ЧОУ ВО «Южный институт менеджмента»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЧОУ ВО «Южный институт менеджмента»

Кафедра экономики

 

Горшенина Е.В., д.э.н., профессор

Макроэкономика (продвинутый уровень)

 

Тема 2.  Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая система государства

План

1.Виды денег и денежные агрегаты.

2.Количественная теория денег.

3.Денежные реформы.

4.Кредитная система государства.

5.Банковская система государства.

6. Основные концепции денежно-кредитной политики государства.

7.Понятие о финансовой и фискальной политике государства.

8.Теория налогообложения:

9.Практика налогообложения в России.

10.Государственный бюджет.

 

Виды денег и денежные агрегаты

 

Под универсальным словом «деньги» понимается множество их разновидностей. В настоящее время денежное обращение обслуживается следующими видами денег:

1) наличные деньги (монетные деньги, банкноты или банковские билеты);

2) безналичные деньги – денежные средства на банковских счетах, используемые для оплаты, взаимных расчетов посредством перечислений с одного счета на другой. Безналичные деньги составляют основную массу денежных средств.

Денежная масса – это совокупность всех денежных средств, находящихся в экономике в наличной и безналичной формах и выполняющих функции средства обращения, платежа и накопления. Выделяют следующие показатели денежной массы, или денежные агрегаты: М1, М2, М3, L.

     
Наличные деньги (банкноты, биллонные монеты) + + денежные средства на текущих счетах
М 1


         =

    

Биллонная монета – неполноценная разменная монета, номинальная стоимость которой превышает стоимость содержащегося в ней металла и расходов на её чеканку. Текущие счета, как правило, являются беспроцентными и в любое время с них можно снять деньги, т.е. обеспечивается их высокая ликвидность.

         
М 2
 
М 1
 
Сберегательные и небольшие срочные вклады


            =      +            

Сберегательные и срочные вклады отличаются меньшей ликвидностью, так как снятие и перевод денег с этих счетов ограничены. В целом агрегат М 2 охватывает высоколиквидные денежные средства.

 

Крупные вклады в специализированных учреждениях, особые виды накоплений
М 2
М 3
         =         + 

 

 



Агрегат М 3 обладает более низкой ликвидностью, чем М 2.

         
L
 
М 3
 
Государственные ценные бумаги


    =            +                                                                     

 

Агрегат L обладает низкой ликвидностью, т.е. государственные ценные бумаги трудно обратить в наличные деньги.

Состояние денежных систем разных стран характеризуется разным распределением денежной массы по денежным агрегатам. Как правило, показателем устойчивости денежной системы считается небольшая доля агрегата М 1 в денежной массе. Значительная доля высоколиквидных денег в объёме денежной массы свидетельствует о низкой доле сберегательных и срочных вкладов, а также характеризует денежную систему страны как неустойчивую.


Количественная теория денег

                                  

Количественную теорию денег в её современном виде разработал американский экономист И. Фишер (1867 – 1947). В работе «Покупательная способность денег» (1911) он сформулировал уравнение обмена                       

M V = P Q,                                                                                     (1)

где М – денежное предложение, т.е. средняя масса денег, находящихся в обращении; V – скорость обращения денег, или число оборотов, в которых участвует денежная единица в течение года (число актов купли-продажи); Р – средняя цена товаров и услуг; Q – количество проданных товаров и услуг. Смысл уравнения заключается в следующем: предложение денег, умноженное на скорость их обращения, равняется сумме расходов на все проданные товары и услуги. Предложение денег определяет цены товаров.

На количественной теории денег строится целая концепция, именуемая монетаризмом, в соответствии с которой правительство должно регулировать предложение денег, но этим вмешательство государства в экономику должно ограничиваться.

В экономической науке есть и другая точка зрения, которая появилась гораздо раньше. К. Маркс предложил закон денежного обращения, который определяет количество денег, необходимых для обращения.

Д =  .                                                                              (2)

Здесь Р – сумма цен реализуемых товаров; К – сумма цен товаров, проданных в кредит; П – сумма платежей по обязательствам; В – сумма взаимопогашающихся платежей; С – среднее число оборотов денег как средства обращения и платежа.

