Неумолимая поступь научно-технического прогресса породила одну из сложнейших проблем - человек и окружающая его природная среда. Неизбежное вмешательство человека в ход естественных процессов сопряжено с нарушением сложившегося в природе равновесия, с развитием стихийно-разрушительных процессов (загрязнение атмосферы, истощение водных и лесных ресурсов и т.п.). Поэтому вопросам охраны и рационального использования природных ресурсов в современных условиях придается особое значение.
Законодательные. Наиболее важным в обеспечении нормального процесса по охране атмосферного воздуха является принятие соответствующей законодательной базы, которая бы стимулировала и помогала в этом трудном процессе.
Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. (статья 1 Федерального закона №96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха»).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух относится к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Архитектурно планировочные. Данные мере направлены на регламентацию строительства предприятий, планирование городской застройки с учетом экологических соображений, озеленение городов и др. При строительстве предприятий необходимо придерживаться правил установленных законом и не допускать строительство вредных производств в городской черте. Необходимо осуществлять массовое озеленение городов, т. к. Зеленые насаждения впитывают из воздуха многие вредные вещества и способствуют очищению атмосферы.
Необходима также капитальная реконструкция (а не косметический ремонт) дорожного покрытия, строительство современных транспортных развязок, выпрямление дорог, устройства звукозащитных барьеров и озеленение придорожной полосы.
Технологические и санитарно-технические. Можно выделить следующие мероприятия: рационализация процессов сжигания топлива; улучшение герметизации заводской аппаратуры; установка высоких труб; массовое использование очистных устройств и др. Следует отметить, что уровень очистных сооружений в России находится на примитивном уровне, на многих предприятиях они отсутствуют вовсе и это несмотря на вредность выбросов этих предприятий.
Не менее важной задачей является воспитание у Россиян экологического сознания. Отсутствие очистных сооружение конечно можно объяснять нехваткой денег (и в этом есть большая доля правды), но даже если деньги и есть их предпочитают потратить на что угодно, только не на экологию. Отсутствие элементарного экологического мышления особенно ощутимо сказывается в настоящее время. Пока в России не появится поколение с полноценно сформированным экологическим сознанием, не будет заметно существенного прогресса в осмысление и предупреждении экологических последствий деятельности человека.
Увеличение масштабов загрязнения атмосферы требуют быстрых и эффективных способов защиты её от загрязнения, а также способов предупреждения вредного воздействия загрязнителей воздуха. Атмосфера может содержать определённое количество загрязнителя без проявления вредного воздействия, т.к. происходит естественный процесс её очистки. Введение новых технологий снизит накопление углекислого газа в атмосфере и поможет не только создать альтернативное сырье для синтеза многих органических соединений, основой для которых сегодня служит нефть, но и решить важные экологические проблемы.
Роль загрязняющих веществ определяется:
- объемом выбросов;
- характером распространения этих веществ и продуктов их размещений в самой атмосфере;
- межфазным переносом с последующей миграцией в других средах;
- воздействием на природные процессы и участием в них.
Важнейшим параметром, определяющим масштаб распространения загрязняющих веществ в атмосфере, является время их жизни в воздушной оболочке нашей планеты. Степень воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду и биологические объекты зависит от концентрации и индивидуальных физико-химических свойств, а также от концентрации и свойств продуктов их превращения. В соответствии с этим различают три типа выбросов загрязняющих веществ:
- приводящие к загрязнению в глобальном масштабе;
- приводящие к загрязнению в региональном масштабе (в том числе и в регионе, включающем территории нескольких государств);
- приводящие к загрязнению в локальном масштабе, например, на небольших территориях в пограничном районе двух государств.
Нормирование выбросов любого типа подразделяется на три этапа:
- выделение критического звена в природной среде и биоте (в локальных условиях это прежде всего здоровье человека);
- определение предельно-допустимых нормативов;
- установление связи предельно-допустимых нормативов с предельно-допустимыми выбросами.
Расчет по нормированию выбросов обычно проводится в две стадии:
1–я стадия – предприятие разрабатывает проект предельно-допустимых выбросов с учетом фонового загрязнения (его величина запрашивается в местном подразделении Росгидромета), регламента работы производственных мощностей, технических возможностей снижения выбросов и направляет в городской орган природопользования следующие документы:
- официальное ходатайство о выдаче разрешения на выброс;
- бланк инвентаризации источников выбросов;
- сведения о разработке проекта предельно-допустимых выбросов.
Если предельно-допустимый выброс утверждается не в первый раз, то прилагается информация о выполнении мероприятий по снижению выбросов за прошедший период, план мероприятий на новый срок, график контроля соблюдения нормативов предельно-допустимых выбросов.
2–я стадия – местные органы охраны окружающей среды обобщают предложения всех предприятий, расположенных на его территории. На участках, где все концентрации в зоне жилой застройки ниже предельно-допустимой концентрации, предложенные предельно-допустимые выбросы могут быть утверждены. Там, где концентрации превышают предельно-допустимые выбросы определяют предприятие, которое имеет наибольшую мощность выбросов, и предлагают ему изыскать возможность снижения предложенного ПДВ. Иногда может стоять вопрос о закрытии, переформировании или выносе за пределы города предприятий, наносящих значительный ущерб окружающей среде. Если предприятие не может в данный момент обеспечить ПДВ, но оно имеет важную роль в хозяйстве страны или города и в то же время имеет возможность за счет совершенствования технологии добиться снижения выбросов, то этому предприятию может быть установлен временно согласованный выброс (ВСВ). ПДВ обычно утверждается на 2-3 года, иногда до 5 лет (если все выбрасываемые загрязняющие вещества относятся к 3-4 классам опасности), ВСВ утверждается на 1 год.
Контроль выполнения предприятиями установленных им норм выбросов осуществляют местные природоохранные органы. При проведении плановых проверок подлежат контролю наличие и количество:
- основных загрязняющих веществ (оксиды серы, азота, углерода, пыли);
- загрязняющих веществ, для которых на данной территории зарегистрированы концентрации 5ПДК.
Контролируются также:
- регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ);
- работоспособность установок очистки газов;
- аварийные выбросы;
- загрязненность среды в случае чрезвычайных ситуаций и экстремально высокого загрязнения атмосферы;
- факты сжигания отходов на свалках, полигонах (образование диоксинов);
- соблюдение экологических требований при использовании химических веществ в хозяйстве;
- выполнение выданных ранее предписаний.
По результатам проверки составляется акт, выдается предписание на устранение обнаруженных нарушений, а если нарушения очень серьезны, то могут приниматься решения о приостановлении эксплуатации, остановке оборудования, цехов или предприятия в целом. Могут быть также применены штрафные санкции в отношении предприятия или его руководителей.
Для постоянного контроля выбросов в последние годы стали шире применяться дистанционные методы мониторинга, для чего на дымовых трубах и на местности устанавливаются датчики основных загрязняющих веществ, данные с которых направлены на централизованные пункты контроля.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 252.