КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
РАЗДЕЛ 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ
Предприятие в системе рыночных отношений
Слово экономика имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» (эйкос) и «закон» (номос), так что в буквальном смысле экономику следовало трактовать как хозяйство ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами.
В настоящее время термин «экономика» имеет несколько разных значений.
Экономика – это само хозяйство в широком смысле слова, т.е. совокупность всех средств, предметов, используемых людьми в целях обеспечения жизни, удовлетворения потребностей.
Экономика – это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества, об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.
Экономика – это отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена и потребления.
Существует оригинальное определение экономической науки, согласно которому она представляет собой совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:
1. Что следует производить и в каком количестве?
2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?
3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?
Виды и классификация предприятий.
Предприятия различаются между собой по многим характеристикам, по которым и ведется их классификация. Наиболее часто встречается следующая классификация предприятий.
По виду деятельности (отраслевой принадлежности) в промышленности:
По формам собственности:
По размерам:
По организационно-правовым формам:
По структуре производства:
По типу производства:
По степени механизации и автоматизации:
Можно использовать и другие основания для классификации.
Краткая характеристика существующих форм предприятий.
I. Хозяйственные товарищества и общества.
Хозяйственные товарищества и общества - это коммерческие организации, уставный (складный) капитал которых формируется за счет долей (вкладов) учредителей (участников). Имущество, сформированное за счет уставного капитала и другого имущества, произведенного и/или приобретенного в ходе деятельности предприятия, находится в собственности предприятия и оно отвечает по обязательствам всем этим имуществом.
1.Хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере). Их учредителями могут быть только коммерческие организации и/или индивидуальные предприниматели. Они несут полную солидарную, субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйственного товарищества. Количество участников не менее 2-х.
Полное товарищество.
Полное товарищество образуется за счет добровольного объединения учредителями паевых вкладов в уставный капитал для совместного ведения предпринимательской деятельности.
Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством "голосов" участников.
Учредители или могут заниматься предпринимательской деятельностью, или такое право дано только некоторым из них. Все имеют доступ к документации товарищества.
К моменту регистрации участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества. Остальная часть должна быть внесена участником в сроки, установленные учредительным договором.
Учредители полного товарищества несут солидарную (взаимную) ответственность по обязательствам товарищества всем имуществом.
"Голоса" в управлении, доли получаемой прибыли, доли убытков и имущество после ликвидации товарищества распределяются между участниками пропорционально их долям в уставном капитале.
Участник полного товарищества вправе выйти из него, заявив об отказе от участия в товариществе. При этом участнику, выбывшему из полного товарищества, выплачивается соответствующая доля этого участника в уставном капитале. Но даже после выхода "бывший" участник отвечает по обязательствам товарищества наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.
Если один участник выбыл из товарищества, доли остальных участников в уставном капитале соответственно увеличиваются. В случае, если в полном товариществе остается один участник, оно может быть ликвидировано или преобразовано.
Фирменное наименование должно включать либо имена всех участников и слова "полное товарищество", либо имя одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество".
Товарищество на вере.
Товариществом на вере (коммандитным товариществом) называется товарищество, в котором наряду с учредителями (полными товарищами), имеются хотя бы одни участники-вкладчики (коммандитисты), которые вносят свой вклад в уставный капитал, могу забрать его и выйти из товарищества.
Товарищество на вере создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами.
Порядок управления и ведения дел осуществляется полными товарищами. Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности.
Коммандитисты имеют право на долю прибыли, соответствующей его доли в уставном капитале, знакомиться с годовыми отчетами и балансами, выйти из товарищества по окончании финансового года и получить свой вклад в порядке, установленном учредительным договором. Коммандитисты не отвечают по обязательствам товарищества и несут риск только в пределах своего вклада.
Если из товарищества на вере вышли все коммандитисты, оно обязано преобразоваться в полное товарищество. Оставшееся после ликвидации имущество товарищества распределяется соответственно долям в уставном капитале.
Фирменное наименование должно включать перечень учредителей и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество".
Можно быть учредителем (участником) только одного хозяйственного товарищества!
Хозяйственные общества
Акционерное общество (АО).
Акционерные общества на территории РФ действуют в соответствии с ГК РФ и законом "Об акционерных обществах".
Акционерное общество - это коммерческая организация, уставный капитал которой разбит на определенное количество акций установленного номинала.
Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Имущество АО, сформированное за счет уставного капитала и другого имущества, приобретенного и/или произведенного в ходе действий АО, находится в собственности АО, которое отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, но не менее величины его уставного капитала.
АО не отвечает по обязательствам акционеров, а акционеры не отвечают по обязательствам АО.
Высший орган управления - общее собрание акционеров, собираемое в соответствии с законом и уставом АО и утверждающее все важнейшие вопросы, связанные с деятельностью АО, в том числе утверждение изменения устава АО, увеличение или уменьшение уставного капитала, утверждение руководства, директора, президента АО. Если более 50% акционеров может избирать совет директоров, полномочия которого регулируются законом и уставом АО.
Виды акционерных обществ:
- публичное (ПАО)
- непубличное (АО) См. разъяснение ФНС: «В полном наименовании непубличного акционерного общества на русском языке должно присутствовать полное наименование и слова «акционерное общество». А в сокращенном – полное или сокращенное наименование компании и слова «акционерное общество» или «АО».
АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается публичным акционерным обществом (ГК РФ Статья 97). Такое АО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу.
При чем ПАО обязано ежегодно публиковать:
— свои годовые отчеты;
— бухгалтерский баланс;
— счет прибылей и убытков.
А также АО должно раз в год проходить независимую аудиторную проверку.
АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц, признается непубличным акционерным обществом (АО).
Оно не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц
Число акционеров в АО составляет не более 50 человек, для АО необходимо наличие уставного капитала в размере не менее 100-кратного минимального размера оплаты труда.
Число учредителей ПАО неограниченно. Размер уставного капитала должен быть не менее 1000-кратного МРОТ.
Акционеры АО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества.
Акционерное общество по закону не может иметь в качестве единственного участника хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Выпуск акций и их обращение являются основной особенностью АО, отличающее его от других организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц.
АО — единственное хозяйственное общество, формирующее свой уставный капитал путем выпуска ценных бумаг — акций, что в высшей степени удобно для привлечения средств мелких инвесторов и снижения риска для каждого отдельного инвестора. Приобретая акции, покупатель одновременно приобретает право на участие в управлении АО, на часть имущества общества, материализованного в стоимости данной акции, и на получение дивидендов в виде денежных средств, т.е. на часть прибыли АО, подлежащей распределению между акционерами пропорционально числу принадлежащих им акций.
ПАО вправе выпускать обыкновенные (простые) и привилегированные акции, которые различаются по составу прав их владельцев.
Обыкновенная акция предоставляет ее собственнику право голоса при решении вопросов на общем собрании, право на получение дивидендов, а при ликвидации общества — право на получение части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами; право на получение от общества информации о его деятельности.
Собственники привилегированных акций пользуются в определенных ситуациях некоторыми преимуществами по сравнению с владельцами простых акций, а именно: возможностью получения дивидендов до распределения их между владельцами простых акций вне зависимости от результатов деятельности общества, а также преимущественным правом на получение стоимости привилегированных акций при ликвидации общества после расчетов с кредиторами. В то же время привилегированные акции не предоставляют право их владельцев голосовать на общем собрании акционеров предприятия. В некоторых случаях такая возможность предусматривается в уставе предприятия и право голоса предоставляется, но только при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают имущественные интересы владельцев привилегированных акций. Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала АО не должна превышать 25%.
К моменту регистрации АО должно быть сформировано не менее 50% уставного капитала, для этого учредители должны внести соответствующие суммы. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам АО в пределах невнесенных сумм принадлежавших им акций. Порядок погашения определяется уставом и законом, и не может превышать одного года.
АО обязано по закону формировать за счет прибыли резервный фонд, величина которого определяется уставом, законом. Резервный фонд — это целевой фонд. Он используется в том числе для выплаты процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае тяжелого состояния предприятия.
Фирменное наименование АО включает название, а далее АО или ПАО.
Основные фонды предприятия
Показатели движения ОС
Наименования показателей | Методы расчета | Экономическая интерпретация показателей |
1. Показатели движения | ||
1.1. Коэффициент ввода (обновления) (Кобн) | Доля поступивших ОС за период | |
1.3.Коэффициент выбытия ОС (Квыб) | Доля выбывших ОС за период | |
1.4.Коэффициент прироста (Кпр) | Темп прироста ОС |
Понятие и виды износа основных средств.
В процессе эксплуатации основные производственные фонды подвергаются физическому и моральному износу. Износ - это постепенная утрата капитальными благами своей ценности. Различают два вида износа основных фондов - физический и моральный.
