Выпускная квалификационная работа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выпускная квалификационная работа

По специальности

Режиссура кино и телевидения

требования и методические указания по выполнению

Челябинск

ЧГИК

2017



Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

« Челябинский государственный институт культуры »

Факультет театра, кино и телевидения

Кафедра режиссуры кино и телевидения

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

ПО специальности

Режиссура кино и телевидения

требования и методические указания по выполнению

 

Уровень высшего образования: специалитет

Программа подготовки: специалитет

Специализация:

«Режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм, педагог»

Квалификация:

«Режиссёр телевизионных программ. Педагог»

 

Челябинск

ЧГИК

201 7


УДК 791.43 (073)

ББК 85.374 Я 73

В92

Требования и методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы подготовлены в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения.

Структура требований и методических указаний по выполнению выпускной квалификационной работы разработана в соответствии с п. 22 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013) и Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 636 от 29.06.2015).

 

Автор-составитель: Н. В. Тележников, заведующий кафедры режиссуры кино и телевидения ЧГИК. 

 

Требования и методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, как составная часть ОПОП рекомендована на заседании совета факультета театра, кино и телевидения к рассмотрению экспертной комиссией, протокол № 5 от 13.02.2017.

Экспертиза проведена 24.02.2017, акт № 2017/РКТ РТП

 

Срок действия требований и метод. указ. по выполнению ВКР продлен на:

Учебный год Совет факультета № протокола, дата утверждения
2017–2018    
2018–2019    
2019–2020    
2020–2021    

 

В92 Выпускная квалификационная работа по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения: требования и метод. указ. по выполнению, уровень высшего образования специалитет, программа подготовки: специалитет, специализация «Режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм, педагог», квалификация: «Режиссёр телевизионных программ. Педагог» / авт.-сост. Н. В. Тележников; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск: ЧГИК, 2017. – 67 с. – (ФГОС ВО версия 3+). Требования и методические указания по выполнению ВКР включают фонд оценочных средств; описание материально-технической базы, перечень информационных технологий, характеристику основных этапов выполнения ВКР и ее структуры, перечень рекомендуемой литературы и ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет.  

 

© Челябинский государственный

институт культуры, 2017


Содержание

Аннотация 5
Часть I. Требования по выполнению ВКР 6
1. Фонд оценочных средств 6
1.1. Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения основной профессиональной образовательной программы, проверяемые на защите ВКР 6
1.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания (критерии оценки результатов защиты ВКР) 7
1.2.1. Описание показателей и критериев оценивания компетенций 7
1.2.2. Шкала оценивания (критерии оценки результатов защиты ВКР) 12
1.3. Примерные темы ВКР 13
1.4. Методические материалы, определяющие процедуры подготовки ВКР и оценивания ее результатов в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы 13
2. Описание материально-технической базы, необходимой для подготовки и защиты ВКР 18
3. Перечень информационных технологий, используемых при подготовке ВКР и ее защите, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем. 19  
Часть II. Методические указания по выполнению ВКР 2 0
  1. Основные этапы выполнения ВКР
  2. Структура теоретической части ВКР
  3. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы
3.1. Требования к оформлению практической части 3.2. Требования к оформлению теоретической части (пояснительной записки)
  1. Перечень рекомендуемой литературы при подготовке ВКР
  2. Перечень информационных ресурсов в сети «Интернет»
Приложение 1. Лексические средства (маркеры), используемые для раскрытия различных аспектов содержания ВКР Приложение 2. Образец оформления титульного листа Приложение 3. Образец оформления содержания ВКР Приложение 4. Образец отзыва научного руководителя на ВКР Приложение 5. Образец акта о внедрении Приложение 6. Образец рецензии на выпускную квалификационную работу Приложение 7. Образец производственной заявки на видеоработу Приложение 7-А. Комментарий к производственной заявке на видеоработу Приложение 8. Лист проверки ВКР Приложение 9. Образец эфирной справки Приложение 10. Образец режиссёрского сценария Приложение 11. Образец календарно-постановочного плана Приложение 12. Образец вызывного листа Приложение 13. Образец монтажного листа Приложение 14. Образец краткая статистическая сводка трудозатрат Приложение 15. Образец служебного титра практической части Лист изменений в требованиях и методических указаний к ВКР
20 25 34 34 36 38 42 44 47 48 49 50 51 52 53 56 57 58 59 6062 63 6566

Аннотация

1 Вид выпускной квалификационной работы Законченная самостоятельная разработка, направленная на решение профессиональных задач
2 Цель Определение соответствия результатов освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки
4 Коды формируемых компетенций ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.4
5 Общая трудоемкость государственной итоговой аттестации составляет в зачетных единицах    – 9 в академических часах – 324 в неделях                   – 6
6 Разработчики Н. В. Тележников, заведующий кафедры режиссуры кино и телевидения ЧГИК.

