Согласовано
КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Методические рекомендации
по подготовке и защите
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Направленность (профиль) основной профессиональной образовательной программы бакалавриата «Гражданско-правовой »
Формы обучения: | очная, очно-заочная, заочная |
Виды профессиональной деятельности: | правоприменительная |
Учебный год | 2018/2019 |
Калуга 2018
КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Одобрено: | Утверждаю: |
Решением Совета филиала | Директор Калужского института (филиала) АНО ВО МГЭУ |
Протокол №_13__ | _____________ А.А.Зайцев |
от «_05_» июля 2018 г. | «05» июля 2018г. |
Методические рекомендации
по подготовке и защите
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Направленность (профиль) основной профессиональной образовательной программы бакалавриата «Гражданско-правовой »
Формы обучения: | очная, очно-заочная, заочная |
Виды профессиональной деятельности: | правоприменительная |
Учебный год | 2018/2019 |
Калуга 2018
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, направленность (профиль) гражданско-правовой разработана в соответствии с:
– Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) от 01 декабря 2016 г. N1511;
– приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
- учебными планами (очной, заочной и очно-заочной форм обучения) по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.
Методические рекомендации по разработке и защите курсовых работ для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция направленность (профиль) гражданско-правовой. Учебно-методическое пособие. – К.: Калужский институт (факультет) МГЭУ, 2018. – 37с.
Разработчик:
Заведующий кафедрой,
д.ю.н., проф. | Г.В. Выпханова | |||
Должность, ученая степень, ученое звание | подпись | И.О. Фамилия |
Одобрено кафедрой гражданско-правовых дисциплин. Протокол заседания кафедры от 04.07.2018 г. № 12. Для студентов Калужского института (филиала) Московского гуманитарно-экономического университета направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ | |
| |
3. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ | 9 |
| |
5. ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ) К ЗАЩИТЕ | |
6. РУКОВОДСТВО И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ | |
7. ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ | |
| |
9. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (БАКАЛАВРСКОЙ) РАБОТЫ | |
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |
11. ПРИЛОЖЕНИЯ |
Определение темы ВКР
2
Организация работы над ВКР
3
Допуск к защите (предзащита)
4
Защита ВКР
5
Хранение ВКР
Введение
Во Введении предлагается обоснование выбора темы (постановка проблемы), указывается объект и предмет изучения, определяется актуальность и новизна проблемы, предварительно оценивается теоретическая и практическая значимость, дается краткий или полный обзор литературы (историографическая справка). На этой основе формулируется цель и выдвигаются задачи. Затем предлагается характеристика основных и второстепенных источников, комментируются объем и пути анализа фактического материала. Тщательно обосновывается выбор методов исследования и устанавливаются заранее принципы, способы описания фактического материала. Дается также интерпретация основных рабочих терминов, наиболее активно употребляемых в работе, объясняется структура ВКР.
Актуальность – указание причин или факторов, благодаря которым возникает необходимость в данной работе.
Обоснование темы (постановка проблемы) состоит из описания проблемы и ее актуальности. Смысл постановки проблемы: убедить в том, что работа имеет право на существование, доказать, что проблема реально существует; показать, что есть необходимость, всеобщая заинтересованность в ее решении; доказать, что результаты работы будут полезны (в теоретическом и практическом смыслах). Существует несколько способов обоснования темы:
- аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории или практики, а также одновременно и теории, и практики правоприменительной деятельности;
- раскрытие степени изученности проблемы и отражение ее в специальной литературе;
- обоснование темы и раскрытие потребности в специальном исследовании и т.д.
Объект – это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Объект представляет собой процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Он может находиться в области гражданского права, административного или конституционного права, финансового или уголовного права, в любой другой правовой либо иной сфере, связанной с профессиональной деятельностью юриста. Например, «…объектом работы выступают общественные отношения, возникающие в процессе деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в связи с толкованием Конституции и разрешением дел о соответствии Конституции России нормативно-правовых актов».
