Выпускная квалификационная работа
По специальности
Режиссура кино и телевидения
требования и методические указания по выполнению
Челябинск
ЧГИК
2017
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
« Челябинский государственный институт культуры »
Факультет театра, кино и телевидения
Кафедра режиссуры кино и телевидения
Выпускная квалификационная работа
ПО специальности
Режиссура кино и телевидения
требования и методические указания по выполнению
Уровень высшего образования: специалитет
Программа подготовки: специалитет
Специализация:
«Режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм, педагог»
Квалификация:
«Режиссёр телевизионных программ. Педагог»
Челябинск
ЧГИК
201 7
УДК 791.43 (073)
ББК 85.374 Я 73
В92
Требования и методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы подготовлены в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения.
Структура требований и методических указаний по выполнению выпускной квалификационной работы разработана в соответствии с п. 22 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013) и Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 636 от 29.06.2015).
Автор-составитель: Н. В. Тележников, заведующий кафедры режиссуры кино и телевидения ЧГИК.
Требования и методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, как составная часть ОПОП рекомендована на заседании совета факультета театра, кино и телевидения к рассмотрению экспертной комиссией, протокол № 5 от 13.02.2017.
Экспертиза проведена 24.02.2017, акт № 2017/РКТ РТП
Срок действия требований и метод. указ. по выполнению ВКР продлен на:
Учебный год | Совет факультета | № протокола, дата утверждения |
2017–2018 | ||
2018–2019 | ||
2019–2020 | ||
2020–2021 |
В92 | Выпускная квалификационная работа по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения: требования и метод. указ. по выполнению, уровень высшего образования специалитет, программа подготовки: специалитет, специализация «Режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм, педагог», квалификация: «Режиссёр телевизионных программ. Педагог» / авт.-сост. Н. В. Тележников; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск: ЧГИК, 2017. – 67 с. – (ФГОС ВО версия 3+). Требования и методические указания по выполнению ВКР включают фонд оценочных средств; описание материально-технической базы, перечень информационных технологий, характеристику основных этапов выполнения ВКР и ее структуры, перечень рекомендуемой литературы и ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет. |
© Челябинский государственный
институт культуры, 2017
Содержание
Аннотация | 5 |
Часть I. Требования по выполнению ВКР | 6 |
1. Фонд оценочных средств | 6 |
1.1. Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения основной профессиональной образовательной программы, проверяемые на защите ВКР | 6 |
1.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания (критерии оценки результатов защиты ВКР) | 7 |
1.2.1. Описание показателей и критериев оценивания компетенций | 7 |
1.2.2. Шкала оценивания (критерии оценки результатов защиты ВКР) | 12 |
1.3. Примерные темы ВКР | 13 |
1.4. Методические материалы, определяющие процедуры подготовки ВКР и оценивания ее результатов в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы | 13 |
2. Описание материально-технической базы, необходимой для подготовки и защиты ВКР | 18 |
3. Перечень информационных технологий, используемых при подготовке ВКР и ее защите, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем. | 19 |
Часть II. Методические указания по выполнению ВКР | 2 0 |
| 20 25 34 34 36 38 42 44 47 48 49 50 51 52 53 56 57 58 59 6062 63 6566 |
Аннотация
1 | Вид выпускной квалификационной работы | Законченная самостоятельная разработка, направленная на решение профессиональных задач |
2 | Цель | Определение соответствия результатов освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки |
4 | Коды формируемых компетенций | ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.4 |
5 | Общая трудоемкость государственной итоговой аттестации составляет | в зачетных единицах – 9 в академических часах – 324 в неделях – 6 |
6 | Разработчики | Н. В. Тележников, заведующий кафедры режиссуры кино и телевидения ЧГИК. |
Часть I. Требования по выполнению ВКР
Фонд оценочных средств
Таблица 1
Результаты освоения ОПОП ( содержание компетенций и коды) | Показатели сформированности компетенций ( пороговый уровень) | Критерии оценивания уровня сформированности компетенций |
Общекультурные компетенции
Шкала оценивания
( критерии оценки результатов защиты ВКР)
Таблица 2
Оценка по номинальной шкале | Критерии оценки результатов защиты ВКР |
Отлично | Выставляется выпускнику за высокий уровень готовности к выполнению всего спектра задач профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВО специальности, проявляющийся в знаниях, умениях, навыках и профессионально значимых личностных качествах выпускника, выраженных в личных достижениях в процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы. Теоретическая часть ВКР содержит большую часть элементов структуры ВКР в виде грамотно изложенной теоретической базы, содержательный анализ практического материала; характеризуется логичным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. Объем оригинальности текста выше 70 %. Допустимый процент использования каждого источника 10 % не превышен. Ссылок на коллекции готовых студенческих работ нет (или их использование обосновано в отзыве научного руководителя). Практическая часть ВКР отвечает техническим требованиям к ВКР. Видеоработа соответствует уровню, предъявляемому вещательными телеканалами и отборщиками кино и теле фестивалей. При защите работы обучающийся показывает глубокие профессиональные знания, свободно оперирует терминологией и специализированной лексикой, во время защиты способен ясно обосновать свои режиссерские решения; свободно и полно отвечает на поставленные вопросы. В отзыве и рецензии отсутствуют серьёзные замечания. |
