2.1. Роль реферата в системе научно-исследовательской работы студентов
Реферат является одной из форм научно-исследовательской работы студентов, результатом научно-поискового творчества, самостоятельного углубленного изучения теоретического, статистического и фактического материала.
Реферат – краткое изложение в письменной или устной форме содержания книг, статей, научных работ. Реферат может быть представлен в форме письменного исследования и (или) доклада на определенную тему.
Различают два вида рефератов:
- репродуктивные – воспроизводят содержание первичного текста в форме реферата-конспекта или реферата-резюме. В реферате-конспекте содержится фактическая информация в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. В реферате-резюме содержатся только основные положения данной темы;
- продуктивные – содержат творческое или критическое осмысление реферируемого источника и оформляются в форме реферата-доклада или реферата-обзора. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, дается объективная оценка проблемы, и он имеет развёрнутый характер. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и в нем сопоставляются различные точки зрения по исследуемой проблеме.
Выполнение реферата
Список тем, по которым пишется реферат, предлагается преподавателем.
При определении темы реферата нужно учитывать его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во-вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.
Студент выбирает тему реферата, с помощью преподавателя определяет цель реферата, составляет предварительный план. Одновременно студент самостоятельно подбирает источники и литературу по теме, при этом может произойти некоторое изменение намеченного плана.
При изучении литературы выделяются основные идеи и положения, аргументы и выводы, делаются выписки, собирается фактический и статистический материал. Собственные соображения, оценки, мысли, возникающие в ходе изучения источников и литературы, следует записывать и использовать при написании реферата.
Необходимыми разделами реферата являются:
- титульный лист (см. прил. А, А1),
- план (см. прил. Б, Б1),
- введение,
- основная часть, включающая 3 – 4 вопроса,
- заключение,
- библиографический список.
При необходимости к реферату оформляются приложения (документы, иллюстрации, таблицы, рисунки, схемы и т. д.).
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются основные проблемы, цель и задачи реферата, дается краткий обзор литературы и источников. Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Формулировать цель и задачи реферата следует при помощи следующих глаголов: «исследовать», «изучить», «проанализировать», «систематизировать», «осветить», «изложить», «создать», «рассмотреть», «обобщить» и т.д.
Объём введения – 1 - 2 страницы машинописного текста.
В основной части излагаются основные положения темы. Автор должен логично, аргументировано раскрыть содержание каждого вопроса плана. При цитировании дается описание источника и указываются страницы. Объём основной части – 10 - 15 страниц машинописного текста.
В заключении делаются краткие выводы, подводятся итоги исследования. Объём заключения – 1 - 2 страницы машинописного текста.
В библиографическом списке указываются использованные при написании реферата материалы. Библиографический список составляется в алфавитном порядке и должен содержать не менее 7 - 10 наименований. Не следует использовать устаревшую литературу (преимущество должно быть отдано источникам и литературе, выпущенным за последние пять лет).
В целом объем реферата должен составлять 15 – 20 страниц машинописного текста.
Требования к оформлению реферата, библиографического списка и приложений изложены в пунктах 6, 7 и 8 настоящего пособия.
Реферат должен быть подшит в папку или сброшюрован.
Срок выполнения реферата, сроки сдачи работы на проверку, форму защиты реферата определяет преподаватель.
Критерии оценки реферата
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ студентами заочной формы обучения
3.1. Роль контрольной работы в самостоятельном изучении студентами социально-экономических дисциплин
Цель контрольной работы – закрепление знаний по основным вопросам того или иного курса. Контрольная работа представляет собой самостоятельное изложение определенной темы или части ее, подготовленное на основе изучения рекомендованных источников и литературы.
Выполнение контрольной работы является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов по изучению определенной учебной дисциплины. В процессе ее подготовки студенты глубоко и всесторонне знакомятся с важнейшими и наиболее сложными социально-экономическими проблемами, учатся анализировать современные явления жизни общества и делать на основе этого правильные, научно обоснованные теоретические и практические выводы.
Студенты, выполняя контрольную работу, приобретают опыт работы с различными источниками и литературой, умения находить в них главные положения, непосредственно относящиеся к избранной теме, учиться логично и четко излагать свои мысли при раскрытии теоретических вопросов и, что особенно важно, творчески применять теоретические знания, связывая общие теоретические положения с конкретной действительностью, практикой становления и развития рыночных отношений в нашей стране.
