у отдельных студентов склонности и интереса к научным исследованиям в конкретной области системы обеспечения пожарной безопасности.
Тема дипломного проекта по этому блоку может заключаться в разработке:
- подсистем и технических средств АССОУПО и АСУ гарнизона пожарной охраны, решении вопросов обеспечения надежности их функционирования;
- систем сбора и обработки информации;
- вычислительных комплексов для конкретных гарнизонов и их средств сопряжения, средств отображения информации и т. д.
Третий блок тем связан с выполнением дипломной работы. В отдельных случаях занимающимся научной деятельностью в ходе обучения студентам может быть предложена тема, требующая проведения теоретических исследований или моделирования работы сложных автоматизированных систем управления.
Дипломный проект может быть заменен дипломной работой исследовательского характера, которая может являться продолжением и логическим завершением теоретических исследований, результаты которых были доложены ранее на научно-практических конференциях, начаты в курсовых проектах или нашли свое отражение в отчетах по НИРС[14].
5.12. Учебная дисциплина «Пожарная безопасность электроустановок»
Актуальность разработки инженерных решений, способствующих совершенствованию систем обеспечения безопасного функционирования и защиты электроустановок, подтверждается многолетней статистикой причин пожаров, согласно которой ежегодно по электротехническим причинам возникает более 20 % пожаров.
В настоящее время и в последующем развитие ГПС МЧС России будет определяться широким внедрением и использованием в ее деятельности современных технических средств (связи, вычислительной техники, пожарной автоматики и т. д.). На основе использования этих средств проектируются, изготавливаются и внедряются различные автоматизированные и автоматические системы обеспечения комплексной безопасности объектов. Локальные системы обеспечения пожарной безопасности электроустановок являются составной частью этих систем.
В процессе дипломного проектирования слушатели должны продемонстрировать знание современных технологий, инженерных методов и технических решений обеспечения пожарной безопасности электроустановок, а также умение применять эти знания для решения конкретных задач. Так как задачи ГПС по обеспечению пожарной безопасности объектов носят комплексный характер (предотвращение пожаров, противопожарная защита и пожаротушение), то в дипломной работе (проекте) должны быть специальные разделы, отражающие различные направления деятельности пожарной охраны. Любое практически реализуемое решение должно быть экономически обоснованным, поэтому в дипломной работе (проекте) должны проводиться экономические расчеты, подтверждающие эффективность разработанных мероприятий или технических решений.
Примерные темы дипломной работы (проекта) по дисциплине «Пожарная безопасность электроустановок»:
- пожарная безопасность кабельных линий;
- противопожарная защита электроустановок;
- молниезащита;
-защита от статического электричества пожаровзрывоопасных объектов[15].
5.13. Учебная дисциплина «Пожарная техника»
В системе ГПС МЧС России пожарная и специальная спасательная техника занимает особое положение. Эти технические единицы - в дальнейшем пожарные машины (ПМ) - составляют материальную базу всех технических средств, обеспечивающих спасание людей и материальных ценностей при тушении пожаров. Реализация этих двух целей в дисциплине «Пожарная техника» осуществляется по ряду направлений.
Первым направлением, особенно важным при изучении курса, является основательное знание особенностей конструкций ПМ. так как этим определяются их технические характеристики и возможности.
Предсказать возникновение пожара крайне тяжело, поэтому все пожарные автомобили (ПА) различного назначения должны содержаться в состоянии непрерывной высокой технической готовности. Это второе направление учебной дисциплины - какими средствами и методами обеспечивается содержание ПМ в состоянии готовности к немедленному следованию на пожары и их тушению.
Третьим направлением в изучении данной дисциплины служит рациональная организация технического обслуживания и ремонта ПМ в связи с тем, что эксплуатация подобной техники, как и всяких других машин, сопровождается изменением работоспособности их систем и изнашиванием рабочих поверхностей деталей их механизмов.