Хорошо | Теоретическая часть ВКР носит значительную часть элементов структуры ВКР, достаточно грамотно изложена теоретическая база и выполнен достаточно содержательный анализ практического материала; ВКР характеризуется в целом последовательным изложением материала, выводы по работе носят правильный, но не вполне развернутый характер. Объем оригинальности текста соответствует допустимому уровню 60 %. Допустимый процент использования каждого источника 10% не превышен. Ссылок на коллекции готовых студенческих работ нет (или их использование обосновано в отзыве научного руководителя). Практическая часть ВКР отвечает техническим требованиям к ВКР. Видеоработа в целом соответствует уровню, предъявляемому вещательными телеканалами и отборщиками кино и теле фестивалей. При защите работы обучающийся показывает знания вопросов темы, умеет пользуясь полученными знаниями доказать свою точку зрения, а во время защиты использует терминологию и знания технологи кино и теле производства материал. ВКР не содержит грубых ошибок; Студент без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы. В отзыве (рецензии) есть незначительным замечания. |
Удовле-творительно | Теоретическая часть ВКР содержит достаточное количество элементов настоящей программы, но характеризуется поверхностным и недостаточно критическим анализом. Рекомендации и предложения слабо аргументированы. Выводы и заключение по ВКР носят формальный характер. В литературном стиле и оформлении работы имеются погрешности. Объем оригинальности текста ниже допустимого уровня 60%. Допустимый процент использования каждого источника 10% превышен. Есть ссылки на коллекции готовых студенческих работ (их использование в отзыве научного руководителя не обосновано). Практическая часть ВКР отвечает не всем техническим требованиям к ВКР. Видеоработа частично соответствует уровню, предъявляемому некоторыми региональными вещательными телеканалами и отборщиками небольших кино и теле фестивалей. Студентом проявлена неуверенность во время защиты. |
Неудовле-творительно | Уровень содержания теоретической части ВКР и ее оформление ниже пороговых требований по действующей балльной системе оценок. Объем оригинальности текста значительно ниже минимально допустимого уровня 50%. Допустимый процент использования каждого источника 10% значительно превышен. Есть ссылки на коллекции готовых студенческих работ (их использование в отзыве научного руководителя не обосновано). Практическая часть ВКР не отвечает техническим требованиям к ВКР. Видеоработа не соответствует уровню, предъявляемому вещательными телеканалами и отборщиками кино и теле фестивалей. Уровень выполнения практической работы ниже предъявляемых минимальных требований к ВКР |
Примерные темы ВКР
1. Телевизионный проект (цикловая программа, тележурнал, ТВ-шоу и т.п.)
Тематика ВКР.
Темы ВКР определяются выпускающей кафедрой Режиссуры кино и телевидения. В течение трёх месяцев заключительного года обучения обучающимся предоставляется право выбора темы из предложенного перечня. Особую ценность в этом перечне представляют темы ВКР, заказанные или предложенные для разработки организациями (предприятиями).
При выборе темы обучающийся учитывает личные профессиональные интересы, возможность практического использования полученных в процессе обучения знаний и собственную исследовательскую инициативу. При этом обучающийся вправе предложить свою тему, обосновав необходимость и целесообразность ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности.
Не позднее чем за 6 месяцев до даты начала государственной итоговой аттестации приказом «Об утверждении тем выпускных квалификационных работ на 20.. – 20.. уч. год», подписанным руководителем образовательной организации, за обучающимся (несколькими обучающимися, выполняющими ВКР совместно) закрепляется тема и научный руководитель ВКР из числа работников образовательной организации и при необходимости консультант (консультанты).
Требования к форме и содержанию ВКР
Выпускная квалификационная работа по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, предусмотренная специализацией «Режиссёр телевизионных фильмов, телепрограмм, педагог» и присваиваемой квалификацией «Режиссер телевизионных программ. Педагог» представляет собой самостоятельный и логически завершенный проект, посвященный решению профессиональной задачи: в практической части - создание аудиовизуального произведения, в теоретической части - системный анализ процесса разработки и производства демонстрирующий самостоятельные действия выпускника.
Таким образом ВКР состоит из двух частей:
- практическая часть - телевизионный проект, видеофильм или иное аудиовизуальное произведение продолжительностью от 6 до 26 минут на цифровом носителе.
- теоретическая часть - пояснительная записка, в печатной форме от 30 до 60 листов (возможно и большее количество листов), подготовленная в соответствии с требованиями к структуре ВКР.
Сроки защиты ВКР.
Сроки защиты ВКР определяются календарным учебным графиком соответствующей образовательной программы
(см. http://chgik.ru/sveden/education).
Не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения первого государственного аттестационного испытания распорядительным актом утверждается расписание государственных аттестационных испытаний, в котором указываются даты, время и место проведения государственных аттестационных испытаний, в том числе защиты ВКР. При формировании расписания устанавливается перерыв между государственными аттестационными испытаниями продолжительностью не менее 7 календарных дней.
Допуск к защите ВКР.
К защите ВКР допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по соответствующей образовательной программе высшего образования и получивший положительную оценку на государственном экзамене. К защите ВКР обучающиеся допускаются на основании приказа «О допуске к государственной итоговой аттестации».
Процедура защиты ВКР.
