Расстояние между зданиями, м | 0 | 5 | 10 | 15 | 20 | 30 | 40 | 50 | 70 | 90 |
Вероятность распространения пожара, % | 10 | 87 | 66 | 47 | 27 | 23 | 9 | 3 | 2 | 0 |
Системы водоснабжения представляют собой крупный комплекс зданий и сооружений, удаленных друг от друга на значительные расстояния. При чрезвычайных ситуациях, как правило, все элементы этой системы не могут быть выведены из строя одновременно. При проектировании системы водоснабжения необходимо предусмотреть меры их защиты в чрезвычайных ситуациях. Ответственные элементы системы водоснабжения целесообразно размещать ниже поверхности земли, что повышает их устойчивость. Для города надо иметь два-три источника водоснабжения, а для промышленных магистралей (промышленного водоснабжения) — не менее двух-трех вводов от городских магистралей. Следует предусмотреть возможность ремонта данных систем без их остановки и отключения водоснабжения других потребителей.
Весьма важной является система водоотведения загрязненных (сточных) вод (система канализации). В результате ее разрушения создаются условия для развития болезней и эпидемий. Скопление сточных вод на территории объекта затрудняет проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ. Повышение устойчивости системы канализации достигается созданием резервной сети труб, по которым может отводиться загрязненная вода при аварии основной сети. Должна быть разработана схема аварийного выпуска сточных вод непосредственно в водоемы. Насосы, используемые для перекачки загрязненной воды, комплектуются надежными источниками электропитания.
В разных чрезвычайных ситуациях электрические сооружения и сети могут получить различные разрушения и повреждения. Их наиболее уязвимыми частями являются наземные сооружения (электростанции, подстанции, трансформаторные станции), а также воздушные линии электропередачи. В современных крупных энергосистемах применяются различные автоматические устройства, способные практически мгновенно отключить поврежденные электроисточники, сохраняя работоспособность системы в целом.
Для повышения устойчивости системы электроснабжения в первую очередь целесообразно заменить воздушные линии электропередачи на кабельные (подземные) сети, использовать резервные сети для запитки потребителей, предусмотреть автономные резервные источники электропитания объекта (передвижные электрогенераторы).
Весьма важно обеспечить устойчивость системы газоснабжения, так как при ее разрушении или повреждении возможны возникновение пожаров и взрывов, а также выход газа в окружающую среду, что значительно затрудняет проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Основные мероприятия по увеличению устойчивости систем газоснабжения следующие: сооружение подземных обводных газопроводов (бассейнов), обеспечивающих подачу газа в аварийных условиях; использование устройств, обеспечивающих возможность работы оборудования при пониженном давлении в газопроводах; создание на предприятиях аварийного запаса альтернативного вида топлива (угля, мазута); осуществление газоснабжения объекта от нескольких источников (газопроводов); создание подземных хранилищ газа высокого давления; использование на закольцованных системах газоснабжения отключающих устройств, установленных на распределительной сети.
В результате чрезвычайной ситуации может быть серьезно повреждена система теплоснабжения населенного пункта или предприятия, что создает серьезные трудности для их функционирования, особенно в холодный период года. Так, разрушение трубопроводов с горячей водой или паром может повлечь их затопление и затруднить локализацию и ликвидацию аварии. Наиболее уязвимые элементы систем теплоснабжения — теплоэлектроцентрали и районные котельные.
Основным способом повышения устойчивости внутреннего оборудования тепловых сетей является их дублирование. Необходимо также обеспечить возможность отключения поврежденных участков теплосетей без нарушения ритма теплоснабжения потребителей, а также создать системы резервного теплоснабжения.
В результате воздействия ударной волны, возникающей при взрывах различного происхождения (при аварии газопроводов, при военных действиях), могут серьезно пострадать подземные коммуникации, включая подземные переходы и транспортные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты и др.). Наибольшее разрушение различных мостовых сооружений вызывает боковая ударная волна, направленная перпендикулярно пролетному строению моста. Весьма опасным для этих сооружений является воздействие ударных волн, отраженных от поверхности воды (реки, водоема) Воздействие ударной волны на подземные сооружения (коллекторы) может вызвать их повреждение. Особенно опасно в этом случае разрушение трубопроводов с горячей водой или паром, а также газопроводов.