Предмет является более узким понятием. Это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Предмет определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Предмет работы либо совпадает с ее темой (чаще всего), либо они очень близки по звучанию. Например, «…предметом исследования является конституционно-судебное правотворчество».
Гипотеза (в переводе с греческого означает «основание», «предположение») есть предположительное суждение о связи явлений. Гипотеза, обнаруживая переход от старого знания к новому, вступает в противоречие с имеющимися привычными представлениями. Гипотеза является важнейшей характеристикой научного исследования. При выдвижении гипотезы обучающийся должен достаточно хорошо ориентироваться в исследуемом объекте. Он должен представлять, в чем суть проблемы. Гипотеза есть предположительное знание, теория, не получившая еще своего подтверждения. Содержание гипотезы связано с проблемой исследования, оно восполняет недостающее для решения проблемы достоверное знание выдвинутым предположением. Гипотеза является проектом решения проблемы проводимого научного исследования. В исследовании гипотеза выступает допущением, которое может быть подтверждено или опровергнуто.
Цель – то, чего автор намерен достичь в своей работе. Цель исследования олицетворяет результаты исследования, вытекает из проблемы исследования. Представление о том, как достигается цель, выражается в виде конкретных задач. При определении цели следует избегать расплывчатых формулировок, т. е. в формулировании цели должно содержаться то, что можно себе реально представить.
Задачи – то, что необходимо сделать в работе, чтобы достичь цели; средства, пути, которыми она достигается. Обычно задачи формулируются способами, через которые осуществляется рассмотрение проблемы. Задачи исследования определяют промежуточные его результаты. Они конкретизируют те положения, которые составляют содержание выдвигаемой в исследовании гипотезы.
Задачи обычно касаются 5–7 аспектов, вытекающих из цели исследования:
1. Проанализировать теоретические положения, лежащие в основе данной проблемы.
2. Определить методики и процедуры исследования.
3. Проанализировать полученные результаты исследования.
4. Обобщить материалы теоретического анализа.
5. Сформулировать выводы по практической части исследования.
6. Разработать рекомендации.
Теоретическая база – основные исходные положения, опираясь на которые, автор строит собственные рассуждения. Она предполагает указания на научные произведения или школы, взгляды которых близки обучающемуся. Здесь же указываются используемые методы исследования.
Научная новизна – то новое, что вносит работа в теорию и практический анализ проблемы. Новыми могут быть тема (проблема), если к ней обращаются впервые, а также метод (подход) исследования. Новизна может проявляться в методиках и методических приемах, условиях их реализации и требует доказательства автором работы.
Теоретическая значимость – теоретическое значение работы. Теоретическая значимость определяет результаты, которые позволяют повысить эффективность теоретической деятельности по данной проблеме.
Практическая значимость – прикладное значение работы. Практическая значимость определяет результаты, которые позволяют повысить эффективность практической деятельности – повысить качество образования, оптимизировать тот или иной процесс и т.д.
Структура работы – описание того, из каких частей состоит ВКР и их краткая характеристика.
В отдельных случаях подготовка ВКР может осуществляться без практических разработок исследуемой проблемы. Однако практическая часть в исследовании желательна, так как она свидетельствует о целостности и системности профессиональной подготовки.
Основная часть
Текст делится на главы, главы – на параграфы. Построение глав, их очередность зависят от логики изложения. Смысловая последовательность является непременным условием научного исследования. Каждая глава должна отличаться такими подзаголовками, которые при прочтении позволяют судить о логике изложения, являясь своеобразным сигналом смысловой цепочки. Естественно, что один параграф вытекает из другого, одна глава – из другой. Их названия не должны повторять название работы. Каждая из глав и каждый параграф завершаются краткими выводами – конспективными ответами на поставленные в параграфах вопросы. Выводы могут быть оформлены в виде тезисов. На основе выводов пишется Заключение.
