Дефекты мебели и способы их устранения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

:: Наталья Коршевер :: Столярные и плотничные работы :: Чтение (стр.18) :: Библиотека OCRАльдебаран

QLE 120x240

 

Loading ...


Причины возникновения дефектов мебели можно условно разделить на несколько групп.

Основными причинами дефектов, возникающих от нарушения правил эксплуатации мебели, являются: хранение в сыром помещении; повышенная температура и чрезмерная сухость воздуха в помещении; установка мебели вблизи от отопительных приборов; отсутствие прокладок при установке изделий друг на друга; укладка большого количества изделий одного на другое; неаккуратное обращение с мебелью при переносе, расстановке и складировании.

При нарушении правил транспортировки мебели могут возникнуть дефекты. Это происходит в основном из-за отсутствия мягких прокладок в местах соприкосновения мебели с тарой или веревками, в результате ударов и трения при неосторожной погрузке и разгрузке, при использовании тары из древесины влажностью выше 20 %, при попадании влаги на поверхность мебели.

file:///D|/%E2%FB%F8%EA%E0/%E7%E0%EB%E8%E2%E0%F2%..._natalya_stolyarnye_i_plotnichnye_raboty__18.html (2 из 10) [15.09.2009 21:49:07]
Наиболее частыми причинами возникновения дефектов могут быть старение клея в связи с длительным сроком эксплуатации мебели без проведения своевременных предупредительных работ; стирание древесины в местах соприкосновения подвижных частей из-за длительного пользования; небрежное обращение с мебелью, использование ее не по назначению; неаккуратная передвижка и перестановка,


:: Наталья Коршевер :: Столярные и плотничные работы :: Чтение (стр.18) :: Библиотека OCRАльдебаран
приводящая к возникновению вмятин, заколов, задиров, отщепов на лицевых поверхностях; изнашивание облицовочного материала на элементах в связи с длительным использованием без тщательного ухода и своевременной чистки. Дефекты покрытий лицевой поверхности мебели при длительном сроке ее эксплуатации можно разделить на две подгруппы. Первая – дефекты прозрачных покрытий. Причинами их появления являются: длительный срок эксплуатации без своевременного ухода за лицевой поверхностью; начальная стадия разрушения верхнего слоя отделочного покрытия от резкой разницы температур и большой влажности воздуха или от старения пленки. Волосяные трещины появляются в результате старения и потери механической прочности. Растрескивание – процесс разрушения пленки в результате деформации древесины под слоем лака от сильного напряжения в лаковом слое; попадания на пленку горячей воды, одеколона, ацетона; воздействия солнечных лучей на покрытия.

Дефекты непрозрачных покрытий возникают по следующим причинам: длительный срок эксплуатации без своевременного ухода за лицевой поверхностью; небрежное обращение с мебелью и использование ее не по назначению; прикосновение горячих, раскаленных предметов; попадание на поверхность горячей воды; резкий перепад температур и относительной влажности воздуха; старение поверхности и потеря механической прочности покрытия от длительной эксплуатации.

Дефекты, вызванные поражением древесины насекомыми-вредителями, проявляются в виде отверстий на поверхности мебели различной величины – от 0,1 до 2,3 мм – с выступающей из них буровой мукой. Поражение материалу наносят мебельный жук- точильщик, домовой усач, пестрый точильщик. Предупредить эти дефекты можно проведением профилактических мер: регулярно и тщательно проветривать помещение; не ставить к наружным холодным стенам громоздкую мебель, мешающую свободной циркуляции воздуха; не держать в комнате чрезмерное количество мебели и других вещей.

Перед ремонтом важно определить все дефекты мебели, которые предстоит устранить. Условно их можно разделить на несколько групп: ослабление и разрушение шиповых соединений; износ и поломка узлов и деталей; дефекты фанерования и облицовки полимерных покрытий; износ лакокрасочного покрытия; порча обивочного материала; износ мягких элементов; поломка пружин, фурнитуры и комплектующих деталей.

Удельный вес каждого из перечисленных дефектов в общем объеме работ неодинаков, поэтому в этой главе более подробно рассказывается о способах устранения самых распространенных неисправностей. В зависимости от степени повреждения ремонт бывает мелким, средним и крупным (капитальным), а в зависимости от характера повреждения – столярным и отделочным. К столярному ремонту относятся замена отдельных деталей изделия, переклеивание, установка дополнительных креплений и так далее. Отделочный ремонт заключается в обновлении декоративной отделки мебели.

Столярный ремонт мебели самый распространенный, он преследует задачу восстановления первоначальной формы и целостности изделия. В процессе столярного ремонта производится разборка изделия, изготовление утраченных или вышедших из строя частей и деталей, последующая сборка и отделка мебели.

