Донецкой народной республики
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра ГуМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ по учебной дисциплине
«ЭТИКА И эстетика»
направления подготовки: 35.03.04 Агрономия
35.03.05 Садоводство
36.03.02 Зоотехния
Квалификация выпускника: академический бакалавр
специальность 36.05.01 Ветеринария
Квалификация выпускника: ветеринарный врач
Макеевка – 2017 г.
УДК. 338.124
М 54
Методические рекомендации к сем инарским занятиям по дисциплине «Этика и эстетика» для студентов направлений подготовки: 35.03.04 Агрономия, 35.03.05 Садоводство, 36.03.02 Зоотехния, специальности: 36.05.01 Ветеринария. /Сост. О.М. Губарь - Макеевка, ДОНАГРА, 2018г. - 14 с.
Составитель | Губарь О.М., к.ф.н., доцент |
Рецензент | Кусмаров Б.В., к.ф.н., доцент |
Ответственный за выпуск | Чучко Е.П., проректор по учебной работе |
Предметом изучения учебной дисциплины являются основные проблемы этики и эстетики, их места и роли в духовной культуре общества и отдельной личности, методологические и теоретические проблемы природы этики и эстетики, их исторического развития, взаимообусловленности морального и эстетического аспектов бытия.
Целью преподавания учебной дисциплины "этика и эстетика" является формирование системы знаний об основных понятиях этики и эстетики; осознание сущности и разнообразия этичных и эстетических явлений бытия человека; приобретение навыков их всестороннего анализа; раскрытие сущности, особенности моральной и эстетической культуры личности; обоснование значимости последних в общей культуре человека.
Основными задачами изучения дисциплины "этика и эстетика" являются:
- понимание логико-философской структуры этико-эстетического знания;
- умение объяснять феномен моральных и эстетических ценностей, их роль в человеческой жизнедеятельности;
- формирование системы представлений о способах овладения морально-эстетическим опытом, хранения и передачи базисных ценностей.
Согласно требованиям образовательно-профессиональной программы студенты должны:
знать:
ü базовые дефиниции категорий курса этики и эстетики; исходные категории;
ü основные принципы современного научного анализа этико-эстетических явлений; общую проблематику современных противоречий в этико-эстетической сфере;
ü историческую логику развития этико-эстетичних представлений, круг основных мировых и национальных научных направлений и школ.
уметь:
ü на практическом уровне владеть профессиональным этикетом и уметь строить поведение в профессиональных и межличностных отношениях;
ü оперировать этическими и эстетическими категориями на основании знания форм и типов культур;
ü использовать приобретенные этико-эстетические знания для осмысления современных социокультурных процессов для наиболее эффективного выполнения профессиональной деятельности.
Программа учебной дисциплины состоит из двухх смысловых модулей:
1. - Проблемы возникновения, развития и исследования морали и нравственности в системе философской науки "Этики"
2. - Общие проблемы культуры, искусства, сознания, деятельности в системе философской науки "Эстетики"
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ | Название темы | К кол-во часов |
1 | Тема 1. Этика - наука о морали и нравственности | 2 |
2 | Тема 2. Мораль как форма общественного сознания. Основные категории морального сознания | 2 |
3 | Тема 3. Происхождение, развитие и исторические типы морали. Моральный прогресс. | 2 |
4 | Тема 4. История этики. Основные направления этичных исследований. | 2 |
5 | Тема 5. Личностное бытие морали | 2 |
6 | Тема 6. Предмет Эстетики. Сущность эстетического. Основные виды эстетической деятельности. | 2 |
7 | Тема 7. Эстетические категории. Эстетическое сознание. | 2 |
8 | Тема 8. История эстетической мысли | 2 |
9 | Тема 9. Искусство как вид эстетической деятельности | 2 |
Всего | 18 |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие 1.
ПЛАН
1 Этика как теория морали. Актуальность этической проблематики в современном мире. Предмет и структура этического знания.
2 Основные понятия этики. Мораль и нравственность : проблема соотношения.
