Лесопромышленный комплекс РБ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Легкая промышленность РБ

Легкая промышленность обеспечивает население страны высококачественными модными товарами в широком ассортименте по доступным ценам. Она объединяет более 10 отраслей и десятки производств, непосредственно участвующих в обеспечении населения потребительскими товарами. Часть продукции (примерно четверть всего производства) поставляется на экспорт. В легкой промышленности функционируют около 500 предприятий, которые выпускают более 5 тыс. наименований продукции. В ней создается 3,9% стоимости произведенной промышленной продукции, занято 12,6% общей численности промышленно-производственного персонала страны (2007г.).

В легкой промышленности Беларуси самой крупной по объему выпускаемой продукции и числу занятых рабочих является текстильная промышленность, объединяющая производство всех видов тканей, трикотажа, валяльно-войлочных и других изделий на основе волокнистого сырья. К текстильной промышленности относятся такие предприятия, как УП «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», ОАО «Лента» в Могилеве, ОАО «Камволь» и ОАО «Сукно» в Минске, РУПТП «Оршанский льнокомбинат», ОАО «Моготекс» в Могилеве, ОАО «Свитанак» в Солигорске, ОАО «Витебские ковры», ОАО «Ким» в Витебске и другие. Они производят различные ткани, пряжу, гардинно-тюлевые изделия и т. д. Однако, как свидетельствуют данные, производство основных видов текстильной промышленности Республики Беларусь продолжает снижаться или увеличивается незначительно. Это объясняется широким завозом в республику продукции из Китая, Турции и других стран.

Трикотажная подотрасль специализирована на выпуске верхнего и бельевого трикотажа, трикотажного полотна, чулочно-носочных и других изделий. Их производство сосредоточено на следующих крупных предприятиях: ОАО «Брестский чулочный комбинат», РУПП «Барановичская трикотажная фабрика», ОАО «Солигорское трикотажное предприятие «Купалшка», промышленно-торговые предприятия (Пинское «Полесье», Минское «Алеся», Гомельское «8 Марта», Жодинское «Свитанак») и др. В подотрасли используются хлопчатобумажная пряжа, химические волокна и нити, изготовляемые в текстильной и химической промышленности.

Второй по значению и самой распространенной в республике является швейная подотрасль легкой промышленности. Число предприятий подотрасли превышает 170. Крупнейшими предприятиями являются швейные фабрики: ОАО «Коминтерн» в Гомеле, «Знамя индустриализации» в Витебске, СП ЗАО «Милавица» и ОАО «Прогресс» в Минске, ЗАО «Веснянка» в Могилеве и др. Их основная специализация – пошив мужских и женских костюмов, пальто, детской одежды, белья, головных уборов, меховых изделий. Часть продукции швейных предприятий республики направляется на экспорт не только в страны СНГ, но и в Великобританию, Данию, Польшу, США, Нидерланды, Чехию.

На территории страны успешно работают такие совместные предприятия швейной промышленности, как «Джерси» в Бресте, «Гартен» и Барановичах и др.

С целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции в швейной отрасли действуют Государственная и Отраслевые программы «Качество» на 2007 – 2010 годы. Концерном «Беллегпром» утвержден график внедрения систем качества по ИСО 9000 о организациях концерна до 2010 года.

Кожевенно-обувная промышленность насчитывает свыше 20 предприятий подотрасли. Среди них осуществляют деятельность следующие обувные производители: СП «Эвимер» в Витебске (18,8% республиканского производства обуви), ОАО «Красный Октябрь» в Витебске (12,9%), ООО «Сивельга» (8,7%), СП «Ле Гранд» (8,8%), ОАО «Гродненская обувная фабрика «Неман»» (8,2%). Основными производителями детской обуви являются: ОАО «Лидская обувная фабрика» (22%), ОАО «Обувь» в Минске (18%), ОАО «Красный Октябрь» (15%). Предприятия обувной промышленности работают также в Гомеле, Барановичах, Бобруйске, Могилеве и др.