Оба эти фактора приводят постепенно к изменению технических характеристик механизмов ПМ и их систем. Это делает невозможным выполнение ими возложенных на них функций. Поэтому становится необходимым так организовать эксплуатацию ПМ и их техническое обслуживание, чтобы на протяжении всего срока их службы параметры технических характеристик всех систем и механизмов не выходили за пределы установленных нормативных значений.
При следовании ПМ на пожары, их использовании при тушении и техническом обслуживании вследствие сочетания различных субъективных и объективных причин могут возникать факторы, влияющие на здоровье и безопасность личного состава. Естественно, что эксплуатация ПМ. особенно при тушении пожаров, сказывается на загрязнении окружающей среды. Поэтому четвертое направление в изучении курса дисциплины заключается в знании и умении исключить или существенно уменьшить влияние вышеперечисленных факторов как на личный состав, так и на окружающую среду.
Можно утверждать, что курс «Пожарная техника» соединяет в себе знания по естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Эта его особенность характеризует взаимосвязь дисциплин и является фундаментом поэтапного формирования научных основ курса кафедры как специальной дисциплины.
Научное содержание курса строится на основе естественных научных дисциплин: физики, химии и др. Во многих разделах курса рационально применяются знания по общепрофессиональным дисциплинам: инженерной графике, механике, материаловедению, теплотехнике. В ряде разделов приходится опираться на знание специальных дисциплин: пожарной тактики, экологии и противопожарного водоснабжения.
Таким образом, успешное выполнение дипломной работы (проекта) требует как знания дисциплины «Пожарная техника», так и необходимой подготовки учащихся по физике, химии, инженерной графике, материаловедению, пожарной тактике. Следовательно, при определении направления дипломной работы (проекта) студенты должны учитывать успешность усвоения ряда естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Основные направления в тематике дипломных работ (проектов):
1. Пожарно-техническое оборудование.
По этому направлению возможно обобщение практики применения на пожарах различных видов пожарного оборудования, выполняются работы по оценке особенностей эксплуатации пожарных напорных рукавов, организации их технического обслуживания, эффективного применения новых типов механизированного инструмента с гидроприводом, анализу подачи воды по рукавам большого диаметра и т. д. Темы дипломных работ (проектов) по этому направлению могут быть учебными и могут носить исследовательский характер, примером такой темы может быть экспериментальная лаборатория по оценке износостойкости пожарных напорных рукавов.
2. Пожарная и аварийно-спасательная техника.
По этому направлению возможно выполнение дипломной работы и дипломной работы по обоснованию совершенствования ряда систем или механизмов пожарной надстройки автомобилей, для которых важным является анализ приспособленности к обслуживанию систем, механизмов, насосов пожарных машин.
Также возможно выполнение дипломных работ (проектов) по:
- согласованию режимов работы насосных установок с двигателями внутреннего сгорания и их экологической оценке;
- обоснованию технических характеристик ПМ и анализу их приспособленности к использованию в различных категориях условий эксплуатации и разных климатических условиях:
- обоснованию сокращения времени следования на пожары;
- защите ПМ от теплового воздействия пожара.
3. Техническая служба.
По этому направлению возможно выполнение дипломной работы и дипломной работы по обоснованию в гарнизонах пожарной охраны централизованного обслуживания пожарных напорных рукавов, модернизации или проектирования отдельных элементов пожарных отрядов (частей) технической службы. Возможно выполнение дипломных работ и дипломных проектов по организации диагностирования технического состояния пожарных машин или их различных систем и механизмов. Целесообразна постановка работ по обоснованию технических условий для подвижных (оперативных) машин по диагностированию пожарных машин; по обеспечению постов технического обслуживания, разработки технологии выполнения диагностических работ и т. д.
Особенности определения тем дипломных работ (проектов):
- тематика конкретной работы разрабатывается на кафедре;
- вследствие постоянного обновления тем дипломных работ (проектов) название конкретной работы следует уточнять у руководителя;
- темы дипломных работ (проектов), разработанные руководителями подразделений ФПС и ГПС. в приоритетном порядке предоставляются студентам заочного обучения:
- студенты заочного обучения согласовывают тему дипломной работы (проекта) по месту службы:
- отдельные темы дипломных работ (проектов) согласуются с органами управления ГПС МЧС России[16].
