Конституция РФ установила, что государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ (см. п «в» и «г» ст. 72).
Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации). В п. 2 этой же статьи сформулировано чрезвычайно важное положение, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью Таким образом, законодательно закрепляется презумпция государственной собственности. на землю и иные природные ресурсы.
В развитие положений ГК РФ был принят ФЗ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с послед изм. и доп.), имеющий важное значение для регулирования отношений в области разграничения государственной собственности на землю, поскольку право собственности на недвижимое имущество, в т. ч. право собственности публичных образований на земельные участки, возникает именно с момента государственной регистрации данного права в учреждении юстиции. Правовому регулированию вопросов, касающихся разграничения государственной собственности на землю, посвящены и нормы ЗК РФ. Согласно ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью на землю являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. ЗК РФ содержит также перечень земельных участков, которые ограничены в обороте и могут находиться в государственной — федеральной или субъектов РФ — или муниципальной собственности (п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Исходя из этого можно выделить три категории земельных участков, находящихся в государственной собственности: 1) земельные участки, находящиеся только в федеральной собственности, которые не могут быть отчуждены ни в каком случае; 2) земельные участки, которые могут находиться в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований и отчуждаться в рамках указанных субъектов; 3) земельные участки, которые могут отчуждаться из государственной собственности не только муниципальным образованиям, но и в частную собственность.
В ст. 17 ЗК РФ также установлены основания возникновения федеральной собственности на землю. Помимо разграничения, в соответствии с вышеуказанным законом к таковым относятся: 1) приобретение Российской Федерацией земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; 2) признание федеральными законами нахождения отдельных земельных участков в федеральной собственности.
Процедура проведения разграничения государственной собственности на землю установлена ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Момент возникновения права собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, как уже указывалось выше, связан с моментом государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основанием государственной регистрации права собственности являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 328.