Развитие деятельности в дошкольном возрасте. Виды деятельности дошкольника.
Раннее детство - сензитивный период развития речи. Овладение активной речью - важнейшее новообразование данного возрастного периода.
Предметная деятельность и развитие личности. Возникновение и развитие стремления к самостоятельности. Формирование бытовой самостоятельности. Отделение своих действий от предмета и себя от своих действий. Развитие целенаправленности и произвольности.
Усвоение элементарных норм поведения и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Зарождение новых видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой, их место и влияние на психическое развитие.
Предметное отношение к деятельности как важнейшее достижение раннего детства.
Развитие общения со взрослыми (ситуативно-деловаяформа) и сверстниками(эмоционально-практическаяформа). Освоение речевых средств общения.
Развитие личности в раннем детстве. Развитие мотивационно-потребностнойсферы, эмоций и чувств, самосознания. Особенности первых представлений о себе. Кризис 3 лет. Позитивные и негативные симптомы кризиса. Влияние оценки взрослого на развитие личности.
Основные понятия. Раннее детство, предметная деятельность, соотносящие, орудийные, предметные действия, ручные действия, предметно-опосредованные действия, самостоятельность, «гордость за собственные достижения»,ситуативно-деловаяформа общения, эмоционально-практическая форма общения.
Бытовая деятельность
Роль бытовых процессов в зарождении контактов со взрослыми, первых социальных потребностей. Режим дня как первое социальное средство организации жизни младенца. Освоение бытовых процессов на первом году жизни. Роль взрослого в их организации.
Специфика освоения культурно-гигиенических навыков в раннем детстве. Раннее детство - сензитивный период для формирования основных культурно-гигиенических навыков, их операционально-технической стороны. Взаимосвязь освоения навыков с основными линиями развития в раннем детстве.
Дальнейшее совершенствование и расширение круга культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте. Дошкольное детство - период освоения норм, связанных с правилами поведения в бытовой деятельности. Становление культуры поведения в дошкольном возрасте.
Влияние культурно-гигиенических навыков на психическое развитие.
Психологические основы форм и методов формирования культурно-гигиенических навыков, культуры поведения.
Основные понятия. Навык, привычка, культура поведения, культурно-гигиенический навык, режим дня.
Трудовая деятельность
Предпосылки формирования трудовой деятельности в раннем детстве: овладение предметной деятельностью, развитие произвольности поведения и действий, отделение себя от своих действий и действия от предмета, подражание взрослому, стремление к самостоятельности, формирование культурно-гигиенических навыков, развитие зрительно-двигательных координаций.
Основные направления развития трудовой деятельности дошкольника.
Условия и этапы формирования трудовых умений и навыков, формирование привычки к регулярному труду.
Развитие целеполагания, планирования, самоконтроля и самооценки.
Формирование общественных мотивов труда.
Формирование трудолюбия, интереса и уважения к любому труду взрослых. Развитие представлений о профессиях. Особенности представлений дошкольников о труде взрослых.
Развитие видов и форм трудовой деятельности.
Влияние трудовой деятельности на психическое развитие. Расширение представлений об окружающем, о свойствах предметов, материалов и орудий труда, развитие познавательной сферы. Трудовая деятельность и развитие личности.
Специфика совместного труда детей со взрослыми и сверстниками. Характеристика взаимоотношений в процессе совместного труда.
Основные понятия . Трудовая деятельность, умение, навык, привычка.
Игровая деятельность
Исторические корни возникновения игры. Социальная природа игры.
Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры в младенчестве и раннем детстве. Становление игрового действия и развитие сюжета игры. Предметная и предметно отобразительная игра.
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: роль, правила, сюжет, содержание, игровые действия, ролевые и реальные взаимоотношения, игровые предметы и предметы заместители.
Значение игрового материала в возникновении и развитии игры. Виды игрушек и их значение для психического развития.
Ролевые и реальные взаимоотношения в сюжетно-ролевой игре. Причины конфликтов детей в играх и пути их разрешения.
Развитие сюжетно-ролевой игры, ее отдельных компонентов на протяжении дошкольного возраста. Характеристика сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности дошкольника.
Виды игр дошкольника и их место в психическом развитии: дидактические, подвижные, строительно-конструктивные, игры-драматизации.
Значение игры для психического развития ребенка. Игра и развитие познавательных процессов, умственных действий. Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы. Игра и нравственное развитие. Игра и развитие произвольности поведения, воли. Игра и межличностные отношения детей.
Основные понятия. Игра, виды игр, виды игрушек, структура игры: роль, игровые действия, правила, игровые и реальные взаимоотношения, сюжет, содержание игры, игровые предметы, предмет-заместитель.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 279.