5.14. Учебная дисциплина «Правоведение»
Основная цель дисциплины «Правоведение» - развитие у слушателей представления о российском национальном праве, изучение отдельных отраслей права, которые в дальнейшем будут востребованы в практической деятельности.
К задачам дисциплины относят:
- привитие студентам правовой культуры;
- изучение основных отраслей материального и процессуального права (конституционного, административного, гражданского, семейного, уголовного, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального, уголовно-процессуального).
Студенты должны иметь представление о структуре российского права, взаимодействии органов государственной власти при выполнении возложенных на них задач, а также знать основные права и обязанности граждан РФ. роль государства в защите гражданских прав.
Изучение дисциплины предполагает не только формирование навыков по ориентированию в действующем законодательстве, но и развитие умений правильно толковать и применять нормы права в конкретных ситуациях, составлять административно-правовые документы и принимать по ним решения, закреплять доказательства уголовно-процессуального и гражданско-правового характера, оформлять отдельные документы.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника - обучение и подготовка будущих специалистов, выполняющих надзорные функции, возложенные на ГПН. В связи с этим прослеживается тесная взаимосвязь с дисциплинами «Государственный пожарный надзор», «Организация работы с кадрами» и «Расследование и экспертиза пожаров» [17].
5.15. Учебная дисциплина «Организация работы с кадрами ГПС»
Основная цель дисциплины «Организация работы с кадрами ГПС» - формирование у студентов теоретических и практических навыков, необходимых начальнику подразделения ГПС для решения задачи эффективного использования творческого потенциала подчиненных в процессе предупреждения и тушения пожаров.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
- иметь представление о правовом статусе личного состава ГПС и спасателей, знать права и обязанности личного состава ГПС как участника служебно-трудовых отношений, а также порядок прохождения службы в подразделениях ГПС;
- знать основные законодательные, ведомственные и другие нормативные документы, регулирующие служебно-трудовые отношения в системе работы с кадрами ГПС, основные методы анализа и планирования работы с кадрами, основы организации воспитательной работы в подразделениях ГПС, гарантии правовой и социальной защиты личного состава ГПС.
В процессе изучения учебной дисциплины студенты должны сформировать практические навыки по работе с нормативными документами регламентирующими организацию работы с кадрами в подразделениях ГПС, научиться применять многообразные формы и методы этой работы, координироваться и направлять ее на успешное выполнение поставленных служебных задач.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о тесной взаимосвязи дисциплины «Организация работы с кадрами ГПС» с дисциплинами «Правоведение» и «Психология и педагогика».
Государственный образовательный стандарт по специальности «Пожарная безопасность» предусматривает, что будущие специалисты проходят профессиональную подготовку по следующим направлениям:
- организационно-управленческая деятельность;
- производственная деятельность;
- научно-исследовательская деятельность.
Выпускник РГУИТП должен уметь организовывать работу коллективов, в чьи функциональные обязанности входят профилактика и тушение пожаров. Поэтому темы дипломных работ (проектов), непосредственно связанные с организацией деятельности подразделений ГПС, всегда востребованы и актуальны.
Осуществляется дипломное проектирование по направлениям:
- анализ и совершенствование деятельности подразделений ГПС;
- анализ деятельности подразделений ГПС и разработка комплекса мер по ее совершенствованию;
- нормативно-правовое обеспечение пожарной безопасности на примере конкретного объекта;
- анализ и совершенствование деятельности сотрудников ГПН, осуществляющих функции дознания в конкретном подразделении;
- анализ и совершенствование уголовно-процессуальной деятельности в подразделении ГПС;
- анализ работы с кадрами в подразделениях ГПС и разработка мер по ее совершенствованию[18].