Противоречия и функции морали.
3 Классификация этических учений.
Обязательная литература:
1. Апресян Р. Г. Мораль//Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. II. М.: Мысль, 2010.
2. Гусейнов А.А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник .- М.: Гардарика, 1998.
3. Малахов В.А. Этика: курс лекций : Уч.пособие. - К.: Лыбидь, 1996.
4. Некрасов А.И. Этика. - Харьков: Одиссей, 2003.
5. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник под ред. В.Я. Кикотя. М.: Юнити. 2011
6. Этика :учеб. пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - 4-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА : МПСИ, 2011.
Дополнительная литература:
1. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Апресяна и А.Гусейнова. -
М, 2001.
2. Библер В.С. Нравственная культура. Современность. - М.: Знание, 1990.
3. Аболина Т.Г. Исторические судьбы нравственности: философский анализ
нравственной культуры. - К. Лыбидь, 1992.
4. Адорно Т.В. Проблемы философии морали. - М.: Республика, 2002.
Семинарское занятие 2.
ПЛАН
1. - Смысл и сущность морали.
2. - Моральный суд. Моральный идеал.
3. - Категории морали : добро - зло, любовь - ненависть, справедливость-несправедливость
Обязательная литература:
1. Гусейнов А.А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарика, 1998.
2. Малахов В.А. Этика: курс лекций : Навч. Пособие. - К.: Лыбидь, 1996.
3. Некрасов А.И. Этика. - Харьков: Одиссей, 2003.
4. Соболева Ю. М. Основы светской этики. Учебник для общеобразовательных учреждений ФГОС/ Просвещение 2012
5. Этика :учеб. пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - 4-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА : МПСИ, 2011.
Дополнительная литература:
1. Этика. Энциклопедический словарь / Под редакторши Р. Апресяна и А.Гусейнова. - М, 2001.
2. Филиппова В.А. Задачи и упражнения по этике. - Петрозаводск: Петрозаводский университет, 1993.
3. Великие мысли о больших вопросах. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000.
Семинарское занятие 3.
Моральный прогресс.
ПЛАН
1 Основные теории происхождения морали в этике.
2 Исторические этапы развития морали :
а) Генезис: мораль и первобытное общество.
б) Мораль в антагонистичных социально-экономических системах.
в) Рабовладельческая и феодальная модели.
г) Проблемы и противоречия буржуазной морали.
д) Современная мораль
3. Понятие и признаки морального прогресса.
Обязательная литература:
1. Малахов В.А. Этика: курс лекций : Навч. Пособие. - К.: Лыбидь, 1996.
2. Некрасов А.И. Этика. - Харьков: Одиссей, 2003.
3. Основы этических учений. - СПб: Изд".Лань", 2002.
4. Этика :учеб. пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - 4-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА : МПСИ, 2011.
Дополнительная литература:
1. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Апресяна и А.Гусейнова. - М
2001.
2.Филиппова В.А. Задачи и упражнения по этике. - Петрозаводск: Петрозаводский университет, 1993.
3. Великие мысли о больших вопросах. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000.
Семинарское занятие 4.
Тема: История этики.
ПЛАН
1 Проблемы и актуальность исторических исследований этичной проблематики.
2 Античная этика.
3 Этика Средневековья и Возрождения.
4 Основные этичные направления Нового и Новейшего времени (этика разумного эгоизма, этический утилитаризм, этика И.Канта, этика "философии жизни" А.Шопенгауера и Ф.Ницше, психоналитическая концепция З.Фрейда, марксистско-ленинская "классовая этика", этический экзистенциализм, этика А.Швейцера).
Обязательная литература:
1. Иодль, Ф . История этики в новой философии. Кант и этика в девятнадцатом столетии / Ф. Иодль ; пер. с нем. под ред. В.С. Соловьева. — М. : [ЛИБРОКОМ], 2011
2. Гусейнов А.А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарика, 1998.
