Реформы были радикальными и всесторонними. Все реформы были подчинены военным потребностям страны.
2) Вместо устаревших приказов (созданы в 16 веке) созданы коллегии (1721-1802), управляющие различными отраслями. Всего их было 13, главными были :военная, иностранная и адмиралтейство, беркколлегии: горное дело, мануфактур-коллегия-торговля.
3)Губернская реформа 1708. Цель: укрепление власти на местах. Россия поделена на 8 губерний (потом их стало больше), они делились на провинции (50), они делились на уезды (управляли воеводы).
Для управления городским населением был создан главный магистрат (1720)
1) В Петровское время завершился процесс образования класса дворянства
1714 «Указ о единонаследии», дети дворяне обязаны учиться и служить с 15 лет
Произошло слияние двух форм собственности: вотчины и поместия.
Укрепилось господствующее положение дворян.
Имение передавалось по наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были идти в военную или гражданскую службу. Дворянская служба при Петре I была пожизненной
2)Табель о рангах (1722-1917) это служебная лестница, в которой были расписаны все ранги (всего 14)
Крестьяне (90%): государственные (черносошные) и крепостные
3)Для увеличения гос. доходов была проведена податная реформа 1724. Дворяне подушную подать не платят, но подворный налог заменен на подушный оклад.
Все мужчины от 2 до 60 лет до 1887 года платят подушный оклад. Доходы казны выросли в 2 раза.
4)Военная реформа: Петр создал первым регулярную российскую армию, для комплектования армии были созданы рекрутские наборы (1700-1874), каждые 20 дворов должны предоставлять 1 рекрута, отказ от службы-все состояние отходит государству.
В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. В 1716 году был издан Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военнослужащих. В 1720 издан Морской устав.
Петр создал военно-морской флот на р. Воронеж (1695-1696), к концу правления Петра 900 кораблей
Петр провел церковную реформу (1700-1721): в 1700 году патриаршество было ликвидировано, для управления церковью создан Синод (духовная коллекция). Суть реформы: церковь была лишена политической самостоятельностью.
Образование: Начало светского образования: школы общие и специальные. Создан первый учебник Арифметика. В 1701 году в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. Позднее были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, в 1705 была открыта первая в России гимназия. Обучение было бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721. В 1724 открыта Академия наук.
Резкий экономический скачок в 10 раз. За 25 лет 18 века было построено не менее 200 мануфактур (за весь 17 век было 30).
Практически все военное производство работало на нужды армии флота, усилилось гос. вмешательство в хозяйственную жизнь страны.
Главным направлением преобразованием в экономике стали протекционизм и меркантилизм.
Петр оказывал всемирную поддержку отечественной промышленности, ограждение от конкуренции, следил за тем, что бы вывоз товара из страны преобладал от ввоза(протекционизм).
Таможенный тариф 1724 года устанавливал пошлины на импорт и облегчал вывоз отечественной продукции.
Типы мануфактур: 1) государственные (казенные)
2) вотчинные (принадлежат дворянам), используется крепостной труд
3) купеческие и крестьянские (вольно-наёмный труд) оброчные крестьяне, крепостные
Промышленность развивалась по крепостническому пути, что резко отличало Россию от Западного пути.
В 1721 году был издан указ разрешающим владельцам мануфактур покупать своим заводам крепостных крестьян и использовать их для работы на заводе.
Получили название: посессионые крестьяне.
Колоссальный прорыв в культуре: 1698 год- Бородовой указ (бритье бороды), 1700г-реформа календаря, первый музей:Кунсткамера (1714), первая печатная газета «Ведомости» (1703), первая публичная библиотека (1714)
В 1721 году Пётр стал Императором: Великим отцом отечества, Россия стала империей.
Итоги реформы:Россия стала империей, созданы регулярная армия и флот, развитие промышленности и торговли, зародилась отечественная наука и система образования, изменения в быту способствовали приобщению к европейской культуре.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.