Тема 6 Специфика формирования этики государственной и муниципальной службы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1 Основные характеристики возникновения этики государственной и муниципальной службы

Государственная служба - специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Истоки госслужбы находятся в истоках формирования государства, так в ХХ в. до Н. Э. В Древнем Шумере произошло первое восстание за социальную справедливость против государственного аппарата, там же появились зачатки двухпалатного парламента и этических правил госслужбы.

Древняя Греция и Императорский Рим сыграли большую роль в образовании этики государственной службы как прообразы современных буржуазных государств. В них были подвергнуты анализу природа власти, в философии начали формироваться понятия «власть», «взаимодействие с обществом», «роль права».

Исторические реалии формирования государственной службы в той или иной стране делали этические требования более конкретными, обусловленными историческими реалиями данной страны.

Муниципальная служба - специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения.

Государственная и муниципальная службы предполагают наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий. На разных уровнях государственной и муниципальной служб объем властно-распорядительных полномочий различен.

Этика государственной и муниципальной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей.

В организации госслужбы и муниципальной службы и их функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от служащих моральными качествами.

1. Специфическая форма оплаты труда в муниципальной службе;

2. Её территориальное устройство;

3. Вертикальная выстроенность по направлению деятельности;

4. Особый характер текучести рабочей силы;

5. Особая заинтересованность отдельных слоев населения в деятельности муниципальной службы.

Таким образом, этика как государственного, так и муниципального служащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственные и муниципальные служащие - это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми они  должны обязательно обладать.

2 Роль права в формировании и развитии этики государственной службы

 

Право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами или принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения.

Право и государство имеют как общие черты, так и различия. Общими для них являются следующие:

1 они имеют одну цель, которая выражается в создании организованного общества, функционирующего как единое целое;

2 они обеспечивают взаимосогласованную деятельность структур общества — государственных органов разных уровней, общественных и иных организаций, предпринимательских структур, других формирований и отдельных граждан по единым правилам;

3 их деятельность направлена на обеспечение мира и согласия в обществе, разрешение конфликтов судебными и иными органами на основе закона, недопущения насилия, противостояния и вооруженных конфликтов, нарушения прав граждан;

4 обеспечивают привлечение правонарушителей к юридической ответственности, восстанавливают законность и правопорядок;

5 на международной арене государство и право данной страны выступают как единое национальное образование, защищают ее независимость и суверенитет, обеспечивают самостоятельное существование и развитие собственной нации, ее культуры и языка.

Государство и право различаются также по нескольким характеристикам:

1 государство — это совокупность государственных органов, должностных лиц, других структур; право представляет собой совокупность норм права, т. е. правил поведения, установленных или утвержденных государством, исполнение которых гарантировано также государством;

2 основные органы современного демократического государства формируются гражданами страны путем выборов; право в основном создается государством, его правотворческими органами, и лишь некоторые наиболее важные законы принимаются гражданами в процессе референдумов;

3 государство в основном действует силовыми, властными методами с помощью своих правоохранительных, судебных и иных органов; право регулирует поведение граждан, других субъектов права, предписывая им определенное поведение;

4 государство является составной частью организационной структуры общества, состоящей кроме государства из политических партий, общественных и иных организаций; право входит в общую систему норм, к которым относятся нормы морали, нравственности, религиозные и иные правила поведения.

 

 

3 Основные функции этикета на государственной и муниципальной службе

Этикет на государственной и муниципальной службе выполняет различные функции. Выделяют:

- информационную функцию;

- функцию стандартизации моделей индивидуального и группового поведения;

- функцию социального контроля и социального влияния;

- функцию создания психологического комфорта.

Нормы этикета информируют о том, как следует вести себя государственному и муниципальному служащему в той или иной конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчинённых. Стандартизируя поведение каждого члена коллектива, этикет помогает им, не задумываясь, порой почти бессознательно, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложнения в отношениях с другими. Следование принятым правилам поведения у каждой из сторон общения укрепляет уверенность в правильности своих действий, рождает самоуважение, создаёт чувство психологического комфорта.

4 Нравственные основы и принципы государственного и муниципального управления

 

Нравственные требования, предъявляемые к государственным и муниципальным служащим можно разделить на 4 группы: группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий

1. Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственного и муниципального служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность - эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину.

2. Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения, определяют обязательное наличие таких качеств как: коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать.

3. Качества, объясняемые «Эффектом аквариума». Это особое положение государственного и муниципального служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная и муниципальная служба - это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение - это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

4. При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной и муниципальной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к служащему как при поступлении на государственную или муниципальную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

5. Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству. Государственный или муниципальный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений.

6. Соблюдение принципов государственной службы.

7. Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по муниципальной должности.

8. Честная служба государству.

9. Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций.

10. Отсутствие в деятельности муниципального служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой.

11. Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия.

12. Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями муниципальной службы.

13. Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды.

14. Не заниматься предпринимательской деятельностью.

15. Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней.

16. Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами; муниципального государственного служащего.

17. Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях.

18. Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности.

19. В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

 

5 Принципы профессиональной этики государственного и муниципального служащего

 

Исходным для профессиональной этики муниципального служащего является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

Принцип гуманизма закрепляет нравственную основу делового этикета. Он конкретизируется в требованиях, обращённых к культуре взаимоотношений и включающих вежливость во всём многообразии её оттенков: корректность, учтивость, любезность, деликатность, тактичность, скромность, точность.

С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, муниципальному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Профессиональная этика муниципального служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

Принцип целесообразности действий - вот то, что во многом определяет поведение муниципального служащего во взаимоотношениях с окружающими в служебной ситуации. Нестандартные служебные и жизненные ситуации постоянно ставят человека перед проблемой выбора модели поведения, опираясь лишь на здравый смысл.

Следующий принцип, на котором основываются требования современного делового этикета - принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика работника учреждения. Некрасивое, лишённое изящества и привлекательности поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих и воспринимается как проявление неуважения к ним.

Уважение к традициям и обычаям каждого народа и следование им - ещё один принцип современного делового этикета. Следование этому принципу избавляет служащего от неприятных минут неловкости, вызванной незнанием особенностей национального этикета страны.

Один из важных и могущественных принципов современного служебного этикета - принцип субординации, диктующий внешний рисунок поведения служащих во многих ситуациях делового общения.

Принцип паритетности проявляется в том, что эффективность обсуждения деловых проблем возрастает тогда, когда в интересах дела все чувствуют себя равными в высказывании своей позиции, взглядов, аргументов, независимо от занимаемой должности, статуса, стажа работы, возраста и т.д.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 218.