Орловский областной центр народного творчества
Методические рекомендации
По первичному выявлению объектов
Нематериального культурного наследия
Орловской области
Подготовили:
Ведущие методисты по формированию Паненкова Л. И.
регионального и федерального реестра объектов Черина М.И.
объектов нематериального культурного наследия
Орёл
2017
Русская равнина, наша природа, язык, история – все это вместе взятое сформировало тип русского человека, отличающегося от европейца, который жил своим укладом на родной земле долгие века. Основу русской государственности составляло крестьянство – более 80 процентов населения России. Русское крестьянство веками складывало, формировало свою уникальную, основанную на православной вере, культуру. И вся народная жизнь, ее будни и праздники, с их строгой организованностью, систематичностью, регламентированностью, трансляция их новым и новым поколениям – все это составляло сущность нашей народной традиции, русской национальной культуры.
Народная культура – подлинная и незаменимая ценность, коренная основа русской жизни. Вспомним слова Президента России В.В.Путина: «Культура России – такое же ее достояние, как и природные богатства». Какие бы катаклизмы ни переживала Россия, ничто не смогло сломить ее дух, разрушить ее государственность и национальное самосознание. Видимо, слишком прочна жизненная матрица, заложенная в человека Творцом.
Советская идеология долгие годы внушала нам идею о том, что природа личности коренится в мире материальном, бытовом. Отсюда, по ее представлениям, проистекают и внутренние процессы, творчество, культура. На самом деле все происходит с точностью до наоборот: бытие человека зиждется на его сознании, внутренних установках, духовных представлениях о мире. На этих невидимых скрепах созидается культура нации.
В национальной культуре ученые выделяют область нематериального наследия (или нематериальной культуры). Под этим понятием подразумеваются некоторые виды деятельности и жизненно важная для каждого этноса культурная информация, определенным способом передающаяся от поколения к поколению. Так возникает понятие традиция, традиционная культура. С одной стороны, она – хранительница культурных национальных кодов. С другой стороны, народная традиция – явление живое и творческое: что-то в ней с течением времени утрачивается, что-то привносится, перерабатывается, переосмысливается, заимствуется или отторгается.
Общество наконец созрело до мысли о сохранении традиционной культуры, нашего нематериального культурного наследия. На эту тему на основании указа Президента от 25 декабря 2014 года Министерством РФ был подготовлен известный документ – «Концепция о сохранении нематериального культурного наследия». В настоящее время он качественно переработан и представлен как «Проект Концепции сохранения и актуализации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на период до 2030 года». Этот проект содержит словарь определенных понятий:
«Под традиционной народной культурой понимается система организации жизнедеятельности человека и общества, основанная на прямом наследовании языка, представлений о мироустройстве, правилах регулирования отношений в социуме, между человеком и природой, исторически сложившихся норм поведения и нравственных ценностей, знаний и навыков, выраженный в совокупности материальных объектов (типов жилищ, элементов одежды, орудий труда, предметов быта, оружия, украшений, ритуальных атрибутов и др.) и культурных текстов: языка, словесного, музыкального и хореографического фольклора, обрядов, празднеств и обычаев.
Фольклор – совокупность основанных на традициях культурного сообщества творений, выраженных в разных формах (мифология, обряды, обычаи, игры, словесные, музыкальные, хореографические жанры, ремесла и другие виды художественного творчества), передающихся преимущественно устным путем или другими способами и признанных сообществами или группами в качестве отражения их этнокультурной или социальной самобытности.
Объектами нематериального культурного наследия народов Российской Федерации являются целостные комплексные фрагменты традиционной народной культуры, зафиксированные в конкретной локальной традиции в определенный период времени, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные народами, этническими общностями и конфессиональными группами в качестве части их культурного наследия и представляющие историческую и культурную значимость.
Носитель нематериального культурного наследия – физическое лицо (группа лиц), обладающее уникальными знаниями, верованиями, умениями и навыками в области традиционной народной культуры: языка, фольклора, обрядов, обычаев, исполнительского и декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов и ремесел.
Каталог объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации представляет собой информационную систему, включающую в себя банк данных научных описаний объектов нематериального культурного наследия, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения каталога. В каталоге содержатся сведения об объектах нематериального культурного наследия, их носителях, собирателях, времени и месте их бытования, фиксации и хранения разных видов материальных носителей, на которых они зафиксированы.
Научное описание объекта нематериального культурного наследия народов Российской Федерации – формализованное описание, содержащее наиболее значимую информацию о конкретном целостном комплексном фрагменте традиционной народной культуры, изложенную в соответствии с утвержденными форматами для Каталога объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации».
