Наиболее ответственной работой монтажного процесса зимой является заделка стыков, особенно воспринимающих расчетные усилия.
При производстве работ в зимнее время стыки железобетонных конструкций можно классифицировать таким образом: стыки, которые воспринимают расчетные усилия и обеспечивают устойчивость и жесткость здания; то же, не воспринимающие расчетных усилий; то же, но открытые стальные элементы, которые имеют (закладные детали, выпуски арматуры).
Категорию стыка указывает проектная организация.
В зимнее время применяют безобогревный, с обогревом икомбинированный способы закладки стыков.
Безобогревный способ основан на применении бетона с противоморозными добавками.
Основными недостатками этого способа являются значительная продолжительность нарастания прочности.ю ограниченность его применения в стыках, имеющих открытые металлические детали, в условиях повышенной влажности и агрессивных средах, зонах блуждающих токов и переменных магнитных полей. Не допускается замораживание бетона до приобретения им 50% проектной прочности.
Заделка стыков с тепловой обработкой применяется для стыков первых двух групп. Расчетные стыки прогревают до 70% проектной прочности. Для стыков, загружаемых полной нагрузкой до оттаивания, требуется 100% прочность бетона.
Тепловую обработку бетона выполняют электродным, инфракрасным нагреванием, а также нагреванием с помощью греющих кассет.
До бетонирования стыки должны быть прогреты до положительной температуры.
Комбинированный способ основан на применении прогревания бетонов с добавлением нитрита натрия. Этот способ позволяет отказаться от обогревания стыкуемых элементов.
При монтаже металлических конструкций в зимнее время должны соблюдаться мероприятия по снижению опасности производства работ. При температуре окружающей среды ниже -25 градусов нельзя применять ударные действия.
Гнутье и правку металла следует выполнять с предварительным его подогревом.
При отрицательных температурах сборные железобетонные элементы хранят на складах на высоких подкладках и принимаются меры исключающие обледенение поверхностей. Перед монтажом стыкуемые поверхности элементов очищают от снега и наледи скребками, щётками, горячим воздухом.
Зимние считаются условия, когда среднесуточная температура наружного воздуха снижается до +5 0С, а в течении суток имеет место падение температуры ниже 0 0С. При отрицательных температурах не прореагировавшая с цементом вода переходит в лед и не вступает в химическое соединение с цементом. В результате этого прекращается реакция гидратации, и бетон не твердеет. Чтобы предотвратить этот негативный фактор, необходимо предпринять ряд мер по предотвращению замерзания воды.
В зависимости от вида конструкции и температуры наружного воздуха рекомендуется применение следующих способов зимнего бетонирования:
-термос;
-термос с противоморозными добавками и ускорителями твердения;
-предварительный разогрев бетонной смеси;
-электродный прогрев;
-обогрев в греющей опалубке;
-инфракрасный обогрев;
-индукционный нагрев;
Выбор того или иного метода зависит от вида и массивности конструкции, вида, состава и требуемой прочности бетона, метеорологических условий производства работ, энергетической оснащенности строительной площадки и некоторых других факторов.
Поверхности перед заполнением стыка должны быть обогреты до положительной температуры (не ниже 10єС и не выше 50єС). Класс бетона заделки повышают на одну ступень по сравнению с классом, требуемым по проекту.
В зимних условиях важно обеспечить складирование и хранение сборных элементов, не допускающее их обледенения. С этой целью верх штабелей готовых изделий прикрывают рулонными материалами. Перед подъемом и установкой монтируемые элементы очищают от снега и наледи либо струей теплого воздуха, либо механическими щетками. Особенно тщательно очищают в местах стыков выпуски арматуры и поверхности закладных деталей. Перед подъемом сборных элементов проверяют, не примерз ли поднимаемый элемент к соседнему или грунту. Рабочее место монтажников, подмости и лестницы очищают от снега и наледи и посыпают песком. Большое внимание уделяют подбору состава бетонных смесей и растворов, используемых для заделки стыков. Необходимо принимать меры, исключающие замораживание бетона в стыке до достижения им критической прочности, значения которой зависят от вида конструкций и сроков воздействия на нее проектных нагрузок. С этой целью применяют бетоны и растворы на быстротвердеющих цементах.