Заседание ГЭК по защите ВКР проводятся председателем комиссии.
Этапы работы над фильмом:
1. Сбор и исследование материалов, относящихся к теме проекта;
2. Проектирование (Девелопмент);
3. Подготовительный период (Предпродакшн);
4. Съёмочный период (Продакшн);
5. Монтажно-тонировочный период (Постпродакшн);
6. Продвижение и распространение фильма (Промоушн и сейл);
7. Подготовка теоретической части ВКР (Пояснительной записки) с соблюдением требований к структуре.
Рекомендации по изучению и структурированию материалов для проекта.
Это поможет увидеть изучаемую тему во всей ее глубине и многоаспектности, оценить разработанность темы в других произведениях и специальной литературе, а в дальнейшем – определить структуру своей ВКР. В ходе изучения материалов - конспекты, рабочие записи, копии следует делать таким образом, чтобы в дальнейшем легко можно было точно и грамотно оформить ссылку на ту или иную цитату.
В процессе работы над материалами, источниками и литературой рекомендуется делать выписки и заметки по фактам, событиям, относящимся к избранной теме, а также давать краткие оценки (резюме) о наличии собственной концепции автора изучаемого произведения, книги или публикации по исследуемому вопросу. В каждой выписке следует точно указывать материалы, источники и литературу с выходными данными, откуда сделаны выписки.
В ходе исследования и изучения источников составляется и согласовывается с научным руководителем ориентировочный план ВКР. Его окончательный вариант составляется после проработки всех основных источников. Дальнейшие изменения в плане необходимо согласовывать с научным руководителем.
Проведение исследования.
Данный этап работы – собственное исследование по содержанию, формам и срокам проведения определяется темой ВКР. Чаще всего уже в самом начале работы, консультируясь с научным руководителем, необходимо продумать цели и задачи создаваемого своего аудиовизуального произведения и, соотнося их с целями и задачами ВКР, определить инструментарий и базу для проведения собственного исследования по теме ВКР.
Базами исследовательской части работы могут быть интернет – сайты, кино и телевизионные компании и т.д.
Уточнение структуры ВКР.
План ВКР, составленный предварительно, на данном этапе уточняется и детализируется в соответствии с имеющимся материалом. Уточненный вариант плана должен быть вновь согласован с научным руководителем.
Исходные предлагаемые обстоятельства
· Режиссерское решение:
- материал (из чего?), который явился основным источником вдохновения для автора, его фантазии или реальность. Из чего сплетается ткань произведения, какие ситуации и случаи из жизни, предметы, объекты наблюдений автора, его размышления и прочее;
- тема (про что?) круг проблем - общих и конкретных, основной мотив, который трогает автора по существу его произведения; (Проблема)
- идея (о чём?) замысел, который хочет донести автор на основе собственного мировоззрения. На основании идеи определяется содержание произведения, его персонажи, способы их существования, их взаимоотношения, место действия, жанр, сюжет, драматургия и все остальные элементы произведения; (Как решить проблему)
- сверхзадача (ради чего?) – цель, ради которой снят фильм. Индивидуальное толкование идеи, в которой проявляется режиссёрский замысел; (Ради чего решать проблему)
· Сквозное действиеи контр-сквозное действие: какие действенные линии борьбы за доказательство сверхзадачи и как они проявляются;
· Коллизии – мелкие конфликты в каждой сцене. Набор коллизий определяет качество и силу главного конфликта.
· Основной конфликт в произведении:
- столкновение каких интересов идёт в произведении, кто и за что борется;
- внешний конфликт – определить из списка главный внешний конфликт и второстепенные, и подробно объяснить свой выбор: (персонаж-персонаж, персонаж - группа, персонаж - социальная среда, группа-группа, персонаж - метафизические явления);
- внутренний конфликт – определить из списка главный внутренний конфликт и второстепенные, и подробно объяснить свой выбор: (социальный, нравственный, идейный, религиозный, политический, бытовой, семейный, метафизический, с самим собой, между объективным и субъективным и т.д.);
- определить три круга конфликта (большой – время, эпоха, страна; средний – семья, группа, конкретное место; малый – сейчас, в этом месте и мизансцене) – выбрать из трёх главный круг для данного фильма и подробно объяснить свой выбор;
- проявления конфликта - указать, какими конкретно визуальными и другими средствами конфликт проявлен в фильме (например: музыка, шум, звук, свет, цвет, спецэффекты, стиль и манера съемки и монтажа, особенности актёрской игры, сценография, кино-мизансцены, декорации, предметный мир и т.д.);
· Обоснование выбранного автором жанра фильма;
· Стилевая характеристика фильма (выбранные автором предпочтения в том, как происходит действие и как его показывать (возможно, указание референсов – отсылок к подобным произведениям кино, ТВ, фото, изобразительного, музыкального и других видов творчества, какого-либо из течений и направлений в искусстве);
· Описание фактуры фильма. Описать каждый эпизод (характеристика качеств поверхностей и объектов, декораций, реквизита, интерьеров, костюмов с описанием (например: брошенные заводы, обшарпанные дома, тёмные арки; или мебель 19-го века, отполированный наборный паркет, известковая побелка на стенах с висящими коврами советского времени и т.д.);
· Описание атмосферы фильма, в котором живут и действуют персонажи.