 

 



Часть I. Требования по выполнению ВКР

Фонд оценочных средств

Таблица 1

Результаты освоения ОПОП ( содержание компетенций и коды) Показатели сформированности компетенций ( пороговый уровень) Критерии оценивания уровня сформированности компетенций

Общекультурные компетенции

способностью к абстрактному мышлению, анализу и синтезу (ОК-1) владеет способностью обобщать знания из различных сфер кино- и телепроизводства, анализировать аудиовизуальное произведение в культурно-историческом контексте разрабатывает концепцию аудиовизуального произведения, обобщает знания из различных сфер кино- и телепроизводства   готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3) расширяет и углубляет профессиональные знания самостоятельно, использует специальную, научную и искусствоведческую литературу по проблемам телевидения, кино и иным видам творческой деятельности, самосовершенствует творческий потенциал  применяет полученные профессиональные знания в создании аудиовизуального произведения, применяет информацию из специальной, научной и искусствоведческой литературы по проблемам телевидения, кино и иным видам творческой деятельности для самосовершенствования творческого потенциала  способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей профессиональной деятельности (ОК-4) владеет основами философских знаний, а также знаниями в области культурологии и истории, осознает социальную значимость своей профессиональной деятельности   применяет знания философии, культурологии и истории при создании аудиовизуального произведения, оценивает и обосновывает социальную значимость своей профессиональной деятельности

Шкала оценивания  

( критерии оценки результатов защиты ВКР)

Таблица 2

Оценка по номинальной шкале Критерии оценки результатов защиты ВКР
Отлично Выставляется выпускнику за высокий уровень готовности к выполнению всего спектра задач профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВО специальности, проявляющийся в знаниях, умениях, навыках и профессионально значимых личностных качествах выпускника, выраженных в личных достижениях в процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы. Теоретическая часть ВКР содержит большую часть элементов структуры ВКР в виде грамотно изложенной теоретической базы, содержательный анализ практического материала; характеризуется логичным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. Объем оригинальности текста выше 70 %. Допустимый процент использования каждого источника 10 % не превышен. Ссылок на коллекции готовых студенческих работ нет (или их использование обосновано в отзыве научного руководителя). Практическая часть ВКР отвечает техническим требованиям к ВКР. Видеоработа соответствует уровню, предъявляемому вещательными телеканалами и отборщиками кино и теле фестивалей. При защите работы обучающийся показывает глубокие профессиональные знания, свободно оперирует терминологией и специализированной лексикой, во время защиты способен ясно обосновать свои режиссерские решения; свободно и полно отвечает на поставленные вопросы. В отзыве и рецензии отсутствуют серьёзные замечания.
Хорошо Теоретическая часть ВКР носит значительную часть элементов структуры ВКР, достаточно грамотно изложена теоретическая база и выполнен достаточно содержательный анализ практического материала; ВКР характеризуется в целом последовательным изложением материала, выводы по работе носят правильный, но не вполне развернутый характер. Объем оригинальности текста соответствует допустимому уровню 60 %. Допустимый процент использования каждого источника 10% не превышен. Ссылок на коллекции готовых студенческих работ нет (или их использование обосновано в отзыве научного руководителя). Практическая часть ВКР отвечает техническим требованиям к ВКР. Видеоработа в целом соответствует уровню, предъявляемому вещательными телеканалами и отборщиками кино и теле фестивалей. При защите работы обучающийся показывает знания вопросов темы, умеет пользуясь полученными знаниями доказать свою точку зрения, а во время защиты использует терминологию и знания технологи кино и теле производства материал. ВКР не содержит грубых ошибок; Студент без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы. В отзыве (рецензии) есть незначительным замечания.
Удовле-творительно Теоретическая часть ВКР содержит достаточное количество элементов настоящей программы, но характеризуется поверхностным и недостаточно критическим анализом. Рекомендации и предложения слабо аргументированы. Выводы и заключение по ВКР носят формальный характер. В литературном стиле и оформлении работы имеются погрешности. Объем оригинальности текста ниже допустимого уровня 60%. Допустимый процент использования каждого источника 10% превышен. Есть ссылки на коллекции готовых студенческих работ (их использование в отзыве научного руководителя не обосновано). Практическая часть ВКР отвечает не всем техническим требованиям к ВКР. Видеоработа частично соответствует уровню, предъявляемому некоторыми региональными вещательными телеканалами и отборщиками небольших кино и теле фестивалей. Студентом проявлена неуверенность во время защиты.
Неудовле-творительно Уровень содержания теоретической части ВКР и ее оформление ниже пороговых требований по действующей балльной системе оценок. Объем оригинальности текста значительно ниже минимально допустимого уровня 50%. Допустимый процент использования каждого источника 10% значительно превышен. Есть ссылки на коллекции готовых студенческих работ (их использование в отзыве научного руководителя не обосновано). Практическая часть ВКР не отвечает техническим требованиям к ВКР. Видеоработа не соответствует уровню, предъявляемому вещательными телеканалами и отборщиками кино и теле фестивалей. Уровень выполнения практической работы ниже предъявляемых минимальных требований к ВКР

Примерные темы ВКР

1. Телевизионный проект (цикловая программа, тележурнал, ТВ-шоу и т.п.)

Тематика ВКР.

Темы ВКР определяются выпускающей кафедрой Режиссуры кино и телевидения. В течение трёх месяцев заключительного года обучения обучающимся предоставляется право выбора темы из предложенного перечня. Особую ценность в этом перечне представляют темы ВКР, заказанные или предложенные для разработки организациями (предприятиями).

При выборе темы обучающийся учитывает личные профессиональные интересы, возможность практического использования полученных в процессе обучения знаний и собственную исследовательскую инициативу. При этом обучающийся вправе предложить свою тему, обосновав необходимость и целесообразность ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности.

Не позднее чем за 6 месяцев до даты начала государственной итоговой аттестации приказом «Об утверждении тем выпускных квалификационных работ на 20.. – 20.. уч. год», подписанным руководителем образовательной организации, за обучающимся (несколькими обучающимися, выполняющими ВКР совместно) закрепляется тема и научный руководитель ВКР из числа работников образовательной организации и при необходимости консультант (консультанты).

