Лекция № 22. Учет нематериальных активов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекционного занятия

Тема: Учет нематериальных активов

Раздел 2. Бухгалтерский учет имущества организации

Тема 2.2. Учет основных фондов и нематериальных активов

Тип занятия: Лекционное занятие № 22

Метод обучения: наглядный метод с применением презентации.

Формы учебной деятельности: групповая работа по общей теме с применением знаний полученных на занятиях.

Цель:

- учебная: систематизировать знания и понимание сущности и социальной значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; формирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности

- развивающая: способствовать развитию логического мышления; развивать память, умение сравнивать, обобщать, анализировать; развивать умение составлять факты и события, внимание, умение самостоятельно находить и работать с информацией.

- воспитательная: стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивость; стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга; стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию.

Формируемые ПК и ОК:

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Информационно-методическое обеспечение:

Основная: - Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018, с изм. от 18.01.2019); - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. при­казом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н; - ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.08 № 106н; - Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" -- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению утвержден Приказом МФ РФ от 31.10.2000г. № 94н     Дополнительная: Гомола А.И. Бухгалтерский учет: учебник для студ.учрежденийсред.проф.образования/Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 480 стр.; - Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет: учебное пособие для студ. СПО (рекомендовано ФИРО). – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2012. – 2012. – 304 с.; - Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет: практикум для студ. СПО (рекомендовано ФИРО). – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 176 с.; 10000 и одна проводка: практическое руководство по корреспонденции счетов, учету и документированию хозяйственных операций / под общ. ред. Г.Ю. Касьяновой. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: АБАК, 2015. – 864 с.  

Материально-техническое обеспечение:

- Опорный конспект;

- Проектор для просмотра презентации.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент – 3 мин.

2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.

Приветствие, формирование доброжелательной обстановки на занятии, проверка санитарного состояния кабинета, проверка внешнего вида обучающихся и их готовности к освоению знаний, проверка списочного состава группы, заполнение журнала и рапортички.

3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.

Нормативное регулирование учета нематериальных активов. Документальное оформление и порядок ведения операций по учету нематериальных активов. Классификация и оценка нематериальных активов. Отражение учета движения нематериальных активов на счетах бухгалтерского учета.

 

4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.

Нематериальные активы — идентифицируемые немонетарные активы, не имеющие физической формы; входят в состав внеоборотных активов.

Что относится к НМА:
  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для электронных вычислительных машин;
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • селекционные достижения;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
Не относятся к НМА
  • не давшие положительного результата, не законченные или не оформленные в установленном порядке НИОКР;
  • вещи, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (например, CD диски с записанными на них программами);
  • финансовые вложения;
  • расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы);
  • интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду.

5. Основная часть – 60 мин.

План занятия:

1. Нормативное регулирование учета нематериальных активов (далее – НМА), их характеристика. Классификация и задачи учета. Оценка нематериальных активов.

2. Документальное оформление НМА.

3.Учет наличия и движения НМА. Порядок начисления и учета амортизации.

Отражение сведений о НМА в бухгалтерской отчетности.

 

6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.

7. Подведение итогов – 3-5 мин.

Преподаватель: ___________Е.А.Демченко

СПИ в бухгалтерском учете

Срок по­лез­но­го ис­поль­зо­ва­ния НМА опре­де­ля­ет­ся в мо­мент при­ня­тия ак­ти­ва к бух­гал­тер­ско­му учету (п. 25 ПБУ 14/2007). Ори­ен­ти­ром для опре­де­ле­ния СПИ яв­ля­ют­ся (п. 26 ПБУ 14/2007):

· срок дей­ствия прав на ре­зуль­тат ин­тел­лек­ту­аль­ной де­я­тель­но­сти или сред­ство ин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции и пе­ри­од кон­тро­ля над ак­ти­вом;

· ожи­да­е­мый срок ис­поль­зо­ва­ния ак­ти­ва, в те­че­ние ко­то­ро­го пла­ни­ру­ет­ся по­лу­че­ние эко­но­ми­че­ских выгод от него.

При этом в даль­ней­шем СПИ дол­жен еже­год­но про­ве­рять­ся на пра­виль­ность уста­нов­ле­ния и при необ­хо­ди­мо­сти кор­рек­ти­ро­вать­ся (п. 27 ПБУ 14/2007).

Даже НМА, от­не­сен­ные к ак­ти­вам с неопре­де­лен­ным СПИ, еже­год­но нужно про­ве­рять на пред­мет того, можно ли по ним те­перь опре­де­лить СПИ.

