методические рекомендации
по выполнению курсовой работы студентами высших,
учащимися средних специальных учреждений
образования по специальностям 74 02 01 «Агрономия»,
Плодоовощеводство», 74 02 03 «Защита растений
И карантин» и 74 02 05 «Агрохимия и почвоведение»
Минск 2006
УДК 631.8 (07)
ББК 40. 40 я 7
А 26
Авторы: Ф.Н.Леонов заведующий кафедрой агрохимии, почвоведения и сельскохозяйственной экологии Учреждения образования «Гродненский государственный аграрный университет», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент;
В.Н.Емельянова, И.В.Шибанова, А.В.Линкевич, П.В.Бо-родин, В.В.Кислый, А.К.Золотарь, доценты кафедры агрохимии, почвоведения и сельскохозяйственной экологии Учреждения образования «Гродненский государственный аграрный университет», кандидаты сельскохозяйственных наук;
М.С.Брилев, старший преподаватель кафедры агрохимии, почвоведения и сельскохозяйственной экологии Учреждения образования «Гродненский государственный аграрный университет», кандидат сельскохозяйственных наук;
Г.А.Зезюлина, декан факультета защиты растений Учреждения образования «Гродненский государственный аграрный университет», кандидат биологических наук, доцент
Рецензенты:В.В.Лапа, заместитель директора НИРУП «Институт почвоведения и агрохимии НАН Беларуси», доктор сельскохозяйственных наук, профессор
В.Т.Чепиков , заведующий кафедрой педагогики Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», доктор педагогических наук, профессор;
Г.Ф.Тарасевич , заведующий сектором науки Главного управления образования, науки и кадров Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, кандидат сельскохозяйственных наук;
В.П.Валько, главный специалист Главного управления образования, науки и кадров Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, кандидат сельскохозяйственных наук;
В.Е.Овсяников , заместитель директора по производственному обучению Учреждения образования «Краснобережский государственный аграрный колледж»
Ó Учебно-методический центр Минсельхозпрода, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
Введение………………………………………………………. | 4 |
1. Общие сведения о хозяйстве………………………………… | 5 |
2. Потребность и накопление органических удобрений в хозяйстве……………………………………………………… | 11 |
2.1. Определение потребности в органических удобрениях.. | 11 |
2.2. Определение накопления органических удобрений…… | 13 |
3. Общая потребность хозяйства в минеральных удобрениях.. | 18 |
4. Многолетний план известкования почв в севообороте……. | 24 |
5. Система удобрения в севообороте…………………………... | 32 |
5.1. Удобрение сельскохозяйственных культур…………….. | 32 |
5.2. Дозы удобрений…………………………………………... | 52 |
5.2.1. Определение доз органических удобрений………. | 52 |
5.2.2. Определение доз минеральных удобрений………. | 54 |
5.3. Применение микроудобрений…………………………… | 86 |
5.4. План размещения удобрений……………………………. | 93 |
5.5. Насыщенность севооборота удобрениями……………… | 100 |
5.6. Баланс гумуса…………………………………………….. | 101 |
5.7. Баланс элементов питания……………………………….. | 114 |
5.8. Эффективность применения удобрений………………... | 131 |
5.8.1. Агрономическая эффективность………………….. | 131 |
5.8.2. Энергетическая эффективность…………………... | 134 |
6. Техника безопасности при работе с удобрениями…………. | 144 |
7. Охрана окружающей среды………………………………….. | 146 |
Литература…………………………………………………... | 153 |
ВВЕДЕНИЕ
Применение удобрений – один из мощных факторов интенсификации земледелия. Во всех странах мира с высокоразвитым сельским хозяйством около половины прироста урожая получают благодаря рациональному научно обоснованному применению удобрений. Поэтому специалист сельского хозяйства должен хорошо знать основы проектирования системы удобрения в хозяйстве. В учебном процессе эти навыки приобретаются студентами при подготовке курсовой работы по системе удобрений, которая способствует закреплению и углублению знаний по агрохимии.
Выполнение курсовой работы предполагает использование различной научной и учебной литературы. Вместе с тем для рационального и целенаправленного выполнения работы студент должен располагать и методической литературой.