 

Требования к форме и содержанию ВКР

Выпускная квалификационная работа по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, предусмотренная специализацией «Режиссёр телевизионных фильмов, телепрограмм, педагог» и присваиваемой квалификацией «Режиссер телевизионных программ. Педагог» представляет собой самостоятельный и логически завершенный проект, посвященный решению профессиональной задачи: в практической части - создание аудиовизуального произведения, в теоретической части - системный анализ процесса разработки и производства демонстрирующий самостоятельные действия выпускника.

 

Таким образом ВКР состоит из двух частей:

- практическая часть - телевизионный проект, видеофильм или иное аудиовизуальное произведение продолжительностью от 6 до 26 минут на цифровом носителе.

- теоретическая часть - пояснительная записка, в печатной форме от 30 до 60 листов (возможно и большее количество листов), подготовленная в соответствии с требованиями к структуре ВКР.

 

Сроки защиты ВКР.

Сроки защиты ВКР определяются календарным учебным графиком соответствующей образовательной программы

(см. http://chgik.ru/sveden/education).

Не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения первого государственного аттестационного испытания распорядительным актом утверждается расписание государственных аттестационных испытаний, в котором указываются даты, время и место проведения государственных аттестационных испытаний, в том числе защиты ВКР. При формировании расписания устанавливается перерыв между государственными аттестационными испытаниями продолжительностью не менее 7 календарных дней.

 

Допуск к защите ВКР.

К защите ВКР допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по соответствующей образовательной программе высшего образования и получивший положительную оценку на государственном экзамене. К защите ВКР обучающиеся допускаются на основании приказа «О допуске к государственной итоговой аттестации».

 

Процедура защиты ВКР.

Заседание ГЭК по защите ВКР проводятся председателем комиссии.

 

Этапы работы над фильмом:

1. Сбор и исследование материалов, относящихся к теме проекта;

2. Проектирование                    (Девелопмент);

3. Подготовительный период   (Предпродакшн);

4. Съёмочный период                (Продакшн);

5. Монтажно-тонировочный период (Постпродакшн);

6. Продвижение и распространение фильма (Промоушн и сейл);

7. Подготовка теоретической части ВКР (Пояснительной записки) с соблюдением требований к структуре.

 

Рекомендации по изучению и структурированию материалов для проекта.

 Это поможет увидеть изучаемую тему во всей ее глубине и многоаспектности, оценить разработанность темы в других произведениях и специальной литературе, а в дальнейшем – определить структуру своей ВКР. В ходе изучения материалов - конспекты, рабочие записи, копии следует делать таким образом, чтобы в дальнейшем легко можно было точно и грамотно оформить ссылку на ту или иную цитату.

В процессе работы над материалами, источниками и литературой рекомендуется делать выписки и заметки по фактам, событиям, относящимся к избранной теме, а также давать краткие оценки (резюме) о наличии собственной концепции автора изучаемого произведения, книги или публикации по исследуемому вопросу. В каждой выписке следует точно указывать материалы, источники и литературу с выходными данными, откуда сделаны выписки.

В ходе исследования и изучения источников составляется и согласовывается с научным руководителем ориентировочный план ВКР. Его окончательный вариант составляется после проработки всех основных источников. Дальнейшие изменения в плане необходимо согласовывать с научным руководителем.

 

Проведение исследования.

Данный этап работы – собственное исследование по содержанию, формам и срокам проведения определяется темой ВКР. Чаще всего уже в самом начале работы, консультируясь с научным руководителем, необходимо продумать цели и задачи создаваемого своего аудиовизуального произведения и, соотнося их с целями и задачами ВКР, определить инструментарий и базу для проведения собственного исследования по теме ВКР.

Базами исследовательской части работы могут быть интернет – сайты, кино и телевизионные компании и т.д.

 

Уточнение структуры ВКР.

План ВКР, составленный предварительно, на данном этапе уточняется и детализируется в соответствии с имеющимся материалом. Уточненный вариант плана должен быть вновь согласован с научным руководителем.

Исходные предлагаемые обстоятельства

 

 

· Режиссерское решение:

- материал (из чего?), который явился основным источником вдохновения для автора, его фантазии или реальность. Из чего сплетается ткань произведения, какие ситуации и случаи из жизни, предметы, объекты наблюдений автора, его размышления и прочее;

- тема (про что?) круг проблем - общих и конкретных, основной мотив, который трогает автора по существу его произведения; (Проблема)

- идея (о чём?) замысел, который хочет донести автор на основе собственного мировоззрения. На основании идеи определяется содержание произведения, его персонажи, способы их существования, их взаимоотношения, место действия, жанр, сюжет, драматургия и все остальные элементы произведения; (Как решить проблему)

- сверхзадача (ради чего?) цель, ради которой снят фильм. Индивидуальное толкование идеи, в которой проявляется режиссёрский замысел; (Ради чего решать проблему)

 

·     Сквозное действиеи контр-сквозное действие: какие действенные линии борьбы за доказательство сверхзадачи и как они проявляются;

·      Коллизии – мелкие конфликты в каждой сцене. Набор коллизий определяет качество и силу главного конфликта.

