Одним из основных методов, применяемых для борьбы с помехами, которые используются конструктором ЭС, является заземление (см. § 4.8.5).
Заземление. Заземление — преднамеренное электрическое соединение с землей или эквивалентом металлических корпусов сооружений, установок, аппаратуры и т. п. Элемент заземления -г- элемент в цепи заземления, обеспечивающий соединение (разъемное или неразъемное) и электрический контакт с определенным стабильным переходным сопротивлением [39].
Элементы заземления, используемые в ЭС, должны соответствовать ОСТ 4.209. 007-82.
Заземление аппаратуры должно выполняться в соответствии с требованиями стандартов или технических условий на аппаратуру конкретного вида. Максимальные значения переходных сопротивлений контактов элементов заземления должны соответствовать требованиям технической документации на аппаратуру. Каждый заземляемый элемент должен быть присоединен к заземляющему устройству посредством отдельного ответвления. Не допускается последовательное включение нескольких заземляемых элементов.
В заземляющих устройствах используются контактные соединения двух видов: разборные и неразборные. В разборных элементах заземления контактирующие поверхности должны иметь коррозионностойкие и электропроводящие покрытия. Обычно применяют серебряное, никелевое, кадмиевое покрытия, а также покрытия сплавом «олово — висмут». В разборных устройствах для создания надежного контакта между элементами используются резьбовые соединения, затяжка в которых производится винтом или гайкой [39]. Часто применяемые разборные элементы заземления приведены на рис. 4.4.11.
Резьбовой зажим (рис. 4.4.11, а) рекомендуется для установки на алюминиевый корпус 1 толщиной не более 1,8 мм. Пластину 2 делают из алюминия, плакированного медью, приваривают к корпусу и герметизируют по торцу. Зажим (рис. 4.4.11, б) имеет самонарезающую резьбу и применяется для корпусов из магниевого или алюминиевого сплавов. После ввертывания он герметизируется компаундом. Зажим 7 (рис. 4.4.11, в) имеет прямую накатку и устанавливается в корпус 1 вдавливанием. Переходное сопротивление между зажимом и корпусом во всех трех конструкциях составляет не более 200 мкОм.
Рис. 4.4.11. Разборные элементы заземления: 1 — корпус ЭС; 2 — пластина; 3,5 — гайки; 4 — стержень; 6 — шайба; 7 — зажим; 8 — компаунд
Часто применяемые неразборные элементы заземления приведены на рис. 4.4.12. Пластина 2 (рис. 4.4.12, а), изготавливаемая из плакированного алюминия, приваривается к корпусу 1 аргоно-дуговой сваркой и по периметру герметизируется компаундом. Лепесток 3 (рис. 4.4.12, б) приваривается к корпусу 1 точечной сваркой. Места сварки и периметр лепестка герметизируются компаундом. Лепесток 3 (рис. 4.4.12, в) устанавливается в корпус 1 с помощью самонарезающего винта 5, который герметизируется компаундом. Лепесток, вырубаемый на шасси, показан на рис. 4.4.12, г. На размере Н лепесток покрывается припоем горячим способом. Переходное сопротивление между пластиной, лепестком и корпусом для конструкций, приведенных на рис. 4.4.12, а, б, составляет не более 60-4- 70мк0м, на рис. 4.4.12, в, — не более 200 мкОм.
Элементы заземления должны располагаться в легкодоступных местах для обеспечения удобства монтажа и проверки переходного сопротивления контактов. Для внешнего контроля переходного сопротивления контактов в блоках и приборах необходимо предусматривать специальные места контроля, которые должны располагаться на минимально возможном расстоянии от элементов заземления и в местах, удобных для замера. Место контроля обводится рамкой с размерами 12 х 30 мм и окрашивается более контрастной по цвету краской. В рамке располагается надпись «ПС» (переходное сопротивление). Не рекомендуется место контроля переходного сопротивления располагать на лицевых панелях.
Для образования разборных контактных соединений в заземляющих устройствах применяются шины с различными наконечниками 1 (рис. 4.4.13, а), которые соединяются между собой плетенкой 2 и проводом 3. Шины также делают и без провода (рис. 4.4.13, бу в). Сопротивление шины по постоянному току зависит от длины шины и марок плетенки и провода. Переходное сопротивление между лепестком шины и зажимом в разборных элементах заземления обычно не превышает 40 мкОм.
Рис. 4.4.12. Неразборные элементы заземления: 1 — корпус ЭС; 2 — пластина; 3 — лепесток; 4 — плакцрующий слой; 5 — самонарезающий винт;
6 — компаунд
Рис. 4.4.13. Шины с различными наконечниками
Пример применения элементов заземления показан на рис. 4.4.14.
На блоке 1, установленном на амортизационной раме 2, располагается зажим 6 (рис. 4.4.14). На поддоне 3 установлен зажим 4. Гайкой зажима 6 и винтом зажима 4 закреплена шина 5, заземляющая корпус блока на поддон 3.
При установке в стойку или на монтажную раму блоков, имеющих врубные разъемы с задней стороны, применяются элементы заземления врубного типа, показанные на рис. 4.4.15.
Рис. 4.4.14. Применение элементов заземления в самолетных ЭС
Рис. 4.4.15. Элементы заземления врубного типа
На задней стенке 8 рамы 6 (рис. 4.4.15) установлен штырь 7, который проводником 9 соединяется с лепестком 10, приваренным на раме 6. На корпусе 1 блока с помощью втулки 2 устанавливается пружинная цанга 3, соединенная проводником 4 с лепестком 5, приваренным к корпусу 1. При врубании штыря 7 в цангу 8 происходит заземление корпуса блока 1 на раму 6.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 366.