В методических рекомендациях содержатся рекомендации по проектированию системы удобрения в хозяйстве, основными элементами которой являются:
- определение потребности в органических удобрениях и разработка плана накопления и размещения;
- определение потребности в минеральных удобрениях;
- составление плана известкования кислых почв;
- разработка многолетнего плана применения удобрений (системы удобрения) в севообороте, а также в других угодьях, в котором отражены приемы, сроки и способы внесения, формы удобрения;
- определение баланса элементов питания и гумуса в севообороте;
- оценка агрономической и энергетической эффективности разрабатываемых систем удобрения.
Кроме того, в методические указания включены нормативные справочные материалы по вопросам проектирования системы удобрения, полученные на основе многочисленных исследований научных учреждений и опыта передовых хозяйств Республики Беларусь.
Курсовая работа выполняется в специально разработанном типовом бланке, материал излагается согласно настоящим методическим указаниям. Курсовая работа должна быть выполнена и оформлена грамотно и аккуратно. Правильно подготовленная работа рекомендуется к защите (до экзамена по агрохимии). Оценка за курсовую работу выставляется по результатам ее защиты.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ХОЗЯЙСТВЕ
Для проектирования системы удобрения студенты используют необходимые сведения о хозяйстве, в котором проживают, или получают задание от преподавателя с указанием хозяйства и сведений о нем. Во втором случае часть данных о хозяйстве студенты используют из курсовой работы по земледелию:
- характеристика сельскохозяйственных угодий (табл. 1);
-распределение пахотных почв хозяйства по гранулометрическому составу (табл. 2);
- принятые в хозяйстве севообороты (табл. 3);
- структура поголовья животных (табл. 6);
- план посева и урожайность сельскохозяйственных культур (табл.7);
Сведения об агрохимических показателях почв севооборотов (табл. 4) , почв пашни хозяйства (табл. 5), а также характеристику известкового материала (табл. 8) студенты получают из задания к курсовой работы по системе удобрения. Данные по агрохимической характеристике почв в задании проставлены в виде групп кислотности, содержания гумуса и подвижных форм фосфора и калия. Для перевода этих данных в абсолютные величины необходимо пользоваться информацией, представленной в таблицах 9 и 10. При этом в интервале указанных групп необходимо выбрать одну величину.
Например , указана 2-ая группа кислотности дерново-подзолистой почвы, что соответствует интервалу 4,51-5,00, выбираем любое значение в этом интервале (например, 4,93) и записываем в таблицу 4.
Последовательность и методику проектирования системы удобрения в курсовой работе рассмотрим на примере одного их хозяйств Гродненской области, сведения о котором представлены в таблицах 1-8.
Таблица 1
Характеристика сельскохозяйственных угодий
Наименование угодий | Площадь, га |
1. Пашня, всего | 3220 |
в т.ч. в севооборотах | 3220 |
2. Кукуруза вне севооборота | - |
3. Люцерна вне севооборота | - |
4. Сады и ягодники | 60 |
5. Улучшенные кормовые угодья, всего | 680 |
в т.ч. сенокосы | 470 |
пастбища | 210 |