5.16. Учебная дисциплина «Расследование и экспертиза пожаров»
Происшествие, связанное с пожаром, может повлечь уголовную, административную или гражданско-правовую ответственность в зависимости от характера деяния и тяжести его последствий. Для юридической квалификации такого происшествия необходимо установить причину возникновения пожара и последующего его развития, взаимосвязь действий или же бездействия конкретных лиц с наступившими последствиями пожара. Эти данные устанавливаются как на этапе проверки сообщения о таком происшествии, так и в ходе последующего расследования (в случае возбуждения уголовного дела).
Дознаватели территориальных управлений надзорной деятельности должны обладать знаниями в области юриспруденции и пожарной безопасности, поскольку в соответствии с законом (ст. 40, 41, 74, 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации[19], ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 25.11.2009 г.) «О пожарной безопасности»[20]) обязаны с первых шагов работы по проверке сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, предпринять все меры для того, чтобы не только собрать информацию о причине и обстоятельствах возникновения происшедшего пожара, но и принять решение о правовой квалификации события.
Эта деятельность характеризуется высокой сложностью и трудоемкостью из-за:
- неочевидности обстоятельств события пожара,
- разрушительного воздействия огня на материальную обстановку места происшествия,
- возможности внесения изменений в нее участниками тушения и другими лицами.
В этих условиях дознаватели должны уметь формировать доказательственную базу, основывающуюся на собранных фактических данных, что создает объективные предпосылки для привлечения виновных к ответственности, установленной законом. Фактические данные, собранные на этапе проверки, могут служить основой для проведения уголовно-процессуального расследования, производства по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности или при судебном рассмотрении гражданско-правового иска, связанного с последствиями пожара. В настоящее время в этой деятельности дознаватели имеют возможность получать действенную помощь от вновь созданных судебно-экспертных учреждений ФПС МЧС России.
Цель изучения дисциплины - приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков правового и научно-технического характера, необходимых для осуществления профессиональной деятельности дознавателей при проверочных действиях, уголовно-процессуальном и административном расследовании дел о пожарах и нарушениях требований пожарной безопасности, а также ознакомление с лабораторными, полевыми методами исследования при расследовании пожаров и деятельностью судебно-экспертных учреждений ФПС МЧС России.
В настоящее время по дисциплине сформировано несколько направлений разработки дипломных работ (проектов).
Примерная тематика дипломных работ (проектов) по учебной дисциплине «Расследование пожаров»:
- уголовно-процессуальная деятельность сотрудников ГПН МЧС России по делам о пожарах;
- административно-правовая деятельность сотрудников ГПН МЧС России по делам о пожарах и нарушениях требований пожарной безопасности;
- разработка методов, методик исследования веществ, материалов и объектов по пожару;
- разработка методов и методик установления причины и механизма возникновения пожара;
- организация и проведение пожарно-технической экспертизы по делу о пожаре;
- взаимодействие органов дознания с другими надзорными и правоохранительными структурами;
- разработка макетов уголовных и административных дел;
- разработка информационных моделей «Дознание» и «Экспертиза».
Предлагаемые темы дипломных работ (проектов) тесно связаны с практической деятельностью органов надзорной деятельности МЧС России. наделенных правами осуществления дознания по делам о пожарах, административной деятельностью, а также деятельностью судебно-экспертных учреждений ФПС МЧС России.
Расследование пожаров неразрывно связано с изучаемыми студентами следующими дисциплинами: «Теория горения и взрыва», «Теплотехника», «Пожарная безопасность электроустановок». «Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре», «Пожарная безопасность технологических процессов», «Пожарная тактика», «Правоведение», «Экономика пожарной безопасности», «Государственный пожарный надзор», «Материаловедение». «Высшая математика». «Физика», «Общая и специальная химия» [21].
5.17. Учебная дисциплина «Государственный пожарный надзор»
Деятельность органов ГПН претерпевает существенные изменения, преобразования, проводимые в рамках технического регулирования, реформ административной и в области борьбы с коррупцией, направлены на определение области ответственности государственных органов исполнительной власти при ограничении их вмешательства в хозяйственную деятельность организаций независимо от форм собственности.
