Культура постсоветской России (с 90-х гг. 20 в. – нач. 21 вв.) сложна и противоречива. При частичной ослабенности влияния государственного аппарата, при политической и идеологической многопартийности, при стихийном давлении процессов технизации и становящейся рыночной экономики в культуре постоянны противостояния социальных, политических, финансово-экономических, религиозных, культурно-идеологических сил. В русской культуре заметным образом наблюдается и культурная многоуровневость: постоянно появляются различного рода объединения (творческие союзы, клубы и т.д.), регулирующие как массу, так и элиту. Типологическая черта непримиромости старого и нового, устоявшихся традиций и многочисленных нововведений во всех областях культуры становится также основополагающей в развитии России к. 20 – нач. 21 вв. В области искусства переход к рыночной экономике привел к неоднозначным результатам. С одной стороны российская культура оказалась свободна для творчества, открыта для мировой культуры. Она интенсивно осваивала все художественные стили и формы, все эстетические течения, существующие в мировой культуре. Русские деятели культуры и искусства активно включились в мировую творческую жизнь, выступали на крупнейших международных форумах. Широкую известность получил ансамбль «Виртуозы Москвы», кинофильмы Н. Михалкова «Очи черные» и «Утомленные солнцем» (получивший в 1995 г. премию «Оскар»), С. Бодрова «Кавказский пленник» и др. С другой стороны, русская культура еще со времен Петра I имела поддержку государства. С переходом к рыночным отношениям роль регулятора творческого процесса переходит к потребителю художественных ценностей – зрителю, читателю, слушателю. Это ведет к коммерциализации искусства, к ориентации его, на массового потребителя. Сокращение государственного финансирования в крайне бедственное положение поставило музеи, театры, библиотеки, в том числе составляющие общенациональную гордость Эрмитаж, Русский музей, Российскую национальную библиотеку и др. Резко упали тиражи литературных журналов. Шло резкое снижение художественного уровня произведений литературы и искусства – книжный рынок стал заполняться детективами, порнографией, слащавыми «дамскими романами». Телевидение делало ставку на многочисленные американские сериалы и разнообразные телешоу (лотереи, игры с призами и т. д.). За 90-е годы практически не появлялось новых имен в литературе, искусстве, не потому что не было талантов, а потому, что крайне трудно было пробиться – рынок оказался монополизирован, и для «раскрутки» новых «звезд» требовались огромные деньги. В то же время государством тратились большие средства для проведения массовых юбилейных торжеств (50-летие Победы, 800-летие Российского флота, 850-летие Москвы), имеющих идеологическое значение. Был восстановлен храм Христа Спасителя, уничтоженный в 30-е годы, в Москве создан целый комплекс монументальных скульптур, сооруженных З. Церетели (обелиск Победы, композиция «Трагедия народов» на Поклонной горе, памятник Петру I и др.). Во второй половине 80-х годов 20 века сложились все основные направления изобразительного искусства конца 20 – начала 21 века: церковная живопись, в том числе иконопись (Н. Мухин, В. Балабанов, И. Глазунов, Е. Максимов, В. Шилов, В. Соковнин); «этюдная школа» живописи, для которой характерен традиционный русский пейзаж (В. Сидоров, В. Щербаков, В. Телин, И. Рыбачук, К. Бритов, В. Полотнов, А. Суховецкий); авангард (Ю. Злотников, В. Янкилевский, В. Наседкин, Ф. Инфанте, Д. Плавинский); русский постмодерн (А. Дубов, И. Кислицын, Л. Маркелова, О. Ланг, К. Петров, И. Лубенников, Н. Терещенко); «актуальное искусство». Отдельно стоит упомянуть о творчестве современного художника Никаса Сафронова. В его работах удивительным образом сочетаются черты разных художественных стилей и направлений: сюрреализма, романтизма, кубизма. Это художественное смешение направлений делает его собственный стиль неповторимым и непохожим ни на какие другие. Среди картин Н. Сафронова есть портреты, цветы, иконы, пейзажи, натюрморты, картины на