По направлению 47.04.03 «Религиоведение»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы к государственному экзамену

По направлению 47.04.03 «Религиоведение»

 

Религия как объект научного исследования.

Религия как феномен культуры. Проблема определения религии. Различные определения религии, начиная от эпохи античности до наших дней; примеры дефиниций религии. Методы изучения религии. Компаративизм, классификация религий, объективность, эволюционизм, историзм, генетический метод, понимание (эмпатия), интерпретация, редукционизм.

Классификация определений религии.

Субстанциональные (сущностные) определения религии. Функциональные определения религии. Феноменологические определения религии. Антропологические определения религии. Определения религии с точки зрения ее структуры. Поиски общего во всех религиях: Х. Смит, М. Ганди, К. Армстронг, Н. Смарт. Концепция С. Протеро.

Античная философия религии.

Происхождение философии религии в древней Греции, его причины. Олимпийская мифология: философское обоснование и критика. Платон: от философии религии к религиозной философии. Герменевтическая и конструктивная философия религии. Сочинения о богах. Аллегорическая интерпретация мифологии. Эвгемерическая интерпретация религии. Антропоморфизирующая и психологическая теории генезиса религии. Демифологизация образов богов. Представления об атрибутах божества. Проблема доказательств бытия Бога. Истоки космологического, онтологического, телеологического и исторического доказательств бытия Бога в античной философии. Критика теологии Эпикуром. Античный атеизм, его специфика.

Становление компаративного религиоведения ( XVIII в.).

Исторические корни возникновения компаративного религиоведения: средневековый взгляд на нехристианские религии, крестовые походы, эпоха Возрождения, Великие географические открытия. Начало сравнительного религиоведения: труды Ж.Ф. Лафито, Н. Фрере, Ш. Дюпюи, Ш. де Броса. Языкознание и этнология как  предпосылки для появления компаративного религиоведения. Компаративное религиоведение в России XVIII в.

Философия Просвещения и наука о религии. Понятие «естественная религия».

Основные черты философии Просвещения. Первоначальная концепция естественной религии: Ж. Боден, Г. Чербери. Концепция естественной религии Лейбница. Деизм. Различные интерпретации деизма. Деизм и естественная религия: проблема тождества и разграничения понятий. Теории естественной религии Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Д. Юм.

Основные идеи сочинения Д. Юма «Естественная история религии».

Основные тезисы работы Д. Юма. Концепция автора о политеизме как изначальной форме религии и ее обоснование. «Общие принципы политеизма», согласно Д. Юму. Генезис религии. Характеристика античного политеизма, сравнение его с атеизмом. Происхождение теизма из политеизма. Противоречивость взглядов английского философа.

Становление отечественного религиоведения ( XVIII в.).

Этнографические экспедиции XVIII в. Труды М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева о мифологии славян. М.И. Попов, М.Д. Чулков, А.С. Кайсаров, Г.А. Глинка – первые отечественные историки религии. П.М. Строев. Диссертация Д.С. Аничкова и ее значение для развития отечественного религиоведения.

Сравнительно-историческое языкознание и натурическая школа в религиоведении (М. Мюллер, А.Н. Афанасьев, А. А. Потебня).

Лингвистическая концепция возникновения мифологии М. Мюллера. Мифологическое направление в российской фольклористике. А.Н. Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу». Концепция мифа А.А. Потебни.

Л. Леви-Брюль: особенности первобытного мышления.

Особенности первобытного мышления (коллективное, пралогическое, мистическое). «Мистичность» и «сопричастность» как основные характеристики первобытного мышления.

Вопросы к государственному экзамену

по направлению 47.04.03 «Религиоведение»

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 140.