 

·    Основной конфликт в произведении:

- столкновение каких интересов идёт в произведении, кто и за что борется;

-  внешний конфликт – определить из списка главный внешний конфликт и второстепенные, и подробно объяснить свой выбор: (персонаж-персонаж, персонаж - группа, персонаж - социальная среда, группа-группа, персонаж - метафизические явления);

- внутренний конфликт – определить из списка главный внутренний конфликт и второстепенные, и подробно объяснить свой выбор: (социальный, нравственный, идейный, религиозный, политический, бытовой, семейный, метафизический, с самим собой, между объективным и субъективным и т.д.);

- определить три круга конфликта (большой – время, эпоха, страна; средний – семья, группа, конкретное место; малый – сейчас, в этом месте и мизансцене) – выбрать из трёх главный круг для данного фильма и подробно объяснить свой выбор;

- проявления конфликта - указать, какими конкретно визуальными и другими средствами конфликт проявлен в фильме (например: музыка, шум, звук, свет, цвет, спецэффекты, стиль и манера съемки и монтажа, особенности актёрской игры, сценография, кино-мизансцены, декорации, предметный мир и т.д.);

 

· Обоснование выбранного автором жанра фильма;

 

· Стилевая характеристика фильма (выбранные автором предпочтения в том, как происходит действие и как его показывать (возможно, указание референсов – отсылок к подобным произведениям кино, ТВ, фото, изобразительного, музыкального и других видов творчества, какого-либо из течений и направлений в искусстве);

· Описание фактуры фильма. Описать каждый эпизод (характеристика качеств поверхностей и объектов, декораций, реквизита, интерьеров, костюмов с описанием (например: брошенные заводы, обшарпанные дома, тёмные арки; или мебель 19-го века, отполированный наборный паркет, известковая побелка на стенах с висящими коврами советского времени и т.д.);

· Описание атмосферы фильма, в котором живут и действуют персонажи.

· Основные развивающиеся образные доминанты и лейтмотивы, которые служат раскрытию основной темы фильма;

· Художественные приёмы , используемые в фильме.

Например, в неигровом кино:

Поэтико-экспериментальное кино

- через субъективное впечатление, ассоциативный ряд, бессвязные действия, рваный монтаж
- в центре внимания режиссёра образы и эстетика
- содержание уходит на второй план
- создается настроение за счет цвета, света, фактуры, звука, ритма

Публицистический фильм

- разъяснительный характер, предоставляют информацию по какой-то конкретной теме или историческому событию
- используется закадровый текст
- видеоматериал призван иллюстрировать, подтверждать слова
- важную роль играет авторский закадровый текст, задача которого представить логические и веские аргументы, способные убедить зрителей
- авторитет диктора («голос Бога»), т.к. комментарий должен звучать «объективно» и всезнающе.

       Длительное наблюдение

- непрерывная съемка объектов без вмешательства автора
- нет интервью в привычном смысле
- как правило, не используется музыка
- нет закадрового комментария, который интерпретировал бы изображение и таким образом управлял зрительским вниманием
- комментарий используется только там, где он необходим, чтобы что-то пояснить

 

Мокьюментари

— заставить зрителя не принимать всю информацию на веру, анализировать окружающую реальность. Мокьюментари учит быть бдительным, скептически относиться к окружающим событиям и замечать несостыковки. Псевдодокументальное кино.

Личная документалистика

Автор — главный объект исследования, регистрирует свою жизнь на пленку, а потом пытается осмыслить ее у нас на глазах. Определенным образом смонтированные кадры подкреплены как бы дневниковыми записями, которые автор читает за кадром. Такое кино сильно личное, нетрадиционное, возможно с элементами поэтического или экспериментального кино.

Докудрама (англ. Docudrama, также иногда «Документальная драма» (англ. Documentary drama)) — современный популярный «гибридный» жанр игрового кино, делающий упор на воспроизведение исторических событий силами драматических актёров, но внешне подающийся в форме документального или научно-популярного фильма. Наибольшее количество докудрам традиционно создаётся на телевидении. Разновидность докудрамы – вербатим.

А также методы съемки документального кино:

Метод прямой или репортажной съемки

Метод наблюдения

Привычная камера

Скрытая камера

Художественная реконструкция

Компьютерная графика

 

Другие методы

Монтажные и драматургические приемы:

Сопоставление и аналогия

Параллельный монтаж

Переключение эмоциональных регистров

Рефрен

Кольцевая композиция

Способ повествования (авторское, коллективное, или фильм-монолог героя)

Введение «сквозного» героя, персонификация

Другие приёмы.

 

В игровом кино:

Мизанабим (фильм в фильме)

Четвёртая стена (псевдореалистичность действия)

Точка зрения

Зум

Транс-трев

Голландский угол

Сплит-скрин

Флэш-бэк

Взгляд бога (сверху)

Полиэкран

Камео (известные люди играют себя)

Длинный кадр

Субъективная камера

Преимущественные крупности

Тишина – как источник напряжения

Первый и последний кадры

Визуальные совпадения

Течение времени

Саспенс

Дорисовка

Проекция

Заявочные (адресные) планы сцен

Симметрия

Интерактивный свет

Съемка в особых условиях

Симметрия

Характер движения камеры

Операторские техники

Монтажные техники

Техники повествования

Метафоры и художественные тропы

Другие приемы…

 

12. Экспликация для художника. Художественное решение оформления видеоработы (творческие, технические и производственные предложения по поводу декораций, костюмов, оформления постановки, выбора натурных мест съёмок и др. А также оформление видео компьютерной графикой. Приложить эскизы);

13. Раскадровки (киномизансцены, мизанкадры) (создаютсядоначала съёмок фильма). Раскадровки следует оформить в виде последовательности из схематического изображения содержания кадров. Из раскадровки должны быть понятны крупность, ракурс, композиционное решение и, при необходимости, движение камеры.

     Кадры должны быть названы и пронумерованы в соответствии с эпизодами и сценами режиссёрского сценария.