Первую (теоретическую) главу обычно строят как историографическую в том случае, если история вопроса достаточно велика и выходит за рамки Введения. Она посвящается обзору и анализу литературы по данной проблеме. Здесь проводится анализ ситуации в избранной для исследования области юриспруденции, обосновываются новые пути решения соответствующих проблем. Главный вопрос этой главы: «Освещалась ли вообще эта проблема до настоящего момента и если рассматривалась, то как?».
В обзоре литературы решаются следующие задачи:
- обозначается место, которое занимает выбранная проблема среди других проблем юриспруденции;
- обнаруживается предыстория решения обозначенной проблемы: кто и что делал, какие достижения имеются, какова успешность предпринимающих авторами ранее попыток, в чем кроются причины неудач и пр.; выявляются степень изученности, новизна проблемы;
- освещается теоретическая значимость проблемы;
- демонстрируется способность ориентироваться в литературе по данной теме.
Необходимо выстроить расположение, продумать логику изложения материала. Логика обзора отражает логику последующего изложения в ВКР.
Главам, параграфам принято давать содержательные названия. Раздел, содержащий обзор литературы, необходимо озаглавить так, чтобы было понятно, о чем конкретно в нем пойдет речь. Обзор источников может содержаться в первой главе, но в названии главы словосочетание «литературный обзор» не употребляется. Если обзор литературы вошел во Введение, то первая глава работы может быть теоретической.
Следующая глава – практическая, в которой проблема рассматривается на анализе конкретных фактов, явлений юриспруденции. Эта глава должна отличаться доказательностью. Практическая глава – главная в исследовании: все предыдущие части ВКР являются подготовкой к ней – изучение истории, теории вопроса проводится для того, чтобы применить это изучение в конкретном, практическом анализе материала, в самостоятельном раскрытии проблемы.
В данной главе проводится эмпирическая проверка гипотезы – оценка ее правильности или ложности устанавливается практическим путем, на основе анализа данных, полученных в исследовании.
Методическая часть программы исследования включает в себя:
- анализ действующего законодательства и теоретических проблем правового регулирования предмета исследования, рассматриваются различия во взглядах ученых-правоведов, политиков, практических работников. Автор может выразить свое отношение к спорным теоретическим положениям, к нормам действующего законодательства и правоприменительной практики.
- анализ проблем практического применения действующего законодательства по предмету исследования на примере конкретного органа государственной власти, органа местного самоуправления, правоохранительных, судебных органов, коммерческих и некоммерческих организаций. Содержание данной главы показывает способность автора ВКР к научному анализу, самостоятельным рассуждениям и выводам.
Проведение эмпирической работы:
- особенно важно подойти к системному описанию нормативно-правовых источников, регулирующих рассматриваемую тему,
- уделить внимание законодательным коллизиям и пробелам,
- положения и факты работы проверяются на наличие расхождений и противоречий между ними.
- по возможности предложить пути их разрешения
Подготовив эмпирический материал, исследователь подвергает его последовательной обработке. Выделяют ряд стадий:
1) описание способов обработки эмпирического материала, который будет получен в исследовании: качественная и количественная обработка собранных данных;
2) математико-статистические способы анализа данных, позволяющие упорядочить, классифицировать результаты исследования с тем, чтобы придать им обозримый вид;
3) таблицы, графики, схемы, которыми будет завершаться математико-статистическая обработка.
Интерпретация полученных данных после обработки и анализа является творческим процессом. При обсуждении результатов (после математической и графической обработки) следует показать связь результатов исследования с научными данными в литературе, объяснить возможные отклонения полученных данных; показать, какие закономерности получены в ходе исследования.
При анализе и обобщении полученных фактов необходимо логическое умозаключение. Анализируется завершенность каждой отдельной части работы и доказательность их как по отдельным положениям, так и в масштабах исследования в целом.
Заключение
Заключение должно содержать общие выводы, сделанные по результатам проведенного исследования. В заключении необходимо проанализировать проделанную работу, изложить в порядке проведения исследования промежуточные практические и теоретические результаты и выводы, обобщить их и сформулировать общий вывод по всей работе, оценив ее успешность, показать общий вывод в контексте складывающихся перспектив дальнейшего изучения, охарактеризовать его научную значимость и возможность практического применения. Желательно оценить не только главные итоги работы, но и побочные, второстепенные результаты, которые также могут обладать самостоятельным научным значением.