Разборку изделия производят, если поврежденную деталь необходимо обработать на верстаке, станке или заменить ее. Когда нет необходимости в разборке, работу выполняют на собранном изделии.

Прочные узлы часто не поддаются разборке, и их приходится обрабатывать паром или горячей водой. Для этого на клеевой шов накладывают плотную чистую ткань, хорошо впитывающую и удерживающую влагу. Затем узел смачивают горячей водой и накрывают полиэтиленовой пленкой, что способствует лучшему пропариванию. Пар и вода проходят по клеевому шву, после этого узел легко поддается разборке. Гвозди и шурупы, использованные для дополнительного крепления, удаляют, а сам узел очищают от старого клея и пыли.

file:///D|/%E2%FB%F8%EA%E0/%E7%E0%EB%E8%E2%E0%F2%..._natalya_stolyarnye_i_plotnichnye_raboty__18.html (3 из 10) [15.09.2009 21:49:07]
Если часть детали утрачена, то подклеивают необходимый кусок по возможности из


:: Наталья Коршевер :: Столярные и плотничные работы :: Чтение (стр.18) :: Библиотека OCRАльдебаран
той же породы древесины.

При повреждении синтетической облицовки кромок деталей щитовой мебели необязательно менять всю панель. Легче заменить поврежденную пленку на новую. Удаляют с кромки панели поврежденную облицовку с помощью горячего утюга, настроенного на режим «шелк». Для предотвращения загрязнения подошвы утюга клеем используют бумажную прокладку. Размягченный клей и остатки облицовки удаляют шпателем или лезвием ножа. Остатки клея счищают шлифовальной шкуркой. Чтобы не закруглить при этом кромку, используют направляющий брусок-прокладку. Материал для облицовки торцов панелей выпускают различной ширины и расцветки. Реализуется он в виде полос, свернутых в рулоны. Для облицовки берут полосу, которая несколько шире и длиннее ремонтируемой поверхности. При наклеивании под утюг кладут защитную прокладку из тефлона или алюминиевой фольги.

Проглаживать новую облицовку начинают с одного конца, медленно перемещая утюг. Скорость проглаживания должна составлять примерно 10 мм в секунду. После того как облицовка остынет, обрезают лишние концы материала, поставив полку вертикально на твердую поверхность. Свесы удаляют заподлицо с поверхности панели резаком или специальным инструментом.

Углы кромок слегка округляют шлифовальным утюжком, который представляет собой деревянный брусок, обернутый мелкозернистой шкуркой.

Шипы в изделии расшатываются в результате применения некачественного клея, использования влажной древесины и воздействия большой нагрузки на соединение в процессе эксплуатации. При ремонте изделие разбирают, зачищают места соединения и снова склеивают. В качестве уплотнителя можно применять вату, марлю или бинт. Если шип сломался или от механического воздействия изменилась структура материала, его необходимо заменить на новый. Для этого в том месте, где помещался старый шип, делают глухое отверстие и на клей сажают шип необходимого размера и формы.

Дверные полотнища, дверки шкафов и других изделий в процессе эксплуатации могут перекоситься вследствие ослабления крепления петель. Причинами этого могут быть неправильный способ крепления петель, коррозия шурупов, небрежное обращение с мебелью.

Устранение перекоса заключается в замене негодных петель или шурупов. Сняв петлю, в старое гнездо вбивают колышек и завинчивают туда новый шуруп. Так меняют все петли или шурупы на новые, не снимая дверки, если есть возможность. Крепление комбинированных четырехшарнирных петель на мебельных дверках, изготовленных из древесно-стружечных плит, со временем расшатывается, шурупы и петли выпадают из гнезд. При слишком широком открывании дверцы в месте установки петли деталь может и расколоться. Менять целиком дверцу или весь шкаф из-за такой поломки не стоит. Целесообразнее отремонтировать дверцу, восстановив разрушенное гнездо с помощью деревянных вкладышей из древесины твердых пород. Вкладыш готовят трапециевидной формы, обращая длинную сторону вглубь детали.

Толщину заготовки выбирают в зависимости от ремонтируемой детали, а ее размеры должны полностью перекрывать поврежденный участок.

Затем производят разметку выборки под вкладыш, обводя карандашом по контуру заготовку. После этого делают в дверке выборку (лучше эту операцию проводить с помощью фрезерного станка). Упор, ограничивающий глубину фрезерования, выставляют так, чтобы оставшаяся толщина стенки была не менее 2 мм. Вкладыш примеряют к выемке и производят его подгонку. Потом наносят клей на обе сопрягаемые поверхности, дают время клею схватиться, потом сжимают детали и оставляют под прессом до полного высыхания клея. Под губки струбцины или пресса подкладывают прокладки, оберегая от повреждения облицовочный слой детали.

