Структура выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

-список использованной литературы (список использованных источников и литературы);

-приложения.

Титульный лист (Приложение 1) является первой страницей ВКР и не нумеруется. Включает в себя название образовательного учреждения, в котором обучается студент; ФИО студента, выполнившего работу; название темы работы (прописными буквами), вида работы (выпускная квалификационная работа); ФИО и должность научного руководителя, дата допуска к защите и дата защиты; оценка. Внизу по центру листа указывается город и год выполнения ВКР.

В оглавлении (приложение 2)  указываются перечень всех глав и параграфов с указанием на страницы, с которых начинается каждая глава или параграф. Главы обозначаются арабскими цифрами с точкой. Номер параграфа в ВКР состоит из номера главы с точкой и непосредственно номера самого параграфа в данной главе. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте ВКР. Сокращать или давать их в другой последовательности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Во введении раскрывается актуальность темы, определяются проблема, цель и основные задачи работы, ее практическая значимость,  объект и предмет исследования, гипотеза, а также формулируются теоретические основы и методология исследования.

Актуальность – значимость, востребованность и своевременность изучения данной темы на сегодняшний день. Для раскрытия актуальности выбранной темы ВКР необходимо определить степень проработанности этой темы в трудах отечественных и зарубежных специалистов, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Актуальность исследования не может быть обусловлена только тем, что данная тема или проблема остается малоизученной в научной литературе. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования. Актуальность темы должна плавно подводить к цели ВКР.

Проблема исследования – это формулирование основного вопроса, ответ на который дается в ВКР. В проблеме дается ответ на вопрос: ради чего проводится данное исследование? Проблема отражает наличие какого-либо противоречия в теории и практике. Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса: каковы пути и направления развития..., каковы условия формирования..., каким образом возможно преодоление таких-то трудностей.... Пример проблемы (тема: «Формирование и развитие толерантного поведения школьников в условиях учреждений дополнительного образования детей»): Каким образом в условиях учреждений дополнительного образования детей у школьников можно формировать толерантное поведение.

Цель ВКР – образ желаемого результата исследования, отражающий главный итог выполняемой исследовательской и практической деятельности. Цель исследования ориентирует выпускника на конечный результат работы. Цель ВКР может содержать определенную новизну (поиск новых знаний в науке, педагогической практике, применение существующего знания, методов к новым условиям) и творческий подход к решению проблемы. Например, цель: исследовать эффективные условия формирования толерантного поведения школьников в условиях учреждений дополнительного образования детей.

Задачи ВКР формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования. Они конкретизируют цель исследования, подразделяя ее достижение на определенные этапы, так как они раскрывают пошаговый алгоритм достижения поставленной цели, в них отражаются не только общие этапы работы, но и значение полученных промежуточных выводов для понимания общей проблемы исследования. Формулировки задач необходимо делать как можно точнее, поскольку они тесным образом связаны с формулировкой параграфов, глав, конструированием гипотезы и направлениями полученных результатов, указывающих на достижение цели ВКР. Последовательно решая поставленные задачи, выпускник последовательно продвигается к достижению цели.

Объектная область исследования — это область, сфера науки или практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования - фрагмент изучаемой реальности – явление или процесс, порождающий проблемную ситуацию, избранную для изучения в ВКР.

Предмет исследования – это наиболее значимая часть (сторона) объекта, на которую направлено основное внимание исследователя. Предмет исследования обычно содержит центральный вопрос проблемы. Им могут быть наиболее значимые с теоретической, методологической, практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Именно предмет исследования определяет тему ВКР и чаще всего аналогичен с ней. В этой связи, следует избегать чрезмерно общей или чрезмерно детализированной формулировки темы (предмета) исследования в ВКР.

Таким образом, между объектной областью, объектом и предметом исследования существуют отношения соподчинения сверху вниз. Иначе говоря, объект уже объектной области, предмет — уже объекта. Причем сужение происходит за счет более детального рассмотрения, изучения. Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом может стать объектной областью.

Гипотеза тесно связана с задачами ВКР и является необходимым ее атрибутом, так как собственное научное исследование выпускника, в основном, направлено на ее проверку. Результаты этой проверки должны быть достоверны и свидетельствовать об уровне решения задач, поставленных в работе. Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположение об ожидаемых результатах исследования, сформулированное на основе анализа информации в контексте степени изученности проблемы и материалов главы теоретической части. Она формулируется в предположительном контексте, должна быть четкой и конкретной по отношению к проблеме, рассматриваемой в ВКР. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) в эмпирическом исследовании с помощью определенных научных психолого-педагогических методов. Пример гипотезы: если на уроках информатики использовать графические редакторы, то это будет способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Обязательным элементом введения является описание методов исследования, служащих инструментом достижения поставленной в работе цели. Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования. В настоящее время существуют десятки классификаций методов исследования, Так, исходя из критерия сбора и распределения материала различают: методы сбора материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования.