· Основные развивающиеся образные доминанты и лейтмотивы, которые служат раскрытию основной темы фильма;
· Художественные приёмы , используемые в фильме.
Например, в неигровом кино:
Поэтико-экспериментальное кино
- через субъективное впечатление, ассоциативный ряд, бессвязные действия, рваный монтаж
- в центре внимания режиссёра образы и эстетика
- содержание уходит на второй план
- создается настроение за счет цвета, света, фактуры, звука, ритма
Публицистический фильм
- разъяснительный характер, предоставляют информацию по какой-то конкретной теме или историческому событию
- используется закадровый текст
- видеоматериал призван иллюстрировать, подтверждать слова
- важную роль играет авторский закадровый текст, задача которого представить логические и веские аргументы, способные убедить зрителей
- авторитет диктора («голос Бога»), т.к. комментарий должен звучать «объективно» и всезнающе.
Длительное наблюдение
- непрерывная съемка объектов без вмешательства автора
- нет интервью в привычном смысле
- как правило, не используется музыка
- нет закадрового комментария, который интерпретировал бы изображение и таким образом управлял зрительским вниманием
- комментарий используется только там, где он необходим, чтобы что-то пояснить
Мокьюментари
— заставить зрителя не принимать всю информацию на веру, анализировать окружающую реальность. Мокьюментари учит быть бдительным, скептически относиться к окружающим событиям и замечать несостыковки. Псевдодокументальное кино.
Личная документалистика
Автор — главный объект исследования, регистрирует свою жизнь на пленку, а потом пытается осмыслить ее у нас на глазах. Определенным образом смонтированные кадры подкреплены как бы дневниковыми записями, которые автор читает за кадром. Такое кино сильно личное, нетрадиционное, возможно с элементами поэтического или экспериментального кино.
Докудрама (англ. Docudrama, также иногда «Документальная драма» (англ. Documentary drama)) — современный популярный «гибридный» жанр игрового кино, делающий упор на воспроизведение исторических событий силами драматических актёров, но внешне подающийся в форме документального или научно-популярного фильма. Наибольшее количество докудрам традиционно создаётся на телевидении. Разновидность докудрамы – вербатим.
А также методы съемки документального кино:
Метод прямой или репортажной съемки
Метод наблюдения
Привычная камера
Скрытая камера
Художественная реконструкция
Компьютерная графика
Другие методы
Монтажные и драматургические приемы:
Сопоставление и аналогия
Параллельный монтаж
Переключение эмоциональных регистров
Рефрен
Кольцевая композиция
Способ повествования (авторское, коллективное, или фильм-монолог героя)
Введение «сквозного» героя, персонификация
Другие приёмы.
В игровом кино:
Мизанабим (фильм в фильме)
Четвёртая стена (псевдореалистичность действия)
Точка зрения
Зум
Транс-трев
Голландский угол
Сплит-скрин
Флэш-бэк
Взгляд бога (сверху)
Полиэкран
Камео (известные люди играют себя)
Длинный кадр
Субъективная камера
Преимущественные крупности
Тишина – как источник напряжения
Первый и последний кадры
Визуальные совпадения
Течение времени
Саспенс
Дорисовка
Проекция
Заявочные (адресные) планы сцен
Симметрия
Интерактивный свет
Съемка в особых условиях
Симметрия
Характер движения камеры
Операторские техники
Монтажные техники
Техники повествования
Метафоры и художественные тропы
Другие приемы…
12. Экспликация для художника. Художественное решение оформления видеоработы (творческие, технические и производственные предложения по поводу декораций, костюмов, оформления постановки, выбора натурных мест съёмок и др. А также оформление видео компьютерной графикой. Приложить эскизы);
13. Раскадровки (киномизансцены, мизанкадры) (создаютсядоначала съёмок фильма). Раскадровки следует оформить в виде последовательности из схематического изображения содержания кадров. Из раскадровки должны быть понятны крупность, ракурс, композиционное решение и, при необходимости, движение камеры.
Кадры должны быть названы и пронумерованы в соответствии с эпизодами и сценами режиссёрского сценария.
Впоследствии, во время съемочного периода, раскадровки можно использовать как съемочные листы при маркировке отснятых сцен.
(Раскадровки сканировать и вложить в качестве приложения к ВКР).
14. Схемы (вид сверху) съемочных площадок по каждой локации, где указать расстановку осветительных приборов, положение камеры, декораций, реквизита, героев, и др. (Выполнить на отдельных листах и подшить в качестве приложения к ВКР).
15. Экспликация для оператора. Описание характеристики каждой сцены видео-работы, с точки зрения операторской работы.
Указать для каждой сцены фильма:
композиционные решения кадров;
световые схемы, стилистику освещения, используемые световые приборы;
цветовые решения, основные визуальные доминанты, колористические решения;
оптические особенности, объективы;
ракурсы и оригинальные точки зрения;
операторские приёмы;
динамика съёмки (например: статика или движение. Описать характер движения камеры, с помощью какого оборудования);
описать производственно-техническую подготовку, которую необходимо провести операторской группе до работы над фильмом;
перечислить в таблице применяемое киносъемочное и световое оборудование.