Интегральный показатель
Данный показатель учитывает интенсивные и экстенсивные факторы работы оборудования. Рассчитывается, как произведение коэффициента интенсивного использования оборудования на коэффициент экстенсивной загрузки оборудования:
Кинтегр. = Кинт.* Кэкст.
Стадии воспроизводства ОФ
На схеме стадии воспроизводства ОФ разделены на 2 части.
Одна часть - это создание ОФ, что чаще всего происходит вне предприятия (например, создание приборов, оборудования, станков).
Вторая часть - это стадии, которые осуществляются внутри предприятия.
Создание ОФ в соответствии с их структурой происходит в 2-х сферах: в строительной индустрии и машиностроении.
Начальной стадией воспроизводства ОФ, которая осуществляется на предприятиях, является стадия их приобретения и формирования. Для нового предприятия, которое создается, процесс формирования означает строительство зданий и сооружений, приобретение оборудования, соответствующего технологическому процессу, стоимости и качеству продукции.
Для действующего предприятия формирование ОФ включает, прежде всего, следующие этапы:
1. инвентаризацию существующих и используемых ОФ с целью выявления устаревших и изношенных элементов ОФ;
2. анализ соответствия существующего оборудования технологии и организации производства;
3. выбор объема и структуры ОФ.
Далее идет процесс переустановки действующего оборудования, приобретение, доставка и монтаж нового оборудования.
Завершает воспроизводство ОФ процесс из восстановления или возмещения.
Восстановление основных средств
Восстановление объектов основных средств может осуществляться посредством ремонта (текущего, среднего, капитального) за счет амортизационных отчислений, модернизации и реконструкции.
Модернизация оборудования, зданий и сооружений означает их совершенствование и приведение в состояние, отвечающее современному техническому и экономическому уровню производства, путем их конструктивных изменений, замены и упрочения элементов узлов, деталей, оснащения новыми приборами, автоматизации производственных процессов. Модернизация призвана повысить качество продукции, снизить затраты на производство. Модернизация частично устаревшего оборудования требует меньших затрат средств и труда, а также времени, чем строительство новых предприятий. Кроме того, она позволяет в более короткие сроки получить необходимый прирост производства, способствует повышению фондоотдачи, так как полнее используется оборудование и отсутствуют затраты на пассивную часть ОФ.
Реконструкция чаще всего может проходить в 2-х вариантах.
При первом варианте в процессе реконструкции по новому проекту происходит расширение и переустройство существующих сооружений, цехов и т.п.
При втором варианте заменяется и обновляется активная часть ОФ (машины, оборудование, приборы и т.п.). Обычно второй вариант реконструкции в хозяйственной практике называется техническим перевооружением. Реконструкция во многих случаях обеспечивает увеличение выпуска продукции со значительно меньшими материальными затратами и в более короткие сроки, чем строительство новых предприятий.
Затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость таких объектов и относятся на добавочный капитал организации, если эти затраты улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объектов основных средств.
Новое (капитальное) строительство применяется для организации выпуска новой продукции, при диверсификации производства, перемещении производства на другую территорию, открытии новых природных месторождений и т.п. Окончательный выбор нового строительства или реконструкции проводится на основе экономического анализа.
2.2. Оборотные средства предприятия
Сущность, состав и кругооборот оборотных средств предприятия
Каждое предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, должно иметь оборотные средства (оборотный капитал), которые обеспечивают бесперебойный процесс производства и реализации продукции.
Оборотные средства – это часть капитала предприятия, вложенная в текущие активы. Оборотные средства всегда находятся в движении. Они совершают кругооборот, в процессе которого проходят три стадии:
· денежную,
· производственную (производительную),
· товарную.
Кругооборот считается завершенным, когда денежные средства за реализованную продукцию поступят на расчетный счет предприятия и обеспечат прибавочную стоимость.
Кругооборот можно записать следующим образом:
Д – Т… П …Т ' – Д ',
Где Д – денежные средства, авансируемых предприятием;
Т – средства производства,
П- производство;
Т ' – готовая продукция;
Д ' – денежные средства, полученные от продажи продукции, включающие прибыль.
Период времени, в течение которого совершается оборот денежных средств, представляет собой длительность производственно-коммерческого цикла.
Элементы оборотных средств непрерывно переходят из сферы производства в сферу обращения и вновь возвращаются в производство.
Часть оборотных средств находится в сфере производства (оборотные фонды), а другая в сфере обращения (фонды обращения).
