Существо человека слагается из следующих частей: трёх внутренних – ментальной, витальной и физической и трёх внешних – ума, жизни и тела, составляющих внешнюю природу, которая служит средством выражения для внутренних частей; психическое, пребывая позади, поддерживает весь этот комплекс. Но ещё есть центральное существо (Дживатман), которое располагается над всеми этими частями и использует их для своего проявления. Будучи частицей божественного «Я», оно скрыто от внешнего человека, который заменяет его витальным и ментальным эго. Только тот, кто начал познавать себя, становится осведомлен о своём подлинном центральном существе. Именно благодаря развитию психического элемента в собственной природе человек начинает входить в сознательный контакт со своим центральным существом. Когда это происходит и центральное существо, используя сознательную волю, становится способно контролировать и упорядочивать движения природы, человек достигает подлинного духовного самоконтроля.28
* * *
В нашей йоге понятие «центральное существо» обычно используется для обозначения той части Божественного в нас, которая поддерживает все остальные и сохраняет своё существование после смерти, переходя из одной жизни в другую. Центральное существо проявляет себя в двух формах – над головой, как Дживатман, наше истинное «Я», которое мы начинаем осознавать по мере обретения более высокого знания о самих себе, и внизу – как психическое существо, находящееся позади ума, жизни и тела. Дживатман пребывает над индивидуальным существом, проявленным в данной жизни, и осуществляет управление свыше, а психическое существо находится позади индивидуального существа и его поддерживает.29
* * *
Центральное существо – Дживатман, который не рождается и не эволюционирует, а управляет свыше процессом эволюции и последовательностью перерождений индивидуального существа – формирует на каждом плане сознания своего представителя. На ментальном плане – это истинное ментальное существо, Маномайя Пуруша (manomaya puru ṣ a ), на витальном – истинное витальное существо, Пранамайя Пуруша (prā ṇ amaya puru ṣ a ), на физическом – истинное физическое существо, Аннамайя Пуруша (annamaya puru ṣ a ). Поэтому каждое живое существо, до тех пор пока оно пребывает в Неведении, сосредоточено главным образом вокруг своего ментального, витального или физического Пуруши, в зависимости от плана, на котором оно преимущественно существует, и Пуруша именно этого плана является для него центральным существом. Истинный же представитель Дживатмана всегда остаётся скрытым под покровами ума, витального и физического – это психическое, наше глубочайшее существо.
Когда мы начинаем получать знание из внутренних источников, то с ним приходит и осознание психического существа внутри нас, которое тогда выходит вперед и берет в свои руки руководство садханой. Мы начинаем также осознавать Дживатмана, наше неделимое высшее «Я», или Дух, пребывающий за пределами проявленного мира, представителем которого здесь и является психическое.30
* * *
Дживатман, искра-душа и психическое существо – это три разные формы одной и той же реальности и их нужно четко различать, иначе характер внутреннего опыта может стать не совсем понятным.
Дживатман, или дух, как его обычно называют на английском языке, пребывает над проявленным или инструментальным существом – он не подвержен рождению и смерти, всегда независим и неизменен, его ещё называют высшим индивидуальным «Я», или Атманом, вечным и истинным существом человека.
Душа – это искра Божественного, она не остаётся над проявленным существом, а нисходит на уровень проявления, чтобы поддерживать эволюцию проявленного существа в материальном мире. Сначала это просто потенциальная сила Божественного Сознания, содержащая в себе все возможности, которые ещё не реализовались и не обрели формы, но должны благодаря эволюции обрести форму и реализоваться. Эта искра Божественного присутствует на земле во всех живых существах – от самых примитивных до самых высокоразвитых.
Психическое существо формируется душой в процессе эволюции. Оно поддерживает ум, витал и тело, растет и развивается благодаря получаемому ими опыту и переносит основные элементы природы из одной жизни в другую. Это и есть психическое существо, или Чайтья Пуруша (caitya puru ṣ a ). Сначала оно скрыто ментальной, витальной и физической частями индивидуальной природы, но, по мере своего роста, психическое обретает способность выходить вперед и подчинять себе разум, жизнь и тело. В обычном человеке психическое существо, проявляя себя, сохраняет зависимость от своих инструментов, оно не способно их контролировать и свободно использовать по своему усмотрению. Жизнь такого человека является животной или человеческой по своей природе, но никак не божественной. Когда же благодаря садхане психическому существу удаётся подчинить и свободно использовать свои инструменты, тогда человеком овладевает всепоглощающее стремление к Божественному и тогда становится возможным не только освобождение ума, витала и тела, но и их трансформация.
«Я», или Атман, свободно и не зависит от рождения и смерти, поэтому опыт Дживатмана и его единства с высшим или универсальным «Я» приносит чувство освобождения, необходимое для высшей духовной реализации, – но для трансформации жизни и природы совершенно необходима пробуждение психического существа и его господство над индивидуальной природой.