Основным средством повышения устойчивости рассмотренных сооружений от воздействия ударной волны является повышение прочности и жесткости конструкций.
Особое внимание следует уделять устойчивости спадов и хранилищ ядовитых, пожаро- и взрывоопасных веществ в условиях чрезвычайных ситуаций. Это достигается проведением следующих мероприятий: переводом указанных материалов на хранение из наземных складов в подземные, хранением минимального количества ядовитых, пожаро- и взрывоопасных веществ, а также безостановочным использованием этих веществ при поступлении на объект, минуя склад («работа с колес»).
Для повышения устойчивости работы объектов в чрезвычайных ситуациях необходимо уделять значительное внимание защите рабочих и служащих. Для этого на объектах строятся убежища и укрытия, предназначенные для защиты персонала, создается и поддерживается в постоянной готовности система оповещения рабочих и служащих объекта, а также проживающего вблизи объекта населения о возникновении чрезвычайной ситуации. Персонал, обслуживающий объект, должен знать о режиме его работы в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также быть обученным выполнению конкретных работ по ликвидации очагов поражения.
270. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций должна выполняться в максимально короткие сроки. В этой деятельности различают три основных этапа.
На первом этапе реализуются мероприятия по экстренной защите населения. Через систему оповещения население информируют о возникновении чрезвычайных ситуаций и о необходимости использования средств индивидуальной защиты. Проводятся эвакуация людей из опасных зон и оказание им первой медицинской помощи. Принимаются неотложные меры для локализации аварий, а в случае необходимости вводится в действие комплекс противопожарных мероприятий. Возможны также временная остановка технологических процессов на предприятиях или их изменение.
На этом этапе проводится подготовка к выполнению спасательных и других неотложных работ. Для этого заблаговременно создаются специально обученные спасательные формирования. На промышленных объектах спасательные подразделения формируются из числа работников этого объекта (подразделения гражданской обороны объекта).
Для получения сведений о сложившейся в результате чрезвычайной ситуации обстановке проводят разведку очага поражения — территории, на которой возникли негативные последствия в результате действия опасных и вредных факторов, вызванных чрезвычайной ситуацией. Форма очага поражения зависит от вида чрезвычайной ситуации: при взрывах и землетрясениях — форма круглая, при ураганах, затоплениях и смерчах — имеет вид полосы, при пожарах и оползнях образуется очаг поражения неправильной формы и т.д. Различают простые и сложные (комбинированные) очаги поражения. Простые очаги поражения возникают под действием одного опасного или вредного фактора чрезвычайной ситуации, а комбинированные — от воздействия нескольких факторов.
На втором этапе проводятся спасательные и другие неотложные работы, а также продолжается выполнение задач по защите населения и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций, начатых на первом этапе. Продолжаются локализация и тушение пожаров, а также спасение людей из горящих зданий и сооружений. Если в результате чрезвычайной ситуации разрушены или завалены защитные укрытия и убежища, в которых находились люди, проводится их розыск и извлечение из завалов. Пострадавших и получивших ранения доставляют в медицинские учреждения. Продолжается также эвакуация населения из опасных зон.
В случае необходимости (выброса в окружающую среду радиоактивных или токсичных химических веществ, а также бактериологических агентов) проводят специальную обработку, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью восстановления готовности людей, входящих в состав специальных формирований, и используемой техники к продолжению аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, а также подготовки объектов к возобновлению производственной деятельности.
Специальная обработка состоит из обеззараживания и санитарной обработки. Обеззараживание включает в себя следующие операции: дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию и дератизацию.
На заключительном (третьем) этапе начинаются работы по восстановлению функционирования объектов народного хозяйства, которые выполняются строительными, монтажными и другими специальными организациями. Кроме этого, осуществляется ремонт жилья или возведение временных жилых построек. Восстанавливаются также энерго- и водоснабжение, объекты коммунального обслуживания и линии связи. После окончания этих и ряда других работ производится возвращение (реэвакуация) населения к месту постоянного жительства.