Поэтому состав и размер оборотного капитала предприятия обусловлены не только потребностями производства, но и обращения.
Т.о., понятие оборотных средств определяется их экономической сущностью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс, производства, так и процесс обращения.
Следует учитывать, что ОС находятся одновременно во всех стадиях, и во всех формах: в сфере производства в виде производственных запасов и незавершенного производства и в сфере обращения – в виде готовой продукции, денежных средств и средств в расчетах.
Оборотные средства - это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды (оборотные фонды) и фонды обращения.
Оборотными производственными фондами промышленных предприятий является часть средств производства которая полностью потребляется в каждом производственном цикле, в отличие от основных производственных фондов и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу.
Фонды обращения представляют собой средства предприятия, функционирующие в сфере обращения.
Под составом оборотных средств понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства.
Планирование себестоимости
Важнейшим документом при планировании себестоимости является смета затрат на производство. Большую часть сметы составляют расходы, связанные с выпуском готовой продукции. Здесь также отражаются затраты на оказание услуг другим предприятиям, кроме того учитывается себестоимость изменения остатков незавершенного производства и затраты на освоение новых видов продукции.
В большинстве отраслей промышленности смета затрат на производство составляется без внутризаводского оборота, т.е. в нее не включается стоимость продукции собственного производства, потребляемой внутри предприятия.
В натуральном выражении
1.Точка безубыточности (безубыточный объем продаж) N кр =А/Ц-в
Точка безубыточности = 800/(100-50) = 16 шт
2. Абсолютное отклонение от точки безубыточности = N – N кр = 20 – 16 = 4 шт
3. Запас прочности (%) = (N-Nкр)/N * 100% = 4/20 *100% = 20%
В случае, если в составе постоянных затрат есть значительные по величине элементы, напрямую связанные с производством конкретного вида продукции, целесообразно рассчитывать точку безубыточности в натуральном выражении на основании управленческих затрат - полученные данные будут более объективными.
3.4. Ценообразование на продукцию предприятии.
Учетная функция.
Эта функция связана с сущностью цены как денежного эквивалента товара. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и прочего на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара.
Стимулирующая функция.
Эта функция заключается в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Механизм этого влияния основан на желании производителей в повышении объемов производства и качества продукции с целью увеличения сумм прибыли. Цены должны стимулировать производство продукции, так как в них заложен определенный уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, внедрение научно-технических нововведений, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции.
Распределительная функция.
Эта функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. Речь идет о распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, регионами, группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций в экономике, допускается введение государственного регулирования цен, в крайних случаях — прямое установление цен государственными органами. Это предполагает систему налогообложения с взиманием НДС и акцизов, а также введение или отмену различных налоговых льгот.
Состав и структура цены
Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться.
Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в долях единицы или процентах, представляет собой структуру цены.
Состав и структура цены
Себе-стои-мость продук-ции | При-быль | Косвенные налоги | Снабженческо-сбытовая надбавка | Торговая надбавка | |||||
Акциз (по подак-цизным това-рам) | НДС | Издер-жки пос-ред-ника | При- быль пос-ред-ника | НДС посредника | Издер-жки торгов-ли | При- быль торгов-ли | НДС торгов-ли | ||
Оптовая цена предприятия без НДС |
|
|
| ||||||
Отпускная цена предприятия без НДС | |||||||||
Отпускная цена предприятия с НДС (Покупная цена оптового посредника) | |||||||||
Продажная цена оптового посредника (Покупная цена предприятия торговли) | |||||||||
Розничная цена | |||||||||
Определение структуры цены позволяет понять, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль и налоги. На основе этих данных можно разрабатывать стратегию и тактику формирования цен на предприятии.
Снабженческо-сбытовая надбавка учитывает расходы по закупке, хранению, комплектации, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль необходимую для нормальной деятельности.
Расходы, связанные в реализацией товаров розничными торговыми предприятиями, возмещаются через торговую надбавку (включает транспортные и другие расходы, а также прибыль и НДС)
Надбавки определяются предприятиями торговли самостоятельно (за исключением регулируемых цен) и устанавливаются, как правило, к цене предприятия- изготовителя или к цене закупки без НДС. Надбавка может быть исчислена и на основе цены реализации.
Структура розничной цены зависит от каналов товародвижения, чем больше посредников, тем больше размер надбавок.
Методы ценообразования.
В зависимости от особенностей товара, размеров и финансового состояния предприятия-производителя, его целей, для расчета цена могут быть использованы различные методы.