«Сохранение нематериального культурного наследия – деятельность государства и общества, учреждений науки, культуры и образования, направленная на выявление, описание, документирование, исследование, изучение, хранение, актуализацию (популяризацию) объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, их защиту от фальсификации и ложных интерпретаций, предотвращение их исчезновения или причинение им вреда, их передачу из поколения в поколение и повышение их роли в общественной жизни».
Культура тесно сопряжена с духовным состоянием нации, с теми идеями, которые питают ее. Разница между традиционной народной и современной масс-культурой колоссальная. В подлинной традиции каждый человек – личность, участник живого действия, незаменимая его часть и суть, свой среди своих, равный среди равных. В современном шоу-бизнесе он никто, всего лишь наблюдатель, подогревающий и одновременно ослепляющий себя вулканическим извержением поп-звезды. Личное участие подменяется здесь потреблением, живая восполняющая радость – эмоциональным накачиванием. Современная масс-культура – это культура потребления, обезличивания, где человек умален и принижен на фоне «лучезарного сияния» «поп-звезд». Такая культура вызывает усталость, пресыщенность и зависимость, подобно наркотической.
Результаты страшных катаклизмов ХХ века, экспериментов советского времени по уничтожению деревни, ее традиций, культуры, песенности ужасающи. Помимо прочих факторов, это негативно отразилось на жизни нашего общества, в том числе, привело к подрыву статуса семьи, разорванности связей между поколениями, разобщенности людей, дезориентированности человека в мире. В настоящий момент мы находимся на грани утраты национальной среды.
Особенно больно разрушение традиций ударило по детям. Этой негативной тенденции все-таки противостоит национальное образование, которое всячески пытаются реформировать. Школа в определенной мере приобщает детей к народной культуре: сказкам, пословицам, поговоркам, стремясь отразить и сохранить в их сознании родное слово. Но выпадение из народного быта других ценнейших пластов традиционной культуры (устроение семейной иерархии, народная педагогика, народные праздники, общинное пение и т.д.) не могло остаться без негативных последствий, не повлечь за собой изменения в сознании и поведении людей.
Исчезновение из народного быта, например, традиционных игр, которые учили детей общению, уважению к другим, воспитывали самостоятельность, благородство, чувство красоты – то есть закладывали правильные отношения в социуме – привело к нарушению поведенческих норм, преобладанию личного над общественным. Дети в современном социуме далеко не всегда могут самостоятельно организовать игру или стать ее участниками, не умеют уступить, скорректировать в определенной ситуации свое манеру поведения и т.п. Ведь игра – своего рода репетиция ситуаций их будущей жизни.
У многих детей наблюдается нарушение пластики движений, которое (помимо прочих психофизиологических и иных причин) могло быть отчасти связано и с исчезновением разного рода хороводно-игровых форм. Современным детям стало трудно естественно и пластично двигаться. Даже просто пройтись по кругу, держась за руки, сохраняя правильную геометрию, не ломаясь и никого не дергая, составляет для них необыкновенную сложность.
Народные игры и хороводы, как правило, были с песнями. В игре дети с легкостью овладевали пением. Вырастая, они осваивали более сложные музыкальные формы. В русских деревнях прочти все жители пели, каждый в силу своего таланта и возможностей мог встроить свой голос в общее звучание деревенского хора, приладиться к его многоголосию. Соответственно пели и в городах. Теперь пение почти повсеместно ушло из быта. И не наполняется дом радостным хором съехавшейся на праздник родни.
Коренные изменения в строе народной жизни в конечном итоге могут повлечь за собой перекодировку национального сознания и менталитета, то есть разрушение тех самых национальных культурных кодов. Это то главное, что долгие века никак не удавалось сломать ненавистникам России. Теперь, говоря современным языком, перед ними стоит задача его «переформатирования» или «перезагрузки» нашего менталитета.
Утрата национальных корней чревата разрушением сознания единства, целостности народа, его самоидентификации. Эта важнейшая идея была сформулирована В.В.Путиным в качестве одной из главнейших в национальной стратегии России: «Основной задачей государственной культурной политики в области культурного наследия народов Российской Федерации является сохранение этнических культурных традиций и поддержка основанного на них народного творчества, сохранение этнокультурного разнообразия как одного из значимых источников профессиональной культуры и важной составляющей этнонациональной идентичности».
В этом тезисе В.В.Путина для нашей деятельности важно обозначить три позиции:
- сохранение этнических культурных традиций (в нашем случае, русских);
- поддержка традиционного народного творчества;
- актуальность восприятия этнической культуры (в нашем случае, русской) как одной из основ национальной идентичности.