По уровню проникновения в сущность проблемы выделяют методы эмпирического и теоретического исследования. К эмпирическим методам относятся способы выявления и обобщения фактов, а также такие методы как: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования, относятся теоретический анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, моделирование, обобщение, классификация, сравнение, конкретизация и идеализация. Из всего разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект исследования

Практическая значимость ВКР должна заключаться в разработке конкретных рекомендаций, мероприятий, которые следует провести субъектам образовательной деятельности для повышения эффективности своей работы.

В конце введения желательно раскрыть структуру работы, т.е. кратко дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Содержание основной части ВКР должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Основная часть содержит, как правило, 2-3 главы, каждая из которых в свою очередь делится на 2-3 параграфа. Обязательным для ВКР является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

Первая глава носит общетеоретический характер и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этой главе на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается современная сущность исследуемой проблемы, история ее изучения, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. В первой главе  дается анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития, вскрывает недостатки и обусловившие их причины, намечает способы их устранения.

Вторая  (практическая) глава обычно носит исследовательский характер и включает в себя:

- Организация и методы исследования.

- Анализ и интерпретация полученных в ходе эмпирического исследования результатов.

- Выводы исследования, подтверждающие или опровергающие выдвинутую гипотезу.

В конце каждого параграфа и каждой главы следует формулировать выводы (2-3 абзаца) по существу изложенного материала. При формулировании выводов необходимо учитывать, что, во-первых, выводы должны быть нетривиальными, неочевидными; во-вторых, в качестве выводов следует формулировать полученные конечные результаты, а не промежуточные; в-третьих, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.); в-четвертых, при формулировании выводов целесообразно приводить те положения, которые важны для изложения последующего материала; в-пятых, выводы должны быть краткими.

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. В нем логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в процессе написания ВКР. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработки. Главное в заключении – показать, как решены поставленные задачи исследования. Сюда должно войти то, что было получено, доказано, обсуждено и описано студентом в его работе. Каждый вывод начинается с красной строки. В заключении студенту необходимо, прежде всего, показать, что сумел сделать самостоятельно и какие результаты привели к сделанным выводам. Первыми обычно идут выводы, относящиеся к новым положениям, установленным автором в теоретических вопросах. Следующими по порядку идут выводы, относящиеся к практическим вопросам. В последнюю очередь студент отражает то новое и достаточно важное, что было обнаружено по ходу его исследования. Выводы должны носить строго декларативный характер и не иметь никакой дополнительной аргументации.

Список использованной литературы (список использованных источников и литературы) является составной частью ВКР и должен соответствовать теме. В список включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются ссылки, но и те, которые были изучены дополнительно при исследовании темы работы. Список литературы нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

Приложения оформляются как продолжение работы на последующих страницах. К ВКР могут быть приложены конспекты уроков, разработанные программы, графики, таблицы, анкеты и т.п. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Приложения располагают в той последовательности, в какой они рассматриваются в тексте работы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слово «приложение», напечатанное прописными буквами. Приложения  обозначают заглавными арабскими цифрами. Приложение должно иметь содержательный заголовок.

 

Оформление ссылок, сносок

Любые заимствования из литературных источников или нормативных правовых актов (цитаты, мнения авторов) должны быть оформлены ссылками (сносками). Ссылка на литературный источник оформляется в тексте квадратными скобками. Она представляет собой порядковый номер литературного источника из библиографического списка с указанием номера страницы, откуда взята цитата. Например: [12, с.181]. Если в ссылке указывается несколько источников, их номера отделяются точкой с запятой [29, c.87; 45, c. 293]. Цитаты, точно соответствующие источнику, оформляются кавычками, а в подстрочной ссылке дается библиографическое описание источника.

В работе ссылки оформляются единым способом, употребление знаков препинания (кавычек, скобок, тире и др.), а также символов должно быть единообразным. При написании в тексте фамилий инициалы ставятся перед фамилией. Исключением из этого правила являются библиографические списки и сноски. Не допускается отрыв инициалов от фамилии на другую строку.

 

Оформление таблиц, рисунков

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. Каждая таблица должна иметь заголовок, который начинают с прописной буквы и помещают над таблицей посередине. Справа над соответствующим заголовком таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера. После указания номера таблицы точка не ставится, например:

 

Таблица 1.1 - Процентное соотношение учащихся в классе с разным социометрическим статусом

Статус Значение (%)
Звезды 5%
Предпочитаемые 25%
Принятые 52%
Пренебрегаемые 18%

 

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте. На все приведенные таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы; нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят; на последующей странице пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например, «Продолжение таблицы 1»).

Для представления эмпирических данных исследования рекомендуется использовать такие графические формы как диаграмма, графики и т.п., которые следует располагать в тексте сразу после первого упоминания. Например: «Результаты проведенного исследования по изучению социометрического статуса учащихся в классе представлены на рис. 1».

