Стреловые самоходные краны представляют собой стреловое или башенно-стре-ловое крановое оборудование на самоходном гусеничном или пневмоколесном шасси. Такие краны являются основными грузоподъемными машинами на строительных площад-ках и трассах строительства различных коммуникаций. Широкое распространение стрело-вые самоходных кранов им обеспечили: автономность привода, большая грузоподъем-ность (до 300 т), способность передвигаться вместе с грузом, высокие маневренность и мобильность, широкий диапазон параметров, легкость перебазировки с одного объекта на другой, возможность работы с различными видами сменного рабочего оборудования.
Различают стреловые самоходные краны общего назначения для строительно-мон-тажных работ широкого профиля и специальные для выполнения технологических опе-раций определенного вида ( краны-трубоукладчики, железнодорожные и плавучие краны и др.).
Стреловые самоходные краны могут осуществлять следующие рабочие операции: подъем и опускание груза; изменение угла наклона стрелы при изменении вылета; пово-рот стрелы в плане на 3600 ; выдвижение телескопической стрелы с грузом; передвиже-ние крана с грузом.
На кранах устанавливают стреловое и башенно-стреловое оборудование. Основны-ми видами стрелового оборудования являются невыдвижная (жесткая) и выдвижная ре-шетчатая стрелы, телескопическая стрела с выдвижными секциями для изменения их дли-ны. Длину выдвижных стрел можно изменять только в нерабочем состоянии крана, теле-скопических – при действующей рабочей нагрузке. Наибольшая грузоподъемность соот-ветствует наименьшему вылету стрелы. С увеличением вылета грузоподъемность умень-шается. Зависимость грузоподъемности и высоты подъема груза от вылета стрелы назы-вается грузовой характеристикой крана и изображается графически в виде кривых , кото-рые даются в паспортах кранов. К сменному рабочему оборудованию относят удлиненные дополнительными вставками (секциями) жесткие и выдвижные стрелы, с применением которых увеличивается зона, обслуживаемая краном, но соответственно снижается грузо-подъемность. Для увеличения вылета и полезного подстрелового пространства основные и удлиненные сменные стрелы оснащают дополнительными устройствами – управляемыми и неуправляемыми гуськами, которые могут иметь второй (вспомогательный ) крюк, под-вешиваемый на полиспасте малой кратности и предназначенный для подъема с большей скоростью небольших по массе грузов.
У некоторых моделей кранов на основных жестких стрелах взамен крюка может навешиваться двухчелюстной грейферный ковш (грейфер) для погрузки-разгрузки сыпу-чих и мелкокусковых грузов.
Башенно-стреловое оборудование состоит из башни, управляемого гуська и манев-ровой стрелы, стрелового полиспаста и грузового полиспаста с крюковой подвеской. Такое оборудование по сравнению со стреловым обеспечивает увеличение обслужива-емой зоны в плане примерно в два раза.
В самоходных кранах применяют стрелы прямые короткие для перегрузочных работ в работе со штучными и сыпучими грузами – называемые основными; для них определяется номинальная грузоподъемность крана на всех вылетах; удлиненные встав-ками для подъема грузов на большую высоту; с гуськами , оснащенными крюком вспомо-гательного подъема для перегрузочных работ с объемными штучными грузами, в том чи-сле с контейнерами, требующими увеличенных размеров подстрелового пространства. Гусек крепят к голове стрелы шарнирно, а второй его конец закрепляют гибкой оттяжкой у основания стрелы. Для подачи грузов вглубь возводимого здания, а также для монтажа весьма объемных объектов используют башенно-стреловое оборудование, состоящее из установленной почти вертикально с незначительным наклоном ( 3-50) основной стрелы и горизонтально установленного удлиненного гуська. Самоходный кран с башенно-стрело-вым оборудованием по технологическим возможностям аналогичен башенному крану. Из-за более сложного устройства самоходного крана его эксплуатация , включая первич-ные затраты, обходиться дороже эксплуатации башенного крана. Поэтому применять кран с башенно-стреловым оборудованием целесообразно на работах разового характера.
Основными параметрами самоходного стрелового крана являются: грузоподъемность, высота подъема стрелы, вылет стрелы, длина стрелы.
1. Грузоподъемность (величина грузового момента)Q кр ,т:
Q кр = Q эл + Q гр + Q осн ,, т (1)
где Q кр – грузоподъемность крана , (т) ;
Q эл – масса самого тяжелого элемента, (т);
Q гр – масса грузозахватных приспособлений, (т);
Qосн – масса оснастки ( люльки, лестницы, подмости, ограждения на плитах и др.) , (т).
2. Высота подъема стрелы крана (Hстр), м:
Нстр = ho + h 3 + h эл + h гр + h п , м (2)
где Нстр– высота подъема стрелы крана, (м);
ho– превышение опоры монтируемого элемента над уровнем стоянки крана ( высота опоры ), (м);
h 3– запас по высоте, не менее 0,5 м;
h эл– высота элемента в монтажном положении ,(м);
h гр– высота грузозахватных приспособлений от верха монтируемого элемента до низа крюка крана, (м) ;
h п – высота полиспаста в стянутом положении ( 1,5- 5 м), (м).
3. Наименьший вылет стрелы (lстр), м:
l стр = + а, (3)
где е – половина толщины стрелы на уровне верха монтируемого элемента или ранее смонтированной конструкции (0,5м);
с–минимальный зазор между стрелой и монтируемым элементом (0,5 – 1м );
d – расстояние от центра тяжести до приближенного к стреле края элемента; а – половина базы крана ( примерно 1,5 м);
h ш– расстояние от уровня стоянки крана до оси поворота стрелы ( высота шарнира стрелы , в расчете принимать равным 1,5 м).
4 . Наименьшая необходимая длина стрелы (Lстр) , м:
L стр = ( l стр – а )2 + ( H стр – h ш )2,(4)
где L стр– необходимая наименьшая длина стрелы.
По рассчитанным требуемым параметрам : грузоподъемности, высоте подъема крюка, вылету стрелы, длине стрелы по справочным источникам подбираются кран, характеристики которого соответствуют требуемым или же превышают их ( не более чем на 20 %).
Внимание! В учебных целях в расчетах следующие показатели принимать равными:
h з = 0,5 м ( высота запаса из соображений техники безопасности);
h п = 1,5 м ( высота полиспаста в стянутом положении );
е =0,5м (половина толщины стрелы на уровне верха монтируемого элемента или ранее смонтированной конструкции);
с = 0,5м (минимальный зазор между стрелой и монтируемым элементом );
h ш =1,5 м- расстояние от уровня стоянки крана до оси поворота стрелы (высота шарнира)
a =1,5 м ( половина базы крана);
Дата: 2019-03-05, просмотров: 326.