После высыхания клея высверливают глухое отверстие под петлю. Заканчивают ремонт дверцы шлифованием отремонтированного участка и подкрашиванием его в тон мебели.

file:///D|/%E2%FB%F8%EA%E0/%E7%E0%EB%E8%E2%E0%F2%..._natalya_stolyarnye_i_plotnichnye_raboty__18.html (4 из 10) [15.09.2009 21:49:07]
Мелкие трещины, углубления, царапины можно быстро заделать замазкой, состоящей


:: Наталья Коршевер :: Столярные и плотничные работы :: Чтение (стр.18) :: Библиотека OCRАльдебаран
file:///D|/%E2%FB%F8%EA%E0/%E7%E0%EB%E8%E2%E0%F2%..._natalya_stolyarnye_i_plotnichnye_raboty__18.html (5 из 10) [15.09.2009 21:49:07]
из клея и мелких опилок. Для этого необходимо зачистить место с дефектом и заполнить его замазкой, затем обработать шлифовальной шкуркой, подкрасить и покрыть лаком.

Небольшие трещины можно заклеить, очистив их от пыли и грязи. После просушки трещину заливают горячим столярным клеем и выдерживают под прессом до высыхания.

Небольшие вмятины обрабатывают паром, делая на поврежденной поверхности несколько надрезов или царапин. После этого накладывают мокрую салфетку и прижимают ее горячим утюгом.

Под влиянием влаги и тепла волокна древесины расширяются, поврежденное место выравнивается. После просушки исправленное место шлифуют и лакируют.

Сколы и отщепы исправляют, подклеивая их столярным клеем. Подклеенное место выдерживают до затвердения клея, зачищают его шкуркой и отделывают отслаивающуюся часть облицовочной фанерой.

Если началось отслаивание облицовочного шпона, то место повреждения проглаживают горячим утюгом через промасленную бумагу. В том случае, если эта процедура не дала положительного результата, то прорезают отставший шпон и с помощью подогретого шприца вводят под него горячий раствор столярного клея. Облицовочный материал плотно притирают к основе, накладывают промасленную бумагу и груз. После выдержки под грузом отремонтированное место отделывают под цвет изделия.

Отделочный ремонт лакокрасочных покрытий проводят следующим образом. При повреждении непрозрачной отделки сначала удаляют старые слои краски, затем поверхность грунтуют, шпаклюют. Подготовленную деталь покрывают новой эмалью, подобрав ее под цвет старой.

Для снятия с поверхности старого лакокрасочного покрытия применяют следующие средства: водный раствор нашатырного спирта; водный раствор едкого натра (350 мл на 1 л воды), в который иногда добавляют до 100 г крезола; водный раствор щавелевой кислоты (50–100 мл на 1 л горячей воды); эмульсию из двух частей нашатырного спирта и одной части скипидара.

После удаления старого лака и политуры поверхность промывают бензином или скипидаром, предупреждая этим изменение натурального цвета древесины. После всех химикатов поверхность необходимо тщательно вымыть водой и просушить.

Смывание старых лакокрасочных покрытий с облицованных покрытий может привести к ослаблению клеевых соединений, поэтому температура смывочных растворов в этом случае не должна превышать 25 °C.

Особого внимания требует удаление старых полиэфирных покрытий, чрезвычайно прочных и плохо поддающихся растворению. Их удаляют химическими или тепловыми способами.

При химическом способе на обновляемую поверхность с предварительно нанесенными глубокими царапинами в виде клеток на расстоянии 15–20 мм друг от друга, не повреждая облицовочного слоя, наносят смывки. В табл. 1 приводится состав наиболее доступных и эффективных смывок, которые используются для удаления лаковых покрытий с поверхности древесины и древесных материалов.

 

Таблица 1. Состав смывок (содержание компонентов в процентах по массе)


:: Наталья Коршевер :: Столярные и плотничные работы :: Чтение (стр.18) :: Библиотека OCRАльдебаран

Для того чтобы приготовить щелочные смывки, берут необходимое количество буры, соды, поташа и едкого натра. Их поочередно всыпают в воду и хорошо перемешивают. Работа с едкими веществами требует осторожности. Надо использовать только стеклянную или чугунную посуду, деревянные мешалки и надевать защитные очки, резиновые перчатки и фартук.

Приготовленную смывку наносят на горизонтальную поверхность изделия щеткой, без пропусков, особо протирая загрязненные места. Спустя некоторое время покрытие отстает, и его снимают металлическим шпателем. Затем деталь устанавливают вертикально, промывают при помощи щетки теплой водой и вытирают насухо. После этого проводят нейтрализацию щелочи с одновременным отбеливанием 5 %-ным раствором щавелевой кислоты. После обработки таким теплым раствором еще раз промывают водой и сушат несколько часов при комнатной температуре.