Кожевенные производители рынка: ОАО Гродненская перчаточная фирма «Акцент», Белорусско-итальянско-хорватское СП ООО «Бел-Скин», ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат», РПУП «Витебский меховой комбинат», ОАО «Галантэя», СП ООО «Гатово-Теннери», РУП «Гродненское производственное кожевенное объединение», ОАО «Кожевник», ОАО «Минское производственное кожевенное объединение», Белорусско – чешское СП ООО «Смиловичский кожевенный завод».

Кожевенно-обувная промышленность в последние годы столкнулась с проблемой обеспечения предприятий качественным сырьем. Низкие таможенные пошлины на вывоз кожевенного сырья из Беларуси привели к тому, что наиболее качественное сырье экспортируется за ее пределы. Это оказывает негативное воздействие на качество продукции, выпускаемой подотраслью.

В перспективе легкая промышленность Беларуси ориентируется как на максимально возможное удовлетворение платежеспособного спроса на внутреннем рынке, так и на достижение наибольших результатов на внешних рынках. Предусматривается обеспечить население страны высококачественными, модными товарами в широком ассортименте, по доступным ценам, восстановить доверие покупателей к товарам отечественного производства.

Легкая промышленность Республики Беларусь имеет высокую экспортоориентированность. Ставится задача уменьшить зависимость от импортных поставок сырья и материалов за счет увеличения производства в республике льноволокна, создания новых видов химических волокон и нитей, красителей, кожевенных материалов для обуви. В этой связи намечено внедрить технологии производства текстильных и трикотажных материалов на основе нового текстильного сырья, создаваемого предприятиями химической промышленности республики с улучшенными гигиеническими свойствами. Обновление технической базы производства в легкой промышленности предусматривается вести на основе новых технологий и технологических решений главным образом за счет собственных средств предприятий.

Приоритеты в развитии легкой промышленности отдаются предприятиям, позволяющим в короткий срок улучшить качество продукции по всей технологической цепочке до выпуска конечной продукции. В качестве «точек роста» определены: РУПТП «Оршанский льнокомбинат», РУП «Кобринская прядильно-ткацкая фабрика «Ручайка»», ОАО «Полесье», ОАО «Камволь», Гродненское РУПП «Гронитекс», продукция которых ориентирована преимущественно на экспорт.

Главной проблемой развития торговли со странами Западной Европы является наличие квот на поставки белорусского текстиля, хота они традиционно пользуются спросом в странах Европейского Союза.

 



Строительный комплекс РБ

Капитальное строительство рассматривается как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных фондов – промышленных предприятий, электростанций, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, жилых, коммунальных, культурно – бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятельность людей и их материально – культурные потребности. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др.

Жилищное строительство в нашем государстве относится к одному из приоритетных направлений социально – экономического развития.

Увеличение жилищного строительства влечет за собой рост производства в других отраслях промышленности – деревообработки, стекольной промышленности, производства металлоконструкций и др.

В 2007 году в республике введено в эксплуатацию обшей площади жилых домов на 584 тыс. кв. м (14,2%) больше, чем в 2006г.

Жилищный фонд страны вырос с 200,5 млн. кв. м в 1995 году до 222,7 млн. кв. м в 2007 г. Число построенных квартир по сравнению с 1995 годом выросло с 27,3 тыс. до 53,1 тыс.

Наконец 2007 года 21% из состоявших на учете проживали в общежитиях: 3% – в квартирах, занятых несколькими нанимателями; 0,3% – в домах, признанных непригодными для проживания.

Из общего числа состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий 337,5 тыс. – молодые семьи (47%), 17,5 тыс. – многодетные семьи (2,4%), 19,6 тыс. – граждане, имеющие право на получение жилых помещений социального пользования (2,7%).

В 2008 году в стране предусмотрено обеспечить ввод в эксплуатацию 5,2 млн. кв. м общей площади жилых помещений.

Указом Президента Республики Беларусь № 291 от 3 июня 2008г. утверждены объемы строительства на 2009 – 2011гг. Всего в республике за три года должно быть построено 23,5 млн. кв. м обшей площади жилья.

В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села за период с 2005 по 2010 год в сельской местности будет построено не менее 50 тыс. жилых домой (квартир) средней площадью 70 кв. м. Ежегодно в сельских населенных пунктах сдается в эксплуатацию более трети от общих объемов возводимого в республике жилья.

