МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

2.1. Роль реферата в системе научно-исследовательской работы студентов

Реферат является одной из форм научно-исследовательской работы студентов, результатом научно-поискового творчества, самостоятельного углубленного изучения теоретического, статистического и фактического материала.

Реферат – краткое изложение в письменной или устной форме содержания книг, статей, научных работ. Реферат может быть представлен в форме письменного исследования и (или) доклада на определенную тему.

Различают два вида рефератов:

- репродуктивные – воспроизводят содержание первичного текста в форме реферата-конспекта или реферата-резюме. В реферате-конспекте содержится фактическая информация в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. В реферате-резюме содержатся только основные положения данной темы;

- продуктивные – содержат творческое или критическое осмысление реферируемого источника и оформляются в форме реферата-доклада или реферата-обзора. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, дается объективная оценка проблемы, и он имеет развёрнутый характер. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и в нем сопоставляются различные точки зрения по исследуемой проблеме.

 

Выполнение реферата

Список тем, по которым пишется реферат, предлагается преподавателем.

При определении темы реферата нужно учитывать его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во-вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.

Студент выбирает тему реферата, с помощью преподавателя определяет цель реферата, составляет предварительный план. Одновременно студент самостоятельно подбирает источники и литературу по теме, при этом может произойти некоторое изменение намеченного плана.

При изучении литературы выделяются основные идеи и положения, аргументы и выводы, делаются выписки, собирается фактический и статистический материал. Собственные соображения, оценки, мысли, возникающие в ходе изучения источников и литературы, следует записывать и использовать при написании реферата.

Необходимыми разделами реферата являются:

- титульный лист (см. прил. А, А1),

- план (см. прил. Б, Б1),

- введение,

- основная часть, включающая 3 – 4 вопроса,

- заключение,

- библиографический список.

При необходимости к реферату оформляются приложения (документы, иллюстрации, таблицы, рисунки, схемы и т. д.).

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются основные проблемы, цель и задачи реферата, дается краткий обзор литературы и источников. Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Формулировать цель и задачи реферата следует при помощи следующих глаголов: «исследовать», «изучить», «проанализировать», «систематизировать», «осветить», «изложить», «создать», «рассмотреть», «обобщить» и т.д.

Объём введения – 1 - 2 страницы машинописного текста.

В основной части излагаются основные положения темы. Автор должен логично, аргументировано раскрыть содержание каждого вопроса плана. При цитировании дается описание источника и указываются страницы. Объём основной части – 10 - 15 страниц машинописного текста.

В заключении делаются краткие выводы, подводятся итоги исследования. Объём заключения – 1 - 2 страницы машинописного текста.

В библиографическом списке указываются использованные при написании реферата материалы. Библиографический список составляется в алфавитном порядке и должен содержать не менее 7 - 10 наименований. Не следует использовать устаревшую литературу (преимущество должно быть отдано источникам и литературе, выпущенным за последние пять лет).

В целом объем реферата должен составлять 15 – 20 страниц машинописного текста.

Требования к оформлению реферата, библиографического списка и приложений изложены в пунктах 6, 7 и 8 настоящего пособия.

Реферат должен быть подшит в папку или сброшюрован.

Срок выполнения реферата, сроки сдачи работы на проверку, форму защиты реферата определяет преподаватель.

Критерии оценки реферата

  1. Актуальность темы исследования.
  2. Соответствие содержания работы теме.
  3. Правильность и полнота разработки вопросов темы.
  4. Самостоятельность выполнения работы.
  5. Соответствие оформления текста реферата, библиографического списка и приложений требованиям, изложенным в пунктах 6, 7 и 8 настоящего пособия.

 


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ студентами заочной формы обучения

3.1. Роль контрольной работы в самостоятельном изучении студентами социально-экономических дисциплин

Цель контрольной работы – закрепление знаний по основным вопросам того или иного курса. Контрольная работа представляет собой самостоятельное изложение определенной темы или части ее, подготовленное на основе изучения рекомендованных источников и литературы.

Выполнение контрольной работы является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов по изучению определенной учебной дисциплины. В процессе ее подготовки студенты глубоко и всесторонне знакомятся с важнейшими и наиболее сложными социально-экономическими проблемами, учатся анализировать современные явления жизни общества и делать на основе этого правильные, научно обоснованные теоретические и практические выводы.

Студенты, выполняя контрольную работу, приобретают опыт работы с различными источниками и литературой, умения находить в них главные положения, непосредственно относящиеся к избранной теме, учиться логично и четко излагать свои мысли при раскрытии теоретических вопросов и, что особенно важно, творчески применять теоретические знания, связывая общие теоретические положения с конкретной действительностью, практикой становления и развития рыночных отношений в нашей стране.