16. Экспликация для колориста. Описание колористического решения фильма (в целом фильма и отдельно каждого эпизода, а также цветовая детализация объектов и цветовые доминанты);
17. Экспликация для звукорежиссёра. Звуковое решение видеоработы (голос, шумы, музыка – соотношение и динамика взаимодействия звука в соответствии с режиссерским решением. При написании композитором специальной музыки приложить партитуры);
18. Досье на героев (в неигровом фильме – реальные факты из жизни героя особенности его характера, психологический портрет, в игровом – соответственно придуманные автором, позволяющие представить полноценный образ человека);
I. Подготовительный период.
1. Написание сценария – 10 дней.
2. Подбор материалов и подготовка режиссерского сценария – 20 дней.
3. Формирование съемочной группы – 20 дней.
4. Кастинг – 10 дней.
5. Подбор локаций – 10дней.
6. Написание календарного плана и сметы – 10 дней.
7. Подготовка группы к работе – 10 дней.
8. Репетиции – 10 дней.
9. Заключение договоров – 5 дней.
Итого подготовительный период – 105 дней.
II. Съемочный период, (рассчитан в примере, для съемок в шести локациях).
1. Переезды съемочной группы – 6 дней.
2. Освоение объектов – 6 дней.
3. Съемка объектов – 12 дней.
Итого съёмочный период – 24 дня.
Каждый день съемочного периода в календарно-постановочном плане для съёмочного периода должен быть подробно описан: количество участников группы, маршрут передвижения, количество машин, авиа- и/или железнодорожных билетов и т.д. (см. Приложение № 11)
План продвижения и распространения фильма (Промоушн и сейл)
Разработка плана публикации видеоработы (показ на телевидении, в кинозале, на фестивалях, на интернет-канале и т.д.).
33. Заключение. Анализ процесса производства выпускной квалификационной работы на всех этапах производства (подготовительный период, производственный период, монтажно-тонировочный период и другие) с анализом трудностей и способов их преодоления, допущенных ошибок. А затем вывод: что из задуманного удалось реализовать, что – нет, и по каким причинам (3-5 стр.).
Заключение представляет собой не просто перечень полученных результатов съёмок фильма, а их итоговый синтез, т. е. формулирование того нового, что внесено в понимание процесса кино или теле-производства. Нужно синтезировать основные результаты и оформить их в виде нескольких тезисных положений (возможна нумерация). Их последовательность определяется логикой построения работы, т. е. напрямую связана с поставленными задачами, сформулированными ранее. Указывается новизна, теоретическая значимость и практическая ценность созданного аудиовизуального произведения. Могут быть намечены перспективы дальнейшего продолжения работы в этой области кино- или теле- индустрии.
Теоретическую часть ВКР возможно дополнять различными приложениями (рисунками, фотографиями, ксерокопиями статей, и т.п.)
3.1. Требования к оформлению практической части (видеоработы)
Примерная продолжительность практической части (видеоработы):
от 10 до 20 минут.
Практическая часть ВКР (видеофильм) должна быть записана цифровым способом на компакт-диски. Диски должны быть подписаны на самом диске по лицевой стороне также как титульный лист, вложены в подписанные файл-конверты и подшиты к папке с теоретической части ВКР.
- Два DVD -диска с ВКР (копии) в видеоформате (H.264/MPEG4/FullHD 1920/1080р/25, битрейт 10-15 мБит/с, звук: stereo 48 кГц)
- CD-диск с файлом, содержащим текст ВКР (пояснительной записки)
- Флеш-карта в видеоформате (H.264/MPEG4/FullHD 1920/1080р/25, битрейт 10-15 мБит/с, звук: stereo 48 кГц) для показа во время защиты ВКР.
Правила оформления практической части (видеоработы):
1. Видеоработа должна начинаться со служебного титра - разборчивый текст белыми буквами на чёрном поле с информацией, совпадающей с титульным листом теоретической части ВКР (название ВУЗа и кафедры, название видеоработы, вид задания, хронометраж, Ф.И.О. студента, номер группы, научный руководитель, Челябинск, год) (образец см. Приложение 15) 10 сек.
2. 3 секунды черного поля,
3. Сама видеоработа (включая все внутренние дизайн-титры),
4. © Copyright ГОД ЧГИК, (белые буквы на черном фоне внизу экрана),
5. 3 секунды черного поля,
6. Все звуковые дорожки должны быть сведены в режиме «Stereo»,
7. Внешняя поверхность всех Дисков (ДВД - с видеоработой и СД - с теоретической работой), а также файлы, записанные на дисках, должны быть также подписаны как титульный лист, (название видеоработы, вид задания, хронометраж, Ф.И.О. студента, номер группы, название ВУЗа и кафедры, руководитель, год) (возможны сокращения для экономии места).
Технические требования к практической части (видеоработе):
Требования, предъявляемые к качеству звука:
1. Динамический диапазон звука в видеоработе не должен превышать 40 ÷ 45 дБ, это означает, что:
- максимальный уровень не выше -2 дБ (квазипиковые значения возможны до 0 дБ, но не более 3 раз в мин.)