Следует указать пути и перспективы дальнейшего исследования темы, обрисовать задачи, которые еще предстоит решить.
Текст заключения должен быть написан так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целью и задачами исследования.
Основные выводы необходимо изложить в форме тезисов, в каждом из которых выделить и обосновать один конкретный вывод. Формулировки всех выводов должны быть предельно четкими, ясными, краткими и логически безупречными; давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок.
Таким образом, заключение представляет собой окончательный, итоговый синтез всего ценного и значимого, существенного и нового, что содержится в ВКР.
Список литературы
После заключения дается список литературы, в котором указываются все использованные обучающимся источники в алфавитном порядке и пронумерованные. При этом:
- список использованной литературы должен в разумном соотношении содержать названия учебников и учебных пособий, монографий, научных статей и публикаций в специальных изданиях (сборниках научных статей вузов, профессиональной периодике и т. п.), авторефератов диссертаций, статистики, если нужно – законодательных и нормативных правовых актов и пр. (в зависимости от предмета, по которому пишется ВКР и ее темы);
- число учебников и учебных пособий должно быть минимальным: ссылки на них можно делать при работе с терминологией, при отражении дискуссионных вопросов по теме ВКР. Но при этом ссылаться нужно не на название учебника, а на его автора;
- основной акцент следует делать на монографии, научные статьи и публикации, а также на фактические и практические материалы (статистику, аналитику, опыт работы в исследуемой сфере и т. д.). Это повышает научную и практическую ценность ВКР;
- не менее 80% названий в списке использованной литературы в ВКР должны датироваться пятью последними годами. Это также относится и к учебникам и учебным пособиям;
- при разработке определенных тем в ВКР бывает просто необходимо ссылаться на авторов и их работы прежних лет (1950-х – 1990-х гг. и даже ранее). Однако при этом обязательно нужно отразить современное состояние вопроса и привести в списке использованной литературы новые издания;
- если ВКР написана по правовым источникам (законам, нормативным правовым актам), то в списке использованной литературы обязательным является указание на последнюю редакцию правового акта (помимо источника его первой публикации). Без этого можно будет подумать, что Обучающийся пользовался устаревшей или недействующей редакцией документа.
Приложения
В Приложения выносятся за пределы основного текста материалы вспомогательного характера:
- схемы (Приложение 9);
- таблицы, графики и другие справочные материалы, содержание которых необязательно для понимания основного текста (Приложение 10);
- иллюстрации, скрин-шоты, сканированные копии документов, необходимые для демонстрации основного содержания исследования.
В основной текст помещаются лишь те таблицы и документы, без которых трудно проследить логику изложения, а также те, которые подробно обсуждаются в тексте. Материалы, только упоминаемые в тексте, лучше вынести в приложения.
Оформление выпускной квалификационной работы
Общие правила оформления выпускной квалификационной работы
Для оформления ВКР используются общие требования, предъявляемые к оформлению научных работ.
Текст работы должен быть напечатан на компьютере на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4 (210×297 мм) через 1,5 интервала в текстовом редакторе MS Word шрифтом Times №ew Roma№ 14 пт. Выравнивание осуществляется по ширине, абзацный отступ – 1,25 см. Интервалы между абзацами – 0 пт. Иллюстративный материал (таблицы, диаграммы и т. п.) в необходимых случаях допускается приводить на бумаге большего формата.
Страницы должны иметь следующие поля: левое поле – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Колонтитулы: верхний – 12,5 мм, нижний – 10 мм.
Все страницы ВКР, включая приложения, должны иметь общую нумерацию по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений, т.е. соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Страницы, на которых расположены только таблицы, схемы и т.п., входят в общую нумерацию страниц.
