"внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)".
Эффективность внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия определяется на основе анализа прибыльности внешнеторговых операций путем сопоставления доходов и затрат, плановых заданий и результатов их выполнения. Сопоставление результатов и затрат во внешнеторговых операциях фирмы осуществляется на всех этапах их проведения: при планировании ВЭД, анализе альтернатив и выборе наиболее эффективных вариантов, при экономическом обосновании отдельных сделок, анализе финансового результата за прошедший период в целом или по реализованному контракту. При экспорте и импорте товаров может быть получен как прямой экономический эффект от улучшения финансовых результатов предприятия, так и косвенный экономический эффект от удешевления производства и т.п.
ВЭД предприятия может осуществляться в различных видах и формах. В связи с тем что понятие ВЭД теоретически базируется на категории международных экономических отношений, наиболее полной является следующая классификация форм внешнеэкономического сотрудничества: торговое (международная торговля товарами, услугами, информацией, интеллектуальной собственностью), валютно-финансовое (кредитование, страхование, банковские операции и т.п.), производственное (лизинг, франчайзинг, кооперация, совместное предпринимательство), инвестиционное (вложение капитала в ценные бумаги, строительство, недвижимость, предпринимательство и т.п.) и научно-техническое (обмен достижениями науки и техники, совместное осуществление научно-технических работ). Развитие ВЭД промышленного предприятия возможно в пределах, нижней границей которых является простейшая форма сотрудничества - торговые экспортно-импортные операции, а верхней - транснациональная структура функционирования производства и капитала, охватывающая максимум известных форм ВЭД. Промежуточным звеном является инвестиционное сотрудничество предприятий, относящееся к числу наиболее эффективных финансовых и организационно-экономических форм партнерства. Экономическая эффективность ВЭД измеряется абсолютными и относительными показателями.
К абсолютным показателям относятся:
• валовая прибыль (ВП), или доход от продаж, или прямой экономический эффект. Прямой экономический эффект определяется:
при экспорте — как разница между результатом экспорта предприятия — экспортной контрактной ценой и полными затратами на его производство и экспорт. В полные затраты предприятия на экспорт товаров помимо производственной себестоимости входят накладные расходы по экспорту и экспортные пошлины;
при импорте — как сопоставление затрат на импорт, включающих в себя контрактную цену, затраты на оплату ввозных налогов, сборов и пошлин, сертифицирование товара и других затрат, с результатами от импорта — отпускной ценой;
· • прибыль до налогообложения определяется как разница между валовой прибылью (доходом) и издержками обращения;
· • прибыль после налогообложения — это чистая прибыль.
Относительным показателем эффективности внешнеэкономической деятельности является рентабельность (Я), которая расчитывается как отношение коммерческого результата (КР) от экспорта или импорта к затратам (ЗТ):
Я= КР/ЗТх 100%. (6.1)
Показатель рентабельности отражает величину заработка на вложенный рубль и позволяет оценить эффективность внешнеэкономических операций фирмы. В зависимости от поставленных целей и задач анализа в числителе и знаменателе формулы могут быть самые разные показатели:
Реальный объем продаж х 100%; Плановый объем продаж – Роп/Поп*100% |
Объем продаж за отчетный период х 100%; Объем продаж за предыдущий период Опоп/Оппп*100% |
Прибыль X 100%; Реальный объем продаж П/Роп*100% |
Реальный объем продаж х 100%; Число покупателей Роп/Чп*100 |
Число полученных заказов 3 X 100%; Число визитов торговых агентов |
Прямые торговые расходы 100^ Реальный объем продаж |
Число часов на встречи с клиентами х 100%; Число рабочих часов |
Число жалоб и рекламаций х 100%; Число постоянных покупателей |
Реальный объем продаж х 100%. Число визитов |
Также эффективность ВЭД предприятия определяется путем анализа рыночной доли, повышения степени известности торговой марки товара и фирмы, увеличения числа ее покупателей и контрагентов.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 171.