 

 

 

Рисунок 1.1 - Результаты исследования социометрического статуса учащихся в классе

Все представленные в ВКР иллюстрации (диаграммы, графики, рисунки и т.п.), за исключением иллюстраций в приложении, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок», и тогда под иллюстрацией слово «Рисунок» и его наименование располагают посередине строки. Иллюстрации могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок», его номер и наименование помещают перед пояснительными данными и располагают посередине строки (например, «Рис. 1. Результаты исследования социометрического статуса учащихся в классе). В конце заголовков подрисуночных подписей точка не ставится.

Оформление цитат

При написании основной части ВКР не рекомендуется обильное цитирование (употребление двух и более цитат подряд без последующего анализа). Цитировать авторов необходимо только по их произведениям. Цитирование может быть прямым и косвенным.

При прямом цитировании дословно повторяется текст из соответствующего источника, при этом цитата из первоисточника оформляется в кавычки и обязательно указывается ее автор. По окончании цитаты в квадратных скобках указывается номер первоисточника и страница, с которой взято высказывание. Такой способ цитирования используется в тех случаях, когда необходимо обратить внимание на конкретную формулировку той или иной мысли, привести определение понятия, которое дает цитируемый автор. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного – когда эта цитата представляет собой часть предложения автора цитируемой работы. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек часто ставят отточие (…). Возможно два варианта оформления цитат:

- цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст идет после двоеточия, например: К. Роджерс писал: «Из всех невероятных форм живой и неживой природы, существующих во Вселенной, у индивида, мне кажется, самый изумительный потенциал, самые богатые возможности для все более разностороннего развития, самая большая способность к осознанию своей жизни. Я могу утверждать - мой опыт говорит о том, что индивид представляет собой главную ценность» [14, С. 169].

- цитата начинается со строчной буквы, если она вводится в авторское предложение и органически входит в состав предложения, например: Как говорил К. Роджерс: «из всех невероятных форм живой и неживой природы, существующих во Вселенной, у индивида, мне кажется, самый изумительный потенциал, самые богатые возможности для все более разностороннего развития, самая большая способность к осознанию своей жизни. Я могу утверждать - мой опыт говорит о том, что индивид представляет собой главную ценность» [14, С. 169].

Косвенное цитирование используется, если студент применяет в работе идею из первоисточника в контексте собственного анализа, либо если одна или несколько мыслей, возможно из разных мест цитируемого источника, излагаются студентом своими словами, но более или менее близко к оригинальному тексту. В данном случае сама идея не берется в кавычки, но фамилия автора первоисточника обязательно указывается в круглых скобках. Например: Анализ разных точек зрения в понимании сущности профессионального самосознания, позволяет нам говорить о том, что с одной стороны, профессиональное самосознание рассматривается как осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств (А.К. Маркова), а с другой, как часть самосознания, где происходит осознание человеком своей принадлежности к профессииональной группе (Б.Г. Парыгин).

Оформление списка использованной литературы

Официальные издания

1. Конституция Российской Федерации: официальный текст (с изменениями от 10 февраля 1996 г. и 9 июня 2001 г.). – М.: Вече, 2006. – 47 с.

2. Семейный кодекс Российской Федерации: Федер. Закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 января 2001 г. – СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2001. – 94 с.

Книги одного автора

1. Новиков, А. Методология учебной деятельности / А. Новиков. – М.: Изд-во «Эгвес», 2005. – 296 с.

2. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста / Л.И. Солнцева. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.

Книги двух авторов

1. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 143 с.

2. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи \ Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПБ.: Питер, 2008. – 672 с.

Книги трех авторов

1. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения \ А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

Книги более трех авторов

1. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений \ В.И. Лубовский [и др.]. – М.: Академия, 2007. – 464 с.

Книги под редакцией

1. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования \ под ред. В.В. Столина, А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.

Квадратные скобки ставятся в том случае, когда информация об авторе или редакторе находится с оборота титульного листа.

2. Основы нейропсихологии развития: диагностика, абилитация, коррекция: учебно-метод. пособие / [сост. О.Ю. Цвирко]. – Барнаул: БГПУ, 2008. – 72 с.

Многотомные издания

1. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. / К.Д. Ушинский. – М., 1988. – 585 с.

2. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2005.: Общие основы психологии, 2005. – 687 с.

Сериальные издания, статьи из журнала

 К сериальным изданиям относятся периодические, продолжающиеся и серийные издания (газеты, журналы, труды, ученые записки, книжные серии и т.п.)

1. Безруких, М.М. Как определить истинные причины школьных трудностей первоклассника / М.М. Безруких // Справочник педагога-психолога. – 2014. - №9. – С.37-44.

2. Гулюкина, П.А. Формирование основ экологической культуры у младших школьников в курсе обучения иностранному языку / П.А. Гулюкина // Иностранные языки в школе. – 2012. - №1. – С. 79-83.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 161.