3. Левит Л. З. Эгоизм против альтруизма: случай Швейцера//APRIORI. Серия: гуманитарные науки. 2013. №2.
4. Малахов В.А. Этика: курс лекций : Навч. Пособие. - К.: Лыбидь, 1996.
5. Некрасов А.И. Этика. - Харьков: Одиссей, 2003.
6. Этика :учеб. пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - 4-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА : МПСИ, 2011.
Дополнительная литература:
1. Анчел Е. Этос и история. - М.: Мысль, 1988.
2. Этика / Под редакторши А.А.Гусейнова и Е.Дубко. - М.: Гардарики, 2000.
3. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Апресяна и А.Гусейнова. - М, 2001.
4. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. - М.: Политиздат, 2000.
5. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. - М.: Республика, 2002.
Семинарское занятие 5.
ПЛАН
1. Личность как субъект моральных отношений. Система моральных качеств.
2. Моральная культура личности. Моральные типы. Личность и проблема морального выбора.
3. Проблема судьбы и смысла жизни.
Обязательная литература:
1. Гусейнов А.А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарика, 1998.
2. Кузьмина Т. А. Нельзя, потому что нельзя...//О праве лгать. М., РОССПЭН, 2011.
3. Малахов В.А. Этика: курс лекций : Навч. Пособие. - К.: Лыбидь, 1996.
4. Некрасов А.И. Этика. - Харьков: Одиссей, 2003.
5. Сабиров, В.Ш. Этика и нравственная жизнь человека : монография / В.Ш. Сабиров, О.С. Соина. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2010.
6. Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения. Тесты, практические задания. / Изд. Легион 201
7. Резаев А. В., Трегубова Н. Д., Жихаревич Д. М. Либерализм против утилитаризма: Джон Ролз и проблема «особенности индивидов» в социальной теории//Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». 2014. №5 (1
8. Цвык. В.А. Профессиональная этика и этикет: основы общей теории: учеб. Пособие. Изд. 2-е. – М.: РУДН, 2012
Дополнительная литература:
1. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Апресяна, А.Гусейнова. - М
2001.
2. В поисках смысла. - Мудрость тысячелетий. - М. :Олма-Пресс, 2002.
3. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.- М. : Республика, 1995.
4. Шишкин А.Ф., Шварцман К.А. 20 век и моральные ценности человечества. - М.: Мысль, 1968.
5. Этика и мораль. Философско- этические проблемы воспитания. - М.: Б, и., 1990.
6. Эпштейн М. Уступок и происшествие. К теории судьбы // Вопросы философии.
- 2000. - №9.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
Семинарское занятие 6.
ПЛАН
1 Предмет эстетики. Структура и цель эстетического знания. Сущность единства этики и эстетики
2. Феномен эстетического переживания. "Законы красоты".
3. Эстетическая деятельность. Дизайн как эстетическое явление (функции, виды, стили).
Обязательная литература:
1. Бычков В.В. Эстетика. Учебник. – М., 2012.
2. Кормин Н.А. Эстетическая герменевтика познания. М., 2013.
3. Левчук Л. Т. и др. Эстетика: Учебник / За заг. ред Л. Левчук. - К., 1997.
4. Левчук Л., Олещенко О. Основы эстетики : Навч. Пособие. - К., 2000.
5. Колеснікова О. В., Межевая Н.Г., Святош Л. М. Эстетическая деятельность и сферы ее выявления. - Х.,1994.
6. Борев Ю.Б. Эстетика: В 2-х т. - Смоленск, 1997.
7. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб.пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.
Дополнительная литература:
1. Эстетика: Словарь. - М., 1990.
2. Канарский А.С. Диалектика эстетического процесса. Генезис чувственной культуры. - К., 1982.
3. Яковлев Е.Г. Эстетика. - М., 1998.
4. Кривцун О. А. Эстетика. - М., 1998.
Семинарское занятие 7.
ПЛАН
1. Категории эстетики : прекрасное, возвышенное, трагическое, комичное.