- минимальный уровень не ниже - 45 дБ
2. Уровень речевой фонограммы
- в информационной видеоработе в интервале от - 6дБ (70%) до -2 дБ (90%)
- в художественной видеоработе в интервале от -14дБ(20%) до -2 дБ (90%)
3. Уровень музыкальной фонограммы
- фоновая музыка (под речь) в интервале от - 25дБ (5%) до -14 дБ (20%)
- музыка оформления (без речи) в интервале от - 14дБ (20%) до -6 дБ (50%)
4. Допускается небольшие отклонения от рекомендованных параметров:
- кратковременное завышение квазипикового уровня на 3 дБ от максимально допустимого не более 3-х раз в минуту.
- занижение минимальных уровней на время до 3 сек.
5. Фонограмма не должна содержать помехи в виде фона и шума свыше -40 дБ
6. Субъективно по звуку должен быть выполнены требования:
- верно выстроен баланс между репликами, музыкой и шумами
- отсутствовать заметные на слух искажения (нелинейные, частотные, фазовые), если это не соответствует режиссёрскому замыслу
- отсутствовать пропадания части текста или музыкальной фразы
- отсутствовать помехи и фон, мешающий восприятию
- не нарушаться стереофонический баланс, не изменяться положения сторон.
Требования предъявляемые к качеству изображения:
1. Высокая четкость изображения.
2. Хорошая цветовая насыщенность и правильная передача цветов.
3. Отсутствие шумов и помех на изображении.
4. Отсутствие микропланов (изображений или черных кадриков, продолжительностью 1-2 фрейма)
5. Читаемость титров. Вертикальный размер шрифта – не менее 3,5 % от телевизионного поля изображения (20 пикселей).
6. Уровень усиления видео сигнала в диапазоне IRE от 0 до 100 ед.
3.2. Требования к оформлению теоретической части
(пояснительной записки)
Общие положения:
· набор текста на компьютере на одной стороне листа. Текст на иностранных языках должен быть целиком или напечатан, или вписан от руки. Сочетание того и другого не допускается;
· формат – А4, цвет бумаги – белый;
· тип шрифта – Times New Roman (не допускается использовать шрифт разных гарнитур);
· размер шрифта (кегль) – 14 (в таблицах – 12);
· междустрочный интервал – полуторный (в таблицах – одинарный);
· размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см;
· нумерация страниц – в нижнем колонтитуле по центру арабскими цифрами, на титульном листе и в оглавлении номер страницы не ставится, хотя они входят в общий объем страниц ВКР;
· заголовки – по центру, без переносов и без точки в конце, с полужирным выделением, без отступа красной строки;
· основной текст – выравнивание по ширине, абзацный отступ – 1,25 см;
· переносы слов в тексте (за исключением заголовков) – обязательны;
· выделение фрагментов текста – полужирным, курсивом, разрядка, подчеркивание (одновременно использовать подчеркивание и другие виды выделения не следует);
· приложения к ВКР – имеют нумерацию и название;
· каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же относится и к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку использованных источников и литературы, приложениям, указателям и т. п.;
· оформление титульного листа ВКР – (см. Приложение 2), оглавления – (см. Приложение 3).
В тексте ВКР не должно быть сокращений. Если в работе многократно используются устойчивые словосочетания, например, телевидение - ТВ, их можно заменить аббревиатурой. При первом упоминании устойчивого словосочетания в скобках приводится аббревиатура, при последующих употреблениях аббревиатура приводится без каких-либо пояснений.
Общий объем ВКР – от 30 до 60 страниц (без приложений),
(возможен и больший объем).
ВКР должна быть представлена в двух экземплярах: один экземпляр представляется в печатной форме, в сброшюрованном или переплетенном виде, второй – на электронном машинном носителе (CD-диске), полностью повторяющем печатный вариант работы и подписанном на лицевой стороне диска и сам записанный файл так, как титульный лист.
Оформление иллюстративного и справочного материалов, таблиц.
Иллюстрации (схемы, графики, таблицы и пр.) помещаются в тексте работы сразу после ссылок на них, сопровождаются подписями и нумеруются.
Например:
Рис. 1. Комната героини
Рис. 2. Портрет героини
Рис. 3. Эскиз костюма героини в сцене «Объяснение героя и героини»
Схема 4. Схема съемочной площадки на локации «Комната героини»
Схема 5. Структура производственного процесса фильма «Он и она»
Схема 6. Архитектоника фильма «Он и она» (построение по Аристотелю)
Таблица как форма представления данных применяется в ВКР при изложении цифровой или словесной информации о нескольких объектах по ряду признаков для лучшей наглядности и сравнения показателей.
Таблица имеет два уровня членения: вертикальный (графы) и горизонтальный (строки). Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически согласовывают с заголовками. В заголовках и подзаголовках граф и строк таблицы употребляются только общепринятые сокращения и условные обозначения. Графы таблицы должны быть пронумерованы, если таблица располагается более чем на одной странице. Каждая таблица имеет заголовок, который печатают посередине страницы. Над заголовком справа печатаются с прописной буквы слово «Таблица» и ее порядковый номер. Ссылка на таблицу внутри текста имеет следующую форму: (см. табл. 5, с. 17).
Иллюстративные материалы, занимающие много места в ВКР (например, таблица или схема на нескольких страницах или цветные вкладки, фотографии и т.п.), могут быть вынесены в приложения, а также оформлены в виде плакатов и использованы при защите ВКР.
Содержание включает названия всех структурных разделов работы с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти разделы и помещается сразу за титульным листом (см. Приложение 3).