271. Дезактивация — это удаление радиоактивных веществ с поверхностей различных предметов, а также очистка от них воды. Различают механический и физико-химический (химический) способы удаления радиоактивных веществ (радиоактивной пыли) с очищаемых поверхностей. Механическое удаление радиоактивной пыли сводится к смыванию ее водой под давлением с поверхности загрязненных предметов. При использовании химического способа радиоактивную пыль связывают специальными растворами, препятствуя тем самым ее распространению в окружающей среде. Для этого используют поверхностно-активные (порошок Ф-2, препарат ОП-7 и ОП-10) и комплексообразующие вещества, кислоты и щелочи (фосфаты натрия, трилон Б, щавелевую и лимонную кислоты, соли этих кислот).
Если загрязненная территория имеет твердое покрытие, то ее дезактивируют механическим способом. Территории без твердого покрытия обрабатывают пленкообразующими и закрепляющими растворами (латекс, спиртосульфатная барда, нефтяные шламы и др.) или просто водой, после чего связанную таким образом радиоактивную пыль удаляют с поверхности зараженной территории, срезая бульдозерами или грейдерами загрязненный слой фунта толщиной 5—10 см. Этот фунт помещают в металлические контейнеры и захоранивают на специальных полигонах. Обработанную территорию засыпают сдоем незагрязненного фунта толщиной 9—10 см. Дезактивацию поверхностей зданий проводят путем связывания радиоактивной пыли пленкообразующими составами с последующим ее удалением мощными пылесосами. Возможна также обработка поверхностей малоэтажных зданий и растительности водой или дезактивирующими растворами с привлечением специальной техники (пожарных машин, мотопомп).
Существуют различные методы дезактивации воды: фильтрование, отстаивание, перегонка, очистка с использованием ионообменных смол. Зараженные открытые водоемы дезактивируют, обрабатывая абсорбирующими и комплексообразующими глинами. Очистку рек, ручьев и иных стоков проводят, пропуская воду через плотины фильтрующего типа. В качестве фильтрующего элемента в них используют адсорбирующий наполнитель. Дезактивацию колодцев проводят многократным откачиванием из них воды и удалением зараженного грунта со дна. Для дезактивации упакованных продуктов питания заменяют загрязненную тару. Если продукты не были упакованы, то с их поверхности снимают зараженный слой.
Следующая операция обезвреживания — дегазация. Ее используют для разложения отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ до нетоксичных продуктов. В качестве дегазирующих веществ используются также химические соединения, которые вступают в реакцию с отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами.
Для удаления отравляющих и сильнодействующих химических веществ с зараженных поверхностей используют моющие растворы, приготовленные на основе порошка СФ-24 или бытовых синтетических моющих веществ. Эти растворы, не обезвреживают отравляющие вещества, а лишь позволяют быстро смыть их с зараженной поверхности.
Дегазацию проводят с применением воды, моющих растворов, растворов дегазирующих и органических веществ, используя моечные машины. Если имеет место комбинированное загрязнение радиоактивными и отравляющими веществами, то сначала проводят дегазацию, а уж затем дезактивацию.
Для уничтожения возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных в окружающей среде проводят дезинфекцию. Ее осуществляют физическими, химическими и механическими методами.
Физические методы применяют в основном при кишечных инфекциях. К ним относятся: кипячение белья, посуды, предметов ухода за больными, сжигание ненужных и непригодных для дальнейшего использования вещей. Химический метод дезактивации заключается в уничтожении болезнетворных микробов и разрушении токсинов дезинфицирующими веществами, в качестве которых используются этанол, пропанол, фенол (карболовая кислота) и его производные (например, трихлорофенол), а также ряд других веществ. Зараженную бактериологическими агентами территорию обрабатывают (поливают) дезинфицирующими веществами. Этот способ дезактивации является основным. Механический метод дезинфекции заключается в удалении зараженного слоя фунта или устройстве настилов.
С целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний используют методы дератизации, заключающиеся в уничтожении переносчиков этих заболеваний (мышей, крыс, других грызунов). Как и дезинфекция, дератизация может осуществляться химическим, механическим и биологическим методами. Например, крыс уничтожают, используя в качестве ядохимиката карбонат бария.
272. Под санитарной обработкой понимают комплекс мероприятий по ликвидации заражения личного состава спасательных формирований и населения радиоактивными и отравляющими веществами, а также бактериологическими средствами. При санитарной обработке обеззараживают как поверхность тела человека, так и наружные слизистые оболочки. Обрабатывают также одежду, обувь и индивидуальные средства защиты.
Различают полную и частичную санитарную обработку. Первой из них подвергается личный состав спасательных формирований, а также эвакуированное население после выхода из загрязненных зон. При полной санитарной обработке обеспечивается полное обеззараживание от радиоактивных, отравляющих и бактериальных средств. Она проводится на пунктах специальной обработки людей. Одежда и другие предметы и вещи обеззараживают камерным или газовым методом, а также замачиванием в дезинфекцирующих растворах и последующей стиркой, кипячением и др.
Частичная санитарная обработка осуществляется непосредственно в очаге поражения для исключения вторичного инфицирования людей. При этом проводят механическую очистку и обработку открытых участков кожи, поверхностей одежды, обуви и индивидуальных средств защиты.
Экологическая безопасность
273. Политика и стратегия улучшения ОПС определяются природными факторами, условиями применения технологических и инженерных решений, этапами научно-технического прогресса и экономического развития регионов. Поэтому сам процесс нормирования параметров ОПС остаётся перманентным, требующим учёта мирового опыта управления природоохранной деятельностью.
Международное сотрудничество по охране ОПС реализуется через Программу по охране окружающей среды, Мировой фонд дикой природы, Международный союз охраны природы. Долгосрочные программы по учёту антропогенного воздействия разработаны Международной организацией ЮНЕСКО, Всемирной организацией здравоохранения, Продовольственной и аграрной организацией. Имеются международные соглашения по защите отдельных объектов ОПС: космического пространства, Морового океана, воздушного бассейна, морей, пограничных рек, редких видов животных и др. Успешно работают Европейский и стран АСЕАН Советы министров окружающей среды по разработке стратегических планов на принципах устойчивого развития регионов.
274. Приказом Минприроды России от 29.12.95 г. № 539 утверждена Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, в которой экологическая безопасность определена как «совокупность состояний процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно-важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимых природной среде и человеку.
Из решения Коллегии Межгосударственного экономического Комитета от 16.08.96 г. (решения седьмой сессии Межгосударственного экологического совета от 24.10.96 г. № 21) следует констатация целесообразности решения задач экологической безопасности в рамках деятельности стран СНГ по охране ОПС, включая вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, управления в области охраны ОПС и природопользования.
275. Не смотря на разнообразие в определении понятия экоаудита, встречающееся в научной литературе, главной его задачей является – оценка уровня техногенной и экологической безопасности предприятия и выполнение планов превентивных мер по снижению угроз со стороны загрязнённых природных объектов.
276. Объектами экоаудита могут быть виды хозяйственной, административной, инвестиционной и других видов деятельности, например:
— предприятия, хозяйственная деятельность которых связана с экологическим риском для ОПС и здоровья населения;
— объекты, системы, комплексы природопользования и обеспечения очистки сточных промышленных вод и комунально-бытового хозяйства;
— административные решения разного уровня, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов или отрицательному воздействию на ОПС и здоровье населения, хозяйственную деятельность предприятий;
— инвестиционные и приватизационные программы и проекты развития предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинённости, деятельность которых связана с экологическим риском для ОПС и здоровья населения;
— кредитные соглашения, инвестиционные подрядные контракты, реализация которых может привести к негативному влиянию на состояние ОПС и здоровье населения;
— объекты приватизации государственных и муниципальных предприятий и организаций и др.