Психическое существо реализует своё единство с истинным существом, Дживатманом, но не превращается в него.31
* * *
Джива осознаётся как индивидуальное высшее «Я», Атман, центральное существо, которое пребывает над Природой и неподвластно её движениям; всегда исполненное покоя, оно поддерживает эволюцию Природы, хотя само в ней и не участвует. Благодаря реализации Дживатмана, безмолвие, свобода, необъятность, самообладание, чистота, чувство всеохватывающего единства со всем сущим и ощущение себя одним из центров этого божественного единства становятся обычным духовным переживанием. Когда человек реализует психическое, то он начинает осознавать Пурушу, пребывающего позади сердца. Реализация психического, в отличие от реализации Дживатмана, не приносит ощущения необъятности и единства со вселенной, так как оно представляет собой индивидуальную душу, которая располагается за сердечным центром и осуществляет оттуда поддержку ментальной, витальной, физической и психической эволюции живого существа в Природе. Его реализация приносит чувство глубокой любви и преданности Божественному (бхакти ), самоотречения, самоотдачи, все движения существа тогда обращаются к Божественному, появляется способность различать и делать выбор в пользу всего того, что принадлежит Божественной Истине, Добру и Красоте, и отвергать всё ложное, враждебное, уродливое и противоречащее Истине. Реализация психического приводит к ощущению единства со всеми живыми существами, через любовь и сопереживание, а также открывает сознание Истине высшего «Я» и Божественного.32
* * *
Нельзя сказать, что психическое, по своему определению[5] , является той частью нашего существа, которая находится в непосредственном контакте с супраментальным планом, хотя именно психическое откликается с наибольшей готовностью на влияние Супраментала после того, как человек установил с ним связь. Психическое – это та часть нашего существа, которая исходит непосредственно от Божественного и находится в контакте с Божественным. По сути, оно является своего рода ядром, заключающим в себе все божественные возможности и поддерживающим проявления этой низшей триады – разума, жизни и тела. Этот божественный элемент присутствует во всех живых творениях, однако поначалу он остаётся скрытым обычным поверхностным сознанием и не развит, а если даже и достигает определённой степени развития, то не всегда или далеко не часто находится на переднем плане; он способен выразить себя лишь настолько, насколько это позволяет ему несовершенство его инструментов, пользуясь их средствами и подчиняясь их ограничениям. Его сознание растет благодаря побуждениям, обращённым к Божественному, становясь сильнее всякий раз, когда мы стремимся превзойти себя, – и, наконец, благодаря накоплению этих более глубоких и высоких переживаний в нас развивается психическая индивидуальность – то, что мы обычно называем психическим существом. Именно психическое существо всегда служит истинной, хотя чаще всего скрытой, причиной обращения человека к духовной жизни и оказывает наибольшую помощь на пути духовного развития. Поэтому в йоге так важно вывести психическое на передний план.
Слово «душа», как и слово «психическое», в английском языке не имеет четко выраженного значения и может употребляться в самых разных смыслах. В обычной разговорной речи, как правило, не проводится четкого различия между душой и разумом, а порой совершается ещё более серьезная ошибка, когда термины «душа» и «психическое» используются для обозначения витального существа – ложной души, или души желаний, а не истинной души, психического существа. Психическое существо не имеет ничего общего с умом и виталом, оно находится за ними, там, где они встречаются в сердце. Его основное месторасположение там, – скорее даже оно располагается не в сердце, а за ним. Ведь то, что люди обычно называют сердцем, это центр эмоций, а человеческие эмоции, как правило, представляют собой ментально-витальные импульсы, природа которых отнюдь не психическая. Эта скрытая в глубинах нашего существа сила – которая не является ни разумом, ни жизненной энергией – и есть истинная душа, психическое существо. Однако сила психического способна воздействовать на ум, витал и тело, очищая мысли, восприятие и эмоции (которые в результате этого превращаются в психические чувства), ощущения, действия и все остальные движения нашей природы и подготавливая их к тому, чтобы они однажды смогли стать божественными.33
* * *
Слово «психическое» обычно означает нечто, имеющее отношение к внутренним движениям сознания или к явлениям психологии, но в данном случае я использовал его в конкретном значении, соответствующем греческому «психе», что означает «душа», хотя рядовые люди не делают различия между душой и ментально-витальным сознанием, для них это одно и то же.34
* * *
Психическое существо приносит в садхану: (1) любовь и преданность Божественному (бхакти) – эта любовь не является витальной, а значит, эгоистичной и требующей ответа, напротив, она самодостаточна, не ставит никаких условий и не преследует личных целей; (2) ощущение связи с Матерью и её присутствия внутри; (3) безошибочное внутреннее руководство; (4) успокоение и очищение ментального, витального и физического сознания путём подчинения их психическому влиянию и руководству; (5) раскрытие всего низшего сознания высшему духовному сознанию, чтобы то смогло низойти в человеческую природу, уже достаточно подготовленную психическим и обладающую совершенной восприимчивостью и правильной позицией – ибо именно психическое придает всем частям индивидуальной природы правильную позицию: ум начинает правильно мыслить, витал – правильно чувствовать, а физическое – правильно воспринимать.35
* * *
Далеко не каждая душа развита и активна, а до начала практики йоги редко бывает, чтобы душа была обращена непосредственно к Божественному. Долгое время она ищет Божественное через людей и объекты внешнего мира, прежде чем обратится к Нему непосредственно.36
Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.