Смывки С-7 и С-8 готовят следующим образом: необходимое количество воска или парафина помещают в посуду, наливают бензол и осторожно нагревают на водяной бане при температуре 60–70 °C, непрерывно помешивая, до получения однородной массы. После этого добавляют ацетон и опять хорошо перемешивают. Нельзя забывать, что применяемые вещества легко воспламеняются, поэтому использование открытого огня при приготовлении таких смывок категорически запрещено.

Вышеуказанные смывки наносят кистью густым слоем, без пропусков, и выдерживают при комнатной температуре (для масляных покрытий 12–15 минут, для нитроцеллюлозных – 8–12 минут, а для полиэфирных – 1–2 часа).

Набухшее за это время покрытие снимают шпателем. Изделие обильно промывают ацетоном с помощью щетки и вытирают насухо. После этого деталь можно подвергать грунтованию, окраске, лакированию.

Полиэфирное покрытие тепловым способом удаляют так. На поверхность детали ставят утюг, нагретый до температуры 110–115 °C, и держат до полного отслаивания или размягчения пленки. Обычно это происходит через 5–10 минут. Старое покрытие удаляют, а деталь шлифуют и очищают от пыли.

file:///D|/%E2%FB%F8%EA%E0/%E7%E0%EB%E8%E2%E0%F2%..._natalya_stolyarnye_i_plotnichnye_raboty__18.html (6 из 10) [15.09.2009 21:49:07]
Белые следы от горячих предметов на полированной поверхности удаляют протиранием смесью парафина и воска. Затем покрывают обрабатываемый участок чистой холстиной и прижимают теплым утюгом. После исчезновения белизны поверхность полируют суконкой до восстановления блеска.


:: Наталья Коршевер :: Столярные и плотничные работы :: Чтение (стр.18) :: Библиотека OCRАльдебаран
Царапины, сколы и другие дефекты, имеющиеся на полированной поверхности, устраняют проведением следующих работ. Поврежденное место шлифуют мелкой шкуркой и удаляют пыль. Затем заливают ремонтируемый участок полиэфирным лаком ПЭ-231-Л.

Высохшую поверхность вновь шлифуют шкуркой № 6 или № 5 и удаляют пыль. После этого с помощью фетра полируют пастой № 290 в смеси с керосином и уайт-спиритом. Этот состав наносят тонким слоем кистью или тампоном. После полирования удаляют остатки пасты и чистой сухой фланелью протирают поверхность до блеска.

При неправильной эксплуатации мебели древесина может быть повреждена грибком. Такие места обрабатывают теплым раствором следующего состава: 4 в. ч. воды, 1 в. ч. железного купороса и 1 в. ч. поваренной соли (по массе).

Если на поверхности мебели появились отверстия от поражения древесными насекомыми-вредителями, то изделие необходимо обработать специальным дезинфекционным раствором. При помощи шприца вводят во все отверстия раствор фтористого натрия и этим же средством протирают все поверхности мебели.

После просыхания все поврежденные места заливают расплавленным парафином, смешанным с пигментом по цвету отделки изделия. Фтористый натрий – очень ядовитое вещество, поэтому при его хранении и работе с ним необходимо строго соблюдать все меры предосторожности.

 








Реставрационные работы

Домашнему мастеру, прежде чем браться за реставрационные работы, следует взвесить свои реальные возможности и постараться устранить имеющиеся пробелы в знаниях. Нелишним будет не только прочтение специальной литературы, но и получение информации у специалистов-реставраторов.

При реставрации большинство работ осуществляют вручную, при этом используют в основном древесину ценных пород – груши, дуба, грецкого ореха, бука, красного дерева. Реставратор должен уметь выполнять множество различных операций: замену и изготовление мягких элементов мебели, золочение, серебрение, покрытие бронзой, выполнение утраченной фасонной детали, художественную отделку мебели.

Реставрационные работы большей частью выполняют по методу консервации и реконструкции. Консервация предполагает принятие мер по приостановлению процесса разрушения предмета мебели, представляющего художественную, историческую или иную ценность. Консервация поддерживает образец в том состоянии, в котором он сохранился до наших дней. Этот метод включает очистку предмета от загрязнений, дезинфекцию, укрепление каркаса и отдельных узлов, защиту от дальнейшего вредного воздействия внешней среды.

Под реконструкцией понимают воссоздание памятников по сохранившимся фрагментам, описанию или изображению. При восстановительных работах изготавливают заново разрушенные или утраченные части изделия, отдельные участки облицовки и декоративных покрытий. Однако следует отметить, что сохранение подлинных предметов более ценно, чем их воссоздание, поэтому в реставрационных работах предпочитают метод консервации.