Номер страницы следует проставлять посередине верхнего поля страницы арабскими цифрами без точки и других знаков. Номер на титульном листе не ставится, первой страницей, на которой ставится номер, является оглавление (номер страницы 2). Образец оформления титульного листа приведен в Приложении 6. В Приложении 7 содержится образец оформления последней страницы ВКР.
Каждый заголовок первого уровня и следующий за ним текст начинаются с новой страницы (с помощью разрыва страницы). К заголовкам первого уровня относятся: оглавление, введение, названия глав, заключение, список использованной литературы, приложение. Они печатаются прописными буквами, жирным шрифтом, без точки в конце, выравниваются по центру, переносы в заголовках не допускаются.
Названия параграфов печатаются сразу после названия глав жирным шрифтом, выравниваются по центру, имеют только первую букву прописную, остальные – строчные. Между названием главы, названием параграфа и текстом необходимо делать интервал, равный одной строке (или 12 пт).
Главы и параграфы работы следует нумеровать арабскими цифрами. Номер параграфа начинается с номера главы, затем ставится номер параграфа по порядку (например, 1.2. – второй параграф первой главы).
В тексте не допускается одновременное применение различных форм кавычек и тире (либо ««, либо “”, а также либо –, либо —).
Некоторые элементы текста требуют набора через неразрывный пробел. Неразрывный пробел – элемент компьютерного набора текстов, отображающийся внутри строки подобно обычному пробелу, но не позволяющий программам отображения и печати разорвать в этом месте строку. Используется для автоматизации верстки, правила которой предписывают избегать разрыва строк в известных случаях (большей частью для удобочитаемости). В программе MS Word он образуется одновременным нажатием клавиш ctrl+shift+пробел.
Применение неразрывного пробела:
- между двумя инициалами и между инициалами и фамилией («А. С. Пушкин»);
- между сокращенными обращениями и фамилией («г-н Иванов») а также после географических сокращений («г. Москва», «о-в Куба»);
- между знаками номера и параграфа и относящимся к ним цифрам («№ 8», «§ 104»);
- между числами и относящимися к ним единицами измерения («12 кг», «1981 г.»);
- между группами цифр в многозначных числах по три цифры справа налево начиная с пятизначных чисел («2 132 128 байт»);
- перед номерами версий программных продуктов и частями их названий, состоящими из цифр или сокращений («Wi№dows XP», «G№OME 2.8»);
Без пробелов набираются такие комбинации:
- знак препинания и предшествующий текст;
- многоточие в начале предложения и последующий текст;
- тире после точки или запятой;
- тире между числами;
- точка или запятая после знака сноски;
- кавычки или скобки и заключенный в них текст;
- кавычки или скобки и знаки препинания;
- двойные знаки номера и параграфа;
- число перед знаком процента или промилле;
- число перед знаком градуса, минуты, секунды или терции;
- дефис и смежные элементы;
- буквенно-цифровые обозначения.
Запрещается перенос следующих комбинаций:
- сокращения, подобные и т. д.;
- фамилия и инициалы;
- число и относящееся к нему слово;
- знак номера или параграфа и число;
- обозначение пункта списка и последующий текст.
Правила оформления содержания
Заголовок СОДЕРЖАНИЕ пишется заглавными буквами посередине строки.
Содержание включает введение, наименования всех глав, параграфов, пунктов, заключение, список использованных источников и наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.
Правила оформления основного текста
В технике оформления основного текста особое внимание необходимо уделить следующим моментам:
- оформление библиографических ссылок (Приложение 13);
- оформление таблиц и иллюстраций (Приложение 10);
- правила сокращения слов (Приложение 11);
- оформление схем (Приложение 9).
Правила оформления списка литературы
Обязательной составной частью ВКР является список литературы, использованной при ее создании. Он состоит из совокупности библиографических записей, включающих описания использованных или цитированных произведений печати и других документов. Такой список помещается за текстом, связан с конкретными местами текста при помощи так называемых отсылок и обычно имеет простую структуру. Список литературы позволяет определить источниковедческую базу исследования и составить представление о научных позициях автора.
Список литературы должен называться «Список литературы».