Впоследствии, во время съемочного периода, раскадровки можно использовать как съемочные листы при маркировке отснятых сцен.

(Раскадровки сканировать и вложить в качестве приложения к ВКР).

14. Схемы (вид сверху) съемочных площадок по каждой локации, где указать расстановку осветительных приборов, положение камеры, декораций, реквизита, героев, и др. (Выполнить на отдельных листах и подшить в качестве приложения к ВКР).

15. Экспликация для оператора.  Описание характеристики каждой сцены видео-работы, с точки зрения операторской работы.

Указать для каждой сцены фильма:

композиционные решения кадров;

световые схемы, стилистику освещения, используемые световые приборы;

цветовые решения, основные визуальные доминанты, колористические решения;

оптические особенности, объективы;

ракурсы и оригинальные точки зрения;

операторские приёмы;

динамика съёмки (например: статика или движение. Описать характер движения камеры, с помощью какого оборудования);

описать производственно-техническую подготовку, которую необходимо провести операторской группе до работы над фильмом;

перечислить в таблице применяемое киносъемочное и световое оборудование.

16. Экспликация для колориста. Описание колористического решения фильма (в целом фильма и отдельно каждого эпизода, а также цветовая детализация объектов и цветовые доминанты);

17. Экспликация для звукорежиссёра. Звуковое решение видеоработы (голос, шумы, музыка – соотношение и динамика взаимодействия звука в соответствии с режиссерским решением. При написании композитором специальной музыки приложить партитуры);

18. Досье на героев (в неигровом фильме – реальные факты из жизни героя особенности его характера, психологический портрет, в игровом – соответственно придуманные автором, позволяющие представить полноценный образ человека);












I. Подготовительный период.

1. Написание сценария – 10 дней.

2. Подбор материалов и подготовка режиссерского сценария – 20 дней.

3. Формирование съемочной группы – 20 дней.

4. Кастинг – 10 дней.

5. Подбор локаций – 10дней.

6. Написание календарного плана и сметы – 10 дней.

7. Подготовка группы к работе – 10 дней.

8. Репетиции – 10 дней.

9. Заключение договоров – 5 дней.

Итого подготовительный период – 105 дней.

II. Съемочный период, (рассчитан в примере, для съемок в шести локациях).

1. Переезды съемочной группы – 6 дней.

2. Освоение объектов – 6 дней.

3. Съемка объектов – 12 дней.

Итого съёмочный период – 24 дня.

Каждый день съемочного периода в календарно-постановочном плане для съёмочного периода должен быть подробно описан: количество участников группы, маршрут передвижения, количество машин, авиа- и/или железнодорожных билетов и т.д. (см. Приложение № 11)

План продвижения и распространения фильма (Промоушн и сейл)

Разработка плана публикации видеоработы (показ на телевидении, в кинозале, на фестивалях, на интернет-канале и т.д.).

33. Заключение. Анализ процесса производства выпускной квалификационной работы на всех этапах производства (подготовительный период, производственный период, монтажно-тонировочный период и другие) с анализом трудностей и способов их преодоления, допущенных ошибок. А затем вывод: что из задуманного удалось реализовать, что – нет, и по каким причинам (3-5 стр.).

Заключение представляет собой не просто перечень полученных результатов съёмок фильма, а их итоговый синтез, т. е. формулирование того нового, что внесено в понимание процесса кино или теле-производства. Нужно синтезировать основные результаты и оформить их в виде нескольких тезисных положений (возможна нумерация). Их последовательность определяется логикой построения работы, т. е. напрямую связана с поставленными задачами, сформулированными ранее. Указывается новизна, теоретическая значимость и практическая ценность созданного аудиовизуального произведения. Могут быть намечены перспективы дальнейшего продолжения работы в этой области кино- или теле- индустрии.

 

Теоретическую часть ВКР возможно дополнять различными приложениями (рисунками, фотографиями, ксерокопиями статей, и т.п.)

  1. Требования к оформлению ВКР:

3.1. Требования к оформлению практической части (видеоработы)

Примерная продолжительность практической части (видеоработы):

от 10 до 20 минут.

Практическая часть ВКР (видеофильм) должна быть записана цифровым способом на компакт-диски. Диски должны быть подписаны на самом диске по лицевой стороне также как титульный лист, вложены в подписанные файл-конверты и подшиты к папке с теоретической части ВКР.

- Два DVD -диска с ВКР (копии) в видеоформате (H.264/MPEG4/FullHD 1920/1080р/25, битрейт 10-15 мБит/с, звук: stereo 48 кГц)

- CD-диск с файлом, содержащим текст ВКР (пояснительной записки)

- Флеш-карта в видеоформате (H.264/MPEG4/FullHD 1920/1080р/25, битрейт 10-15 мБит/с, звук: stereo 48 кГц) для показа во время защиты ВКР.

 

Правила оформления практической части (видеоработы):

1. Видеоработа должна начинаться со служебного титра - разборчивый текст белыми буквами на чёрном поле с информацией, совпадающей с титульным листом теоретической части ВКР (название ВУЗа и кафедры, название видеоработы, вид задания, хронометраж, Ф.И.О. студента, номер группы, научный руководитель, Челябинск, год) (образец см. Приложение 15) 10 сек.