На фоне сплошных суррогатов современной жизни потребность в подлинном, дающем жизненные силы, все больше возрастает. Для человека равно важна и материальная и духовная пища. Культура есть преимущественно сфера духа, и потребление некачественной или вредной духовной (культурной) пищи опасно и даже губительно. Отравившись, люди осознанно или подсознательно начинают искать живые источники. И вдруг что-то непривычное, странно звучащее, едва знакомое, заденет, тронет их сердце. Замыленный попсой, задавленный ревом динамиков слух, словно очнувшись, оживет при чистом звуке родных протяжных напевов. И человек, задохнувшись, кожей ощутит всю глубокую их правду, неподдельную истинность живой русской традиции.
Такие явления уже происходят повсеместно. Там, где ведется полноценная работа по сохранению, изучению и возрождению (актуализации) русской традиционной культуры, запускается обратный механизм ее возвращения в родную среду. Современные дети с необыкновенным вниманием слушают старинную крестьянскую песню, с интересом реагируют на звучание народных инструментов, с жадностью включаются в народные игры. Многие из них становятся прекрасными исполнителями и активными пропагандистами своей культуры, местной традиции. Так воспитывается гражданин, патриот, защитник своего Отечества.
Сейчас музыкальный фольклор, традиции народного пения, инструментальной игры и хореографии, многие ремесла перекочевали в города. Люди занимаются воспроизведением старинного ткачества, вышивки, коклюшечного кружевоплетения, традиционных тканей и костюмов разных губерний. Огромное количество фольклорных коллективов осваивают традиции русского севера и юга, Центральной России, Сибири, и Урала, Ставрополья и Северного Кавказа, восстанавливают традиционные песни, наигрыши, хороводы и пляски, реконструируют основы русского рукопашного боя. В больших городах, особенно в Москве, возникают землячества, которые хотят сохранить элементы быта, костюм, музыкальные и ремесленные традиции своей малой Родины. Важно, чтобы эта деятельность опиралась на традиции, а не создавала новые суррогаты.
Но есть еще отдельные села, деревни, где традиционная культура продолжает сохраняться. Перед нами стоит задача ее фиксации, изучения и всяческой поддержки. Одним из возможных направлений такой поддержки могут стать государственные гранты. Перспективным направлением в развитии современной деревни является, например, экотуризм. Сохранение народной традиции позволит на местах сделать свою деревню (село, поселок и т.п.) привлекательной для туристов. Эта идея подтверждается высказыванием В.В.Путина: «В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире».
Пришло время возвращения долгов Отчизне, своей малой Родине, которая вскормила и воспитала многие поколения наших предков. Важнейшая задача современного поколения – кропотливая работа по собиранию, сохранению и восстановлению наших культурных традиций
Памятка
ПО ПЕРВИЧНОМУ ВЫЯВЛЕНИЮ ОНКН В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
Данная памятка поможет в первичном выявлении объектов нематериального культурного наследия в муниципальном образовании для передачи их в БУКОО ООЦНТ с целью предоставления сведений об объектах нематериального культурного наследия Орловской области в Экспертный совет для дальнейшего размещения в Каталоге объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.
***
Объекты нематериального культурного наследия (ОНКН, ОНН) – это обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, представляющие историческую и культурную значимость, внесенные в Каталог объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.
К областям проявления ОНКН относят:
- устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия (например, эпос, сказки, легенды, иные формы устного творчества);
- исполнительские искусства (например, вокал, хореография, народный театр и т.д.);
- обычаи, обряды, празднества (календарные обряды и празднества, например, масленица, свадебные, похоронные обряды, посвящения и т.д.);
- знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной (например, народные приметы);
- знания и обычаи, связанные с традиционными ремеслами (технологии традиционных народных промыслов и ремесел).
На основании этих понятий были определены объекты нематериального культурного наследия, претендующие на занесение в электронный каталог нематериального культурного наследия:
1. Устное народное творчество — Сказки, эпические песни, эпические сказания, былины, фольклорная проза.
2. Исполнительские искусства — Песенное искусство, музыкально-инструментальное искусство, танцевальное искусство, театральное искусство (народный театр, народный цирк и т. п.), сказительство.
3. Празднично-обрядовая культура — Праздники, обряды, ритуалы, игры (празднично-обрядовая игровая культура, бытовая игровая культура).
4. Техники и технологии, связанные с традиционными ремеслами, с народными музыкальными инструментами, с традиционным народным костюмом, с традиционной хозяйственной и бытовой культурой.
В принятой ЮНЕСКО трактовке нематериальное культурное наследие тесно связано с этнической культурой, вбирающей в себя самобытные, неповторимые традиции людей, проживающих на данной местности. При выявлении ОНКН рекомендуется отдавать предпочтение следующим характеристикам объектов:
· аутентичность, т.е. презентация объектами реально бытовавших традиций,
· локально-специфическая форма, т.е. уникальность в рамках определенной территории,
· народность, т.е. аккумуляция коллективного опыта, не имеющего авторства,
· традиционность, т.е. трансляция от поколения к поколению.