За пятилетие на модернизацию и реконструкцию производственных баз строительных организаций будет направлено не менее 3 трлн. руб.

Динамика жилищного строительства по областям в 2009 – 2011гг. отличается ростом ввода в действие жилых домов. Наибольшие объемы средне годового ввода обшей площади жилых домов отводится Минской и Брестской областям, наименьшие – Могилевской и Витебской областям.

Переход жилищного строительства на новый уровень, способный удовлетворять потребности настоящего и будущих поколений, способствует реализация Концепции строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008г. № 262.

Указанным документом предусмотрено к 2010 году увеличить объемы строительства квартир до 90 тыс., из них квартир типовых потребительских качеств с улучшенной планировкой – до 57,6тыс.

Концепция направлена на сокращение числа граждан, проживающих в жилищах, не соответствующих типовому стандарту (комфортность жилья), на уменьшение количества перенаселенных квартир.

Важнейшим направлением реализации Концепции выступает совершенствование нормативно-правовой базы в области жилищного строительства. Задача заключается в том, чтобы снять необоснованные и устаревшие организационные и правовые ограничения в жилищном строительстве и создать оптимальные условия в этой сфере, как для строительных организаций, так и для потребителей жилья.

В целях увеличения объемов жилищного строительства Государственной комплексной программой развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006 – 2010 гг. предусмотрен рост мощностей предприятий крупнопанельного домостроения почти вдвое: с 1018 тыс. кв. м жилья в 2006 году до 1940 тыс. кв. м в 2009 году.

Появятся новые мощности по производству легких конструкций для малоэтажного жилищного строительства, небольшие производства строительных и отделочных материалов в малых городах и сельских поселениях.

На модернизацию и реконструкцию производственных баз строительных организаций отрасль получит дополнительные средства. За пятилетие в строительный комплекс будет направлено не менее 3 трлн. руб.

 

 



Транспортный комплекс РБ

Транспорт – одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций.

Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте – 7,0%, в основных фондах страны – 24,8, структуре инвестиций в основной капитал – 11,5%.

В транспортном комплексе трудится 6,1% занятых в экономике (2014 г. ). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Он ежегодно потребляет примерно 6% производимой электроэнергии, 66% бензина, 52% дизельного топлива.

Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт обшего и необщего пользования.

По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.

Железнодорожный транспорт. Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. Он отличается от других видов наземного транспорта массовостью потоков разнообразных грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью их перевозок на большие расстояния. В Республике Беларусь грузооборот железнодорожного транспорта в 2003 г. составил 38,4 млрд. т/км (83% всех выполняемых в республике грузовых перевозок без учета трубопроводного транспорта), пассажирооборот – 13,3 млрд. пассажиро-км (почти 47,2% пассажирских перевозок). Эксплуатационная длина железных дорог Беларуси – 5,5 тыс. км, в том числе двухпутных – 1,6 тыс. км (28,5%), из которых более половины (0,9 тыс. км) электрифицированы. Кроме того, около 4 тыс. км приходится на подъездные железнодорожные пути промышленных предприятий и организаций. Процент обновления пассажирского парка за счет всех источников финансирования составляет 2,4%, грузового – 6%.

Техническое оснащение БЖД в основном соответствует Евростандарту и характеризуется следующими параметрами: 30% эксплуатационной длины железнодорожных линий составляют двухпутные линии; 67% обшей эксплуатационной длины железных дорог оборудовано автоблокировкой, из которых 58,5% – диспетчерской централизацией, 34% – полуавтоматической блокировкой, 97,7% стрелок включено в электрическую централизацию.

Автомобильный транспорт. Осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский.

Грузовой автомобильный транспорт перевозит 47,7% всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния.

Его удельный вес в грузообороте относительно невелик из-за небольшой дальности перевозок. Так, в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования на автомобильный приходится 10,8%, в то же время именно этот вид транспорта отличается высоким уровнем занятости – около четверти всех работающих на транспорте.