Список использованной литературы является обязательным элементом аппарата ВКР. Дает возможность определить полноту охвата источников и литературы по теме и таким образом позволяет судить об уровне проведенного исследования. В список включают описания опубликованных, неопубликованных и архивных материалов. Как правило, издания научно-популярного и учебного характера (за исключением учебников, отражающих историографию темы) в список не включаются.
Библиографические описания документов (текстовых и электронных ресурсов) в списке использованной литературы располагаются в строгом алфавите авторов и заглавий. Требования к расположению неопубликованных, архивных и прочих документов в списке определяются выпускающей кафедрой.
Библиографические описания составляют в соответствии с действующими стандартами: ГОСТ 7.80–2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7. 0.12–2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила».
Приложение. В приложения входят: рецензии, отзывы, характеристики, рисунки, графические изображения, сканы, фотографии, резюме, краткая творческо-биографическая справка и другие документы.
Приложение 1
Приложение 2
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Челябинский государственный институт культуры»
Факультет театра, кино и телевидения
Тема видеоработы
(Формулировка темы должна совпадать с пунктом 1.3. Примерные темы ВКР)
Хронометраж: …мин. ...сек.
| Выполнил студент: | ||
Подпись студента | № группы, ___ курса, | ||
| очной (заочной) формы обучения | ||
| Ф. И. О. полностью | ||
| |||
Подпись научного руководителя | Научный руководитель: | ||
| должность | ||
| ученая степень, звание | ||
| Ф. И. О. полностью | ||
Процент оригинальности текста |
| ||
| Рецензент: | ||
| должность, | ||
Подпись зав. кафедрой РКТ | ученая степень, звание | ||
Ф. И. О. полностью | Ф. И. О. полностью | ||
|
| ||
|
Челябинск, 20
Приложение 3
Образец оформления содержания ВКР (страницы указаны примерно)
(В приведённом примере содержания могут быть изменены некоторые пункты, в зависимости от выполняемой работы)
Содержание
Введение. Краткая аннотация к фильму (логлайн) Сюжетно-фабульная конструкция (синопсис). Поэпизодный план Обоснование выбора темы, Производственная заявка Паспорт съемочной работы Сценарий. Литературно-художественный материал Режиссёрский сценарий Режиссерская экспликация Художественное решение оформления видеоработы Операторская экспликация Раскадровки сцен Схемы (вид сверху) съемочных площадок Экспликация цветоколористического решения фильма Звуковое решение видеоработы Досье на героев КПП - календарно-постановочный план Вызывной лист Монтажный лист (микрофонная папка) Краткая статистическая сводка трудозатрат Смета производства Список использованных в фильме футажей и изображений Список использованных архивных материалов Список музыкальных произведений Список использованных шумовых библиотек и шумов Список всего использовавшегося оборудования Список реквизита по сценам Список декораций и интерьеров по локациям Заключение. Приложение 1. Фото главного героя Приложение 2. Статья о главном герое Приложение 3. Карта города Приложение 4. Архивное фото 1902 г | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 |
Приложение 4
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный институт культуры » |
ФИО обучающегося:
Факультет: театра, кино и телевидения
Кафедра: режиссуры кино и телевидения
Форма обучения: очная
Направление (специальность): 55.05.01 Режиссура кино и телевидения
Группа: № 504 ТВ
Наименование видеоработы:
ФИО руководителя:
Должность:
Ученая степень (звание):
Приложение 5
Образец акта о внедрении
( акт о внедрении оформляется на фирменном бланке организации )
АКТ ВНЕДРЕНИЯ
Приложени е 6
Печать не требуется)
ФИО обучающегося
Факультет театра кино и ТВ / (или Институт заочного обучения)
Форма обучения очная (заочная)
Направление (специальность) 55.05.01 «Режиссура кино и телевидения»
Группа
ФИО рецензента
Место работы
Должность
Ученая степень (звание) (если имеется)
Актуальность темы ВКР.