2.Эстетическое сознание: сущность, структура. Эстетический вкус, эстетический идеал.
Обязательная литература:
1. Левчук Л. Т. и др. Эстетика: Учебник / За заг. ред Л. Левчук. - К., 1997.
2.Левчук Л., Олещенко О. Основы эстетики : Навч. Пособие. - К., 2000.
3. Кривцун О. А. Эстетика. - М., 1998.
4.Борев Ю.Б. Эстетика : В 2-х т. - Смоленск, 1997.
5. Вострикова С. Ю. Экспериментальная работа в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию. – [Б.м.], 2011.
6. Бычков В.В. Эстетика. Учебник. – М., 2012.
7. Эстетика как образ жизни : [сб. статей] / РАН, Ин-т философии ; [сост. и науч. ред. М. А. Кукарцева]. - М. :Канон+РООИ "Реабилитация", 2013.
8. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб.пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.
Дополнительная литература:
1. Дивненко О. В. Хрестоматия по эстетике. - М., 1995.
2.Рытников Л. А. Эстетическое сознание: сущность и специфика. - М., 1985. 3.Вавилова Т.А. Эстетические категории. - Киев - Одесса, 1977.
4.Эстетика: Словарь. - М., 1990.
Семинарское занятие 8.
ПЛАН
1 Становление эстетического знания. Античная эстетика.
2 Эстетическое сознание эпохи Средневековья и Возрождения.
3 Эстетические концепции Нового и новейшего времени.
4 Исторические этапы развития отечественной эстетической мысли.
Обязательная литература:
1. Левчук Л. Т. и др. Эстетика: Учебник / За заг. ред Л. Левчук. - К., 1997.
2.Левчук Л., Олещенко О. Основы эстетики : Навч. Пособие. - К., 2000.
3.Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. - М., 1978.
4. Бычков В.В. Эстетика. Учебник. – М., 2012.
5. Бычков В.В. Древнерусская эстетика. – М., 2012.
6. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. Философия, эстетика, культура. 2-е изд., доп. – М., 2011.
7. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб.пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.
Дополнительная литература:
1. Краткий словарь по эстетике. - М., 2000.
2. Федь В. Научно-образовательные концепции в светлую эстетику // Образование и управление. - 2007. - №3.
Семинарское занятие 9.
ПЛАН
1. Генезис и социальная сущность искусства. Социальные функции искусства.
2.Художественный образ, метод и стиль в искусстве. Художественно-исторический процесс. 3.Морфология искусства. Видовое разнообразие.
4.Социологические проблемы искусства.
5. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб.пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.
Обязательная литература:
1. Левчук Л. Т. и др. Эстетика: Учебник / За заг. ред Л. Левчук. - К., 1997.
2.Левчук Л., Олещенко О. Основы эстетики : Навч. Пособие. - К., 2000. 3.Кривцун О. А. Эстетика. - М., 1998.
4.Художня культура. Сокращенный словарь / За ред.В.О. Лозового. - Харьков, 2006.
3. Дивненко О. В. Хрестоматия по эстетике. - М., 2005.
5. Бычков В.В. Эстетика. Учебник. – М., 2012.
6. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5-ти тт. – М., 2011.
7. Подорога В.А. Kairos, критический момент. Актуальное произведение искусства на марше. – М., 2013.
Дополнительная литература:
1. Барт Р. Cameralucida. Комментарий к фотографии. – М., 2013.
2. Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб, 2005.
3. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. - СПб, 2006.
4. Шимунек Е. Эстетика и всеобщая история искусств. - М., 1980.
5. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб.пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Тема | Содержание самостоятельной работы | Кол-во часов |
Тема 1. Этика - наука о морали и нравственности | Реферат с отображением спектра современных научных позиций относительно разграничения понятий "мораль" и "нравственность" | 5 |
Тема 2. Мораль как форма бщественного сознания. Основные категории морального сознания | Обобщающая схема-таблица этичного понимания феномена "мудрости" в разные исторические эпохи | 5 |
Тема 3. Происхождение, развитие и исторические типы морали.Моральный прогресс. | Задание: Эссе из анализа этичной категории обязанности в феодальном и буржуазном историческом типе морального сознания | 4 |
Тема 4. История этики. Основные направления этических исследований. | Задание: Анализ одного из направлений этики по определенной схеме-таблице. | 4 |
Тема 5. Личностное бытие морали | Задание: Доклад: "Феноменология дружбы" : исторические трансформации морального явления в контексте бытия современного информационного общества | 4 |
Тема 6. Предмет эстетики. Сущность эстетического. Основные виды эстетической деятельности. | Задание: Реферат по вопросам определения важности и необходимости эстетического образования в профессиональном плане | 5 |
Тема 7. Эстетические категории. Эстетическое сознание. | Задание: Эссе на тему сущности эстетической категории трагикомического (сквозь призму определенных литературных рефлексий) | 5 |
Тема 8. История эстетической мысли | Задание: Сравнительная таблица по вопросу толкования одной из категорий эстетики в разных культурно-исторических системах (античная, средневековая и т.д.) | 6 |
Тема 9. Искусство как вид эстетической деятельности | Задание: Терминологический словарь основных понятий эстетики | 4 |
Всего | 42 |
ЭТИКА
1. Проблема "двойной морали" в современном обществе.
2. Нравственность и справедливость.
3. Нравственность и проблема равенства : исторические ракурсы рассмотрения.
4. Отчужденность человека в современном обществе как моральная проблема.
5. Миф, фольклор, сказка в контексте моральной проблематики.
6. Моральные проблемы суицида.
7. Мораль и проблема наказания.
8. Моральные аспекты проблемы эвтаназии в современном обществе.
9. Моральные аспекты проблемы смертного наказания.
10. Этика национальных отношений в современности.
11. История, сущность и формы этикета.
12. Проблемы профессиональной этики : деловая (предпринимательская) этика.
13. Религиозное сознание и мораль.
14. Мораль и мудрость.
15. Искусство и моральные проблемы человечества.
16. Моральные идеалы и поколения : исторические ракурсы.
17. Мораль и право.
18. Проблема "аморальности" в политике.
19. Аархетипы морального сознания в разных этнонациональных традициях мира.
20. Проблема становления первобытных моральных норм.
21. Мораль и религия.
22. Сравнительный анализ христианской и мусульманской этики.
23. Этические проблемы рабства во взглядах античных мыслителей.
24. "Аристократическая мораль": историко-этичные аспекты осмысления.
25. Протестантская трудовая этика.
26. Православная трудовая этика.
27. Идеи морального прогресса в выдающихся социальных утопиях 16-17 в.
28. "Классовая мораль" в этике.
29. Этика Конфуция в контексте современного развития Китая.
30. Моральные заповеди Моисея.
31. Эпикуреизм, эвдемонизм.
32. Этичное наследство Э.Фромма.
33. "Эссе" М. Монтеня как памятник ренессансной европейской мысли.
34. Русская художественно-этическая мысль ХIХ в.:
35. Современный натурализм в этике: апология генной инженерии.
36. Проблемы "метаэтики".
37. Моральные ценности дружбы, любви семьи.
38. Проблема насилия в этике.
39. Проблема милосердия.
40. Благотворительность в современном мире: круг взглядов на проблему.
ЭСТЕТИКА
1. "Эстетические законы": понятие, сущность.
2. Сущность органического родства этико-эстетического в восточных культурах.
3. "Тайна красоты" в художественных поисках западных и восточных художников.
4. Отечественный фольклор, сказка в контексте формирования эстетических чувств.
5. Эстетическая культура и культура поведения.
6. Эстетическая культура личности.
7. Проблемы эстетического воспитания.
8. Феноменология "гламура" в контексте современного эстетического развития.
9. Эстетические основы православной религиозной системы.
10. Эстетические основы мусульманской религиозной системы.
11. Эстетические основы буддистской религиозной системы.