Правительством Беларуси (Постановление от 31.12.2014 г. № 1296) утверждена Государ­ственная программа по разви­тию и содержанию автомобиль­ных дорог на 2015-2019 годы, стратегическим направлением которой являются:

- модернизация автомобиль­ных дорог с повышением их не­сущей способности до 11,5 т на одиночную ось на протяжении не менее 2 758 км;

- реконструкция и возведение по параметрам 1 категории авто­мобильных дорог, соединяющих г. Минск с областными центрами;

- возведение второй кольце­вой автомобильной дороги во­круг г. Минска;

- дальнейшее развитие объ­ектов придорожного сервиса, в том числе на основе принципов государственно-частного парт­нерства.

Внутренний водный транспорт. Удельный вес в перевозке грузов и пассажиров за последние годы значительно сократился: в 2003г. им перевезено 0,7% грузов, пассажирские перевозки водным транспортом в 2007 году составляют 0,1% перевезенных всеми видами транспорта.

Общая протяженность эксплуатационных водных путей составляет около 1800 км, которые полностью используются для судоходства транспортом общего пользования в течение всей навигации. По габаритам судового хода около 700 км водных путей относится к магистральным участкам рек, остальные участки рек по условиям судоходства – к малым рекам. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью менее 500 км.

В соответствии с Программой развития внутреннего водного и морского транспорта до 2010 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2003 № 407, планируется осуществить приобретение в 2008 году морского судна.

Актуальным для Беларуси является создание и развитие морского флота. В настоящее время, не имея прямого выхода к морю, республика использует перевозки морским транспортом на иностранных судах через порты России, Балтии, Украины, на которые имеется выход национальной железнодорожной сети в прямом сообщении.

Воздушный транспорт. Этот вид транспорта осуществляет перевозки пассажиров и грузов воздушным путем. Для него характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется, прежде всего, для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.

В 2006 г. грузооборот составил 0,4% тонно-километров, а на пассажирские перевозки воздушным транспортом приходилось 0,8%.

Перспективы развития воздушного транспорта Беларуси связаны в основном с расширением пассажирских перевозок; авиация по-прежнему будет применяться в межгосударственных и международных перевозках пассажиров на дальние и сверхдальние расстояния.

Была разработана Программа развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2001 – 2005гг., в которой отражены важнейшие направления развития отрасли, позволяющие стабилизировать, а затем повысить экономичность авиатранспортного процесса, а также создать условия, при которых качество авиаперевозок будет соответствовать международным стандартам. Важнейшим направлением является обеспечение безопасности полетов, рентабельной и прибыльной работы авиапредприятий, расширение объемов применения авиации в экономике страны, обновление регулярных полетов на местных авиалиниях и др.

Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается насосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт. К магистральному трубопроводному транспорту относятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса. Трубопроводный транспорт характеризуется большой экономичностью – дешевизной перевозок и высокой производительностью труда, сравнительно небольшими удельными капиталовложениями.

Значение трубопроводного транспорта в национальной экономике Беларуси определяется следующими данными: он занимает второе место в общем объеме перевозимых грузов (31,1% в 2003г.) и первое место в грузообороте всех видов транспорта общего пользования (55,0% в 2003г.).

В Беларуси действует следующая система магистральных газопроводов, по которой осуществляется транзит российского природного газа: Торжок – Минск – Ивацевичи; Ивацевичи – Долина; Кобрин – Брест – государственная граница; Волковыск – государственная граница; Торжок – Долина; Ивацевичи – Вильнюс – Рига; Минск – Вильнюс; Минск – Гомель.

Нефтепроводный транспорт – наиболее эффективный вид транспортировки сырой нефти; представляет собой комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. Общая длина магистральных нефтепроводов на территории Беларуси – 3,0 тыс. км и нефтепродуктопроводов по перекачке бензина и дизельного топлива – 1,2 тыс. км.

В Беларуси действуют три магистральных продуктопровода, по которым перекачивают дизельное топливо и бензин: Унеча – Полоцк, Унеча – западная граница, Новополоцк – Минск (Фаниполь). Первые два нефтепродуктопровода проходят в одних коридорах с нефтепроводами и выполняют в основном транзитную перекачку нефтепродуктов за пределы страны.

 



Образование как отрасль социально-культурного комплекса РБ

Образование – отрасль, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др.

В Республике Беларусь достигнут достаточно высокий уровень грамотности взрослого населения – 99,6%. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеют 98% занятого населения.