2. 3 секунды черного поля,

3. Сама видеоработа (включая все внутренние дизайн-титры),

4. © Copyright ГОД ЧГИК, (белые буквы на черном фоне внизу экрана),

5. 3 секунды черного поля,

6. Все звуковые дорожки должны быть сведены в режиме «Stereo»,

7. Внешняя поверхность всех Дисков (ДВД - с видеоработой и СД - с теоретической работой), а также файлы, записанные на дисках, должны быть также подписаны как титульный лист, (название видеоработы, вид задания, хронометраж, Ф.И.О. студента, номер группы, название ВУЗа и кафедры, руководитель, год) (возможны сокращения для экономии места).

 

Технические требования к практической части (видеоработе):

Требования, предъявляемые к качеству звука:

1. Динамический диапазон звука в видеоработе не должен превышать 40 ÷ 45 дБ, это означает, что:

- максимальный уровень не выше -2 дБ (квазипиковые значения возможны до 0 дБ, но не более 3 раз в мин.)

- минимальный уровень не ниже - 45 дБ

2. Уровень речевой фонограммы

- в информационной видеоработе в интервале от - 6дБ (70%) до -2 дБ (90%)

- в художественной видеоработе в интервале от -14дБ(20%)  до -2 дБ (90%)

3. Уровень музыкальной фонограммы

- фоновая музыка       (под речь) в интервале от - 25дБ (5%) до -14 дБ (20%)

- музыка оформления (без речи) в интервале от - 14дБ (20%) до -6 дБ (50%)

4. Допускается небольшие отклонения от рекомендованных параметров:

- кратковременное завышение квазипикового уровня на 3 дБ от максимально  допустимого не более 3-х раз в минуту.

- занижение минимальных уровней на время до 3 сек.

5. Фонограмма не должна содержать помехи в виде фона и шума свыше -40 дБ

6. Субъективно по звуку должен быть выполнены требования:

- верно выстроен баланс между репликами, музыкой и шумами

- отсутствовать заметные на слух искажения (нелинейные, частотные, фазовые), если это не соответствует режиссёрскому замыслу

- отсутствовать пропадания части текста или музыкальной фразы

- отсутствовать помехи и фон, мешающий восприятию

- не нарушаться стереофонический баланс, не изменяться положения сторон.

 

Требования предъявляемые к качеству изображения:

1. Высокая четкость изображения.

2. Хорошая цветовая насыщенность и правильная передача цветов.

3. Отсутствие шумов и помех на изображении.

4. Отсутствие микропланов (изображений или черных кадриков, продолжительностью 1-2 фрейма)

5. Читаемость титров. Вертикальный размер шрифта – не менее 3,5 % от телевизионного поля изображения (20 пикселей).

6. Уровень усиления видео сигнала в диапазоне IRE от 0 до 100 ед.

3.2. Требования к оформлению теоретической части

(пояснительной записки)

Общие положения:

· набор текста на компьютере на одной стороне листа. Текст на иностранных языках должен быть целиком или напечатан, или вписан от руки. Сочетание того и другого не допускается;

· формат – А4, цвет бумаги – белый;

· тип шрифта – Times New Roman (не допускается использовать шрифт разных гарнитур);

· размер шрифта (кегль) – 14 (в таблицах – 12);

· междустрочный интервал – полуторный (в таблицах – одинарный);

· размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см;

· нумерация страниц – в нижнем колонтитуле по центру арабскими цифрами, на титульном листе и в оглавлении номер страницы не ставится, хотя они входят в общий объем страниц ВКР;

· заголовки – по центру, без переносов и без точки в конце, с полужирным выделением, без отступа красной строки;

· основной текст – выравнивание по ширине, абзацный отступ – 1,25 см;

· переносы слов в тексте (за исключением заголовков) – обязательны;

· выделение фрагментов текста полужирным, курсивом, разрядка, подчеркивание (одновременно использовать подчеркивание и другие виды выделения не следует);

· приложения к ВКР – имеют нумерацию и название;

· каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же относится и к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку использованных источников и литературы, приложениям, указателям и т. п.;

· оформление титульного листа ВКР – (см. Приложение 2), оглавления – (см. Приложение 3).

В тексте ВКР не должно быть сокращений. Если в работе многократно используются устойчивые словосочетания, например, телевидение - ТВ, их можно заменить аббревиатурой. При первом упоминании устойчивого словосочетания в скобках приводится аббревиатура, при последующих употреблениях аббревиатура приводится без каких-либо пояснений.

 

Общий объем ВКР – от 30 до 60 страниц (без приложений),

(возможен и больший объем).

ВКР должна быть представлена в двух экземплярах: один экземпляр представляется в печатной форме, в сброшюрованном или переплетенном виде, второй – на электронном машинном носителе (CD-диске), полностью повторяющем печатный вариант работы и подписанном на лицевой стороне диска и сам записанный файл так, как титульный лист.

Оформление иллюстративного и справочного материалов, таблиц.

Иллюстрации (схемы, графики, таблицы и пр.) помещаются в тексте работы сразу после ссылок на них, сопровождаются подписями и нумеруются.

Например:

Рис. 1. Комната героини

Рис. 2. Портрет героини

Рис. 3. Эскиз костюма героини в сцене «Объяснение героя и героини»

Схема 4. Схема съемочной площадки на локации «Комната героини»

Схема 5. Структура производственного процесса фильма «Он и она»

Схема 6. Архитектоника фильма «Он и она» (построение по Аристотелю)

Таблица как форма представления данных применяется в ВКР при изложении цифровой или словесной информации о нескольких объектах по ряду признаков для лучшей наглядности и сравнения показателей.