Причем минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимально возможная – наличием уникальных достоинств.
Таким образом, при выборе метода ценообразования нужно учитывать как внутренние ограничения (затраты и прибыль), так и внешние (покупательная способность, цены товаров-конкурентов и пр.)
Несмотря на многообразие методов и подходов к ценообразования существует алгоритм расчета цены:
1. постановка целей и задач ценообразования — предприятие должно четко представлять свои цели, определяя цену на свой товар;
2. определение спроса на продукцию — спрос определяет максимально возможную цену, по которой предприятие способно продать свой товар;
3. оценка издержек производства — величина издержек определяет минимальный уровень цены товара;
4. анализ цен и качества товаров конкурентов — является основным критерием при окончательном определении стратегии ценообразования;
5. выбор метода ценообразования и расчет исходной цены товара — существуют следующие основные методы ценообразования: рыночный (ценностный) и затратный, а также выделяют эконометрический метод, на основе выбранного метода определяется возможный уровень цены;
6. учет дополнительных факторов – необходимо учесть ряд факторов, влияющих на уровень цены, учесть реакцию покупателей, посредников, конкурентов, государства и т.д.;
7. установление окончательной цены — на этом этапе устанавливается окончательный уровень цены, оформляются соответствующие документы.
При определении цены необходимо учитывать различные методологические подходы и, прежде всего, в цене должны быть учтены интересы производителя и потребителя. Одни методы учитывают интересы производителя, который стремится возместить свои затраты и получить прибыль, другие ориентированы на полезность продукции для потребителя.
В условиях конкуренции формируется уровень цен выгодный и той и другой стороне.
Все методы ценообразования могут быть объединены в три группы:
1. затратные;
2. рыночные (маркетинговых оценок);
3. эконометрические.
Затратные методы.
На практике, как правило, предприятие в первую очередь пытается определить за какую цену можно продать продукцию на рынке исходя из спроса, конкуренции, качества товара, а затем уже определять свои производственные, коммерческие и управленческие затраты, соответствующие такой цене.
Тем не менее, затратные методы очень широко используются в нашей стране при ценообразовании.
Затратные методы основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции, к ним относятся:
-метод, ориентированный на определение полных издержек (метод полных издержек);
- метод, ориентирующийся на прямые затраты (метод прямых издержек).
Метод полных издержек – способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия.
Преимущество метода: его простота. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции плюс расчетная прибыль. Данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого опускаться она может только в исключительных случаях.
Недостатки:
- при установлении цены не принимаются во внимание спрос на товар, конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, что при данной цене продукция не будет пользоваться спросом;
- любой метода отнесения на себестоимость постоянных косвенных расходов является достаточно условным.
Метод наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а так же для установления цен на новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Наиболее эффективен в условиях пониженной конкуренции, когда положение предприятия близко к монопольному, и сбыт продукции практически гарантирован.
Сущность метода прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки – маржинальной прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой реализации и переменными затратами на производство продукции.
При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию. В любом случае истинная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на продукт, в то время как ценность для потребителя определяет высший предел установления цены на него.
Этот метод применим практически для любых предприятий, однако, с уверенностью его можно использовать при установлении цен, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства.
Существуют и другие затратные методы ценообразования:
- расчет цен на основе метода предельных издержек, при котором надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги. Этот метод оправдан в том случае, если гарантированная продажа по несколько более высокой цене достаточна, чтобы покрыть накладные расходы.
Как только достигнут уровень продаж, при котором можно покрыть все расходы, включая накладные, можно позволить снизить цену, нужно только покрыть себестоимость облуживания дополнительного покупателя.
Однако для установления цен на всю продукцию это метод использоваться не может.
- расчет цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. (метод маржинальных издержек). К переменным затратам на единицу продукции добавляется сумма (процент), покрывающая затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли.
- расчет цен на основе метода рентабельности инвестиций. Основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит.
- другие методы.
Рыночные методы.
Эти методы исходят из того, что уровень спроса может быть единственным фактором, который следует учитывать при определении цен.
При подобном подходе к определению цены предприятие исходит из положения, что потребитель самостоятельно оценивает ценность товара, беря в расчет основные и дополнительные преимущества товара по сравнению с аналогичными на рынке, уровень и качества послепродажного обслуживания.
