ТЕМА 17. ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Будущее несовершеннолетних преступников сомнительно. Из них еще могут вырасти порядочные люди.

Станислав Ежи Лец

Вид занятия: семинар.

Время: 2 часа.

Учебная цель – в результате изучения темы учащиеся должны уяснить криминологическую характеристику и особую опасность преступности несовершеннолетних, изучить типологию личности несовершеннолетнего преступника, причины этих преступлений и меры их предупреждения. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформировать умение разрабатывать меры виктимологической профилактики в отношении криминальных проявлений данного вида.

 

Изучаемые вопросы

1. Криминологическая характеристика неосторожной преступности.

2. Типология личности неосторожного преступника.

3. Причины неосторожной преступности. Особенности детерминации неосторожной преступлений.

4. Воздействие на неосторожную преступность. Виктимологическая профилактика неосторожных преступлений.

Вопросы для письменного контроля подготовки к занятию

(письменная летучка вначале семинара в течение 10 минут по нескольким вариантам)

1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.

2. Типология личности несовершеннолетнего преступника.

3. Факторы преступности несовершеннолетних.

4. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних.

Проблемные вопросы и задания

1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.

2. Основные традиционные черты преступности несовершеннолетних.

3. Состояние, структура и динамика преступности несовершеннолетних.

4. Особенности детерминации преступного поведения несовершеннолетних лиц.

5. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников и правонарушителей, их типология.

6. Психофизические особенности личности несовершеннолетних и их значение в детерминации преступного поведения.

7. Факторы преступности несовершеннолетних.

8. Криминогенные факторы семейного воспитания.

9. Профилактика преступности в среде несовершеннолетних.

10.  Ювенальная юстиция.

11.  Причины малолетней делинквентности.

12.  Предупреждение беспризорности несовершеннолетних.

Задание на самостоятельное углубленное изучение темы

     Подготовьте письменные рефераты по темам:

1. «Современное состояние и тенденции преступности несовершеннолетних»;

2. «Причины преступности несовершеннолетних»;

3. «Статистико-криминологические этюды преступности несовершеннолетних»;

4. «Нарушения прав несовершеннолетнего во взаимосвязи с преступностью несовершеннолетних»;

5. «Преступность несовершеннолетних в зарубежных странах»;

6. «Эмоциональная депривация как фактор преступности несовершеннолетних»;

7. «Преступность несовершеннолетних в крупном городе»;

8. «Взаимовлияние организованной преступности и преступности несовершеннолетних»;

9. «Групповая преступность несовершеннолетних»;

10.  «Исторический очерк становления и развития института государственной защиты несовершеннолетних в России».

     Аналитические задания

     1. Изучите нижеприведенный текст и составьте криминологическую характеристику личности несовершеннолетнего преступника с учетом знания структуры личности преступника.

     А. 15 лет. Из материалов уголовного дела, медицинской документации (выписной эпикриз) и со слов подэкспертного известно следующее: наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Подэкспертный – младший из двоих детей, уроженец Республики Дагестан. Родители в настоящее время в разводе из-за злоупотребления отцом спиртным. Подэкспертный в детстве рос и развивался в соответствии с возрастом, тяжелых соматических заболеваний не переносил. Детские дошкольные учреждения не посещал, находился под присмотром матери и бабушки. До 3-го класса учился в сельской школе, часто болел бронхо-легочными заболеваниями, в связи с чем посещал школу нерегулярно. В 2000 г. семья переехала в Московскую область, подэкспертный в связи с низким уровнем знаний был направлен на обучение в 1-й класс подмосковной школы. За время учебы, поданным характеристики, показал себя с положительной стороны, проявляет общественную активность, опрятен, вежлив, тактичен, успевает на удовлетворительно (характеристика на ученика 6-го класса). По показаниям матери, подэкспертный по характеру добрый, отзывчивый, занимается футболом, хорошо учится (допрос в уголовном деле). Согласно сведениям из выписного эпикриза, А. находился на лечении в Детской республиканской клинической больнице г. Махачкалы с диагнозом: «Сотрясение головного мозга. Ушибы, ссадины лица, тела, конечностей. Перелом левой ключицы». Выписан с улучшением под наблюдение невролога (эпикриз представлен).

