Кривая совокупного предложения — количество товаров и услуг, которое фирмы производят и продают при каждом данном уровне цен.
Как нам уже известно, кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде представляет собой вертикальную линию. Напротив, в краткосрочном периоде кривая совокупного предложения имеет положительный наклон. Три теории, которые обосновывают положительный наклон кривой совокупного предложения в краткосрочном периоде:
1) Теория «жесткости» заработной платы. В соответствие этим подходом кривая совокупного предложения имеет положительный наклон потому, что в краткосрочном периоде номинальная заработная плата очень медленно реагирует на изменение экономических условий (иными словами, она отличается «жесткостью»). Представим, что фирма выплачивает рабочим номинальную заработную плату, основанную на ожидании определенного уровня цен. Если фактический уровень цен P оказывается ниже ожидаемого, а номинальная заработная плата остается жестко равной W, реальная заработная плата W/P оказывается выше запланированной фирмой величины. Так как заработная плата составляет основную часть издержек производства фирмы, высокие реальные заработки означают их повышение. Реакция фирмы заключается в сокращении числа работников и снижении объемов производства товаров и услуг. Другими словами, жесткость заработной платы означает, что при низком уровне цен на товары производство становится менее выгодным, что побуждает фирмы к снижению объема предлагаемых товаров и услуг.
2) Теория жесткости цен. Теория «жесткости» цен подчёркивает инертность к изменениям экономических условий цен на некоторые товары и услуги. Обычно она связывается с издержками регулирования цен, то есть с издержками «меню»: стоимостью издания и распространения каталогов, а также времен, требующимся на изменение ценников. В результате цены на товары и услуги, так же как и заработная плата, могут отличаться «жесткостью» в краткосрочном периоде. Предположим, что каждая фирма, основываясь на собственной оценке экономической ситуации, заранее объявляет цены на свои товары, после чего в экономике происходит непредвиденное сокращение предложения денег, которое ведет к снижению общего уровня цен в долгосрочном периоде. Хотя некоторые фирмы могут немедленно снизить цены, реагируя на изменившиеся условия, другие компании в стремлении избежать дополнительных издержек «меню» могут не захотеть сделать это. В результате до принятия ими решения о снижении цен может пройти некоторое время. Вследствие различной реакции фирм на изменение экономических условий при непредвиденном снижении уровня цен некоторые фирмы не успевают корректировать цены, а высокие цены обусловливают сокращение объема продаж и вынуждают компании ограничивать объемы производства товаров и услуг.
3) Теория неверных представлений. Предположим, что общий уровень цен упал ниже ожидаемого поставщиками уровня, но они могут ошибочно полагать, что изменились относительные цены на выпускаемую ими продукцию; то есть поставщики могут думать, что цены именно на их продукцию упали ниже, чем общий уровень цен в экономике. Например, фермеры могут отметить падение цен на пшеницу прежде, чем зафиксирует снижение цен на большинство товаров, потребителями которых они являются. Поставщики вполне логично могут предположить что, эффективность производства зерновых временно снизилась, а их реакция проявится в уменьшении объема предложения пшеницы. Подобным же образом работники могут заметить снижение своей номинальной заработной платы, прежде чем они обнаружат, что уменьшились цены и на покупаемые ими потребительские товары. Они могут сделать вывод, что вознаграждение за труд временно сократилось, и отреагировать на изменение экономической ситуации уменьшением количества предлагаемого труда. В обоих случаях снижение уровня цен порождает неверные представления поставщиков об относительных ценах, что побуждает их уменьшить количество предлагаемых товаров и услуг.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 183.