6. Естественные кормовые угодья, всего | 130 |
в т.ч. сенокосы | 100 |
пастбища | 30 |
Всего сельхозугодий | 4090 |
Слабоэродированных почв пашни - 4 % Среднеэродированных почв пашни - 1 % Сильноэродированных почв пашни - 0,5 % Балл пашни - 38 Балл сельхозугодий - 35 |
Таблица 2
Распределение пахотных почв хозяйства по
гранулометрическому составу
Тип и разновидность почвы | Площадь, га |
1. Дерново-подзолистые | 2940 |
а) суглинистые | 965 |
б) супесчаные, подстилаемые суглинком, мореной | 1600 |
в) супесчаные, подстилаемые песком | 375 |
г) песчаные | - |
2. Торфяные | 280 |
Таблица 3
Принятые в хозяйстве севообороты
№ по-ля | Размещение культур в текущем году | Чередование культур | Пло-щадь поля, га | Урожайность, ц/га | |
факти-ческая | плани-руемая | ||||
___6___польный _полевой_ севооборот | |||||
1. | Озимая пшеница | Горох (зерно) | 80 | 30 | 33 |
2. | Сахарная свекла | Оз. пшеница (зерно) | 79 | 40 | 45 |
3. | Горох | Сахарная свекла (корн.) | 80 | 350 | 380 |
4. | Клевер | Ячмень + клевер (зерно) | 82 | 35 | 38 |
5. | Яровое тритикале | Клевер (сено) | 80 | 70 | 80 |
6. | Ячмень + клевер | Яровое тритикале (зерно) | 81 | 40 | 45 |
7. | |||||
8. | |||||
9. | |||||
10. |
___________________Балл____39____
____6__польный _кормовой_ севооборот | |||||
1. | Оз.рожь (зерно) | Оз.рожь (з.м.) + мн. травы | 46 | 190 | 200 |
2. | Оз.рожь (з.м.) + мн. травы | Мн.травы (злаково-бо-бовые) 1 г.п. сено | 47 | 80 | 90 |
3. | Мн.травы (злаково- бобовые) 1 г.п. | Мн. травы (-"-) 2 г.п. сено | 47 | 70 | 80 |
4. | Мн. травы (-"-) 2 г.п. | Мн. травы (-"-) 3 г.п. сено | 46 | 65 | 70 |
5. | Мн. травы (-"-) 3 г.п. | Мн. травы (-"-) 4 г.п. сено | 47 | 65 | 70 |
6. | Мн. травы (-"-) 4 г.п. | Оз.рожь (зерно) | 47 | 35 | 38 |
7. | |||||
8. | |||||
9. | |||||
10. |
___________________Балл__37____
Таблица 4
Почвы севооборотов и их агрохимические показатели
№ по-ля | Севооборот | Тип и разно-видность почвы | Гу-мус, % | Груп-па кис-лот-ности | рНKCI | Содержание подвижных веществ, мг/кг почвы | ||||
Р2О5 | К2О | Сu | Zn | В | ||||||
1. | Горох | дерново-подзолистая связносупесчаная, подстилаемая мореной | 1,98 | III | 5,50 | 158 | 170 | II | III | II |
2. | Озимая пшеница | 1,65 | II | 4,93 | 144 | 155 | II | III | II | |
3. | Сахарная свекла | 1,84 | III | 5,35 | 175 | 169 | II | III | II | |
4. | Ячмень + клевер | 2,00 | IV | 5,80 | 194 | 200 | II | III | II | |
5. | Клевер | 2,04 | III | 5,38 | 210 | 195 | II | III | II | |
6. | Яровое тритикале | 1,88 | III | 5,48 | 155 | 172 | II | III | II | |
7. | ||||||||||
Средневзвешенные показатели | 1,90 | 5,41 | 173 | 177 | II | III | II | |||
1. | Оз.рожь + мн. травы | торфяная | - | II | 4.45 | 330 | 310 | II | III | II |
2. | Мн. травы 1 г.п. | - | III | 4.80 | 550 | 420 | II | III | II | |
3. | Мн. травы 2 г.п. | - | III | 4.58 | 490 | 470 | II | III | II | |
4. | Мн. травы 3 г.п. | - | II | 4.38 | 485 | 448 | II | III | II | |
5. | Мн. травы 4 г.п. | - | III | 4.60 | 580 | 500 | II | III | II | |
6. | Оз. рожь | - | III | 4.70 | 550 | 495 | II | III | II | |
7. | ||||||||||
Средневзвешенные показатели | - | - | 4,59 | 4,98 | 4,41 | II | III | II |
Примечание. Для микроэлементов указана группа обеспеченности почв.