 

Денежные реформы

  Денежная реформа представляет собой полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежные реформы осуществляются различными методами в зависимости от экономического положения страны, уровня обесценения денег, политики государства.

Основные виды денежных реформ:

  1) нуллификация – это объявление государством обесцененных бумажных денег недействительными. Нуллификация предполагает прямое аннулирование запрещенных приёму обесценившихся денежных знаков. Как правило, такая мера применяется государством при сильной инфляции;

2) полная или частичная замена денежных знаков с выпуском денег нового образца при сохранении их нарицательной стоимости;

3) деноминация – представляет собой изменение нарицательной стоимости денежных знаков с целью стабилизации денежной единицы или упрощения учета и расчетов в стране. При деноминации старые денежные знаки обмениваются в определенной пропорции на новые, происходит «утяжеление» денежной единицы. В таком же соотношении пересчитываются цены товаров и услуг, тарифы, заработная плата, пенсии, остатки денежных средств на банковских счетах, балансы предприятий и учреждений. Коэффициентами укрупнения национальной валюты, как правило, являются 10, 100, 1000 и т.д. В нашей стране деноминация была проведена в 1961 г. (соотношение 10:1) и в 1998 г. (1000:1). При деноминации повышается масштаб цен, т.е. золотое содержание денежной единицы;

4) девальвация (или ревальвация) денежной единицы. Девальвация – уменьшение реального золотого содержания денежной единицы, снижение курса валюты в стране по отношению к твердым валютам и международным счетным единицам. При открытой девальвации правительство признает её в законодательном порядке. Происходит изъятие из обращения части денежной массы, или обмен обесценившихся денег. При скрытой девальвации происходит обесценение бумажных денег, снижение их золотого содержания, но изъятие части денежной массы из обращения не происходит. Ревальвация – официальное повышение золотого содержания национальной валюты или фактическое повышение её валютного курса по отношению к твердым валютам и международным счетным единицам.

 

Государства

Финансы – обобщающий экономический термин, означающий

1) денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании;

2) экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег.

Финансовая политика – часть экономической политики государства, курс, проявляющийся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Фискальная политика является стержневой частью финансовой политики. Это – политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и получение антиинфляционного валового национального продукта.

Фискальная политика выражается в манипулировании государственным бюджетом (правительственными доходами и расходами) для достижения увеличения производства и занятости, в целом – для ускорения экономического роста.     Фискальная политика бывает двух типов – дискреционная и автоматическая, между ними практически невозможно провести черту.

Дискреционная фискальная политика предполагает сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами. Если правительство сознательно борется с безработицей, то предусматривает рост правительственных расходов и сокращение налогов, т.е. бюджетный дефицит. Если политика правительства ориентирована на коррекцию инфляции, то сокращаются правительственные расходы и растут налоги, т.е. появляется бюджетный профицит (бюджетный излишек).

При автоматической фискальной политике (политике автоматических стабилизаторов) изменения в уровнях государственных расходов и налогов происходят автоматически. То есть в период спада в государственном бюджете автоматически формируется дефицит, оказывающий стабилизирующее влияние на экономику. А в период подъема в бюджете автоматически формируется антиинфляционный излишек (профицит).

Следует помнить, что выработка оптимальной фискальной политики – задача чрезвычайно сложная, так как в реальной экономике действуют одновременно разнонаправленные факторы, которые изменяют абстрактную схему фискальной политики, приведенную выше.

Рассмотрим воздействие фискальной политики при помощи теории мультипликатора. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям обладают мультипликативным эффектом.

Мультипликатор государственных расходовG) показывает, как изменяется объем ВНП в результате изменения государственных расходов:

М G  = Приращение ВНП / Приращение государственных расходов = D ВНП / D G ,                                                                                          (2)            

D ВНП = D G × М G ,                                                                                                                            (3)

Мультипликатор государственных расходов количественно можно выразить также через предельную склонность к потреблению (МРС) и предельную склонность к сбережению (MPS):

 М G  = 1 / (1 – МРС) = 1 / MPS .                                                      (4)

Если планируемые расходы государства будут учитывать влияние подоходных налогов, то мультипликатор расходов будет выглядеть так:

М G  = 1 / (1 – МРС (1 – t )).                                                               (5)

Здесь t – предельная доля налога.