Таблица имеет два уровня членения: вертикальный (графы) и горизонтальный (строки). Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически согласовывают с заголовками. В заголовках и подзаголовках граф и строк таблицы употребляются только общепринятые сокращения и условные обозначения. Графы таблицы должны быть пронумерованы, если таблица располагается более чем на одной странице. Каждая таблица имеет заголовок, который печатают посередине страницы. Над заголовком справа печатаются с прописной буквы слово «Таблица» и ее порядковый номер. Ссылка на таблицу внутри текста имеет следующую форму: (см. табл. 5, с. 17).

Иллюстративные материалы, занимающие много места в ВКР (например, таблица или схема на нескольких страницах или цветные вкладки, фотографии и т.п.), могут быть вынесены в приложения, а также оформлены в виде плакатов и использованы при защите ВКР.

Содержание включает названия всех структурных разделов работы с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти разделы и помещается сразу за титульным листом (см. Приложение 3).

Список использованной литературы является обязательным элементом аппарата ВКР. Дает возможность определить полноту охвата источников и литературы по теме и таким образом позволяет судить об уровне проведенного исследования. В список включают описания опубликованных, неопубликованных и архивных материалов. Как правило, издания научно-популярного и учебного характера (за исключением учебников, отражающих историографию темы) в список не включаются.

Библиографические описания документов (текстовых и электронных ресурсов) в списке использованной литературы располагаются в строгом алфавите авторов и заглавий. Требования к расположению неопубликованных, архивных и прочих документов в списке определяются выпускающей кафедрой.

Библиографические описания составляют в соответствии с действующими стандартами: ГОСТ 7.80–2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7. 0.12–2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила».

Приложение. В приложения входят: рецензии, отзывы, характеристики, рисунки, графические изображения, сканы, фотографии, резюме, краткая творческо-биографическая справка и другие документы.  

 

Приложение 1

Приложение 2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Челябинский государственный институт культуры»

 

Факультет театра, кино и телевидения

Тема видеоработы

(Формулировка темы должна совпадать с пунктом 1.3. Примерные темы ВКР)

Хронометраж: …мин. ...сек.

 

 

 

Выполнил студент:

Подпись студента

№ группы, ___ курса,

 

очной (заочной) формы обучения

 

Ф. И. О. полностью

 

Подпись научного руководителя

Научный руководитель:

 

должность

 

ученая степень, звание

 

Ф. И. О. полностью

Процент оригинальности текста

 

 

Рецензент:

 

должность,

Подпись зав. кафедрой РКТ

ученая степень, звание

Ф. И. О. полностью

Ф. И. О. полностью

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 20



Приложение 3

Образец оформления содержания ВКР (страницы указаны примерно)

(В приведённом примере содержания могут быть изменены некоторые пункты, в зависимости от выполняемой работы)

 

Содержание

Введение. Краткая аннотация к фильму (логлайн) Сюжетно-фабульная конструкция (синопсис). Поэпизодный план Обоснование выбора темы, Производственная заявка Паспорт съемочной работы Сценарий. Литературно-художественный материал Режиссёрский сценарий Режиссерская экспликация Художественное решение оформления видеоработы Операторская экспликация Раскадровки сцен Схемы (вид сверху) съемочных площадок Экспликация цветоколористического решения фильма Звуковое решение видеоработы Досье на героев КПП - календарно-постановочный план Вызывной лист Монтажный лист (микрофонная папка) Краткая статистическая сводка трудозатрат Смета производства Список использованных в фильме футажей и изображений Список использованных архивных материалов Список музыкальных произведений Список использованных шумовых библиотек и шумов Список всего использовавшегося оборудования Список реквизита по сценам Список декораций и интерьеров по локациям Заключение. Приложение 1. Фото главного героя Приложение 2. Статья о главном герое Приложение 3. Карта города Приложение 4. Архивное фото 1902 г   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35    

 

Приложение 4

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный институт культуры »  

ФИО обучающегося:

Факультет:          театра, кино и телевидения

Кафедра:              режиссуры кино и телевидения

Форма обучения: очная

Направление (специальность): 55.05.01 Режиссура кино и телевидения

Группа:                 № 504 ТВ

Наименование видеоработы:

ФИО руководителя:

Должность:

Ученая степень (звание):

Приложение 5

Образец акта о внедрении

( акт о внедрении оформляется на фирменном бланке организации )


АКТ ВНЕДРЕНИЯ


Приложени е 6

 

Печать не требуется)

ФИО обучающегося

Факультет театра кино и ТВ / (или Институт заочного обучения)

Форма обучения очная (заочная)

Направление (специальность) 55.05.01 «Режиссура кино и телевидения»

Группа

ФИО рецензента

Место работы

Должность

Ученая степень (звание) (если имеется)

Актуальность темы ВКР.

Характеристика содержания ВКР. (Теоретический уровень подготовки ВКР, глубина

проработки материала, полнота раскрытия и охвата исследуемой темы, качество освоения профессиональных приемов кино и теле производства. Структура, логика и стиль изложения представленного материала. Другие параметры из области индустрии по специализации режиссуры кино и ТВ)

Общая оценка ВКР

 

 

Дата                                               Подпись                             (И.О.Фамилия)

Приложение 7

Приложение №7-А

Лист проверки ВКР

параметр соответствие Примечание
1 Титульный лист соответствует образцу в РПД ВКР
2 Наличие отзыва руководителя
3 Наличие рецензии
4 Наличие характеристики
5 Наличие двух ДВД-дисков с видеоработой и одного СД-диска с текстом теоретической части ВКР. Диски подписаны на внешней поверхности как титульный лист
6 Технические требования видеозаписи соответствуют РПД по ВКР
7 Все разделы теоретической части (пояснительной записки) ВКР соответствуют требованиям настоящей РПД
8 Технические параметры практической части (видеозаписи) ВКР соответствуют требованиям настоящей РПД
9 Оформление ВКР соответствует требованиям настоящей РПД
10 Процент оригинальности текста ВКР соответствует требованиям настоящей РПД
11 Практическая часть соответствует теоретической
12 Хронометраж видеоработы соответствует заявке
13 Качество выполнения работы соответствует требуемому уровню для ВКР