Налоговый СПИ для НМА

В на­ло­го­вом учете срок по­лез­но­го ис­поль­зо­ва­ния нема­те­ри­аль­ных ак­ти­вов уста­нав­ли­ва­ет­ся для амор­ти­зи­ру­е­мых НМА в мо­мент ввода объ­ек­тов в экс­плу­а­та­цию. При этом учи­ты­ва­ют­ся срок дей­ствия па­тен­та, сви­де­тель­ства и дру­гих огра­ни­че­ний сро­ков ис­поль­зо­ва­ния объ­ек­тов ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти, а также усло­вия кон­крет­ных до­го­во­ров. По от­дель­ным видам НМА срок по­лез­но­го ис­поль­зо­ва­ния ор­га­ни­за­ция впра­ве уста­но­вить про­из­воль­но, но не менее 2 лет. К таким ак­ти­вам, в част­но­сти, от­но­сят­ся:

· ис­клю­чи­тель­ное право на про­грам­му для ЭВМ, базу дан­ных;

· ис­клю­чи­тель­ное право на изоб­ре­те­ние, про­мыш­лен­ный об­ра­зец, по­лез­ную мо­дель;

· ис­клю­чи­тель­ное право на ис­поль­зо­ва­ние то­по­ло­гии ин­те­граль­ных мик­ро­схем;

· ис­клю­чи­тель­ное право на се­лек­ци­он­ные до­сти­же­ния;

· вла­де­ние «ноу-хау», сек­рет­ной фор­му­лой или про­цес­сом.

В от­ли­чие от буху­че­та, в на­ло­го­вом учете по НМА с неопре­де­лен­ным СПИ такой срок уста­нав­ли­ва­ет­ся рав­ным 10 годам (п. 2 ст. 258 НК РФ). Также, в от­ли­чие от бух­гал­тер­ско­го учета, на­ло­го­вый СПИ, уста­нов­лен­ный по кон­крет­но­му НМА, пе­ре­смот­ру не под­ле­жит.

 

2.Документальное оформление НМА.

Инвентарный объект нематериальных активов – это совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п.

Срок полезного использования НМА определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

 

 

 


Состав документов, оформляющих права организации на НМА.  
                                                                

 

 


                                                  

 

 





План лекционного занятия

Тема: Учет нематериальных активов

Раздел 2. Бухгалтерский учет имущества организации

Тема 2.2. Учет основных фондов и нематериальных активов

Тип занятия: Лекционное занятие № 22

Метод обучения: наглядный метод с применением презентации.

Формы учебной деятельности: групповая работа по общей теме с применением знаний полученных на занятиях.

Цель:

- учебная: систематизировать знания и понимание сущности и социальной значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; формирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности

- развивающая: способствовать развитию логического мышления; развивать память, умение сравнивать, обобщать, анализировать; развивать умение составлять факты и события, внимание, умение самостоятельно находить и работать с информацией.

- воспитательная: стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивость; стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга; стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию.

Формируемые ПК и ОК:

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Информационно-методическое обеспечение:

Основная: - Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018, с изм. от 18.01.2019); - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. при­казом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н; - ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.08 № 106н; - Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" -- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению утвержден Приказом МФ РФ от 31.10.2000г. № 94н     Дополнительная: Гомола А.И. Бухгалтерский учет: учебник для студ.учрежденийсред.проф.образования/Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 480 стр.; - Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет: учебное пособие для студ. СПО (рекомендовано ФИРО). – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2012. – 2012. – 304 с.; - Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет: практикум для студ. СПО (рекомендовано ФИРО). – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 176 с.; 10000 и одна проводка: практическое руководство по корреспонденции счетов, учету и документированию хозяйственных операций / под общ. ред. Г.Ю. Касьяновой. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: АБАК, 2015. – 864 с.  

Материально-техническое обеспечение:

- Опорный конспект;

- Проектор для просмотра презентации.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент – 3 мин.

2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.

Приветствие, формирование доброжелательной обстановки на занятии, проверка санитарного состояния кабинета, проверка внешнего вида обучающихся и их готовности к освоению знаний, проверка списочного состава группы, заполнение журнала и рапортички.

3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.

Нормативное регулирование учета нематериальных активов. Документальное оформление и порядок ведения операций по учету нематериальных активов. Классификация и оценка нематериальных активов. Отражение учета движения нематериальных активов на счетах бухгалтерского учета.

 

4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.

Нематериальные активы — идентифицируемые немонетарные активы, не имеющие физической формы; входят в состав внеоборотных активов.

Что относится к НМА:
  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для электронных вычислительных машин;
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • селекционные достижения;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
Не относятся к НМА
  • не давшие положительного результата, не законченные или не оформленные в установленном порядке НИОКР;
  • вещи, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (например, CD диски с записанными на них программами);
  • финансовые вложения;
  • расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы);
  • интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду.

5. Основная часть – 60 мин.

План занятия:

1. Нормативное регулирование учета нематериальных активов (далее – НМА), их характеристика. Классификация и задачи учета. Оценка нематериальных активов.

2. Документальное оформление НМА.

3.Учет наличия и движения НМА. Порядок начисления и учета амортизации.

Отражение сведений о НМА в бухгалтерской отчетности.

 

6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.

7. Подведение итогов – 3-5 мин.

Преподаватель: ___________Е.А.Демченко

Лекция № 22. Учет нематериальных активов

3. Нормативное регулирование учета нематериальных активов (далее – НМА), их характеристика. Классификация и задачи учета.  Оценка нематериальных активов.

4. Документальное оформление НМА.

3.Учет наличия и движения НМА. Порядок начисления и учета амортизации.

Отражение сведений о НМА в бухгалтерской отчетности.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 264.