Формула (25.4) позволяет определить мультипликатор расходов в закрытой экономике. Мультипликатор расходов в открытой экономике определяется так:

М G  = 1 / (1 – (МРС – МРМ) × (1 – t )).                                            (6)

Здесь МРМ – предельная склонность к импорту.

Действие налогов также обладает мультипликативным эффектом. Мультипликатор налоговт) показывает, во сколько раз конечная сумма прироста или сокращения планируемых расходов превысит первоначальную, инициирующую прирост или сокращение сумму изменения чистых налогов:

Мт = М G – 1 = 1 / (1 – МРС) – 1 = МРС / (1 – МРС) = МРС / MPS . (7)

 

Теория налогообложения

Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными, региональными и местными органами власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный, региональный и местный бюджеты. Налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни.

Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов налогов, каждый из которых имеет свою налоговую ставку. Налоги и налоговые ставки различны и разных странах, они периодически изменяются, устанавливаются обычно в законодательном порядке, взимаются в основном в денежной форме (но возможны и натуральные налоги). В России различают:

· прямые налоги, которые взимаются непосредственно с дохода (подоходный налог, налог на прибыль и другие налоги);

· косвенные налоги – налоги в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, НДС, налог с продаж и т.д.).

Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения, т.е. доля от стоимости объекта налогообложения, которую подлежит уплатить в виде налога, или величина налога, приходящаяся на единицу земельной площади, веса, количества товара или на другую единицу, в которой измеряется величина объекта налогообложения.

Налоговая ставка может устанавливаться в виде процента с облагаемого налогом дохода, а также в виде денежной суммы, приходящейся на один объект или на показатель, характеризующий этот объект: например, налог на транспортное средство или с кубического сантиметра объема двигательной установки, или с 1 т нефти и т.д.

Следует различать следующие процентные налоговые ставки:

· прогрессивные ставки – увеличиваются ступенчатым образом при росте величины облагаемого дохода (чем больше доход, тем выше налог);

· пропорциональные ставки – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налогообложения без учета дифференциации его величины, т.е. сумма налога пропорциональна доходу;

· регрессивные ставки – уменьшаются с ростом величины облагаемого дохода.

При подоходном налогообложении важно установить оптимальную ставку налогообложения. Низкие ставки невыгодны государству, а высокие ставки могут подорвать стимулы к производству. Зависимость получаемых государством сумм подоходного налога от ставки налога отражает кривая Лаффера.

 

R, сумма

налоговых

Рис. 1. Кривая Лаффера  
поступлений

в бюджет

                                            В

 

                                                     С   

 


                                                                        

  А                                                              D

                            r0            r1                              r

                                                                                  Ставка налога, % 

Комментарии к рис. 1. Точка А – ставка налога равна нулю процентов, поступлений в бюджет нет. Точка D – ставка налога равна 100%, поступлений в бюджет нет, так как нет легальной экономики, все уходит в «теневую» экономику. Точка В – при ставке налога r 0 поступления в бюджет максимальные, r 0 – является оптимальной ставкой. Точка С – ставка налога превышает оптимальную ( r 1 > r 0 ), происходит уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет.

В настоящее время найти теоретическую оптимальную величину r0 не удается, попытки вычислить r0 опытным путем пока ни к чему не привели. Построить идеальную шкалу налогообложения не удалось ни в одной стране мира. На величину r0 в разных странах влияют национальные, культурные, психологические, экономические и политические факторы.

 


Принципы налогообложения

Рациональные основы налоговой политики нашли отражение в трёх принципах налогообложения – горизонтальной справедливости, вертикаль-ной справедливости, простоты и доступности.

Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что находящиеся в равном положении должны трактоваться налоговыми законами одинаково. Например, работник по найму, получающий заработную плату, и владелец частной фирмы, извлекающий прибыль, отработали по 40 часов в неделю. Величины заработной платы и прибыли равны, тогда эти люди должны выплачивать налог одинаковой величины. Если заработная плата и прибыль облагаются налогом по разным ставкам, то этот принцип нарушается.