Государственного стандарта по оформлению списка литературы нет, но существует общепринятая практика. Например, принято источники в списке литературы располагать в алфавитном порядке (относительно заголовка соответствующей источнику библиографической записи). При этом независимо от алфавитного порядка впереди обычно идут нормативные акты. Исходя из этого можно считать устоявшимся правилом следующий порядок расположения источников:
- нормативные акты;
- книги и печатная периодика;
- источники на электронных носителях удаленного доступа (т. е. интернет-источники).
В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом – на иностранных языках (также по алфавиту).
Нормативные акты располагаются в следующем порядке:
- международные акты, ратифицированные Россией, причем сначала идут документы ООН;
- Конституция России;
- кодексы;
- федеральные законы;
- указы Президента России;
- постановления Правительства России;
- приказы, письма и пр. указания отдельных федеральных министерств и ведомств;
- законы субъектов России;
- распоряжения губернаторов;
- распоряжения областных (республиканских) правительств;
- судебная практика (т.е. постановления Верховного и прочих судов России);
- законодательные акты, утратившие силу.
Федеральные законы следует записывать в формате:
Федеральный закон от [дата] № [номер] «[название]» // [официальный источник публикации, год, номер, статья].
Законы располагаются не по алфавиту, а по дате принятия (подписания Президентом России) – впереди более старые.
Если при написании работы использовался законодательный сборник или издание отдельного закона, в список литературы все равно следует записать закон (приказ и т. п.) с указанием официального источника публикации. Для федеральных актов такими источниками являются: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета», «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации» и др.
Библиографическое описание на книгу или любой другой документ составляется по определенным правилам. Оно содержит библиографические сведения о документе, приведенные в определенном порядке, позволяющие идентифицировать документ и дать его общую характеристику.
Краткая схема библиографического описания (описание состоит из обязательных элементов) схематично может быть представлена следующим образом:
Заголовок описания. Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об ответственности. – Сведения об издании. – Выходные данные. – Объем.
Заголовок – это элемент библиографической записи, расположенный перед основным заглавием произведения.
Он может содержать имя лица (имя лица – условно применяемое понятие, включающее фамилию, инициалы или имя и отчество, псевдоним, личное имя или прозвище в качестве фамилии), наименование организации, унифицированное заглавие произведения, обозначение документа, географическое название, иные сведения. Заголовок применяют при составлении записи на произведение одного, двух и трех авторов. Если авторов четыре и более, то заголовок не применяют, запись составляют под заглавием произведения.
При наличии двух и трех авторов указывают только имя первого автора или выделенного на книге каким-либо способом (цветом, шрифтом). Имена всех авторов приводят в библиографическом описании в сведениях об ответственности.
Основным заглавием является заглавие книги или статьи, а сведением, относящимся к заглавию, – пояснение жанра, типа издания, например, сборник статей, учебное пособие и т. п.
Сведения об ответственности – это сведения о соавторах, переводчиках, редакторах и/или о той организации, которая принимает на себя ответственность за данную публикацию.
Сведения об издании включают качественную и количественную характеристику документа – переработанное, стереотипное, 2-е и т. п.
Выходные данные – это наименование города, издательства, где опубликована книга, и года издания. Москва, Ленинград, Санкт-Петербург, Лондон, Париж и Нью-Йорк сокращаются (М., Л., СПб., L., P., №-Y.). Все остальные города пишутся полностью (Новосибирск, Киев). Названия издательств сокращаются в соответствии с ГОСТом. Названия издательств книг, опубликованных до 1917 года, пишутся полностью. Дата для книги означает год издания.
Объем – это количество страниц или страницы, на которых опубликована статья в журнале или сборнике. Примеры библиографический описаний представлены в Приложении 13.
Предварительная защита выпускной квалификационной работы
Предварительная защита проходит в виде устного выступления обучающегося перед научным руководителем и небольшой аудиторией, состоящей из научного руководителя, преподавателей кафедры и сокурсников.