В домашних условиях можно провести часть реставрационных работ: укрепление шиповых соединений, восстановление участков облицовки, несложных узлов. Но некоторые работы можно выполнить только в специализированных мастерских, оборудованных соответствующими станками и приспособлениями.

Мастера-реставраторы в своей работе придерживаются установившихся правил, которые необходимо знать начинающему мастеру и выполнять их. Всегда надо стараться сохранить подлинные элементы мебели, ограничивать введение новых элементов. Старую деталь следует по возможности восстановить. Замену шпона производят только в случае его полного разрушения. Если все же производят замену детали, то ее используют для ремонта мелких видимых частей.

file:///D|/%E2%FB%F8%EA%E0/%E7%E0%EB%E8%E2%E0%F2%..._natalya_stolyarnye_i_plotnichnye_raboty__18.html (7 из 10) [15.09.2009 21:49:07]
Следует избегать по возможности таких действий, которые могут привести к


:: Наталья Коршевер :: Столярные и плотничные работы :: Чтение (стр.18) :: Библиотека OCRАльдебаран
повторной реставрации. Это может произойти при применении малознакомых и не проверенных на практике материалов и технологий. Предмет стараются не разбирать без особой необходимости, это относится к мебели, облицованной шпоном или мозаикой из дерева. В противном случае трудно вернуть изделию первоначальный вид. Так же бережно следует относиться к предметам, имеющим декоративно- художественную ценность.

Всегда надо помнить, что старинная вещь ценна, поэтому не надо пытаться при реставрационных работах удалять образовавшийся со временем налет на поверхности дерева и металла. С уничтожением этих следов произойдет утрата ценности изделия. Это относится и к следам более ранней реставрации, которые являются подтверждением возраста предмета.

Если все же приходится восстанавливать утраченные детали, то используют те же материалы, что и в оригинале. Трудно достичь незаметности реставрационных работ, но этого и не стоит добиваться. Главное, чтобы следы работ не бросались в глаза и не нарушали гармонию облика старинной мебели.

Начинающий мастер-реставратор должен всегда помнить, что ремонт – это только часть реставрационных работ и его проведение не должно изменить стиль мебели. Основным материалом для реставрации мебели является дерево, при этом для исправления дефекта используют ту же породу древесины, из которой изготовлена реставрируемая деталь. Кроме отечественных пород деревьев, в реставрационных работах применяют экзотические: красное, лимонное, черное и розовое дерево, палисандр, тик, сандаловое дерево. К реставратору эти породы древесины могут попасть только в виде строганного шпона, используемого для реставрации наборного декора в маркетри и интарсии.

При отсутствии необходимых материалов их имитируют: грушу отделывают под черное и эбонитовое дерево, древесину березы окрашивают под серый клен или красное дерево.

В реставрационных работах применяют в основном клеи естественного происхождения: костный, мездровый, казеиновый и осетровый (рыбий). Из синтетических клеев применяют ПВА, но только для соединения деталей каркаса и других менее видных и ответственных работ. При наиболее важных работах применяют рыбий клей, который выпускается в виде эластичных полупрозрачных чешуек.

Для работы клей готовят следующим образом: чешуйки заливают холодной кипяченой водой и оставляют набухать в течение 6 часов. После этого массу разминают, доводя ее до сметанообразного состояния. Далее клей разогревают на водяной бане, добавляют антисептик и фильтруют через марлю с отжимом. Получив концентрированный клей, его сушат в неглубокой посуде, застеленной полиэтиленовой пленкой. В работе применяют 20 %-ный раствор рыбьего клея, разогретый на водяной бане.

Благодаря своей эластичности рыбий клей успешно используется для склеивания разнородных материалов: дерева с костью, пластмассой и т. д. Оптимальная температура склеивания – 20 °C. Данный материал не является водостойким, поэтому мебель, при изготовлении и реставрации которой применяют рыбий клей, необходимо эксплуатировать только в жилых помещениях.

Использование других клеев в реставрационных работах нежелательно, так как это может нанести определенный вред, особенно при облицовывании и ремонте мозаики. Многие клеи, например эпоксидные, необратимы, после их применения проведение повторной реставрации становится невозможным.

В первых главах книги уже рассказывалось о материалах, инструментах и порядке отделки древесины. В этой главе содержатся сведения, которые касаются только реставрации старинной мебели.

file:///D|/%E2%FB%F8%EA%E0/%E7%E0%EB%E8%E2%E0%F2%..._natalya_stolyarnye_i_plotnichnye_raboty__18.html (8 из 10) [15.09.2009 21:49:07]
При восстановлении декоративных элементов иногда бывают необходимы природные материалы: перламутр, панцирь черепахи, кость и другие. Чаще всего их приходится имитировать пластмассами или всевозможными составами, некоторые из них будут


:: Наталья Коршевер :: Столярные и плотничные работы :: Чтение (стр.18) :: Библиотека OCRАльдебаран
приведены ниже.