     Как следует из материалов уголовного дела, А. совместно и по предварительному сговору с Б. и М., находясь в торговом зале ООО «Г.» в г. Щелково Московской области, с целью хищения взял имущество
ООО «Г.» на общую сумму 3748 руб. 50 коп., после чего сданным имуществом пытался пройти мимо кассы, но был задержан сотрудниками охраны данной организации.

     При судебно-психиатрическом обследовании выявлено следующее.

     Соматическое состояние: телосложение правильное, нормостеническое; внутренние органы без видимой патологии.

     Неврологическое состояние: менингиальных симптомов нет; нервная система без признаков очаговой патологии.

     Психическое состояние: подэкспертный в ясном сознании; правильно ориентирован в месте, времени, собственной личности; цель проведения экспертизы понимает. Держится скованно, стеснителен. Голос тихий, старается больше молчать. Настроение ровное; мимика живая, адекватная теме беседы. Жалоб на психическое состояние не предъявляет; себя считает психически здоровым. Без желания вступает в беседу, на вопросы отвечает по существу, кратко; сведения о себе излагает последовательно, в хронологическом порядке; в беседе старается представить себя с лучшей стороны, подчеркивает, что учится, не употребляет спиртное, не курит. При обсуждении инкриминируемого ему деяния вину свою признает полностью, в то же время стремится обратить внимание на поведение более старших – «решил сделать как они». Высказывает озабоченность создавшейся судебно-следственной ситуацией. Интеллектуальный уровень, запас знаний соответствуют полученному образованию. Снижения со стороны памяти, внимания не выявляется. Мышление последовательное. Суждения недостаточно зрелые. Условный смысл распространенных метафор передает верно. В вопросах практической жизни ориентирован достаточно. Понимает противоправность и наказуемость содеянного. Продуктивной психопатологической симптоматики (бреда, галлюцинаций) нет. Эмоциональные реакции дифференцированы. Критическая оценка своего состояния и сложившейся судебно-следственной ситуации сохранена.

     При психологическом исследовании использовались методы психологического изучения материалов уголовного дела, медицинской документации, клинико-биографический метод изучения личности, беседа, экспериментально-психологические методики исследования восприятия, памяти, мышления. Во время исследования контакту доступен, сообщает сведения о себе, выполняет предложенные задания. Инструкции к экспериментальным заданиям усваивает с трудом, при этом удерживает их во время работы. Жалоб на психическое здоровье не предъявляет, последствий черепно-мозговой травмы у себя не отмечает, душевнобольным себя не считает. Запас школьных знаний крайне скуден, таблицу умножения знает плохо, арифметические действия выполняет с грубыми ошибками, на вопросы по школьной программе не отвечает. В настоящее время (со слов) обучается в 6 классе общеобразовательной школы. Психофизическое развитие в соответствии с возрастом, половая жизнь (со слов) с 10-летнего возраста. Оперативная, долговременная память сохранны. При исследовании мышления улавливает и передает условный смысл только наиболее распространенных пословиц и метафорических выражений. Опирается на конкретные, функциональные признаки предметов и понятий. Интересы соответствуют подростковому возрасту: общается с друзьями, любит играть в футбол, компьютерные игры. Каких-либо нарушений восприятия, памяти, операционной стороны мышления, интеллектуальных, личностно-мотивационных расстройств, патохарактерологических особенностей личности, умственной отсталости, отставания в психическом, психофизическом развитии от своего паспортного возраста, не связанных с болезненными расстройствами, в процессе исследования не обнаружено. О событиях, составляющих содержание уголовного дела, рассказывает в соответствии со своими показаниями, содеянное признает, понимает противоправность и наказуемость инкриминируемого ему деяния. Раскаивается в содеянном, обещает «больше не воровать».