Субъектами экоаудита являются лица (физические и юридические) и аудиторские фирмы, которым полномочным органом предоставлено право оказания экологических услуг предприятиям, организациям, учреждениям, территориальным органам. Экоаудитор – это специалист, имеющий квалификационный сертификат (аттестат) и лицензию на право осуществления экоаудиторской деятельности; экоаудиторская фирма – аккредитованная организация по оказанию экологических услуг, имеющая лицензию на право осуществления экоаудиторской деятельности. Для проведения экоаудита, как правило, разрабатывается Программа экоаудита, учитывающая вид, тип экоаудита и характеристику аудируемых объектов.
Управление БЖД
277. Главной задачей государственной политики в области охраны труда является признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия. Указывается также, что каждый работник имеет право на охрану труда, которую гарантирует государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда. В «Основах законодательства РФ об охране труда» перечислены права и обязанности работников и работодателей по обеспечению охраны труда на предприятиях, рассмотрены вопросы обучения и инструктирования работников в области охраны труда, приведены сведения о финансировании указанных мероприятий и фондах охраны труда. Кроме того, в ряде статей этого документа представлены сведения об ответственности предприятий и работодателей за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, указано, как должны осуществляться надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, а также рассмотрен ряд других моментов.
278. В настоящее время в РФ приняты следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии». Порядок действия в чрезвычайных ситуациях отражен также и в ст. 56 и 88 Конституции РФ.
Разрабатывается ряд федеральных целевых программ, направленных на предупреждение и подготовку к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принципиальная особенность создаваемой защиты населения состоит в сосредоточении усилий на предупреждении их возникновения и развития, снижении размеров ущерба и потерь, ликвидации последствий.
Далее рассмотрим последовательность действий органов управления РФ в чрезвычайной ситуации (организационные основы).
Президент РФ вводит при возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС) в соответствии со ст. 56 и 88 Конституции России на территории страны или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, принимает решение о привлечении при необходимости ликвидации ЧС Вооружённых сил РФ, других войск и воинских формирований.
279. Одним из эффективных элементов комплекса мероприятий по обеспечению безопасности людей и защиты ОПС в России является принципиально новый для отечественной практики подход, связанный с введением процедуры декларирования безопасности промышленных объектов. Порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта РФ разработан с учётом замечаний заинтересованных министерств и утверждён приказом МЧС России и Госгортехнадзора России № 222/59 от 4.04.96 г. Этот документ регламентирует процедуру декларирования безопасности и определяет:
- основные принципы идентификации промышленных предприятий (объектов), подлежащих декларированию безопасности;
- принципы формирования и утверждения перечня промышленных объектов, подлежащих декларированию безопасности;
- типовую структуру, состав разделов и приложений декларации безопасности;
- порядок разработки, утверждения и представления декларации безопасности, её особенности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. № 675 МЧС РФ совместно с Госгортехнадзором РФ приказом от 04.04.96 г. № 222/59 определены порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта РФ и Перечень промышленных объектов РФ с повышенной опасностью, подлежащих декларированию. Декларация безопасности разрабатывается самостоятельно организацией или на основании договора организацией, имеющей право на проведение экспертизы безопасности промышленных производств; утверждается заказчиком проекта для проектируемого объекта и руководителем организации – для действующего объекта. Перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы декларации безопасности промышленного объекта РФ утверждён совместным приказом МЧС РФ и Госгортехнадзора РФ от 07.06. 96 г. № 599/125.
Сроки декларирования промышленной безопасности действующих опасных производственных объектов определены постановлением Правительства РФ от 02.02.98 г. № 142. Причём сроки разработки декларации определяются исходя из величины отношения количества опасного вещества на объекте к предельному количеству этого вещества, указанному в федеральном законе «Промышленной безопасности опасных производственных объектов», и установлены соответственно до 2000 г., до 2001 г., 2002 г. Сроки пересматриваются в зависимости от условий производства.
Начавшееся в России декларирование безопасности промышленных объектов встретило положительную оценку со стороны ЮНЕСКО и способствует развитию некоторых видов предпринимательской деятельности, включая страховые услуги.
280. В действующий в настоящее время «Кодекс законов о труде РФ» (КЗоТ РФ) включены основные требования, направленные на создание здоровых и безопасных условий труда.