12. Стили и направления современного интерьерного дизайна.
13. Ландшафтный дизайн: исторические ракурсы.
14. Проблема гармонии в истории эстетической мысли.
15. Трагикомическое как эстетическая категория.
16. Проблема трагического конфликта в мировой и отечественной литературе.
17. А. Бергсон об эстетической природе комичного.
18. Роль научных трудов М. Бахтина в исследовании народной культуры смеха.
19. Эстетический идеал и мифоидеологеми советского кинематографа.
20. Система эстетических представлений в древнерусской книжной традиции.
21. Эстетические нормы в религиозной системе протестантизма.
22. Эстетические взгляды Вольтера.
23. Эстетическое сознание "Серебряного века" в отечественной культуре.
24. Эстетика натурализма и позитивизм.
25. Эстетические проблемы в игровой концепции культуры Й.Хейзенги.
26. Эстетика красоты во взглядах П. Флоренського.
27. Художественное творчество как эстетический феномен.
28. Историческая роль книги Х.Ортеги-и-Гассета "Дегуманизация искусства".
29. Г. Гессе : блеск и убожество "искусства ради искусства" ("Игра в бисер").
30. Эстетические фундаменты современной массовой культуры.
31. Хеппенинг, перфоменс как специфические эстетические явления 20 в.
32. Эстетическая составляющая современных молодежных субкультур.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Этика как наука и дисциплина. Структура. Функции. Основные понятия.
2. Мораль и нравственность : сущность соотношения.
3. Классификация этических учений.
4. Сущность морали как регулятора человеческих отношений.
5. "Золотое правило морали".
6. Сущность и роль понятий "высшее благо", «»,,,добрая воля".
7. Объективные признаки морали. Проблема самоценности человеческой личности, святости жизни.
8. Моральная норма, моральный поступок. Феномен "морального суда" в этике. "Моральный идеал".
9. Категории морали : добро и зло, свобода и ответственность (обязанность, долг).
10. Категории морали : обязанность, совесть.
11. Проблема происхождения морали.
12. Исторические типы морали : мораль первобытного общества.
13. Исторические типы морали : мораль антагонистичных обществ.
14. Исторические типы морали : мораль буржуазного общества.
15. Понятие морального прогресса.
16. Проблема судьбы и смысла бытия в морали.
17. Личность как субъект морали. Система моральных качеств личности.
18. Этикет: роль и виды.
19. Этика Античности : основные школы, тенденции развития.
20. Этика Средневековья : главные проблемы, этапы, представители
21. Этика эпохи Возрождения.
22. Главные тенденции и этапы развития эпохи Нового Времени.
23. Этический утилитаризм. Этика "разумного эгоизма".
24. Этика И.Канта.
25. Сущность "классовой этики".
26. Этические учения ХIХ в.: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, З.Фрейд.
27. Этические згляды отечественных мыслителей: Л. Толстой, Ф.Достоєвський.
28. Основные этические направления ХХ ст.
29. Эстетика как философская наука.
30. Сущность соотношения этическогог и эстетического начал в культуре.
31. Сущность эстетического мировосприятия. "Законы красоты".
32. Эстетическая деятельность: сущность, виды.
33. Дизайн как вид эстетической деятельности: функции, разновидности, стили.
34. Эстетическое сознание: структура, особенности.
35. Эстетический вкус и идеал.
36. Эстетическая культура личности.
37. Категории эстетики : сущность Прекрасного.
38. Категории эстетики : возвышеное.
39. Категории эстетики : тагическое.
40. Категории эстетики : комическое.
41. Негативные эстетические категории (уродливое, низкое).
42. Искусство как вид эстетической деятельности.
43. Функции и видовая классификация искусства.
44. Эстетические особенности видов искусства (литература, изобразительные искусства, музыка, зрелищные и декоративно-прикладные виды)
45. Особенности античной эстетической мысли : главные понятия, проблемы, школы, представители.
46. Особенности средневековой эстетической мысли.
47. Эстетика эпохи Возрождения.