Перламутр получают при обработке раковин моллюсков. Этот материал хорошо распиливается, шлифуется и полируется. Старые мастера часто использовали подкрашенный перламутр. Для получения перламутра зеленого цвета применяют 2 %- ный раствор азотнокислого серебра (ляписа) в дистиллированной воде.

Приготовленный состав необходимо хранить в темном месте. Изготовленные детали украшений после обезжиривания помещают в этот раствор на сутки, через некоторое время перламутр окрашивается в зеленый цвет.

Для придания перламутровым деталям синего оттенка их помещают в 10 %-ный водный раствор карбоната калия (поташа) при температуре 60 °C и выдерживают примерно 1 час. Затем промытые в проточной воде детали помещают в раствор анилинового красителя соответствующего цвета. Для приготовления такого раствора необходимо 1,5 в. ч. анилинового красителя растворить в 130 в. ч. этилового спирта и выдержать 12 часов при температуре 25 °C. Потом добавить 1,3–1,5 л дистиллированной воды, отцедить и применять раствор для окрашивания перламутровых деталей.

Слоновую кость, полудрагоценные камни раздобыть бывает невозможно, и мастера научились их имитировать. Для получения искусственной кости в раствор сернокислого или уксуснокислого глинозема опускают куски белого желатина. Через некоторое время желатин насыщается глиноземом, становится плотным и увеличивается в объеме. После высыхания масса затвердевает и становится внешне похожей на кость. Этот материал хорошо обрабатывается и со временем сохраняет свой первоначальный цвет.

Можно получить материал под кость и другим способом. Для этого берут сухие порошкообразные цинковые или свинцовые белила, растирают в воде и смешивают со светлым раствором костного клея.

Полученный раствор разливают в формочки, смазанные свиным жиром. Слой залитой смеси должен быть вдвое толще желаемого. После этого наливают тонкий слой раствора желатина и накрывают стеклом, смазанным жиром. Когда смесь слегка подсохнет, ее сильно сжимают и выдерживают под нагрузкой до полного высыхания. Искусственный перламутр получают следующим образом. Сначала готовят светлый раствор костного клея, заливают его в формочки и посыпают сернокислым магнием. На образовавшийся слой кристаллов соли наносят мягкой кистью смесь мелкой рыбьей чешуи с раствором клея. Затем сверху заливают тонким слоем желатина и помещают под груз до полного высыхания.

Можно самостоятельно получить пластинки под малахит. Для этого приготовленный густой клеевой раствор делят на три части и окрашивают их хромовой зеленью различных тонов.

В формы, соответствующие по размерам необходимым деталям, заливают поочередно слой за слоем окрашенный клеевой состав. Каждый слой перед нанесением последующего должен слегка загустеть. Затем слои смешивают так, чтобы образовалась текстура малахита. Затвердевшие пластинки достают из формы, покрывают прозрачным слоем клея и сушат под прессом.

Искусственный янтарь получают, заливая в форму несколько слоев желатина, пересыпанных мелкомолотой золотистой слюдой. На подсохший слой наносят следующие до тех пор, пока заготовка не достигнет требуемой толщины. После этого подсохшую массу покрывают клеевым раствором, окрашенным в вишневый цвет.

Для получения материала под бронзу клеевым составом наполняют форму и, дав ему немного остыть, сверху наносят бронзовую пудру и раствор желатина. Подсохшие пластины прессуют.

file:///D|/%E2%FB%F8%EA%E0/%E7%E0%EB%E8%E2%E0%F2%..._natalya_stolyarnye_i_plotnichnye_raboty__18.html (9 из 10) [15.09.2009 21:49:07]
Для повышения водостойкости все искусственные материалы, описанные выше, покрывают раствором танина или квасцов. Можно их обработать и парами формалина. Начинающему реставратору потребуется для выполнения работ не только обычный столярный инструмент, но и инструмент резчика, инкрустатора, мозаичника, гравера, и другой вспомогательный инструмент.


 

 






Реставрация деталей мебели

Работы по реставрации мебели состоят из следующих этапов: из исследования изделия, осуществляемого перед работой; сушки предмета перед реставрацией; разборки (если есть необходимость в этом); дезинфекции; удаления поврежденных отделочных покрытий; восстановления конструктивных и декоративных элементов и фурнитуры; реставрации отделочных покрытий и мягких элементов; монтажа изделия; окончательной отделки; ретуши.

В каждом конкретном случае реставрационные работы включают в себя разные процессы, все зависит от состояния предмета и сложности предстоящих операций.

При предварительном осмотре мебели, подлежащей реставрации, определяют ее состояние и намечают мероприятия, необходимые для приостановки процесса разрушения предмета, его укрепления, возвращения ему первоначального вида.