Таблица 5
Cредневзвешенные агрохимические показатели
пахотных почв хозяйства
Тип почвы | Гумус, % | рНKCI | Содержание подвижных веществ, мг/кг | ||||
Р2О5 | К2О | Сu | Zn | В | |||
Дерново-подзолистая | 1,88 | 5,52 | 170 | 174 | II | III | II |
Таблица 6
Структура поголовья животных
Вид и группы скота | На 20____год |
Всего крупного рогатого скота | 4100 |
том числе: взрослых | 2200 |
молодняка | 1900 |
Лошадей – всего | 65 |
Свиней – всего | 380 |
Овец – всего | - |
Птицы – всего | - |
Таблица 7
План посева и урожайность сельскохозяйственных культур
Культуры и угодья | Площадь посева | Урожайность, ц/га | ||
га | % от площади пашни | факти-ческая | плани-руемая | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Зерновые и зернобобовые | 1965 | 61,0 | ||
в т.ч. озимые зерновые | 870 | 27,0 | ||
из них пшеница | 322 | 10,0 | 40 | 45 |
рожь | 160 | 5,0 | 35 | 38 |
тритикале | 388 | 12,0 | 42 | 46 |
яровые зерновые | 837 | 26,0 | ||
из них ячмень | 480 | 14,9 | 35 | 38 |
тритикале | 130 | 4,0 | 40 | 45 |
овес | 127 | 3,9 | 33 | 35 |
гречиха | 100 | 3,1 | 17 | 20 |
зернобобовые | 258 | 8,0 | ||
из них люпин | - | - | ||
вика | 160 | 5,0 | 18 | 20 |
горох | 98 | 3,0 | 30 | 33 |
2. Технические культуры | 355 | 11,0 | ||
в т.ч. лен | - | - | ||
сахарная свекла | 195 | 6,1 | 350 | 380 |
рапс (зерно) | 160 | 5,0 | 24 | 27 |
3. Картофель | 160 | 5,0 | 200 | 230 |
4. Кормовые культуры | 450 | 14,0 | ||
в т.ч. корнеплоды | 65 | 2,0 | 450 | 500 |
кукуруза (з.м.) | 160 | 5,0 | 350 | 400 |
силосные (без кукурузы), з.м. | - | - | ||
Продолжение таблицы 7 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
однолетние травы, з. м. | 128 | 4,0 | 190 | 200 |
многолетние травы, з. м. | 97 | 3,0 | 300 | 340 |
5. Многолетние травы, сено | 290 | 9,0 | 70 | 80 |
однолетние травы, сено | - | - | ||
6. Промежуточные культуры | 322 | 10,0 | ||
в т.ч. озимые на зеленый корм | - | - | ||
пожнивные | 258 | 8,0 | 140 | 150 |
подсевные | - | - | ||
поукосные | 64 | 2,0 | 160 | 180 |
7. Улучшенные кормовые угодья | 680 | - | - | - |
в т.ч. сенокосы, сено | 470 | - | 35 | 40 |
пастбища, зеленая масса | 210 | - | 150 | 170 |
Таблица 8
Характеристика применяемого известкового материала
Известковый материал | Содержание, % | ||
д.в. СаСО3 | влаги | недеятельных частиц (›1 мм) | |
Доломитовая мука | 97 | 2,5 | 1,8 |
Таблица 9
Градация почв по степени кислотности (рНКСI)
Группа | Степень кислотности | Дерново-подзолистые | Торфяно-болотные |
1 | сильнокислые | < 4,50 | < 4,00 |
2 | среднекислые | 4,51-5,00 | 4,01-4,50 |
3 | кислые | 5,01-5,50 | 4,51-5,00 |
4 | слабокислые | 5,51-6,00 | 5,01-5,50 |
5 | близкие к нейтральной | 6,01-6,50 | 5,51-6,00 |
6 | нейтральные | 6,51-7,00 | 6,01-6,50 |
7 | слабощелочные | > 7,00 | > 6,50 |
Таблица 10
Градация почв по содержанию гумуса, подвижных Р2О5 и К2О
Груп-па | Содержание | Гумус, % | Р2О5, мг/кг | К2О, мг/кг | ||
дерн.-подз. | дерн.-подз. | торф.-бол. | дерн.-подз. | торф.-бол. | ||
1 | очень низкое | < 1,00 | < 60 | < 200 | < 80 | < 300 |
2 | низкое | 1,01-1,50 | 61-100 | 201-300 | 81-140 | 301-400 |
3 | среднее | 1,51-2,00 | 101-150 | 301-500 | 141-200 | 401-700 |
4 | повышенное | 2,01-2,50 | 151-250 | 501-800 | 201-300 | 701-1000 |
5 | высокое | 2,51-3,00 | 251-400 | 801-1200 | 301-400 | 1001-1300 |
6 | избыточное | > 3,00 | > 400 | > 1200 | > 400 | > 1300 |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 205.