В 1993 г. в нашей стране введены «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда», которые устанавливают гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собственности. Этот документ направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.
В ст. 1 рассматриваемого документа приводится определение термина «охрана труда». Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.
Правовые вопросы природопользования регламентируются как Конституцией РФ (ст. 9, 36, 42, 58, 72), так и рядом федеральных законов, среди которых прежде всего следует указать Гражданский, Земельный и Водный кодексы РФ, законы: «О животном Государственные стандарты охватывают обширные вопросы деятельности человека и являются основными нормативными документами в указанных областях. Государственные стандарты разбиты по классам систем и имеют свои коды. Стандарты безопасности труда начинаются с шифра-кода 12 (например, 12.0.003-74, 12.1.018-85 и др.), стандарты по охране окружающей среды с шифра-кода 17 (например, 17.0.0.01-76, 17.2.6.02-85 и др.). Едиными правилами, которые содержат требования к обеспечению безопасности труда при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных объектов, являются «Строительные нормы и правила» (СНиП), а также различные санитарные нормы и правила (СН, СанПиН).
Система международной экологической безопасности использует нормативы в области экологического менеджмента и аудита:
— BS 7750, модель Британского института стандартов;
— EMAS, система экологического менеджмента и экологического аудита, принятая в ЕС;
— CSAZ 750-94, модель экологического аудирования канадской организации стандартов;
— ISO 14000, международные стандарты по экологическому аудированию.
На основе государственных стандартов разрабатываются отраслевые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие отраслевые и местные условия, а также конкретные условия и технологии производства.
Еще одну группу нормативно-технической документации составляют различные Правила, Положения и Инструкции. Разрабатывают и утверждают эти документы министерства, ведомства, органы Госнадзора.
Список литературы
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/С.В. Белов и др. – М.: Высш. шк.,1999. – 448с.
2. Нейман Л.А. Безопасность жизнедеятельности: теория, вопросы и ответы: Учеб. пособие – М.: Вузовская книга, 1997. – 141 с.
3. Потапов Г.П. Экологические основы техносферы: Учеб. пособие: - Казань, «Экоцентр», 2000. - 164 с.
4. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов/ Д.А. Кривошеин, Л.А.Муравей, Н.Н. Роева и др.; Под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 447 с.
5. Куклев Ю.И. Физическая экология: Учеб. Пособие. – М.: Высшая школа, 2001. – 357 с
Оглавление 3
Группа вопросов 1. Условия на рабочем месте 4
Группа вопросов 2. Параметры микроклимата 4
Группа вопросов 3. Холодный и тёплый периоды года 4
Группа вопросов 4. Понятия о теплопередаче, влажности в окружающей
среде 4
Группа вопросов 5. Как регулировать влажность воздуха в помещении.
Понятие ПДК 5
Группа вопросов 6. Классификация вредных веществ по степени
опасности 5
Группа вопросов 7. Количественные и качественные характеристики
освещения 5
Группа вопросов 8. Примеры расчётов коэффициента отражения,
средней освещённости, яркости и контраста
объектов 6
Группа вопросов 9. Коэффициент пульсации светового потока, КПД
светильника, системы освещения, методы расчёта осветительных
установок 6
Группа вопросов 10. Искусственная и естественная освещённости,
понятие о КЕО 6
Группа вопросов 11. Типы светильников. Светильные установки,
их мощность 7
Группа вопросов 12. Расчёт освещённости от двух светильников.
Требуемая освещённость при искусственном и естественном
освещении 7
Группа вопросов 13. Интенсивность и громкость звука, постоянный
шум. Область частот максимального спектра чувствительности
человеческого уха 8
Группа вопросов 14. Определить из рисунка широкополостные шумы.
Импульсные, прерывистые и эквивалентные шумы. Принципы нормирования
шума 8
Группа вопросов 15. Предельные спектры шума. Уровни
интенсивности и звукового давления. Ультра – и инфразвук 9
Группа вопросов 16. Примеры расчёта уровня шума
в помещении 10
Группа вопросов 17. Расчёт звукоизоляции 10
Группа вопросов 18. Допустимый уровень шума 10
Группа вопросов 19. Граничные частоты полосы пропускания звукового фильтра.