48. Основные направления развития эстетического сознания эпохи Нового Времени
49. Элитарные эстетические концепции.
50. Эстетические направления ХХ в..
донецкой народной республики
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра ГуМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ по учебной дисциплине
«ЭТИКА И эстетика»
направления подготовки: 35.03.04 Агрономия
35.03.05 Садоводство
36.03.02 Зоотехния
Квалификация выпускника: академический бакалавр
специальность 36.05.01 Ветеринария
Квалификация выпускника: ветеринарный врач
Макеевка – 2017 г.
УДК. 338.124
М 54
Методические рекомендации к сем инарским занятиям по дисциплине «Этика и эстетика» для студентов направлений подготовки: 35.03.04 Агрономия, 35.03.05 Садоводство, 36.03.02 Зоотехния, специальности: 36.05.01 Ветеринария. /Сост. О.М. Губарь - Макеевка, ДОНАГРА, 2018г. - 14 с.
Составитель | Губарь О.М., к.ф.н., доцент |
Рецензент | Кусмаров Б.В., к.ф.н., доцент |
Ответственный за выпуск | Чучко Е.П., проректор по учебной работе |
Предметом изучения учебной дисциплины являются основные проблемы этики и эстетики, их места и роли в духовной культуре общества и отдельной личности, методологические и теоретические проблемы природы этики и эстетики, их исторического развития, взаимообусловленности морального и эстетического аспектов бытия.
Целью преподавания учебной дисциплины "этика и эстетика" является формирование системы знаний об основных понятиях этики и эстетики; осознание сущности и разнообразия этичных и эстетических явлений бытия человека; приобретение навыков их всестороннего анализа; раскрытие сущности, особенности моральной и эстетической культуры личности; обоснование значимости последних в общей культуре человека.
Основными задачами изучения дисциплины "этика и эстетика" являются:
- понимание логико-философской структуры этико-эстетического знания;
- умение объяснять феномен моральных и эстетических ценностей, их роль в человеческой жизнедеятельности;
- формирование системы представлений о способах овладения морально-эстетическим опытом, хранения и передачи базисных ценностей.
Согласно требованиям образовательно-профессиональной программы студенты должны:
знать:
ü базовые дефиниции категорий курса этики и эстетики; исходные категории;
ü основные принципы современного научного анализа этико-эстетических явлений; общую проблематику современных противоречий в этико-эстетической сфере;
ü историческую логику развития этико-эстетичних представлений, круг основных мировых и национальных научных направлений и школ.
уметь:
ü на практическом уровне владеть профессиональным этикетом и уметь строить поведение в профессиональных и межличностных отношениях;
ü оперировать этическими и эстетическими категориями на основании знания форм и типов культур;
ü использовать приобретенные этико-эстетические знания для осмысления современных социокультурных процессов для наиболее эффективного выполнения профессиональной деятельности.
Программа учебной дисциплины состоит из двухх смысловых модулей:
1. - Проблемы возникновения, развития и исследования морали и нравственности в системе философской науки "Этики"
2. - Общие проблемы культуры, искусства, сознания, деятельности в системе философской науки "Эстетики"
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ | Название темы | К кол-во часов |
1 | Тема 1. Этика - наука о морали и нравственности | 2 |
2 | Тема 2. Мораль как форма общественного сознания. Основные категории морального сознания | 2 |
3 | Тема 3. Происхождение, развитие и исторические типы морали. Моральный прогресс. | 2 |
4 | Тема 4. История этики. Основные направления этичных исследований. | 2 |
5 | Тема 5. Личностное бытие морали | 2 |
6 | Тема 6. Предмет Эстетики. Сущность эстетического. Основные виды эстетической деятельности. | 2 |
7 | Тема 7. Эстетические категории. Эстетическое сознание. | 2 |
8 | Тема 8. История эстетической мысли | 2 |
9 | Тема 9. Искусство как вид эстетической деятельности | 2 |
Всего | 18 |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие 1.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 248.