При отрицательных температурах бетонную смесь транспортируют в утепленных и обогреваемых транспортных средствах, бункерах, ящиках или контейнерах. Поверхности стыков очищают от снега и льда для лучшего сцепления укладываемой бетонной смеси с поверхностью сборочных элементов. Если при заделке стыков не применяют электропрогрев или другие способы обогрева, то используют бетонные смеси с противоморозными химическими добавками. Заполнение стыков следует вести предварительно подогретой бетонной смесью без перерыва, послойно, под давлением или с тщательным уплотнением. Ускорение твердения бетона в стыках обеспечивают тепловой обработкой бетона с помощью электронагревательных устройств, непосредственным электропрогревом бетона или применением обогреваемой опалубки.
Производство монтажных работ в зимних условиях затруднено. Стоимость производства работ возрастает и в зависимости от температурной зоны увеличение составляет от 1,2 до 6% общей стоимости строительства. Сборные железобетонные конструкции зимой монтируют теми же методами, что и летом. О проведении дополнительных мероприятий, обеспечивающих успешное выполнение работ и устойчивость конструкций, возведенных при отрицательных температурах, в проектах, особенно в технологических картах и проектах производства работ (ППР), даются указания и рекомендации. Марки и состав раствора и бетона, которые необходимы при монтаже сборных конструкций, также указывают в проектах.
Зимний период в меньшей степени влияет на технологию монтажа металлических конструкций, чем железобетонных. В основном монтаж металлических конструкций зимой выполняют теми же машинами, приспособлениями и методами, что и в летнее время. Основной специфической особенностью устройства стыков является наложение ограничений на ведение сварочных работ — сварку нельзя производить при температуре ниже - 30°С.
Сборные железобетонные элементы подают на монтаж очищенными от снега, наледи и грязи. Во время транспортирования и на складе их предохраняют от дождя и снега. В большей степени это необходимо деталям и конструкциям из легких бетонов, открытым местам утепляющих слоев панелей, стыкуемым поверхностям элементов сборных конструкций. Это связано с тем, что насыщение легких бетонов или утеплителя водой ухудшает теплотехнические свойства ограждающих конструкций.
При необходимости наледь удаляют не только скребками и щетками, но и прогревают обледеневшие места до полного исчезновения следов наледи. Для прогревания используют газовые и другие горелки, если сборные элементы не имеют вкладышей из сгораемых материалов. Запрещается для удаления наледи применять соль, горячую воду или пар, но использовать горячий воздух из электродувок разрешается.
Необходимо принимать меры, исключающие замораживание бетона в стыке до достижения им заданной прочности.
В зимних условиях необходимо:
- отогревать стыкуемые поверхности до положительной температуры + 5...8°С;
- укладывать бетонную смесь в конструкцию подогретой до +30...40°С;
- выдерживать или прогревать уложенную смесь при положительной температуре, пока бетон наберет не менее 70% проектной прочности.
Рекомендуется пользоваться приспособленным для работы зимой инвентарем, предохраняющим раствор и бетонную смесь от быстрого остывания. Раствор расстилают на постели непосредственно перед установкой элементов, чтобы получить хорошее обжатие раствора в шве. Строго контролируют толщину монтажных швов, так как их увеличение снижает прочность сооружения, создает опасность неравномерных осадок конструкций при оттаивании раствора весной и их деформации.
Для работы при отрицательных температурах монтажники используют нескользящую обувь, они обязательно должны очищать инвентарные подмости, стремянки и площадки от снега и льда. Монтажные работы при гололедице, сильном снегопаде не допускаются. На монтажной площадке все проходы очищают от снега, льда и посыпают песком. Одно из важнейших мероприятий, проводимых с наступлением отрицательных температур, - предохранение основания фундаментов от промерзания. Наличие мерзлого грунта под фундаментными подушками, особенно грунта глинистого и влажного, вызывает его пучение и возможное повреждение конструкций. Основание и смонтированные фундаменты утепляют грунтом, шлаком. В подвалах и технических подпольях зданий закрывают все проемы и отверстия в перекрытиях, цокольных панелях и других местах.
Нарушается плановая последовательность производства работ из-за простоев монтажных, в первую очередь башенных кранов, их останавливают при скорости ветра 10... 12 м/с.
Для качественной заделки стыков и швов в условиях отрицательных температур предусматривают специальные вспомогательные мероприятия.
Технологию замоноличивания стыков определяют в соответствии с указаниями проекта производства работ. Бетонную смесь (раствор) для замоноличивания приготовляют на оттаявших и подогретых заполнителях, на подогретой воде. Температура смеси без добавок в момент выхода из смесителя должна быть такой, чтобы ее температура в момент укладки была не ниже +15°С.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 189.