Характеристика содержания ВКР. (Теоретический уровень подготовки ВКР, глубина
проработки материала, полнота раскрытия и охвата исследуемой темы, качество освоения профессиональных приемов кино и теле производства. Структура, логика и стиль изложения представленного материала. Другие параметры из области индустрии по специализации режиссуры кино и ТВ)
Общая оценка ВКР
Дата Подпись (И.О.Фамилия)
Приложение 7
Приложение №7-А
Лист проверки ВКР
№ | параметр | соответствие | Примечание |
1 | Титульный лист соответствует образцу в РПД ВКР | ||
2 | Наличие отзыва руководителя | ||
3 | Наличие рецензии | ||
4 | Наличие характеристики | ||
5 | Наличие двух ДВД-дисков с видеоработой и одного СД-диска с текстом теоретической части ВКР. Диски подписаны на внешней поверхности как титульный лист | ||
6 | Технические требования видеозаписи соответствуют РПД по ВКР | ||
7 | Все разделы теоретической части (пояснительной записки) ВКР соответствуют требованиям настоящей РПД | ||
8 | Технические параметры практической части (видеозаписи) ВКР соответствуют требованиям настоящей РПД | ||
9 | Оформление ВКР соответствует требованиям настоящей РПД | ||
10 | Процент оригинальности текста ВКР соответствует требованиям настоящей РПД | ||
11 | Практическая часть соответствует теоретической | ||
12 | Хронометраж видеоработы соответствует заявке | ||
13 | Качество выполнения работы соответствует требуемому уровню для ВКР |
Подпись научного руководителя ВКР
Подпись заведующего кафедры
Приложение 9
Образец эфирной справки
( оформляется на фирменном бланке организации )
ЭФИРНАЯ СПРАВКА
Приложение 10
Образец режиссерского сценария
(оформляется во время подготовительного периода до начала съёмок)
Фильма «КОТЁНОК»
№ КА Д Р А | крупность плана и способ съемки | Хроно метраж | Описание кадра: Место (ИНТ или НАТ), время года, время суток, погода, съемочный объект (локация), описание действия, диалоги | Синхронность звука, шумы, музыка | Реквизит, декорации, костюмы, грим и др. | Техника, Транспорт и т.д. | Прим. |
1 | КР ПНР снизу вверх субъективно | 16 сек | НАТ (натура) Лето. Утро. Ясно Двор возле крыльца дома Петровича.. Мы видим зелёную траву, затем чьи-то ноги, камера поднимается, видно лицо Петровича, который сидит на корточках | Интершум ветра в траве, звуки деревни | Мангал, дрова, бревна, спецодежда деревенского тракториста | Кинокран, фотоаппарат CANON 5D MII, объектив 24-105, отражатели, звуковая пушка с рекордером Микроавтобус для оборудования и группы | |
2 | КР Статика Ракурс сверху вниз | 5 сек | Котенок смотрит на Петровича. Титр «КОТЁНОК» | Крик петуха | Рыжий котенок, кошачий корм, клетка | Пригласить ветеринара | |
3 | СР статика, внутрикадровый | 12 сек | Петрович смотрит на котёнка. За забором появляется Анатолий: - Здорово Петрович! Петрович: - Здорово Толик, о тебе как раз думал. Котенок – лучик от солнца нужен? | Синхр. звук | Поленница дров Борода для Анатолия. Телогрейка, вымазанная краской | Легковой автомобиль в 7:00 за актёром. Рекордер, пушка | Привезти актера и пастижера в 8:00 для грима |
4 |
Приложение 11
Образец календарно-постановочного плана
(Хронология производственного плана работы над фильмом, составляется до начала съёмочного периода. КПП должен включать в себя все основные периоды работы над фильмом - подготовительный, съёмочный, монтажно-тонировочный. В таблице ниже внесён только съемочный период, образец написания остальных периодов смотреть в тексте РПД выше).
Календарно – постановочный план
Съёмочного периода
Приложение 12
Образец вызывных листов
(по ним регламентируется каждый рабочий съёмочный день, лист составляется накануне съемочного дня и рассылается всем участникам съемочной группы)
Вызывной лист №15
Приложение 13
Образец монтажного листа (микрофонной папки)
с расшифровкой каждого кадра
(оформляется послеокончательногомонтажа фильма):
Монтажный лист (микрофонная папка)
Приложение 14
Приложение 15
Образец оформления служебного титра перед видеоработой.
Выполняется белыми буквами на черном фоне.
Факультет театра, кино и телевидения
Тема видеоработы
(Формулировка темы должна совпадать с пунктом 1.3. Примерные темы ВКР)
1. Телевизионный проект (ток-шоу, цикловая программа, тележурнал и т.п.).
2. Телевизионный короткометражный неигровой (документальный) фильм.
3. Телевизионный короткометражный игровой (постановочный) фильм.
4. Аудиовизуальное произведение иных жанров и видов кино-теле-искусства.
Хронометраж: …мин. ...сек.
Руководитель: должность ученая степень, звание Ф. И. О. полностью | Выполнил студент: № группы, ___ курса, очной (или заочной) формы обучения Ф. И. О. полностью |
Челябинск, 20..
Лист изменений в требованиях и методических указаниях
По выполнению ВКР
В требования и методические указания по выполнению ВКР по направлению подготовки / специальности 55.05.05 «Режиссура кино и телевидения» внесены следующие изменения и дополнения:
Учебный год | Реквизиты протокола | Номер и наименование раздела, подраздела | Содержание изменений и дополнений |
2017–2018 | Протокол № 3 от 26.10.2017 | 2.1. 2.11. | Дополнены требования к написанию: - введения ВКР - режиссёрской экспликации ВКР |
2018–2019 | Протокол №___ от дд.мм.гггг | ||
2019–2020 | Протокол №___ от дд.мм.гггг | ||
2020–2021 | Протокол №___ от дд.мм.гггг |
Учебное издание
Автор: Николай Валерьевич Тележников
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
КОД И НАИМЕНОВАНИЕ:
требования и методические указания по выполнению
Уровень высшего образования: специалитет
Программа подготовки: специалитет
Специализация:
«Режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм, педагог»
Квалификация: «Режиссёр телевизионных программ. Педагог»
Печатается в авторской редакции
Подписано к печати
Формат 60х84/16 Объем п. л.
Заказ Тираж 100 экз.
Челябинский государственный институт культуры
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36 а
Отпечатано в типографии ЧГИК. Ризограф
выпускная квалификационная работа
По специальности
Дата: 2019-03-05, просмотров: 317.