классические сюжеты. Еще одним выдающимся представителем современной живописи является Михаил Шемякин. Центральной в его творчестве является портретная живопись. Написанные им портреты отличает удачная композиция и так называемая «характерность» персонажей. В женских портретах ему удается передать свежесть юности и душевное состояние героинь («Этюд девушки в венке из полевых цветов», «Задумалась», «Студентка с острова Куба», «Портрет жены», «Этюд в восточном стиле»). М. Шемякин создал целую галерею портретов известных личностей: дирижера К. Иванова, пианиста В. Мержанова, скрипачки Л. Исакадзе, музыканта Д. Рацера, композитора Н. Хагагортян, альтистки Н. Мачарадзе. Натюрморты и пейзажи М. Шемякина очень лиричны и красивы («Старая церковь в Шуколове», «Летний день», «Утро», «Лес», «Цветут вишни и одуванчики», «Пейзаж с сарайчиком»). Особенностью изобразительного искусства рубежа 20-21 веков является то, что оно стало свободно от цензурного гнета, от влияния государства, но не от рыночной экономики. Если в советское время профессиональные художники были обеспечены пакетом социальных гарантий, их картины закупались в национальные выставки и галереи, то теперь они могут рассчитывать только на свои силы. Но русская живопись не умерла и не превратилась в подобие западноевропейского и американского искусства, она продолжает развиваться на основе русских традиций.
Литература 80-90-х годов
С приходом к власти М.С. Горбачева стали публиковать ранее запрещенные в Советском союзе произведения: роман «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Мы» Е.И. Замятина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына. В 90-е годы публикуются произведения Н.Берберовой, Б.Пильняка, дневников И.Бабеля и Г.Иванова, повестей В.Тендрякова, В.Войновича, С.Липкина, писем М.Булгакова, рассказов В.Шаламова. В это время набирает силы постмодернистская литература, представителями которой являются Леонид Габышев, Зуфар Гареев, Сергей Каледин, Людмила Петрушевская, Александр Кабаков, Евгений Попов, Вячеслав Пьецух. Отдельно следует отметить литературу русского андеграунда, одним из ярких представителей которой был Венедикт Ерофеев со своей повестью «Москва - Петушки». На первом плане оказываются писатели Виктор Ерофеев, Зуфар Гареев, Валерия Нарбикова, Тимур Кибиров, Лев Рубинштейн, Людмила Петрушевская. Премию Буккера первым в России получает в 1992 году Марк Харитонов за произведение «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича». Выходят произведения Виктора Пелевина. Прежних классиков Ф. Искандера, А. Битова, Маканина уже живо никто не воспринимает. Взгляды читателей обращены к постмодернистской литературе (Д. Галковскому, А. Королеву, А. Бородыне, З. Горееву). В настоящее время в России большой популярностью пользуются мемуары и массовая литература. У всех на слуху авторы В. Доценко, А. Маринина, Д. Донцова. Формируется особое направление «гламурной литературы», или литературы «рублевки». Она показывает жизнь и систему ценностей целого класса очень богатых и знаменитых людей, который образовался в России за последние 15 лет. Нельзя не упомянуть и о таком новом феномене современной общественной жизни, как Интернет. Сложно переоценить значение Интернета в современной культуре, ведь он является уникальным средством коммуникации и местом хранения информации, которые делают культуру более доступной, демократичной и дают возможность развиваться различным маргинальным направлениям в культуре и искусстве, которые не выжили бы в реальном мире. Особое значение имеет Интернет для провинции: люди из маленьких городов, да и из больших городов за пределами Центральной России получают возможность участвовать в культурной жизни столицы и всего мира. Таким образом, сейчас, в начале XXI века, невозможно выделить какой-то один, основной вектор развития культуры, да это и не нужно. В какую бы сторону ни стала развиваться Россия в нынешнем столетии, русская культура останется главным богатством страны и залогом единства нации.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 275.