Особенности самовыражения ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поведение

Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство

Пассивность, замкнутость, безразличие

Беспокойство, возбудимость

Эмоции

Положительно окрашенные

Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)

Частая смена эмоций

Особенности общения со взрослыми

Непосредственность, искренность, эмоциональная близость

Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание

Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность

Особенности общения со сверстниками

1. Личностное общение:

Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба

Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность

Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

2. Деловое общение:

Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

V . Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности

Мотивация

Особенности мотивов:

Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)

Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)

Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)

Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

Виды мотивов:

Мотивы достижения успеха

Мотивы избегания неудач

Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

Произвольность

Особенности восприятия образца и правила:

Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием

Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

Особенности решения учебной задачи:

Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу

Принимает, но не удерживает учебную задачу

Не принимает учебную задачу.

Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения

Степень самостоятельности:

Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)

Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)

Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

Саморегуляция

Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого

Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого

Отношение к помощи со стороны взрослого

Принимает помощь взрослого

Не принимает помощь взрослого 

       

VI. Выводы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII .Рекомендации:

Педагогу __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Родителям __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII . Помощь специалистов (психолога, логопеда, психоневролога), в которой нуждается ребенок ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


IX. ФИО экспериментатора, подпись

______________________________                                       __________________

 

Методика «Кто Я?»

(модификация методики М. Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 9—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».

Критерии оценивания:

1. Дифференцированность — количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).

2. Обобщенность — степень обобщенности суждений и характеристик «Я».

3. Самоотношение — соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.

Уровни оценивания:

• Дифференцированность

1. 1—2 определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.

2. 3—5 определений, преимущественно относящихся ко 2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).

3. От 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.

• Обобщенность

1. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.

2. Совмещение категорий 1-й и 3-й.

3. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

• Самоотношение

1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).

2. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).

3. Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

 

 

Методика «Какой Я?»

(модификация методики О.С.Богдановой)

 

Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).

Детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них в два столбика:

А                                             Б

аккуратный                       драчливый

вежливый                          злой

честный                             ленивый

добрый                              упрямый

любознательный              невнимательный

отзывчивый                      неаккуратный

справедливый                  грубый

трудолюбивый                 жадный

старательный                   завистливый

верный                              нечестный

 

Обработка данных. Учитель определяет самооценку каждого ребенка (завышенная, адекватная, заниженная) по формуле:

К1 = КА ,
  10  

где КА – количество слов, выбранных ребенком из столбика А.

К2 = КБ ,
  10  

где КБ – количество слов, выбранных ребенком из столбика Б.

Если К1 ³ 0,6, К2 £ 0,3, то самооценка завышена,

        К1 £ 0,3, К2 ³ 0,6, то самооценка занижена,

        К1» К2 » 0,4 – 0,6, то самооценка адекватна.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 204.