В процессе подготовки контрольной работы с помощью библиографических каталогов приобретаются навыки самостоятельного подбора необходимых источников и литературы, фактического и цифрового материала, работы со статистическими справочниками, составления таблиц, диаграмм. Все это не только расширяет и углубляет знания по определенной дисциплине, но и прививает навыки научного исследования и самостоятельного письменного изложения важных и сложных теоретических проблем.
При выполнении контрольной работы, и особенно при её защите, студенты приобретают необходимые умения для подготовки выступлений и докладов.
3.2. Основные этапы подготовки контрольной работы
Успешное выполнение контрольной работы во многом зависит от правильной организации, подготовки и написания данного виды работы, а также соблюдения основных требований, которые к ней предъявляются.
Основные этапы работы студентов над контрольной работой:
1) выбор темы;
2) составление предварительного библиографического списка и первоначального варианта плана (содержания) контрольной работы;
3) работа с подобранной литературой, составление выписок и конспектов прочитанного, уточнение плана (содержания) контрольной работы;
4) написание введения: указание актуальности темы, формулирование целей и задач контрольной работы;
5) написание основного текста контрольной работы;
6) написание заключения, основных выводов по материалу, изложенному в контрольной работе;
7) сдача контрольной работы на кафедру;
8) анализ замечаний преподавателя;
9) защита контрольной работы.
3.3. Основные требования, предъявляемые к контрольной работе
Тема контрольной работы может быть предложена студентом помимо указанного списка, но она обязательно должна быть согласована с преподавателем. Игнорирование данного требования может привести к возврату уже выполненной контрольной работы, без ее проверки и возникнет необходимость в переписывании всей работы.
Тема контрольной работы раскрывается на основе изучения основной и дополнительной литературы и источников, а не только на базе материалов учебников и учебных пособий. В библиографическом списке должно быть не менее 15 названий различных источников (учебников, учебных пособий и официальных документов, монографий, журнальных статей, справочников, электронных ресурсов).
Контрольная работа должна обязательно иметь содержание, включающее введение, основную часть, заключение, библиографический список.
Текст должен иметь характер самостоятельного изложения в соответствии с планом контрольной работы. Не допускается дословное переписывание материалов из того или иного источника.
Соответствующим образом должен быть оформлен научный аппарат: сноски, ссылки в тексте, библиографический список.
Требования к оформлению реферата, библиографического списка и приложений изложены в пунктах 6, 7 и 8 настоящего пособия.
3.4. Работа с литературой и составление плана
После выбора темы и согласования ее с научным руководителем студент самостоятельно может приступить к подбору основной и дополнительной литературы и источников по избранной тематике. Не следует использовать устаревшую литературу (преимущество должно быть отдано литературе и источникам, выпущенным за последние пять лет).
Основная литература - это учебная литература (учебники, учебные пособия) и официальные документы (Конституция РФ, федеральные законы и законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.п.).
Дополнительная литература - это монографии, коллективные работы, журнальные и газетные статьи (материалы периодической печати), различные справочники, энциклопедии и т.п. Дополнительная литература обязательно должна присутствовать в библиографическом списке.
Работа с литературой начинается с изучения соответствующих теме исследования разделов и глав учебника. При этом желательно использовать несколько учебников, написанных различными авторами или коллективами авторов. Затем необходимо изучить монографические исследования, научные статьи и соответствующие источники по теме контрольной работы. Все это даст возможность студенту усвоить материал и сущность исследуемой темы, выявить различные позиции ученых, сопоставить их, определить свое отношение к этим позициям и обеспечить проблемность изложения.
Работа над источниками, научной и учебной литературой требует конспектирования их основных положений. Форма может быть разнообразна: простой и развернутый план, тезисы, цитаты, конспект. Конспект представляет собой сжатое, лаконичное изложение содержания источника, книги, статьи.
После того как изучена и законспектирована выбранная литература и источники, студент уточняет план своей контрольной работы и приступает к написанию текста и оформлению контрольной работы.
План - это логическая основа, костяк контрольной работы, важнейший показатель того, насколько глубоко студент изучил имеющиеся источники и отобрал из них самое существенное. Правильно составленный план - свидетельство понимания студентом содержания рассматриваемой темы.
В план работы рекомендуется включать: введение, основную часть, заключение, библиографический список и, если есть, приложение (см. прил. Б, Б2).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.