Немаловажно определить, какие причины вызвали появление дефектов и повреждение изделия. Основные факторы, ведущие к повреждению мебели, следующие: неблагоприятные условия хранения и эксплуатации; низкая квалификация изготовителя и некачественный материал; износ и естественное старение материала; непрофессиональное проведение предыдущих реставрационных работ.

file:///D|/%E2%FB%F8%EA%E0/%E7%E0%EB%E8%E2%E0%F2%..._natalya_stolyarnye_i_plotnichnye_raboty__19.html (1 из 13) [15.09.2009 21:49:33]
При визуальном осмотре выявляют повреждение древесины насекомыми, гнилью, плесенью. Затем проверяют целостность всей конструкции: состояние шиповых соединений, направляющих брусков, выдвижных ящиков, опор, комплектность изделия. После этого устанавливают тип лакокрасочного


:: Наталья Коршевер :: Столярные и плотничные работы :: Чтение (стр.19) :: Библиотека OCRАльдебаран

 

QLE 120x240

 

[Munched] Loading ...


покрытия, состояние облицовки, утрату декоративных элементов. Необходимо также определить, в каком объеме проводилась предыдущая реставрация изделия. По результатам проведенного осмотра составляют план поэтапной реставрации и принимают решение о необходимых средствах и способах проведения работ.

Если мебель хранилась в неотапливаемом помещении, где были резкие перепады температуры и влажности, то изделие некоторое время необходимо выдержать в квартире, чтобы возможное коробление и растрескивание не сделали напрасным труд мастера.

С целью более качественного проведения дезинфекции, укрепления древесины, поврежденной грибковыми заболеваниями и насекомыми, восстановления облицовочного слоя и декоративной отделки проводят частичную или, если необходимо, полную разборку предмета. В первую очередь снимают детали, которые не имеют жесткой связи с каркасом, затем – фурнитуру и декоративные детали. Дальнейшую разборку корпусной мебели проводят только тогда, когда без этого обойтись нельзя.

Разборку стульев, кресел, диванов, в которых обычно ослабляются шиповые соединения, производят с помощью клиньев, в крайних случаях применяют стамески и долота. При разборке мебели следует не забывать удалять все гвозди, шурупы и остатки клея. Клеевой шов можно быстро ослабить, залив туда немного этилового спирта. Через несколько минут соединение легко распадется.

В качестве дезинфицирующих препаратов в домашних условиях применяют пентахлорфенол, фтористый натрий и пентахлорфенолят натрия.

Противогрибковые препараты можно приобрести в хозяйственных магазинах. Порядок обработки против насекомых-вредителей описан выше.

Дезинфекцию деталей, покрытых красками, позолотой, проводят с помощью этилового спирта или его смеси с техническим ацетоном в соотношении по объему 1: 1. Укрепление таких покрытий проводят смесью скипидара и горячего столярного клея. Для этих же целей используют воскосмоляной состав, состоящий из 2 в. ч. светлого пчелиного воска и 1 в. ч. канифоли.

Мягкую мебель обрабатывают против моли инсектицидными препаратами, которые можно приобрести в магазинах, торгующих бытовой химией.

Прежнее отделочное покрытие удаляют тогда, когда оно либо затрудняет выбор материала для восполнения утрат, либо не соответствует первоначальному виду изделия. Так же поступают, если покрытие сильно повреждено. Процесс снятия старых покрытий был описан в главе о ремонтных работах.

Шлифованию подвергают только шелушащиеся и растрескавшиеся покрытия. Циклевание при реставрации применяют крайне редко, так как оно нарушает поверхностный слой древесины.

При восстановлении элементов реставрируемой мебели соблюдают очередность проведения работ. Если изделие не разбиралось полностью, то сначала укрепляют шиповые соединения, затем заделываются трещины в массиве, поверхностные повреждения элементов конструкции. После этого приступают к изготовлению утраченных фрагментов мебели.

Когда все изделие демонтировано, реставрацию проводят последовательно, деталь за деталью, и после этого осуществляют сборку предмета мебели.

file:///D|/%E2%FB%F8%EA%E0/%E7%E0%EB%E8%E2%E0%F2%..._natalya_stolyarnye_i_plotnichnye_raboty__19.html (2 из 13) [15.09.2009 21:49:33]
Отделочные работы, как правило, тоже проводят до сборки. Основные декоративные элементы – карнизы, пилястры, раскладки – снимают перед предшествующим реставрации ремонтом и восстанавливают их отдельно.