Основным фактором при этом методе являются не издержки продавца, а покупательское восприятие, позволяющее покупателю из всей предложенной гаммы выбрать наиболее оптимальный, с точки зрения цены и качества, товар, учитывая при этом то, что приобретение дорогостоящего товара может быть иногда целесообразнее, чем покупка дешевого аналога.
Ценность товара – единство его цены и воспринимаемого покупателем качества.
Отличительное конкурентное преимущество достигается тогда, когда компания предлагает покупателю товар такой ценности, которую он вряд ли где-нибудь найдет. Создав преимущество, компания устанавливает более высокие цены на свой товар и получает высокую прибыль. Отличительное преимущество может быть экономическим, психологическим и экономико-психологическим.
Существует целый ряд методов, позволяющих определить воспринимаемую потребителями ценность продукта (метод маркетинговых оценок).
Эконометрические методы.
Предприятия часто осваивают производство продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий.
Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных машин, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.
Метод удельных показателей (удельной цены) основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара.
Цуд = Цб/Пб,
Цб – цена базисного товара,
Пб – величина параметра базисного товара.
Цена нового изделия:
Цн= Цуд * Пн,
Пн – величина параметра нового изделия.
Этот метод можно использовать при установлении цен небольших параметрических групп продукции, имеющих несложную конструкцию и характеризующимся одним параметром. Он крайне несовершен, т.к. игнорирует все другие свойства изделия, спрос и предложение, другие способы использования продукции.
Как правило, используется для ориентировочных оценок.
Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду.
Ц= F (Х1, Х2, ….Хn),
Х..- параметры изделия.
Количественная зависимость между изменениями результативного и факторного признаков находится на основе регрессионного анализа. При этом могут быть получены различные уравнения регрессии: линейное, параболическое, степенное и т.д.
Хотя метод носит ориентировочный характер, может успешно применяться.
Например, предприятие разрабатывает новую модель автомобиля, надо определить будущую цену. На рынке реализуется множество моделей. Используя данные по этим моделям, можно построить уравнение регрессии (мощность двигателя, расход топлива, максимальная скорость, размер салона и т.д.). Полученную регрессию можно использовать для прогноза цены на новую модель и определения прибыльности ее производства.
Балловый метод заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров.
Практическое использование метода осуществляется по следующему алгоритму:
1. отбор основных параметров;
2. начисление баллов по каждому параметру;
3. определение цены одного балла;
Цбалла = Цб / (∑Ббi * Vi),
Цб – цена базового изделия;
Ббi – балловая оценка i-ого параметра базового изделия;
Vi – весомость параметра.
4. расчет цены нового изделия.
Цн = (∑Бнi * Vi)* Цбалла
Бнi – балловая оценка i-ого параметра нового изделия.
Применение данного метода связано с большим субъективизмом.
Агрегатный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.
Структура предприятия
Каждое предприятие независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности состоит из отдельных подразделений, которые выполняют различные производственные и административные функции.
Структура – это совокупность составляющих систему элементов и устойчивых связей между ними.)
Общая структура предприятия представляет собой состав производственных звеньев, а также подразделения по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, величину и соотношение между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности.
Общая структура предприятия может быть представлена следующим образом:
Производственная структура представляет часть общей. Это состав производственных подразделений предприятия, их взаимосвязь в процессе производства продукции, соотношение по численности занятых работников, стоимости оборудования, занимаемой площади и их территориальное размещение.
Производственной структурой принято называть состав основных, вспомогательных и обслуживающих хозяйств производственного назначения, а также формы их производственных связей.
Производственная структура зависит:
· от вида выпускаемой продукции;
· номенклатуры продукции;
· типа производства;
· форм его специализации;
· особенностей технологических процессов.
Специализация цехов
Основные производственные цеха формируются в соответствии с профилем предприятия, а также в зависимости от конкретных видов продукции, масштабов и технологии производства.
Специализация цехов принимает следующие формы:
1. предметная – основана на сосредоточении деятельности цехов (участков) на выпуске однородной продукции. Это позволяет концентрировать производство детали или изделия в рамках цеха (участка), что создает предпосылки для организации прямоточного производства, упрощает планирование и учет, сокращает производственный цикл. Предметная специализация характерна для крупносерийного и массового производства.
Если в пределах цеха или участка осуществляется законченный цикл изготовления детали или изделия, это подразделение называется предметно-замкнутым.
2. подетальная (агрегатная) – заключается в том, что за каждым цехом закрепляется изготовление не полностью всего изделия, а только отдельных частей или агрегатов.