Для изучения вопросов формирования Реестра ОНКН на начальной стадии будет достаточно представить по одному объекту от района, для дальнейшего подробного изучения.
К данной памятке прилагается анкета, в которой указывается подробное наименование объекта. Под этим названием объект регистрируется и будет проходить экспертные оценки. Также в пункте 2 анкеты указываются другие возможные варианты названия.
Важно отразить следующие позиции:
- указываются действия, направленные на сохранение объекта НКН: выявление, паспортизация, фото-, видео фиксация.
- указываются действия по популяризации (актуализации) объекта НКН: реконструкция, воспроизведение, показ видеоматериалов в образовательных учреждениях и учреждениях культуры (участие в фестивалях, выставках в различных регионах России и т.п.).
- если это обряд или праздник, то дается «сценарий» обряда (включать тексты песен), развернутое описание обрядовой одежды (в которую «рядятся», например, во время «вождения кобылы», на святках), предметов быта, инструментов и т.д.
Наследия Орловской области.
Наследия Орловской области.
Традиционные технологии. На примере технологии изготовления
плешковской глиняной игрушки.
№ | Примечание | |
1 | Название традиционной технологии | Технология изготовления плешковской глиняной игрушки. |
2 | Местное название технологии (диалект) | __ |
3 | Что изготавливали при помощи этой технологии | Глиняная игрушка, игрушка- свистулька |
4 | Место (исторической) фиксации технологии | Орловская область, Ливенский р-н, село Плешково |
5 | Форма бытования технологии в прошлом | Народный художественный промысел |
6 | Форма бытования технологии в настоящее время | В настоящее время традиции игрушечного промысла продолжают: народный мастер России, член ВТОО «Союз художников России» Фролова Наталья Николаевна (р. 1955), народный мастер России, член ВТОО «Союз художников России» Фролов Александр Викторович (р. 1956), преподаватель детской художественной школы города Ливны Народный мастер России Сапрыкина Елена Михайловна (р. 1966). |
7 | Как часто в настоящее время используется эта технология | Демонстрация технологии на мастер-классах, на ярмарках, выставках и в школе изобразительных искусств города Ливны |
8 | Краткое описание технологии | Для работы глину заготавливали заранее. Её разминали, заливали водой и оставляли «киснуть» на всю зиму. Игрушку лепили из цельного куска глины. Размеры петухов, коней не превышали ширины ладони, барынь – её высоты. И все же игрушки разных мастеров, несмотря на устойчивость форм, отличались друг от друга при внимательном рассмотрении чистотой отделки, едва заметными деталями и росписью. Фигурки не всегда расписывали, считая, что они и так привлекательны. Мастерицы украшали грудь животных и птиц защипами. Подготовленные игрушки сушили, обжигали в горнах, а иногда и в русской печи при варке пищи. На обжиг игрушек уходило 3–4 часа, посуды – до 12 часов. По цвету огня определяли готовность: сначала красный, затем белый. Изделия оставляли медленно остывать. Расписывали обычно в два цвета: синий и красный либо зелёный и красный. |
9 | Источники сырья, дополнительные материалы, инструменты, приспособления | Глина плешковская, краски из тёртого кирпича и из сока лопуха, анилиновые красители, палочки деревянные, перья птичьи, горны. |
10 | Обоснование ценности объекта | Историческая достоверность, аутентичность. |
11 | Лица/организации, имеющие отношение к объекту в настоящее время (контакты) | Народные мастера России Фролова Н. Н., Фролов А.В., Сапрыкина Е.М. |
12 | Назначение предметов, изготавливаемых при помощи этой технологии в прошлом и в настоящее время | Детская игрушка-свистулька – в прошлом, детская игрушка-свистулька, объект коллекционирования, музейный экспонат – в настоящее время |
13 | Форма фиксации объекта | Фото – и видео -, текстовые материалы. |
14 | Сведения о заявителе (ФИО работника культуры, контакты –телефоны, электронные адреса и т.д.) |
На все вопросы, связанные с проведением работы по выявлению, отбору и предоставлению сведений об объектах нематериального культурного наследия Орловской области, вам могут ответить: Паненкова Лариса Ивановна, ведущий методист по фольклору и Черногорова Валентина Николаевна, ведущий методист по формированию регионального и федерального реестра нематериального культурного наследия БУКОО.
Тел.: (4862) 54-26-77, e-mail: ooocnt57@yandex.ru
Орловский областной центр народного творчества
Методические рекомендации
Дата: 2019-03-05, просмотров: 235.