Национальная система образования включает все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет. Анализ динамики расходов на образование показывает достаточно высокий и стабильный уровень его финансового обеспечения из государственного бюджета относительно валового внутреннего продукта. Динамика удельного веса расходов на образование от ВВП изменялась следующим образом: 1990г. – 4,3%; 1995г. – 5,5%; 2000г. – 6,2%; 2003г. – 6,6%; 2007г. – 5,8% . Законом «Об образовании» предусмотрен объем финансирования 10% от ВВП, что планируется достигнуть к 2020 году.

Дошкольное образование является первой ступенью целостной системы образования. Его основными задачами являются:

- формирование умений и навыков, необходимых для ориентации и адекватных действий в познаваемом ребенком мире;

- выявление и развитие индивидуальных способностей, формирование личности, развитие ее творческого потенциала;

- охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основных навыков здорового образа жизни;

- подготовка к получению основного образования на последующих этапах.

Управление работой детских дошкольных учреждений осуществляется местными органами образования. Детские дошкольные учреждения при предприятиях, организациях и других субъектах хозяйствования (ведомственные детские дошкольные учреждения) подчинены дирекции предприятия и соответствующего ведомства.

Методическое руководство работой всех детских дошкольных учреждений, подготовкой педагогических кадров, руководство образовательным и воспитательным процессом сосредоточено в министерстве образования и местных отделах. Санитарный надзор и медицинское обслуживание во всех детских дошкольных учреждениях осуществляют Министерство здравоохранения и органы здравоохранения на местах.

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Современная модель общеобразовательной школы включает:

- начальное образование (срок обучения – четыре года), являющееся обязательной ступенью и условием для обучения в базовом учебно-воспитательном учреждении;

- базовое образование (срок обучения – девять лет, включая ступень начального), являющееся обязательным; получение базового образования – основа для завершения общего среднего образования;

- полное среднее образование (его продолжительность – одиннадцать лет с учетом уровня базового образования).

Профессионально – техническое образование осуществляет подготовку молодежи к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.

Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифицированными специалистами среднего звена.

Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям: первое – обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки; второе – интефированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной подготовки.

С приобретением Беларусью независимости и переходом к рынку цели развития высшего образования расширились в направлении подготовки национальных кадров, способных реализовать значительные по своему масштабу экономические и общественные преобразования в стране, работать в рыночной экономике. Высшее образование стало доступным для все большего числа молодежи, было предоставлено право реального выбора форм его получения как в государственных, так и в частных вузах.

Государственными программами предусматривается дальнейшее реформирование всех звеньев образования, которое будет направлено на качественное обновление, развитие информационных образовательных технологий и методик обучения, решение проблемы поиска дополнительных источников финансирования и укрепление материально-технической базы отрасли, расширение рынка образовательных услуг населению. Основной формой получения образования останется бесплатная с сохранением справедливого и гарантированного доступа к нему различных категорий молодежи. При этом повысится доступность образования для учащихся из малообеспеченных семей и сельской местности путем выделения адресных социальных стипендий. Для реализации запросов населения в получении дополнительного высшего и среднего специального образования предусматривается сохранение платного обучения за счет средств граждан и организаций.

 



Лесопромышленный комплекс РБ

Республика Беларусь располагает развитой лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностью. Структура лесопромышленного комплекса представлена следующими отраслями: лесозаготовительная (13,5% общего объема выпуска продукции), деревообрабатывающая (69,5%), целлюлозно-бумажная (16,4%) и лесохимическая промышленность (0,6%). В ней создается 3,8% стоимости произведенной промышленной продукции, занято 11,6% обшей численности промышленно-производственного персонала страны (2007г.). Управление отраслью осуществляет Министерство лесного хозяйства.

Лесозаготовительная промышленность производит примерно 13,5% валовой продукции лесопромышленного комплекса. Ежегодно в республике заготовляется более 7,5 млн. м3 древесины. Основные районы заготовок древесины расположены в Витебской, Гомельской, Минской и Брестской областях.

Предприятия отрасли занимаются первичной переработкой и вывозом леса. Основными видами продукции предприятий лесопромышленного комплекса являются пиломатериалы, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, фанера и мебель.