3. технологическая (стадийная) - основана на единстве применяемых технологических процессов. При этом обеспечивается высокая загрузка оборудования, но затрудняется оперативно-производственное планирование, удлиняется производственный цикл из-за увеличений транспортных операций. Технологическая специализация применяется в основном в единичном и мелкосерийном производствах.
4. смешанная. Достаточно часто встречается в машиностроении, т.к. имеет ряд преимуществ: обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых перевозок, сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции, улучшение условий труда, снижение себестоимости продукции.
Совершенствование производственной структуры подразумевает расширение предметной и смешанной специализации, организацию участков и цехов при высокой загрузке оборудования, централизацию вспомогательных подразделений предприятия.
Инфраструктура предприятия – это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.
Различают производственную и социальную инфраструктуры и капитальное строительство, обслуживающее обе сферы.
Производственная инфраструктура предприятия – это совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны.
Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства.
Социальная инфраструктура – это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей.
Социальная инфраструктура состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и т.п.
Вспомогательное производство призвано обеспечить бесперебойную и эффективную работу основного производства. Оно включает в себя ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и др. хозяйства.
Ремонтное хозяйство – это совокупность производственных подразделений, осуществляющих комплекс мероприятий по надзору за состоянием оборудования, уходу за ним и ремонту.
На крупных предприятиях в состав ремонтного хозяйства входят ремонтно-механический, электроремонтный и ремонтно-строительные цехи и участок по ремонту санитарно-технического оборудования.
На предприятиях ремонт технологического оборудования осуществляется на основе:
1) системы ремонта по результатам технической диагностики (все виды ремонта производятся в зависимости от фактической потребности в нем после объективного контроля технического состояния оборудования);
2) системы планово-предупредительного ремонта (ППР). ППР – это совокупность запланированных технических и организационных мероприятий по уходу, надзору и ремонту, направленных на предотвращение преждевременного износа оборудования, аварий, а также на поддержание его в хорошем техническом состоянии. Сюда же относят возможную модернизацию оборудования в процессе ремонта.
Система ППР предусматривает:
осмотры, при которых выявляется степень износа отдельных деталей, устраняются мелкие дефекты (неисправности);
текущий ремонт – частичная разборка машины, замена износившихся трущихся поверхностей, регулировка, сборка, испытание агрегатов в холостую и под нагрузкой;
средний ремонт – разборка узлов, замена и ремонт деталей, износившихся в период между двумя текущими ремонтами, окраска оборудования, испытание оборудования и т.д.;
капитальный ремонт – предполагает полную разборку оборудования, осмотр всех его узлов и деталей. При этом выполняется весь объем среднего ремонта и, кроме того, ремонт всех узлов и механизмов, фундаментов и опор, замену футеровки, обмуровки и изоляции поверхности. Для большинства видов оборудования капитальный ремонт сопровождается модернизацией.
Регламентация ремонтных работ в системе ППР осуществляется с помощью нескольких нормативов:
1) ремонтный цикл – период времени между двумя капитальными ремонтами;
2) структура ремонтного цикла - последовательность разных видов ремонта;
3) межремонтный период - промежуток временит между двумя смежными ремонтами, независимо от их вида;
4) категория сложности ремонта - относительный показатель, показывающий во сколько раз трудоемкость всех видов ремонта за один ремонтный цикл выше трудоемкости аналогичного ремонта станка-эталона.
Себестоимость ремонтных работ определяется на основании сметно-финансового расчета. В нее входят заработная плата ремонтных рабочих с отчислениями, стоимость деталей, смазочных, обтирочных материалов и другие затраты.
Инструментальное хозяйство – это совокупность подразделений, занятых приобретением, проектированием, изготовлением, восстановлением и ремонтом технологической оснастки, ее учетом, хранением и выдачей на рабочие места.
Технологическая оснастка (инструмент) – это все виды режущего измерительного и сборочного инструмента, а также штампы, пресс-формы, разнообразные приспособления.
В инструментальное хозяйство входят:
§ инструментальный отдел занимается централизованными поставками инструментов и приспособлений, а также их проектированием;
§ инструментальный цех производит изготовление, ремонт и восстановление специальной оснастки и инструмента;
§ центральный инструментальный склад осуществляет хранение, учет и выдачу в производство инструмента и оснастки;
§ цеховые инструментальные кладовые непосредственно обслуживают рабочих инструментом и технологической оснасткой.
