ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЕГО ПРИЗНАКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЕГО ПРИЗНАКИ.

Право – сов-ть правил поведения, установлен. гос-вом и охран-е от нарушений.Возн-е права обусловлено установлением единого порядка отношений народа, насел-го ту или иную территорию, а также необх-тью поддержания единого порядка в условиях расслоения общ-ва на разные социальн. слои.

Признаки права: 1. Нормы права обязательны для исполнения всеми, кого они касаются. 2. Неукоснительное исполнение и соблюдение норм права обеспечивается принудительной силой гос-ва в лице его правоохранительных органов. 3. Лица, виновные в несоблюдении и неисполнении конкретной нормы права несут юридическую ответст-ть, предусмотренную законодат-вом.

Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

 



ФУНКЦИИ ПРАВА

Выделяют две группы функции права.

К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

г) экологическую функцию.

Специально-юридические функции:

а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

 

 



ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА. ОТРАСЛИ И ИНСТИТУТЫ ПРАВА

Система права – это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм и их делении на отрасли и институты.

Отрасль права - это совокупность взаимосвязанных, обусловленных юридических норм, регулирующих при помощи специфического метода обширный круг общественных отношений, обладающих внутренним единством, отличительными свойствами, качественным своеобразием. Отрасль формируется из правовых норм через институты. В РБ выделяют след отрасли: конституционное право, административное право, гражданское право, семейное право, трудовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, природоохранное право, международное право.

Правовой институт – это входящая в отрасль права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенную разновидность или сторону однородных общественных отношений.



НПА ИХ ВИДЫ И ЮР. СИЛА

Нормативный-правововой акт – это акт госуд или обществен правомерного действия, содержащий нормы права. Виды:

1. Закон – нормативный акт, принятый на референдуме или высшим представит органом госуд власти в особом процессуальном порядке, и регулир важные обществен и облад высшей юридич силой.

2. Подзаконные акты – акты, изданные в соответ с законом и ему не противоречащие.(указы, постановления, распоряж, решения).

Время действия нормат актов начин с момента вступления их в силу и сохран до момента утраты юридич силы. Декреты президента и законы РБ вступают в силу по истечению 10 дней после его офиц опубликования, если в этих актов не устан другой срок. Указы и поста-новления и др правов акты вступают в силу со дня включения их в нац реестр правовых актов РБ, если в них не указан др срок. В зависимости от того каким органом издан правовой нормат акт, он примен на всей территории РБ или опред территории. Норматив –правов акты могут распростр на всех граждан РБ , либо на определенные лица.

 



ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ НПА

1. Действие во времени. Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Существуют различные правила вступления в силу нормативно-правовых актов: акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом; акт вступает в силу по истечении определенного срока после его опубликования.; акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие. 2. Действие в пространстве. Определяется пределами территории, на которую распространяются их предписания. 3. Действие по кругу лиц. Общепринято, что действие нормативных актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Например, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Нормативные акты могут распространять действие только на определенные категории граждан и должностных лиц (военнослужащих, учителей, пенсионеров и др.). В таких актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.



ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОС-ВА

Государство - определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его организационным представителем, и опирающаяся, в необходимых случаях на средства и меры приведения.

Государство обладает следующими признаками:

1.Характеризуется наличием особого аппарата, при помощи которого выполняются политические функции управления и принуждения.

2.Характеризуется расселением населения по территории.

3.Отличительным признаком гос-ва являются налоги и другие удержания с доходов населения.

4.Гос-во обладает суверенитетом.

5.Только гос-во может издавать законы и иные правовые положения, обязательные для всего населения страны.

Сущность Государсва проявляется в его задачах и основных функциях. Основные функции государства осуществляются в следующих формах:

1.Законодательной: Выполняет законодательные органы, имеющие право издавать нормативные акты, в том числе и Конституцию.

2.Исполнительной: Выполняют органы, на которые возложены обязанности исполнения закона, принимаемых парламентом; ее осуществляют Президент и Правительство.

3.Судебной: Независимые суды составляют судебную систему.

Правовое Государство - разделение власти на три ветви. Правовое Государство - политическая организация общества, основанная на верховенстве закона.



ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Формы государства

1. По форме правления (порядку образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношениям друг с другом и населением) государства подразделяются:

– на монархические;

– республиканские.

Монархии различают абсолютные, конституционные (парламентские), дуалистические. В абсолютных монархиях (ОАЭ, Катар) монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. В конституционных монархиях (Великобритания, Испания, Япония, Швеция) власть монарха ограничена представительным органом власти – парламентом, выполняющим законодательные функции. В дуалистических монархиях имеются как бы две независимые высшие власти: монарх и парламент. Республики существуют парламентские (Италия, Германия, Финляндия, Индия), президентские (США, Мексика, Бразилия, Аргентина) и смешанные (Франция).

2. По форме государственного устройства (территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами) государства делятся:на унитарные; федеративные;конфедеративные.

Унитарное государство характеризуется отношениями «правительство – территориальная администрация». Полномочия местных руководителей определяются центральными органами, их деятельность подконтрольна центру. В унитарном государстве имеется единая конституция, единое гражданство, единое право (Греция, Ирландия, Люксембург).

Федеративное государство – это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Эти образования называются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление (штаты, края, области и т. д.). При федеративном устройстве территория государства не является единым целым в политико-административном отношении, субъекты федерации наделяются учредительной властью, имеют право на собственную конституцию, собственную правовую и судебную систему. Федеративными государствами являются США, Германия, Мексика, Россия и др. Конфедерации – это государственно-правовые объединения юридически независимых государств. Цель подобного объединения – решение совместных задач в области экономики, обороны, культуры и т. д. Создаются совместные органы управления. Является неустойчивой формой территориального устройства, так как взаимосвязи входящих в конфедерацию субъектов слабы и неустойчивы (Сирия и Египет в 1958–1961 гг. образовали Объединенную Арабскую Республику).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ

Государственный режим – это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране.

Демократический государственный режим характеризуется:1) признанием политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики; 2) политическим плюрализмом; 3) разделением властей, ролевой автономией различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.); 4) обязательным и реальным участием в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа; 5) свободой пропаганды любой политической идеологии.

Авторитарный (властный) режим характеризуется:1) признанием политических прав и свобод граждан в ограниченном объеме; 2) признанием лишь ограниченного политического плюрализма; 3) вооруженные силы часто играют политическую роль

Тоталитарный режим характеризуется следующим:1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима; 2) существует одна легальная партия; 3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается; 4) разделение властей отвергается; 5) единая обязательная политическая идеология



ПРАВОВОЕ ГОС-ВО

Под правовым государством понимается государство, основанное на ряде основополагающих принципов, к которым обычно относят верховенство права, наличие у человека прав и свобод и разделение властей

Признаки:

Верховенство права. Вся деятельность государства должна строиться на основе права и не противоречить ему. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Государство должно не только декларировать права и свободы, но и обеспечить их защиту и реализацию.   Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная – правительству, судебная – суду.  Демократизм – это принцип, в соответствии с которым население страны прямо или через своих представителей принимает участие в организации и деятельности государственного аппарата; Взаимная ответственность государства и личности. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданами; Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов; Режим законности в государстве и обществе.Законностьэто требование строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний всеми субъектами, т. е гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; Наличие гражданского общества.

ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЕГО ПРИЗНАКИ.

Право – сов-ть правил поведения, установлен. гос-вом и охран-е от нарушений.Возн-е права обусловлено установлением единого порядка отношений народа, насел-го ту или иную территорию, а также необх-тью поддержания единого порядка в условиях расслоения общ-ва на разные социальн. слои.

Признаки права: 1. Нормы права обязательны для исполнения всеми, кого они касаются. 2. Неукоснительное исполнение и соблюдение норм права обеспечивается принудительной силой гос-ва в лице его правоохранительных органов. 3. Лица, виновные в несоблюдении и неисполнении конкретной нормы права несут юридическую ответст-ть, предусмотренную законодат-вом.

Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

 



ФУНКЦИИ ПРАВА

Выделяют две группы функции права.

К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

г) экологическую функцию.

Специально-юридические функции:

а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

 

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 156.