Начиная с 2008 года, предусматривается продажа леса на корню через биржевые торги. Механизм биржевых торгов позволит сбалансировать цену такого сырья для потребителей на основании спроса и предложения.

Эффективность освоения лесных ресурсов зависит от транспортной доступности лесосечного фонда и наличия лесохозяйственных дорог.

Основным показателем удовлетворения транспортных нужд в лесном хозяйстве является густота дорожной сети, выраженная линейной протяженностью дорог, отнесенной к 100 га лесной площади.

В 2010 году утверждена Программа транспортного освоения лесного фонда и строительства лесохозяйственных дорог в лесах Республики Беларусь на период до 2015 года.

В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь Минпромом совместно с Минлесхозом и концерном «Беллесбумпром» разработана «Программа по производству лесозаготовительной и лесохозяйственной техники и оборудования на 2011 – 2015 годы».

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 января 2007г. № 22 «Об утверждении Программы по производству лесохозяйственной и лесозаготовительной техники на 2006 – 2010 годы» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 года № 1760 «Об утверждении Программы развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2007 – 2011 годы» предусматривается повышение действующего уровня технического оснащения отрасли, внедрение современных методов рубок ухода и рубок главного пользования в лесах на основе передовых технологий, которые позволят комплексно механизировать лесосечные работы путем максимальной замены ручного труда машинами.

Экспорт лесопродукции и услуг в 2006 году осуществлялся в 25 стран мира, из них 13,6% приходится на страны СНГ (в основном в Россию – 13,5%) и 86,4% – на страны дальнего зарубежья (из них на Польшу приходится – 29%, Латвию – 18,8%, Германию – 10,6%) от объема экспорта по Минлесхозу.

Деревообрабатывающая промышленность делится на лесопильную, производство стандартных домов и строительных деталей из дерева, фанерную, мебельную, производство спичек. Доля ее в структуре комплекса составляет 65%. Деревообрабатывающая промышленность занимается обработкой и переработкой древесины, преимущественно специализируется на выпуске материалов лесопиления, мебели, древесноволокнистых (ДВП) и древесностружечных плит (ДСП), спичек, дверных и оконных блоков, паркета, фанеры, спортивного инвентаря и т. п.

Почти 70% занимает в отрасли мебельная промышленность. В Беларуси работает 11 объединений по производству мебели. Крупнейшие – «Бобруйскдрев», «Минскмебель», «Гомельдрев», «Витебскдрев», «Мостовдрев», «Пинскдрев» – выпускают мебель разных конструкций. В ассортименте продукции мебельной промышленности присутствуют как белорусские модели, так и итальянская мягкая мебель. В структуре экспортных товаров отрасли доля мебельной промышленности составляет на сегодняшний день около 45 – 50%. Беларусь имеет и крупную фанерную промышленность, которая начала развиваться еще в начале XX века.

Важной частью лесопромышленного комплекса является фанерное производство. Сейчас в Беларуси имеется шесть фанерных производств обшей мощностью 183,5 тыс. м3 фанеры в год. Они входят в состав деревообрабатывающих объединений и предприятий Борисова, Мостов, Пинска, Речицы, Гомеля и Бобруйска.

Производство древесностружечных и древесноволокнистых плит (ДСП и ДВП) сосредоточено на предприятиях, расположенных в Бобруйске, Витебске, Борисове, Пинске, Мостах, Речице, Ивацевичах. Около 55 % ДСП и 26 % ДВП используется на внутреннем рынке, остальное поступает на экспорт (в Россию, ФРГ, Польшу, Литву и др.).

Производство спичек осуществляется на трех предприятиях: ПО «Борисовдрев», ПО «Гомельдрев» и ПО «Пинскдрев».

Республика Беларусь имеет развитое тарное производство. Ежегодно изготовляется до 100 тыс. м3 ящичных комплектов, из которых до 60% приходится на лесхозы.