В настоящее время серьезно обострилась проблема качества надзорной деятельности и ответственности должностных лиц органов ГПН в случаях пожаров с тяжкими последствиями. Особенностью проводимым мероприятий по надзору является необходимость оценки пожарных рисков и определение соответствия предлагаемых противопожарных мероприятий целям, определенным действующим законодательством.
Значительная роль отводится координации деятельности по обеспечению пожарной безопасности, подтверждению соответствия, лицензированию, противопожарному страхованию. Эти положения определяют цель курса и основную задачу дисциплины.
Цель курса - обучение студентов современным методам организации и осуществления надзорной деятельности, носящей комплексный характер.
Основная задача дисциплины - приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности.
Полученные в ходе изучения дисциплины знания, навыки и опыт студенты должны продемонстрировать при выполнении и защите ВКР.
Примерная тематика дипломных работ (проектов) по учебной дисциплине «Государственный пожарный надзор»:
- комплексная противопожарная защита зданий различных классов функциональной пожарной опасности;
- разработка синтезированных формул для определения избыточного давления взрыва в помещениях при аварийной ситуации, связанной с разливами различных ЛВЖ и ГЖ;
- разработка синтезированных формул для определения необходимого времени эвакуации в помещениях при горении различных видов пожарной нагрузки;
- организация деятельности добровольных противопожарных формирований в зданиях различных классов функциональной пожарной опасности;
- взаимодействие органов ГПН с другими надзорными органами;
- экспресс-оценка пожарных рисков при изменении функционального назначения здания:
- разработка информационных моделей нормативных требований;
- организация ГПН в России;
- проблема проведения комплексных проверок за соблюдением требований пожарной безопасности в современных условиях:
- лицензирование в области пожарной безопасности;
- разработка макета контрольно-наблюдательного дела организации;
- оценка пожарных рисков при противопожарном страховании;
- информационное обеспечение взаимодействия администрации объектов и подразделений ГПС при тушении пожаров.
Актуальность, цель и задачи дипломных работ (проектов) по дисциплине определяются индивидуально для каждой темы, которые разрабатываются для конкретных, реально существующих объектов.
В курсе интегрируются все фундаментальные и специальные дисциплины, раскрываются универсальные методы рационального использования знаний в изменяющейся обстановке в условиях ограниченного ресурса времени для разработки эффективных и экономичных вариантов противопожарной защиты объектов различного назначения, получения новых информационных технологий надзорной деятельности и совершенствования организации исполнения должностными лицами органов ГПН государственных функций[22].
5.18. Учебная дисциплина «Пожарно-строевая подготовка»
Дисциплина «Пожарно-строевая подготовка» является одной из основных профилирующих дисциплин для профессиональной подготовки инженера пожарной безопасности.
Основной задачей курса является формирование у студентов профессионального мастерства, высокой технической подготовленности, умения грамотно решать оперативно-тактические задачи в условиях несения караульной службы, при тушении пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Цель дисциплины:
- совершенствование навыков работы с пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и специальным оборудованием;
- выработка практических навыков в организации и проведении занятий по пожарно-строевой подготовке;
- умение обобщать и внедрять в практику обучения передовые формы и методы подготовки личного состава подразделений ФПС МЧС России.
Задачи дисциплины:
- пожарно-строевая подготовка пожарных, отделений, караула;
- инструкторско-методическая подготовка руководителей занятий по пожарно-строевой подготовке в карауле;
- организация и методика пожарно-строевой подготовки в пожарной части, отряде, гарнизоне пожарной охраны;
- формирование у студентов единого представления об организации тренировочного процесса и проведении соревнований по пожарно-прикладному спорту на первенство караула, пожарной части, отряда, гарнизона пожарной охраны;
- воспитание организованности, дисциплины, коллективизма и товарищеской взаимопомощи, формирование строевой выправки и подтянутости.