 

Подпись научного руководителя ВКР

 

Подпись заведующего кафедры

 

 

Приложение 9

Образец эфирной справки

( оформляется на фирменном бланке организации )

 

ЭФИРНАЯ СПРАВКА

Приложение 10

Образец режиссерского сценария

(оформляется во время подготовительного периода до начала съёмок)

Фильма «КОТЁНОК»

 

№ КА Д Р А крупность плана и способ съемки Хроно метраж Описание кадра: Место (ИНТ или НАТ), время года, время суток, погода, съемочный объект (локация), описание действия, диалоги Синхронность звука, шумы, музыка Реквизит, декорации, костюмы, грим и др. Техника, Транспорт и т.д. Прим.
1 КР ПНР снизу вверх субъективно 16 сек НАТ (натура) Лето. Утро. Ясно   Двор возле крыльца дома Петровича..   Мы видим зелёную траву, затем чьи-то ноги, камера поднимается, видно лицо Петровича, который сидит на корточках Интершум ветра в траве, звуки деревни Мангал, дрова, бревна, спецодежда деревенского тракториста Кинокран, фотоаппарат CANON 5D MII, объектив 24-105, отражатели, звуковая пушка с рекордером Микроавтобус для оборудования и группы  
2 КР Статика Ракурс сверху вниз 5 сек Котенок смотрит на Петровича. Титр «КОТЁНОК» Крик петуха Рыжий котенок, кошачий корм, клетка   Пригласить ветеринара
3 СР  статика,     внутрикадровый 12 сек Петрович смотрит на котёнка. За забором появляется Анатолий: - Здорово Петрович! Петрович: - Здорово Толик, о тебе как раз думал. Котенок – лучик от солнца нужен? Синхр. звук Поленница дров Борода для Анатолия. Телогрейка, вымазанная краской   Легковой автомобиль в 7:00 за актёром. Рекордер, пушка Привезти актера и пастижера в 8:00 для грима
4              

 

 

                                                                                             

Приложение 11

Образец календарно-постановочного плана

(Хронология производственного плана работы над фильмом, составляется до начала съёмочного периода. КПП должен включать в себя все основные периоды работы над фильмом - подготовительный, съёмочный, монтажно-тонировочный. В таблице ниже внесён только съемочный период, образец написания остальных периодов смотреть в тексте РПД выше).

Календарно – постановочный план

Съёмочного периода

Приложение 12

Образец вызывных листов

(по ним регламентируется каждый рабочий съёмочный день, лист составляется накануне съемочного дня и рассылается всем участникам съемочной группы)

Вызывной лист №15

Приложение 13

Образец монтажного листа (микрофонной папки)

с расшифровкой каждого кадра

(оформляется послеокончательногомонтажа фильма):

Монтажный лист (микрофонная папка)

Приложение 14

Приложение 15

 

Образец оформления служебного титра перед видеоработой.

       Выполняется белыми буквами на черном фоне.

Факультет театра, кино и телевидения

Тема видеоработы

(Формулировка темы должна совпадать с пунктом 1.3. Примерные темы ВКР)

1. Телевизионный проект (ток-шоу, цикловая программа, тележурнал и т.п.).

2. Телевизионный короткометражный неигровой (документальный) фильм.

3. Телевизионный короткометражный игровой (постановочный) фильм.

4. Аудиовизуальное произведение иных жанров и видов кино-теле-искусства.

 

Хронометраж: …мин. ...сек.

Руководитель:    должность     ученая степень, звание Ф. И. О. полностью Выполнил студент:  № группы, ___ курса,   очной (или заочной) формы обучения  Ф. И. О. полностью

Челябинск, 20..


 Лист изменений в требованиях и методических указаниях


По выполнению ВКР

 

В требования и методические указания по выполнению ВКР по направлению подготовки / специальности 55.05.05 «Режиссура кино и телевидения» внесены следующие изменения и дополнения:

 

Учебный год Реквизиты протокола Номер и наименование раздела, подраздела Содержание изменений и дополнений
2017–2018 Протокол № 3 от 26.10.2017   2.1. 2.11. Дополнены требования к написанию: - введения ВКР - режиссёрской экспликации ВКР
2018–2019 Протокол №___ от дд.мм.гггг    
2019–2020 Протокол №___ от дд.мм.гггг    
2020–2021 Протокол №___ от дд.мм.гггг    

 


 

Учебное издание

 

 

Автор: Николай Валерьевич Тележников

 

 


ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

КОД И НАИМЕНОВАНИЕ:

требования и методические указания по выполнению

 

Уровень высшего образования: специалитет

Программа подготовки: специалитет

Специализация:

«Режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм, педагог»

Квалификация: «Режиссёр телевизионных программ. Педагог»

 

 

Печатается в авторской редакции

 

 

Подписано к печати

Формат 60х84/16                                                                                    Объем        п. л.

Заказ                                                                                                         Тираж 100 экз.

 

 

Челябинский государственный институт культуры

454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36 а

Отпечатано в типографии ЧГИК. Ризограф

 

выпускная квалификационная работа

По специальности

Дата: 2019-03-05, просмотров: 274.