Целлюлозно-бумажная промышленность производит примерно 20% валовой продукции лесопромышленного комплекса. В Республике Беларусь функционирует 12 профильных предприятий, на которых производятся массовые и специальные виды бумаги и картона. К ведущим предприятиям отрасли в Республике Беларусь относятся: ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат», ОАО «Белорусские обои», ОАО «Гомельобои», ОАО «Добрушская бумажная фабрика «Герой труда», ОАО «Слонимский картонно-бумажный завод «Альбертин», ОАО «Бумажная фабрика «Красная Звезда», УП «Бумажная фабрика» Гознака Республики Беларусь ОАО «Бумажная фабрика «Спартак», ОАО «Молодеченская картонная фабрика «Раевка», ОАО «Картонная фабрика «Ольховка», ОАО «Кровля» и другие.

С учетом того, что в республике дисбаланс по выпуску бумаги и картона составляет 5:1, намечается строительство второй очереди объединения со специализацией на выпуске беленой целлюлозы. В качестве сырья может быть использована древесина от прореживания, отходы деревообработки и древесина лиственных пород.

Бумага и картон выпускаются на небольших фабриках в Добруше, Шклове, Чашниках, Слониме, Пуховичах, Борисове и других городах и поселках. Расширение производства бумаги и картона на отечественных предприятиях позволит в перспективе сократить объемы импорта. С этой целью проводится техническое перевооружение отрасли.

Лесохимическая промышленность выпускает около 1% валовой продукции лесопромышленного комплекса. Она основана на химической переработке древесины. К ней относятся: сухая перегонка древесины, углежжение и различные виды канифольно-скипидарных производств.

Она представлена открытым акционерным обществом «Лесохимик» – производителем скипидара и канифоли.

В республике действуют два гидролизных завода в Бобруйске и Речице, которые вырабатывают из древесного сырья кормовые дрожжи, этиловый спирт, фурфурол и дубильный экстракт.

В Беларуси действует 12 смолзаводов, которые ориентированы на производство древесного угля.

Дальнейшее развитие лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли в Республике Беларусь будет осуществляться в соответствии с утвержденной правительством Программой рационального и комплексного использования древесных ресурсов на 2002 – 2010 годы.

 



Легкая промышленность РБ

Легкая промышленность обеспечивает население страны высококачественными модными товарами в широком ассортименте по доступным ценам. Она объединяет более 10 отраслей и десятки производств, непосредственно участвующих в обеспечении населения потребительскими товарами. Часть продукции (примерно четверть всего производства) поставляется на экспорт. В легкой промышленности функционируют около 500 предприятий, которые выпускают более 5 тыс. наименований продукции. В ней создается 3,9% стоимости произведенной промышленной продукции, занято 12,6% общей численности промышленно-производственного персонала страны (2007г.).

В легкой промышленности Беларуси самой крупной по объему выпускаемой продукции и числу занятых рабочих является текстильная промышленность, объединяющая производство всех видов тканей, трикотажа, валяльно-войлочных и других изделий на основе волокнистого сырья. К текстильной промышленности относятся такие предприятия, как УП «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», ОАО «Лента» в Могилеве, ОАО «Камволь» и ОАО «Сукно» в Минске, РУПТП «Оршанский льнокомбинат», ОАО «Моготекс» в Могилеве, ОАО «Свитанак» в Солигорске, ОАО «Витебские ковры», ОАО «Ким» в Витебске и другие. Они производят различные ткани, пряжу, гардинно-тюлевые изделия и т. д. Однако, как свидетельствуют данные, производство основных видов текстильной промышленности Республики Беларусь продолжает снижаться или увеличивается незначительно. Это объясняется широким завозом в республику продукции из Китая, Турции и других стран.

Трикотажная подотрасль специализирована на выпуске верхнего и бельевого трикотажа, трикотажного полотна, чулочно-носочных и других изделий. Их производство сосредоточено на следующих крупных предприятиях: ОАО «Брестский чулочный комбинат», РУПП «Барановичская трикотажная фабрика», ОАО «Солигорское трикотажное предприятие «Купалшка», промышленно-торговые предприятия (Пинское «Полесье», Минское «Алеся», Гомельское «8 Марта», Жодинское «Свитанак») и др. В подотрасли используются хлопчатобумажная пряжа, химические волокна и нити, изготовляемые в текстильной и химической промышленности.