Для допуска к предварительной защите обучающийся должен иметь готовую ВКР, проверенную и одобренную научным руководителем. Кроме текста ВКР необходимо иметь презентацию. Обучающийся может обязан подготовить текст доклада для выступления перед аудиторией.
Доклад, озвученный на предварительной защите, должен содержать ключевые идеи, отображенные в ВКР. Общая продолжительность доклада на предварительной защите не превышает 10 минут.
Во время презентации работы считается допустимым спрашивать мнение преподавателя по некоторым вопросам.
Доклад обучающегося на предварительной защите должен иметь следующую структуру:
- вступление. Продолжительность этой части доклада составляет от полутора до двух минут. За это время обучающийся знакомит слушателей с формулировкой темы ВКР и раскрывает актуальность исследования с научной и практической точки зрения;
- озвучивание целей и задач, поставленных в ВКР, объект, предмет исследования, гипотезы, новизны работы, теоретической и практической значимости. На эту часть предварительной защиты отводится от двух до трех минут доклада;
- методики проведенных исследований, позволивших разрешить поставленные задачи. Эта часть доклада в обязательном порядке сопровождается иллюстрационным материалом. Все тезисы подтверждаются таблицами, графиками и схемами;
- структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключение, списка литературы, приложения.
- анализ результатов исследования;
- рекомендации
- выводы. Данная часть выступления подводит черту под итогами работы и резюмирует полученные в ходе выполнения ВКР результаты.
В докладе неуместно использование единственного числа: «я провел изыскания», «я выполнил работу», лучшей формой принято считать множественное число: «мы провели изыскание», «была выполнена работа по…», «по нашему мнению…» и так далее.
Рекомендация ВКР к защите
Результатом предварительной защиты является решение кафедры о рекомендации ВКР к защите, которое подтверждается соответствующей записью на титульном листе.
Решение о рекомендации ВКР к защите принимает заведующий кафедрой после проверки устранения недостатков работы.
Решение принимается большинством голосов. Преподаватель кафедры не вправе воздержаться от голосования. В случае равенства голосов, голос заведующего кафедры становится решающим. Преподаватель кафедры, не согласный с решением большинства, вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к протоколу.
Решение кафедры оглашается выпускнику в тот же день. Решение оформляется выпиской из протокола заседания кафедры, которая передается в деканат не позднее следующего дня после заседания кафедры.
Решение рекомендовать ВКР к защите является основанием для издания деканом распоряжения по факультету о допуске Обучающихся к защите ВКР.
Обучающийся, не представившие в установленный срок ВКР, получившие неудовлетворительную оценку или не защитившие их по неуважительной причине, считаются не прошедшими государственную итоговую аттестацию и отчисляются из университета.
Заявление
Прошу утвердить мне тему выпускной квалификационной работы:
и руководителя
Обучающийся ____________ Дата ______
(подпись)
Отметки кафедры:
Утвердить руководителем выпускной квалификационной работы
(фамилия, инициалы)
(ученая степень, ученое звание)
Телефон руководителя выпускной квалификационной работы _______________________
Приложение 2
КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Факультет юридический Кафедра
Направления подготовки
Утверждаю
Зав. кафедрой
«____»______________20___г.
задание
на выполнение Выпускной квалификационной работы
Обучающемуся________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
1. Тема выпускной квалификационной работы______________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Срок сдачи обучающимся законченной работы г.
3. Исходные данные по работе – аналитические обзоры, – статистические издания, – мировые социально-экономические показатели, – нормативно-правовые акты
4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей)
таблицы, графики, диаграммы
_______________________________________________________
_______________________________________________________
6. Консультанты по работе (с указанием относящихся к ним разделов):
Раздел | Консультант | Подпись, дата | |
Задание выдал | Задание принял | ||
Дата выдачи задания
Руководитель ВКР __________________ _________________________________
(подпись) (ученая степень, ученое звание, фамилия И.О.)
Задание принял к исполнению __________________ __________________ (подпись) (фамилия И.О.)