Принцип вертикальной справедливости предполагает, что находящиеся в неравном положении должны трактоваться неодинаково. Т.е. тот, кто получает больше, должен и платить в виде налогов больше. Аргументируя существование этого принципа, обратимся к закону Энгеля. Согласно закону чем меньше доход, тем больше составляет доля расходов на предметы первой необходимости (в основном на питание), а чем больше доход, тем меньше составляет доля расходов на предметы первой необходимости и больше – на предметы роскоши. Из этого следует, что налоги, не основанные на платежеспособности (величине дохода), приведут к тому, что бедные слои населения не смогут купить предметы первой необходимости, в то время как группа населения с высокими доходами не откажется от предметов роскоши.

Принцип простоты и доступности налогообложения означает, что система налогов не должна быть слишком сложной, а содержание налоговых и контролирующих органов – слишком дорогим.

Современная налоговая политика не только базируется на этих принципах, но и учитывает социально-экономические потребности государства: например, разграничивает налоговые уровни (федеральный, региональный, местный), учитывает национальные и территориальные интересы регионов и т.д.

 

Государственный бюджет

 

Бюджетная система России имеет три уровня: федеральный бюджет (государственный), региональные бюджеты, местные бюджеты.

Государственный бюджет – это финансовый план государства, перечень доходов и расходов государства. Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства за год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходов. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами в виде закона. В ходе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр.

Бюджет государства состоит из доходной и расходной частей.

Доходы бюджета на 70 % и более формируются из налогов. Наибольшие поступления в бюджет дают такие налоги, как НДС (20-45%), налог на прибыль (14-20%), таможенные доходы (15-20%). Неналоговые доходы включают доходы от федерального имущества, приватизации, внешнеэкономической деятельности.

Расходы бюджета определяются нуждами обороны, необходимостью погашения внутреннего и внешнего долгов, поддержкой отраслей экономики, состоянием социальной сферы и т.д. Сумм, расходуемых на социальные нужды, науку, образование и здравоохранение, явно недостаточно для покрытия нужд этих отраслей. Следует отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой на первом месте по удельному весу в структуре расходов находятся расходы на социально-культурные нужды.

Государственный бюджет РФ сильно зависит от нескольких факторов: уровня мировых цен на нефть, темпа инфляция и курса доллара. При устойчивости этих факторов в прогнозных рамках бюджет может быть сбалансированным.

Бюджетный профицит – положительное сальдо бюджета, когда доходы правительства больше его расходов.

Бюджетный дефицит – превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений, т.е. расходы правительства больше его доходов. Все страны с переходной экономикой сталкиваются с проблемой бюджетной несбалансированности. Основными причинами бюджетного дефицита являются следующие: спад общественного производства, возросшие затраты на национальную оборону, рост предельных издержек общественного производства и непроизводственных расходов, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, внутренние и внешние государственные долги и т.д.

Приближение дефицита бюджета по ВВП к 10% и по сумме расходов к 33% считается крайне опасным для экономики страны и может вызвать гиперинфляцию, а устойчивый экономический рост, как показывает практика, начинается при бюджетном дефиците менее 6% к ВВП.

Способы покрытия бюджетного дефицита включают государственные займы, ужесточение налогообложения и сеньораж (доходы от эмиссии денег). Эмиссия – выпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах. Эмиссия денег означает не только печатание денежных знаков, но и увеличение всей массы наличных и безналичных денег в обращении.

Каждый из вышеприведенных способов покрытия бюджетного дефицита имеет негативные последствия для экономики. Так, государственные займы приводят к государственному долгу. Ужесточение налогообложения ослабляет производство и способствует развитию теневой экономики. Последствием эмиссии может стать инфляция.

Как показала практика, в экономиках развитых стран дефицит бюджета (в процентах от ВНП) может достигать существенных размеров. В отдельные годы дефицит бюджета составлял в США 11,6%, ФРГ – 14, Японии – 15,6, Бельгии – 25%.

Бюджетный дефицит относится к отрицательным экономическим категориям и является неотъемлемой частью экономической системы. Однако бюджет без дефицита еще не означает «здоровья» экономики и её способности к экономическому росту.

ЧОУ ВО «Южный институт менеджмента»

Кафедра экономики

 

Дата: 2019-03-06, просмотров: 162.