Общая характеристика дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие деятельности в дошкольном возрасте. Виды деятельности дошкольника.

Раннее детство - сензитивный период развития речи. Овладение активной речью - важнейшее новообразование данного возрастного периода.

Предметная деятельность и развитие личности. Возникновение и развитие стремления к самостоятельности. Формирование бытовой самостоятельности. Отделение своих действий от предмета и себя от своих действий. Развитие целенаправленности и произвольности.

Усвоение элементарных норм поведения и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Зарождение новых видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой, их место и влияние на психическое развитие.

Предметное отношение к деятельности как важнейшее достижение раннего детства.

Развитие общения со взрослыми (ситуативно-деловаяформа) и сверстниками(эмоционально-практическаяформа). Освоение речевых средств общения.

Развитие личности в раннем детстве. Развитие мотивационно-потребностнойсферы, эмоций и чувств, самосознания. Особенности первых представлений о себе. Кризис 3 лет. Позитивные и негативные симптомы кризиса. Влияние оценки взрослого на развитие личности.

Основные понятия. Раннее детство, предметная деятельность, соотносящие, орудийные, предметные действия, ручные действия, предметно-опосредованные действия, самостоятельность, «гордость за собственные достижения»,ситуативно-деловаяформа общения, эмоционально-практическая форма общения.

Бытовая деятельность

Роль бытовых процессов в зарождении контактов со взрослыми, первых социальных потребностей. Режим дня как первое социальное средство организации жизни младенца. Освоение бытовых процессов на первом году жизни. Роль взрослого в их организации.

Специфика освоения культурно-гигиенических навыков в раннем детстве. Раннее детство - сензитивный период для формирования основных культурно-гигиенических навыков, их операционально-технической стороны. Взаимосвязь освоения навыков с основными линиями развития в раннем детстве.

Дальнейшее совершенствование и расширение круга культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте. Дошкольное детство - период освоения норм, связанных с правилами поведения в бытовой деятельности. Становление культуры поведения в дошкольном возрасте.

Влияние культурно-гигиенических навыков на психическое развитие.

Психологические основы форм и методов формирования культурно-гигиенических навыков, культуры поведения.

Основные понятия. Навык, привычка, культура поведения, культурно-гигиенический навык, режим дня.

Трудовая деятельность

Предпосылки формирования трудовой деятельности в раннем детстве: овладение предметной деятельностью, развитие произвольности поведения и действий, отделение себя от своих действий и действия от предмета, подражание взрослому, стремление к самостоятельности, формирование культурно-гигиенических навыков, развитие зрительно-двигательных координаций.

Основные направления развития трудовой деятельности дошкольника.

Условия и этапы формирования трудовых умений и навыков, формирование привычки к регулярному труду.

Развитие целеполагания, планирования, самоконтроля и самооценки.

Формирование общественных мотивов труда.

Формирование трудолюбия, интереса и уважения к любому труду взрослых. Развитие представлений о профессиях. Особенности представлений дошкольников о труде взрослых.

Развитие видов и форм трудовой деятельности.

Влияние трудовой деятельности на психическое развитие. Расширение представлений об окружающем, о свойствах предметов, материалов и орудий труда, развитие познавательной сферы. Трудовая деятельность и развитие личности.

Специфика совместного труда детей со взрослыми и сверстниками. Характеристика взаимоотношений в процессе совместного труда.

Основные понятия . Трудовая деятельность, умение, навык, привычка.

Игровая деятельность

Исторические корни возникновения игры. Социальная природа игры.

Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры в младенчестве и раннем детстве. Становление игрового действия и развитие сюжета игры. Предметная и предметно отобразительная игра.

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: роль, правила, сюжет, содержание, игровые действия, ролевые и реальные взаимоотношения, игровые предметы и предметы заместители.

Значение игрового материала в возникновении и развитии игры. Виды игрушек и их значение для психического развития.

Ролевые и реальные взаимоотношения в сюжетно-ролевой игре. Причины конфликтов детей в играх и пути их разрешения.

Развитие сюжетно-ролевой игры, ее отдельных компонентов на протяжении дошкольного возраста. Характеристика сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности дошкольника.

Виды игр дошкольника и их место в психическом развитии: дидактические, подвижные, строительно-конструктивные, игры-драматизации.

Значение игры для психического развития ребенка. Игра и развитие познавательных процессов, умственных действий. Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы. Игра и нравственное развитие. Игра и развитие произвольности поведения, воли. Игра и межличностные отношения детей.

Основные понятия. Игра, виды игр, виды игрушек, структура игры: роль, игровые действия, правила, игровые и реальные взаимоотношения, сюжет, содержание игры, игровые предметы, предмет-заместитель.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 279.