В процессе подготовки контрольной работы с помощью библиографических каталогов приобретаются навыки самостоятельного подбора необходимых источников и литературы, фактического и цифрового материала, работы со статистическими справочниками, составления таблиц, диаграмм. Все это не только расширяет и углубляет знания по определенной дисциплине, но и прививает навыки научного исследования и самостоятельного письменного изложения важных и сложных теоретических проблем.

При выполнении контрольной работы, и особенно при её защите, студенты приобретают необходимые умения для подготовки выступлений и докладов.

3.2. Основные этапы подготовки контрольной работы

Успешное выполнение контрольной работы во многом зависит от правильной организации, подготовки и написания данного виды работы, а также соблюдения основных требований, которые к ней предъявляются.

Основные этапы работы студентов над контрольной работой:

1) выбор темы;

2) составление предварительного библиографического списка и первоначального варианта плана (содержания) контрольной работы;

3) работа с подобранной литературой, составление выписок и конспектов прочитанного, уточнение плана (содержания) контрольной работы;

4) написание введения: указание актуальности темы, формулирование целей и задач контрольной работы;

5) написание основного текста контрольной работы;

6) написание заключения, основных выводов по материалу, изложенному в контрольной работе;

  1. оформление текста контрольной работы в целом, библиографического списка и приложений в соответствии с требованиями, изложенными в пунктах 6, 7 и 8 настоящего пособия.

7) сдача контрольной работы на кафедру;

8) анализ замечаний преподавателя;

9) защита контрольной работы.

 

3.3. Основные требования, предъявляемые к контрольной работе

Тема контрольной работы может быть предложена студентом помимо указанного списка, но она обязательно должна быть согласована с преподавателем. Игнорирование данного требования может привести к возврату уже выполненной контрольной работы, без ее проверки и возникнет необходимость в переписывании всей работы.

Тема контрольной работы раскрывается на основе изучения основной и дополнительной литературы и источников, а не только на базе материалов учебников и учебных пособий. В библиографическом списке должно быть не менее 15 названий различных источников (учебников, учебных пособий и официальных документов, монографий, журнальных статей, справочников, электронных ресурсов).

Контрольная работа должна обязательно иметь содержание, включающее введение, основную часть, заключение, библиографический список.

Текст должен иметь характер самостоятельного изложения в соответствии с планом контрольной работы. Не допускается дословное переписывание материалов из того или иного источника.

Соответствующим образом должен быть оформлен научный аппарат: сноски, ссылки в тексте, библиографический список.

Требования к оформлению реферата, библиографического списка и приложений изложены в пунктах 6, 7 и 8 настоящего пособия.

3.4. Работа с литературой и составление плана

После выбора темы и согласования ее с научным руководителем студент самостоятельно может приступить к подбору основной и дополнительной литературы и источников по избранной тематике. Не следует использовать устаревшую литературу (преимущество должно быть отдано литературе и источникам, выпущенным за последние пять лет).

Основная литература - это учебная литература (учебники, учебные пособия) и официальные документы (Конституция РФ, федеральные законы и законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.п.).

Дополнительная литература - это монографии, коллективные работы, журнальные и газетные статьи (материалы периодической печати), различные справочники, энциклопедии и т.п. Дополнительная литература обязательно должна присутствовать в библиографическом списке.

Работа с литературой начинается с изучения соответствующих теме исследования разделов и глав учебника. При этом желательно использовать несколько учебников, написанных различными авторами или коллективами авторов. Затем необходимо изучить монографические исследования, научные статьи и соответствующие источники по теме контрольной работы. Все это даст возможность студенту усвоить материал и сущность исследуемой темы, выявить различные позиции ученых, сопоставить их, определить свое отношение к этим позициям и обеспечить проблемность изложения.

Работа над источниками, научной и учебной литературой требует конспектирования их основных положений. Форма может быть разнообразна: простой и развернутый план, тезисы, цитаты, конспект. Конспект представляет собой сжатое, лаконичное изложение содержания источника, книги, статьи.

После того как изучена и законспектирована выбранная литература и источники, студент уточняет план своей контрольной работы и приступает к написанию текста и оформлению контрольной работы.

План - это логическая основа, костяк контрольной работы, важнейший показатель того, насколько глубоко студент изучил имеющиеся источники и отобрал из них самое существенное. Правильно составленный план - свидетельство понимания студентом содержания рассматриваемой темы.

В план работы рекомендуется включать: введение, основную часть, заключение, библиографический список и, если есть, приложение (см. прил. Б, Б2).

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.