 

     2. Проанализируйте нижеприведенный текст и определите причины преступного поведения.

     Б. 16 лет, обвиняемый по ст. 166 УК РФ. По характеру с детства формировался упрямым, настойчивым, легковозбудимым, часто менял свои увлечения. Обучаться в школе начал с 7 лет, с программой массовой школы справлялся, учился средне. С 5-го класса стал прогуливать занятия в школе, конфликтовал с одноклассниками, грубил учителям, нарушал дисциплину. В это же время жаловался на головные боли, утомляемость, периодически отмечались носовые кровотечения. Неврологом выставлялся диагноз: «Вегетососудистая дистония». Был осмотрен психоневрологом в связи с трудностями в поведении, нежеланием учиться в школе. Устанавливался диагноз: «Патохарактерологические реакции, ситуационно обусловленные. Синдром вегетососудистой дистонии (ВСД)». Поведение его оставалось трудным, был неподчиняем, не ходил в школу, пропустил много занятий, начал курить, дублировал 6-й класс. В течение трех месяцев находился на стационарном лечении в детской психиатрической больнице г. Москвы, куда поступил в связи с трудностями в поведении, в школе разбил стекло, унитаз, был исключен из школы. В психическом состоянии того периода отмечалось: беседой не заинтересован, на вопросы отвечает односложно. Причиной госпитализации считает проблемы со школой. Суждения его незрелы, поверхностны, о будущем не задумывается, интересы развлекательного характера, не терпит трудностей. В отделении первое время был расторможен, шумен, задевал ребят, исподтишка причинял им неприятности. В дальнейшем был спокоен, подчинялся режиму, занимался в классе. Выписан был с диагнозом: «Адаптационная реакция со смешанным нарушением эмоций и поведения. Психопатоподобный синдром» (выписка из истории болезни в амбулаторной карте психоневрологического диспансера (ПНД)). С данным диагнозом подэкспертный наблюдался консультативно в ПНД. После окончания 9 классов подэкспертный обучался в радиотехническом колледже в течение полутора лет, после чего учебу бросил.

     С 12 до 17 лет занимался мотокроссом, неоднократно переносил ушибы головы, сотрясение головного мозга, перелом ключицы, большой берцовой кости, запястья. Лечился в поликлинике для спортсменов.

     Выставлен диагноз: «Смешанное расстройство эмоций и поведения».

     С 16 лег начал употреблять спиртные напитки, эпизодически курил анашу. Неоднократно подвергался административному наказанию (за сквернословие на улице в нетрезвом состоянии, распитие спиртных напитков в общественном месте).

 


Литература по теме

1. Антонян, Ю. М. Криминология : учебник для академического бакалавриата / Ю. М. Антонян. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017.

2. Забрянский, Г. И. Криминология несовершеннолетних: социология преступности : монография / Г. И. Забрянский. – М. : Рос. Акад. адвокатуры и нотариата, 2013.

3. Забрянский, Г. И. Криминология: общество и преступность, криминологическая статистика, криминология села, криминология несовершеннолетних ; избранные статьи /
Г. И. Забрянский. – М. : Граница, 2013.

4. Куприянова, А. В. Женская преступность несовершеннолетних (региональная характеристика) : монография /
А. В. Куприянова. – Чита : Изд-во ЗабГУ, 2013.

5. Личностные характеристики преступников : монография / под. ред. Ю. М. Антоняна. – М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2016.

6. Лунеев, В. В. Криминология : учебник для академического бакалавриата / В. В. Лунеев. – М. : Издательство Юрайт, 2017.

7. Невский, В. В. Предупреждение преступности несовершеннолетних в современных условиях: проблемы и пути их решения: монография / В. В. Невский. – М. : Юрлитинформ, 2014.

8. Полякова, Н. И. Система предупреждения преступности несовершеннолетних: история и современность : монография / Н. И. Полякова. – М. : Юрлитинформ, 2010.





Рисунок 17.1

Дата: 2019-03-05, просмотров: 343.