Расчёт относительной дозы и интенсивности звука 10
Группа вопросов 20. Защита от городского шума 11
Группа вопросов 21. Вибрация, защита, нормирование 11
Группа вопросов 22. Действие электрического тока на человека. Защита
заземлением и занулением 11
Группа вопросов 23. Защитное отключение электрооборудования.
виды заземляющих устройств. Напряжение прикосновения
и шаговое 12
Группа вопросов 24. Примеры расчётов эффективности защиты от поражения электрическим током 12
Группа вопросов 25. Оценка эффективности заземления и зануления 12
Группа вопросов 26. Примеры оценки опасности поражения электрическим
током 13
Группа вопросов 27. Проверка сопротивления заземляющего устройства и
изоляции 13
Группа вопросов 28. Статическое электричество, способы защиты 14
Группа вопросов 29. Электромагнитные поля от ЭВМ, ЛЭП. Защита от
удара молнии 14
Группа вопросов 30. Нормирование ЭМП для населённых мест. оценка
воздействия ЭМП на живые организмы 14
Группа вопросов 31. Действие ионизирующего излучения на живые организмы, эквивалентные дозы 15
Группа вопросов 32. Ожидаемая эффективная и коллективная дозы ионизирующего излучения, единицы их измерения, нормирование 15
Группа вопросов 33. Оценка риска заболевания от воздействия ионизирующего излучения. Принципы организации захоронения радиоактивных веществ 15
Группа вопросов 34. Виды естественной вентиляции. Расчёт кратность воздухообмена в помещении 16
Группа вопросов 35. Примеры расчёта мощности вентиляционных установок для обеспечения необходимой концентрации вредных веществ в помещении 16
Группа вопросов 36. Анализ эффективности вентиляционных установок 17
Группа вопросов 37. Примеры выбора и правомерность использования вентиляционных установок 17
Группа вопросов38.ЧтотакоеПДВ 18
Группа вопросов39. Источники загрязнения атмосферы 18
Группа вопросов 40. Самоочищение атмосферы. Приборы для измерения запылённости воздуха 18
Группа вопросов 41. Принципы действия газоанализаторов и методы измерения загрязнения воздуха. Принципы действия скруббера и электрофильтра 18
Группа вопросов 42. Принцип действия циклона и рукавного фильтра. В чём заключается опасность загрязнения атмосферы хлорированными углеводородами и углекислотой 19
Группа вопросов 43. Источники загрязнения воды, способы её очистки 19
Группа вопросов 44. Температура вспышки, воспламенения, самовоспламенения. Огнестойкость строительных конструкций. Как прекратить горение 19
Группа вопросов 45. Специфика горения и способы тушения некоторых
Возгораний 19
Группа вопросов 46. Как погасить горение титановой стружки? Типы автоматических пожарных извещателей и сигнализации 20
Группа вопросов 47. Действие спринклерной и дренчерной установок, выбор способов тушения пожаров 20
Группа вопросов 48. Производственные и бытовые травмы 20
Группа вопросов 49. Коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев 21
Группа вопросов 50. Нормативные документы по охране труда 21
Группа вопросов 51. Нормативные документы по радиоактивному загрязнению, ЭМП, шуму 21
Группа вопросов 52. Характеристика чрезвычайных ситуаций 22
Группа вопросов 53. Устойчивость объектов экономики в условиях ЧС, ликвидация последствий ЧС 22
Группа вопросов 54. Основы стратегии экологической безопасности 22
Группа вопросов 55. Управление БЖД 22
Условия на рабочем месте 23
Производственное освещение 25
Защита от шума 29
Вибрация 33
Электробезопасность 34
Ионизирующее излучение 40
Производственная вентиляция 43
Загрязнение воды 49
Пожарная безопасность 50
Стандарты. Нормы. Правила 53
Чрезвычайные ситуации 54
Экологическая безопасность 65
Управление БЖД 66
Список литературы 68
Дата: 2019-03-05, просмотров: 225.