Норму расхода инструмента устанавливают в расчете на одну деталь, изделие, операцию или обобщенно, например, в расчете на 100 станко-часов работы оборудования.
Энергетическое хозяйство – это совокупность технических средств для обеспечения бесперебойного снабжения предприятия всеми видами энергии.
В его состав входят хозяйства:
o электросиловое - понижающие и повышающие подстанции, генераторные и трансформаторные установки, электросети, аккумуляторное хозяйство;
o теплосиловое - котельные, паровые и воздушные сети, компрессоры, водоснабжение и канализация;
o газовое - газовые сети, газогенераторные станции, холодильно-компрессорные и вентиляционные установки;
o печное - нагревательные и термические печи;
o слаботочное - АТС, радиосеть, диспетчерская связь;
o мастерские по ремонту, модернизации энергооборудования.
В обязанности работников энергетического хозяйства входят бесперебойное снабжение производства всеми видами энергии, рациональное использование энергетического оборудования и повышение его коэффициента полезного действия, совершенствование техники и организации энергетического хозяйства, получение максимально возможной экономии всех видов энергии при снижении ее себестоимости.
Потребность в энергии определяют на основании плана производства продукции и переработки сырья, удельных норм расхода энергии и условного топлива на единицу продукции сырья, норм расхода энергии и условного топлива на вспомогательное обслуживание, норм потерь в сетях и трубопроводах, а также в процессе преобразования энергии.
Транспортное хозяйство – это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и др. грузов на территории предприятия и за его пределами.
По назначению транспорт классифицируется на внешний, межцеховой, внутрицеховой и внутрискладской.
По виду транспорт делят на железнодорожный, водный и автомобильный, а внутризаводской - на безрельсовый и рельсовый; по способу действия - на прерывный (автомобили, электрокары, автотягачи, электровозы и др.) и непрерывный (конвейеры, трубопроводы и т.д.).
При организации транспортного хозяйства должны быть решены следующие вопросы: определены грузооборот и грузовые потоки и осуществлены организация перевозок грузов, выбор типа транспорта и расчет потребности транспортных средств, организация погрузочно-разгрузочных работ.
Грузооборотом называется количество грузов, поступающих на предприятие, а также перевезенных за пределы и в пределах самого предприятия за определенный период времени.
Различают внешний и внутренний грузообороты.
Грузопотоком называется количество груза, перемещаемого по одному направлению, от одного пункта к другому за какой-либо период времени (сутки, месяц, квартал, год).
График грузопотоков составляется на основании шахматной ведомости.
Работа внутризаводского транспорта характеризуется системой количественных показателей. Количественные показатели характеризуют объем погрузочно-разгрузочных работ, определяемый грузооборотом, числом тонно-операций и количеством нормо-часов для выполнения запланированных объемов работ. Число тонно-операций находят умножением количества тонн перевезенных грузов на число погрузочно-разгрузочных и транспортных операций.
К качественным показателям относятся:
техническая и эксплуатационная скорость транспортных средств;
коэффициент грузоподъемности, определяемый отношением массы перевезенного груза к паспортной грузоподъемности машины, умноженной на число совершенный ездок;
коэффициент использования пробега, являющийся отношением длины пути, проделанного машиной с грузом, к общей длине пути;
коэффициент использования рабочего времени машины, определяемый отношением времени ездки машины за смену к продолжительности смены.
Складское хозяйство включает комплекс складов, специализированных по видам материальных ресурсов и организованных с учетом требований по их хранению и переработке.
Складом называется производственное помещение или производственная площадь, предназначенные для временного размещения материальных ценностей, хранения нормативных запасов сырья и материалов и выполнения производственно-хозяйственных операций по подготовке этих категорий к производству.
Различают специализированные и универсальные склады, снабженческие, производственные и сбытовые, закрытые, полузакрытые и открытые, общезаводские и цеховые.
При организации складского хозяйства необходимо установить количество и размеры складов, их расположение относительно производственных объектов, выбрать наиболее рациональные в каждом конкретном случае виды складского оборудования и инвентаря.
При расчете площади складских помещений необходимо определить площадь для хранения - грузовую, а также для проходов, проездов, разгрузки сырья и материалов, сортировки и отпуска их в производство - вспомогательную площадь.
Прием, хранение и отпуск сырья и материалов на складах осуществляется таким образом, чтобы обеспечить полную сохранность материальных ценностей, быстрое их нахождение по заданной номенклатуре и отпуск по требованию производственных участков, противопожарную безопасность.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.