:: Наталья Коршевер :: Столярные и плотничные работы :: Чтение (стр.19) :: Библиотека OCRАльдебаран
file:///D|/%E2%FB%F8%EA%E0/%E7%E0%EB%E8%E2%E0%F2%..._natalya_stolyarnye_i_plotnichnye_raboty__19.html (3 из 13) [15.09.2009 21:49:33]
> Клеевые соединения иногда можно укрепить, не разбирая изделия. Клей впрыскивают в щели и расколы и сильно сжимают детали до полного высыхания. Такие соединения можно дополнительно укрепить угольниками из фанеры или металла; бобышками, которые устанавливают внутри царгового основания; нагелями, вставляемыми в места шиповых соединений (рис. 147).

 

 

Рис. 147. Дополнительное крепление конструкции: а – угольниками; б – бобышками; в – нагелями.

Если все же шиповые соединения пришлось разобрать, то сначала удаляют старый клей сухой жесткой щеткой или размачивают его водой. После восстановления элементов соединения его склеивают вновь. При необходимости шипы наращивают по длине и ширине желательно тем же материалом, из которого изготовлен данный предмет. Трещины в шипах распиливают лобзиком и вклеивают дополнительный клинышек. Если сломанный шип приходится заменять новым, то для дополнительного контакта с древесиной под него делают выемку (рис. 148).


:: Наталья Коршевер :: Столярные и плотничные работы :: Чтение (стр.19) :: Библиотека OCRАльдебаран

 

Рис. 148. Ремонт шипового соединения: а, б – укрепление шиповых соединений вставками; в – замена ящичного шипа; г – замена рамного шипа.

Заменяемый фрагмент должен изготавливаться из той же породы дерева, что и сломанный шип, а направление волокон – совпадать.

Способы укрепления соединений на гладкую фугу изображены на рис. 149.

 

 

Рис. 149. Укрепление соединений на гладкую фугу: а – шпонками; б – вставными шипами; в – вставными пластинами шпона.

file:///D|/%E2%FB%F8%EA%E0/%E7%E0%EB%E8%E2%E0%F2%..._natalya_stolyarnye_i_plotnichnye_raboty__19.html (4 из 13) [15.09.2009 21:49:33]
Если ослабло соединение в шпунт или гребень, то его уплотняют приклеиванием вставки из шпона. Поломанный гребень срезают и выполняют новый из того же материала.


:: Наталья Коршевер :: Столярные и плотничные работы :: Чтение (стр.19) :: Библиотека OCRАльдебаран
Часто на плоских деталях появляются трещины и расколы, которые сопровождаются короблением. Трещины заделывают клиньями, рейками или брусками из подобного же материала. Сначала трещину расширяют стамеской, формируя полость определенной конфигурации. Затем готовят вставку такого размера, чтобы она немного выступала над ремонтируемой поверхностью. Вставку осаживают легкими ударами киянки. После схватывания клея излишек материала срезают и зачищают заподлицо с поверхностью.

Сквозные трещины пропиливают ручной пилой и вставляют встречные клинья

(рис. 150).

 

 

Рис. 150. Заделка трещин: а – в щитовом элементе; б – в филенке из массива древесины.

Если надо устранить трещину в дне ящика, то на тыльную сторону детали наклеивают брезент, а видимую часть шпаклюют.

Особенно трудно устранить коробление, когда поверхность облицована с одной стороны. Облицованная лицевая сторона усыхает значительно медленнее, чем тыльная. В результате этого появляется выпуклость видимой поверхности. Чтобы устранить такой дефект, с тыльной стороны делают несколько параллельных пазов почти до лицевой поверхности. Выпрямив деталь, вставляют длинные и узкие полоски шпона или клинья из липы, осины. Результат в этом случае во многом зависит от усилия при запрессовке клиньев, от их размера и многих других причин. После выравнивания иногда используют дополнительно поперечные клиновидные шпонки. В любом случае после выравнивания тыльную сторону оклеивают шпоном.

Восполнение утраченных частей деталей проводят методом копирования подобных фрагментов. Очистив старый остаток, его наращивают способом на ус или косой замок. С параллельного элемента снимают подробный эскиз, с помощью которого восстанавливают утраченную деталь. Ответственные места с невидимой стороны усиливают пластинами, угольниками, бобышками.

Сильно испорченный участок древесины заменяют.

file:///D|/%E2%FB%F8%EA%E0/%E7%E0%EB%E8%E2%E0%F2%..._natalya_stolyarnye_i_plotnichnye_raboty__19.html (5 из 13) [15.09.2009 21:49:33]
Сломанные детали из массива древесины соединяют встык с помощью вставных шипов. Если имеются трещины, то приходится использовать вставки (рис. 151).


:: Наталья Коршевер :: Столярные и плотничные работы :: Чтение (стр.19) :: Библиотека OCRАльдебаран

 

 

Рис. 151. Сращивание брусков деталей: а – на вставной шип; б – параллельными вставками; в – одной промежуточной вставкой.

 







Дата: 2019-03-05, просмотров: 291.