Второй по значению и самой распространенной в республике является швейная подотрасль легкой промышленности. Число предприятий подотрасли превышает 170. Крупнейшими предприятиями являются швейные фабрики: ОАО «Коминтерн» в Гомеле, «Знамя индустриализации» в Витебске, СП ЗАО «Милавица» и ОАО «Прогресс» в Минске, ЗАО «Веснянка» в Могилеве и др. Их основная специализация – пошив мужских и женских костюмов, пальто, детской одежды, белья, головных уборов, меховых изделий. Часть продукции швейных предприятий республики направляется на экспорт не только в страны СНГ, но и в Великобританию, Данию, Польшу, США, Нидерланды, Чехию.

На территории страны успешно работают такие совместные предприятия швейной промышленности, как «Джерси» в Бресте, «Гартен» и Барановичах и др.

С целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции в швейной отрасли действуют Государственная и Отраслевые программы «Качество» на 2007 – 2010 годы. Концерном «Беллегпром» утвержден график внедрения систем качества по ИСО 9000 о организациях концерна до 2010 года.

Кожевенно-обувная промышленность насчитывает свыше 20 предприятий подотрасли. Среди них осуществляют деятельность следующие обувные производители: СП «Эвимер» в Витебске (18,8% республиканского производства обуви), ОАО «Красный Октябрь» в Витебске (12,9%), ООО «Сивельга» (8,7%), СП «Ле Гранд» (8,8%), ОАО «Гродненская обувная фабрика «Неман»» (8,2%). Основными производителями детской обуви являются: ОАО «Лидская обувная фабрика» (22%), ОАО «Обувь» в Минске (18%), ОАО «Красный Октябрь» (15%). Предприятия обувной промышленности работают также в Гомеле, Барановичах, Бобруйске, Могилеве и др.

Кожевенные производители рынка: ОАО Гродненская перчаточная фирма «Акцент», Белорусско-итальянско-хорватское СП ООО «Бел-Скин», ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат», РПУП «Витебский меховой комбинат», ОАО «Галантэя», СП ООО «Гатово-Теннери», РУП «Гродненское производственное кожевенное объединение», ОАО «Кожевник», ОАО «Минское производственное кожевенное объединение», Белорусско – чешское СП ООО «Смиловичский кожевенный завод».

Кожевенно-обувная промышленность в последние годы столкнулась с проблемой обеспечения предприятий качественным сырьем. Низкие таможенные пошлины на вывоз кожевенного сырья из Беларуси привели к тому, что наиболее качественное сырье экспортируется за ее пределы. Это оказывает негативное воздействие на качество продукции, выпускаемой подотраслью.

В перспективе легкая промышленность Беларуси ориентируется как на максимально возможное удовлетворение платежеспособного спроса на внутреннем рынке, так и на достижение наибольших результатов на внешних рынках. Предусматривается обеспечить население страны высококачественными, модными товарами в широком ассортименте, по доступным ценам, восстановить доверие покупателей к товарам отечественного производства.

Легкая промышленность Республики Беларусь имеет высокую экспортоориентированность. Ставится задача уменьшить зависимость от импортных поставок сырья и материалов за счет увеличения производства в республике льноволокна, создания новых видов химических волокон и нитей, красителей, кожевенных материалов для обуви. В этой связи намечено внедрить технологии производства текстильных и трикотажных материалов на основе нового текстильного сырья, создаваемого предприятиями химической промышленности республики с улучшенными гигиеническими свойствами. Обновление технической базы производства в легкой промышленности предусматривается вести на основе новых технологий и технологических решений главным образом за счет собственных средств предприятий.

Приоритеты в развитии легкой промышленности отдаются предприятиям, позволяющим в короткий срок улучшить качество продукции по всей технологической цепочке до выпуска конечной продукции. В качестве «точек роста» определены: РУПТП «Оршанский льнокомбинат», РУП «Кобринская прядильно-ткацкая фабрика «Ручайка»», ОАО «Полесье», ОАО «Камволь», Гродненское РУПП «Гронитекс», продукция которых ориентирована преимущественно на экспорт.

Главной проблемой развития торговли со странами Западной Европы является наличие квот на поставки белорусского текстиля, хота они традиционно пользуются спросом в странах Европейского Союза.

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 1757.