Приложение 3
КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Факультет юридический Кафедра ______________________
Направления подготовки __________________________________________
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ВКР
Обучающийся____________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Учебная группа________
Руководитель ВКР________________________________________________________________
(должность, ученая степень и звание)
________________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Текст отзыва
Подпись ____________ Дата ____________
Отзыв руководителя – это упорядоченное перечисление качеств выпускника, выявленных в ходе выполнения ВКР. Он составляется в произвольной форме с обязательным освещением следующих основных вопросов:
1. Соответствие содержания ВКР требованиям ФГОС ВО к выпускной квалификационной работе по данному направлению подготовки.
2. Оценка личностных качеств выпускника: самостоятельность, инициативность, ответственность, умение организовать свой труд.
3. Способность делать теоретические обобщения и практические выводы в процессе анализа поставленных в ВКР вопросов.
4. Способность к проведению экспериментов и оценке их результатов (если они предусмотрены заданием).
5. Степень усвоения, способность и умение использовать знания по общеобразовательным и профильным дисциплинам в работе над ВКР.
6. Качества, особо выделяющие работу Обучающегося.
7. Другие вопросы по усмотрению руководителя.
Приложение 5
КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Направленность (профиль) Гражданско-правовой
Рекомендовать к защите
Заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин
___________________________________________
(Ученая степень, ученое звание, Фамилия И.О.)
протокол заседания кафедры
от «___»___________2018 г. № _______
Калуга 2018
Приложение 6
Последняя страница
Оформление библиографических ссылок
Законодательные акты
1. Конституция Российской Федерации. СПб: Питер, 2016.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ(ред. от 23.05.2016) [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Жилищный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ // СЗ РФ. - 2005. - № 1
4. О внесении изменений в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в части введения понятия капитального ремонта): Паспорт проекта ФЗ № 443665-4 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Судебная практика:
1. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 7.
2. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 года № 22 // Российская газета.-2010.-№ 109.
3. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13 января 2015 года № 18-КГ14-168.
4. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2014 года № 06АП-3529/2014 по делу № А73-15392/2013
5. Обзор судебной практики но гражданским делам за январь 2009 года Белгородского областного суда // [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rospravosudie.ru, свободный.
Литература:
1. Алексеев В.А. Вопросы ответственности за самовольное строительство // Закон, 2013, № 11 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Анисимов А.П., Кодолова А.В. Правовое регулирование гражданско-правовой ответственности в сфере градостроительной деятельности // Налоги (газета), 2009, № 42 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Бакулин А.Ф., Петухова А.В. О негаторной природе требования о сносе самовольной постройки // Российский юридический журнал. - 2011.- № 6.- С.2-5.
4. Барон Ю. Система римского гражданского права. Вып. 2. Кн. 2: Владение. Кн. 3: Вещные права / пер. Л. Петражицкого. - 3-е изд., испр. по 9-му нем. изд. - СПБ., 1908.- 324с.
5. Свод законов Российской Империи: в 5 кн. / под.ред. и с прим. И. Д. Мордухай-Болтовского // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://civil.consultant.ru/
Диссертации и авторефераты диссертаций
1. Гумилевская О. В. Основания признания права собственности на самовольную постройку: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2008.
Зарубежная литература:
1. Французский гражданский кодекс / пер. с фр. А. А. Жуковой, Г. А. Пашковской; науч. ред и предисл. Д. Г. Лаврова. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003
Согласовано
КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Методические рекомендации
по подготовке и защите
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Направленность (профиль) основной профессиональной образовательной программы бакалавриата «Гражданско-правовой »
Формы обучения: | очная, очно-заочная, заочная |
Виды профессиональной деятельности: | правоприменительная |
Учебный год | 2018/2019 |
Калуга 2018
КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Одобрено: | Утверждаю: |
Решением Совета филиала | Директор Калужского института (филиала) АНО ВО МГЭУ |
Протокол №_13__ | _____________ А.А.Зайцев |
от «_05_» июля 2018 г. | «05» июля 2018г. |
Методические рекомендации
по подготовке и защите
Дата: 2019-03-05, просмотров: 231.