Возникновение и прекращение юридических лиц
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридических лиц, выделяются следующие способы образования юридических лиц:

1. Распорядительный порядок - юридические лица возникают на основе одного распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации не требуется. (В таком порядке возникали государственные предприятия и учреждения в СССР).

2. Явочный порядок для него характерно отсутствие специальной государственной регистрации организации, которые создаются в силу самого факта намерения действовать в качестве юридического лица. В ст. 51 ГК эти два способа образования организаций в России не применяются.

3. Разрешительный порядок образования юридических лиц предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом (например, для создания объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа -ГКАП.; для создания страховых обществ и банков).

4. При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласие каких-либо третьих лиц не требуется. (Включая государственные органы). Регистрирующей орган лишь проверяет, соответствует ли закону учредительные документы и соблюден ли установленный порядок ее образования.

Правовой основой деятельности любого юридического лица, наряду с законодательством, является его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.

Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различны. Так ООО или О доп. О, ассоциации, союзы действуют на основе - учредительного договора и устава.

Хозяйственные товарищества (полных и на вере) на основе учредительного договора.

Для остальных единственным учредительным документом является устав.

Учредительный договор -это конссесуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица (заключается в письменной форме (простой или нотариальной), вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав - утверждается учредителями. Уставы, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей).

Устав определяет правовое положение юридического лица и реализует отношения между участниками и самим юридическим лицом. Вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица.

Содержание учредительных документов в общем виде определяется ст. 52 ГК.

Государственная регистрация - завершает этап образования юридического лица. Для регистрации представляют следующие документы: заявление учредителей о регистрации, устав организации, учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания): свидетельство об уплате регистрационной пошлины, а для коммерческих организаций - документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала.

Уставный капитал - это совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в общее имущество при создании юридического лица, для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Уставный капитал и фактическая задолженность участников (собственников) по вкладам в Уставный капитал учитывается и отражается в отчетности развернутого по отдельным статьям пассива и актива бухгалтерского баланса. Законодательством РФ установлены минимально допустимые размеры Уставного капитала в зависимости от вида юридического лица.

Уставный капитал АО - составляется из наименьшей стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Основное значение Уставного капитала АО состоит в том, что он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Уставный капитал АО не может быть менее 100 кратного (для закрытого АО) и 1000-кратного (для открытого АО) минимального размера оплаты труда, установленного законодательством на дату государственной регистрации общества. Не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе путем зачета требований к обществу. Открытая подписка на акции не допускается до полной оплаты Уставного капитала.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения) или ликвидации, и, как правило, носит окончательный характер.

Реорганизация

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого лица или их часть переходит к иным субъектам права, то есть происходит универсальное правопреемство.

Реорганизация может осуществляться путем слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, то есть смены организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация проводится, как правило, по решению участников юридического лица (или собственника), то есть добровольно, но в отношении коммерческих организаций закон предусматривает случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно.

В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование).

При выделении, разделении или слиянии реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц.

При присоединении завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.

Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение "сил" товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению конкуренции. Для предотвращения этих негативных последствий (п. 1 ст. 17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках") устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа, в случаях слияния и присоединения коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100 минимальных размеров оплаты труда, а также на слияния или присоединения союзов или ассоциаций коммерческих организаций.

Обязательным условием реорганизации является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).

Ликвидация юридического лица -- это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Она может носить как добровольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица. Основание добровольной ликвидации:

1. нецелесообразность дальнейшего существования;

2. истечение срока, на который было создано;

3. достижение или напротив принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда, когда деятельность осуществляется без лицензии, либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями закона.

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, например, организации (кроме казенных Предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хоз. обществ и унитарных Предприятий предусмотрено такое основание, как утрата имущества, то есть уменьшение стоимости чистых активов Предприятий ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том и в другом случае ликвидация может проводиться как добровольно, так и принудительно.

В продолжении процесса ликвидации юридическое лицо сохраняет статус субъекта права, управляемого, однако, не его органом, а ликвидационной комиссией. Задача ликвидационной комиссии состоит в том, чтобы взыскать задолженность с должников и удовлетворить требования кредиторов.

После погашения долгов составляют ликвидационный баланс, утвержденный собственником или органом, принявшим решение о ликвидации, а также согласуемый с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица.

Ликвидационный баланс предназначен для завершения расчетов с кредиторами.

Утверждение ликвидационного баланса позволяет внести в единый государственный реестр запись о ликвидации. Не получившие удовлетворение, кредиторы вправе обратиться с иском в арбитражный суд лишь до учинения такой записи; пропуск такого обращения со стороны кредиторов либо оставление его судом без удовлетворения кредитором считается погашенным.

Для казенных Предприятий и учреждений предусмотрена следующая оговорка: при недостатке у них средств на ликвидационном балансе кредиторы могут заявить требования к собственнику, закрепленного за такими предприятиями или учреждениями имущества.

Требования кредиторов ликвидируемого юридического лица подлежит удовлетворению в специальной очередности, установленной ст. 64 ГК.

 

Еще вариант.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 195.