Цель дипломного проектирования по учебной дисциплине «Пожарно-строевая подготовка» - решение комплекса тактико-технических инженерных задач, оформленных в виде дипломных проектов и работ, которые содержат в себе элементы научного исследования, имеют практическую значимость и отражают соответствие знаний, умений и навыков выпускников требованиям квалификационной характеристики по специальности «Пожарная безопасность», определяют уровень инженерной подготовленности студентов к решению конкретных задач в области организации ведения оперативно-тактических действий при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Специфика определения тематики дипломных работ (проектов):
- тема дипломной работы (проекта) формируется в соответствии с предложениями территориальных органов пожарной охраны, ведомственной пожарной охраны, природоохранных структур, подразделений и организаций, в которых будут проходить преддипломную практику или службу выпускники кафедры;
- тема дипломной работы (проекта) может предлагаться комплектующими органами. ФГУ ВНИИПО МЧС России и его филиалами, научно-исследовательскими учреждениями;
- темы дипломных работ (проектов) должны включать в себя направления по проектированию и исследованию объектов;
- объект исследования выбирается дипломником по согласованию с руководителем дипломного проектирования.
Примерная тематика дипломных работ (проектов) по учебной дисциплине «Пожарно-строевая подготовка»:
- обоснование методик подготовки пожарных-спасателей;
- современные средства тушения объектов экономики;
- внедрение инновационных технологий в учебный процесс;
- современные средства спасения людей на пожарах;
- возможности гидравлического аварийно-спасательного инструмента при выполнении различных оперативно-тактических действий на пожарах[23].
5.19. Учебная дисциплина «Газодымозащита»
Дисциплина «Газодымозащита», как и учебная дисциплина «Пожарно-строевая подготовка», является одной из основных профилирующих дисциплин при подготовке инженеров пожарной безопасности. Содержание дисциплины определено с учетом изучения следующих курсов: «Организация службы и подготовки», «Пожарная техника», «Пожарная тактика», «Психология и педагогика», «Пожарно-строевая подготовка» и т.д.
Среди задач, связанных с разработкой и совершенствованием способов и средств противопожарной защиты, а также с повышением эффективности работы пожарных, вопросы борьбы с дымом занимают одно из основных мест.
В курсе программы изучаются теоретические основы организации газодымозащитной службы, виды и формы подготовки, процессы и технологии эксплуатации СИЗОД, отрабатываются практические действия работы в СИЗОД и их техническое обслуживание.
Цель дисциплины - удовлетворение потребности студентов в углублении и расширении образования в сфере деятельности газодымозащитной службы в соответствии с тенденциями обеспечения пожарной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Задачи дисциплины:
- изучение нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность газодымозащитной службы;
- изучение устройства и принципа действия СИЗОД и их основных частей и узлов;
- формирование навыков использования СИЗОД;
- совершенствование у студентов психологической устойчивости и физической выносливости при действиях на пожаре в непригодной для дыхания среде;
- усвоение основополагающих знаний и умений по вопросам охраны труда при эксплуатации СИЗОД;
- усвоение требований к созданию и работе баз, контрольных постов и учебно-тренировочных комплексов ГДЗС;
- развитие у слушателей самостоятельности и инициативности в освоении учебного материала программы.
Примерная тематика дипломных работ (проектов) по учебной дисциплине «Газодымозащита»:
- разработка современных методик подготовки газодымозащитников;
- совершенствование технологий производства и эксплуатации СИЗОД;
- современные способы тушения пожаров с использованием СИЗОД;
- тактика использования на пожаре и при проведении аварийно-спасательных работ (АСР) звеньев ГДЗС;
- организация ГДЗС;
- разработка учебно-тренировочных комплексов ГДЗС (с учетом потребностей гарнизона пожарной охраны);
- разработка образовательных технологий подготовки газодымозащитников;
- проектирование и модернизация объектов ГДЗС[24].
6. Порядок защиты дипломных работ (проектов)
Выполненная дипломная работа (проект) должна последовательно пройти:
– предварительную защиту на кафедре;
– получение отзыва научного руководителя и внешней или внутренней рецензии;
– защиту дипломной работы в государственной экзаменационной комиссии.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 393.