Личность в группе. Теория ролей. Статус и роль личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Личность в группе

Отечественная психология: Личность предмет рассмотрения и в общей и в социальной психологии: социально-психологический подход – рассмотрение личности в условиях совместной деятельности и общения. Г.М.Андреева: «В социальной психологии важно понять личность как взаимодействующего и обучающегося субъекта». Если до 1985г. считалось, что коллектив является единственным и важным фактором развития личности, то на сегодняшний день эта точка зрения поменялась. Не только группа может влиять на личность, но и наоборот. Традиционная проблема социальной психологии «личность и группа», а ей в противовес – «личность в группе».

Зарубежная психология: С точки зрения Э.Фрома «личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний». К.Хорниубеждена, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. Большое количество наблюдений привели ее к выводу, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений (т.е. социум может обуславливать внутриличностные конфликты).

Зарубежные авторы исследуют вопрос о последствиях пребывания в группе для личности. С приходом в группу личность может выводить ее на новый уровень развития, задавать ей более высокую планку или наоборот? Здесь важны исследования Г.Олпорта: группа способствует снижению чувствительности, тормозит эгоцентрическую тенденцию, снижаются интеллектуальные возможности личности.

В отечественной психологии примерно такие же исследования показали (Бехтерев), что группа способствует снижению болевой чувствительности, но в познавательной сфере она способствует развитию личности.

Из этих 2-х направлений можно увидеть, что зарубежная психология нацелена на личность, а отечественная психология – на коллектив.

Человек, выполняя различные социальные функции, является членом многочисленных социальных групп. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой, сказывается на формировании сознательной деятельности. Личность включается в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп, поэтому крайне значимо определить, какова будет та «равнодействующая» этих групповых влияний, которая и определит содержание сознания личности.

Понятие личности в социальной психологии.

Существует не менее 100 определений личности (зависит от теоретических позиций авторов). Однако многие авторы подчеркивают общественную природу личности, ее включенность в какую-либо систему социальных отношений. Еще Аристотель называл – «общественным животным».

Любая личность представляет сплав индивидуально-психологического и социального. Особенности конкретного исторического периода, принадлежность личности к тому или иному социальному классу, слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток на черты личности, формируют соответствующие образцы ее поведения (макро- и микро- уровень). Личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей социальной среды, но и субъектом деятельности. Каждый человек определенным образом влияет на других людей. Воздействует личность и на макросреду. Взгляд на личность с точки зрения социально-психологического подхода требует рассмотрения ее в тесной связи с социальным окружением (с группой).

Социальный контроль (СК) – это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и потребности человека. В широком смысле СК охватывает все возможные сферы влияния. В узком (юридическом) смысле – механизм саморегуляции в социальных системах, действующий по принципу обратной связи, когда органы социального управления реагируют на факторы дестабилизации социальной системы. Социальные нормы – это некие образцы, предписывающие то, что люди должны говорить, делать и даже думать в конкретных ситуациях. В некоторых случаях нормы выступают как определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, и которым должны подчиняться потребности ее членов. Все процедуры при помощи которых потребности индивида приводятся к нормам социальной группы, называются санкциями. Социальная санкция – мера воздействия, важнейшее средство СК. Традиционно выделяют следующие виды санкций: негативные, позитивные, формальные, неформальные. Под формами СК понимаются многообразные способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, которые обусловлены различными групповыми процессами. Формы СК предопределяют переход от внешней социальной регуляции во внутриличностную.

Теории ролей.

Социально-психологический анализ социальной роли важен для понимания социального поведения личности. Этой проблемой занимались: интеракционисты, необихевиористы (Тибо и Келли), когнитивисты (Ньюком). Конец 60-х годов, в американской социальной психологии большое количество эмпирических и теоретических исследований в данной области. Наибольшей известностью пользуются работы следующих психологов и социологов: Т.Сарбин, И.Гоффман, Р.Линтон, Р.Мертон, Н.Гросс, и др. В настоящее время, отмечает Дж. Хейс, в социальной науке имеются 2 типа ролевых теорий: структуралистская и интеракционистская. Первая стоит на социологических позициях (М.Вебер, Т.Парсонс и др.). Они разработали проблемы связи индивидов и общества и влияние общества на индивида. В основном делался упор на объяснение акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации. «Принятие роли другого», умение посмотреть на себя со стороны глазами партнера по общению, является необходимым условием для осуществления любого акта взаимодействия между людьми. Детские ролевые игры, считал Мид, являются важнейшим средством социализации личности. Значительный вклад в развитие ролевой теории внес Р.Линтон. Он предложил статусно-ролевую концепцию. Для определения связи индивида с различными системами общества очень удобны такие термины: «роль» и «статус». Статус – это то место, которое индивид занимает в данной системе. Роль – используется для описания всей суммы культурных образцов поведения, связанных с определенным статусом. Роль включает в себя установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каждого из всех людей, имеющих определенный статус. Роль представляет собой внешнее поведение, она является динамическим аспектом статуса, тем, что индивид должен сделать, для того чтобы оправдать занимаемый им статус.

Отечественные авторы обращались к проблеме «социальной роли» (Буева, Кон, Шакуров и др.). Понимание ее как социальной функции, как неразрывного единства определенного вида деятельности и соответствующего способа поведения, выработанных в данном обществе, которые в конечном итоге детерминируются местом, занимаемым индивидом в системе общественных отношений. Таким образом, при исследовании социальной роли можно выделить 2 аспекта: социологический и социально-психологический. Первый подход имеет отношение к ее безличной, содержательной и нормативной стороне. Второй – с исследованием субъективных факторов социальной роли, т.е. раскрытие определенных социально-психологических механизмов и закономерностей восприятия и исполнения социальных ролей. Сложность феномена социальной роли делает трудным ее определение.

Р.Линтон: роль – динамический аспект статуса. Индивид в обществе занимает определенный статус, который связан с другими статусами.

И.Гоффман: осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом.

М.Дойчи Р.Краусс выделяют следующие аспекты социальной роли, проанализировав большое количество определений. 3 аспекта: 1) речь идет о представлениях других людей о том, как должен вести себя индивид, занимающий определенное положение; 2)о собственном представлении индивида, как он должен себя вести в том или ином положении; 3)о наблюдаемом поведении индивида, занимающего определенное положение, во взаимодействии с другими людьми.

Роль индивида связывается с его положением, статусом. Анализ социальной роли должен складываться не только из субъективных аспектов ролевого поведения, а еще и с объективными общественными отношениями, т.к. именно последние являются в конечном итоге определяющими для формирования в собственном сознании ожиданий-требований, прав и обязанностей, способов поведения, соответствующих той или иной роли.

Статус и роль личности

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, благодаря чему приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Социальный статус – место индивида в системе групповой жизни; неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих ᴇᴦο место в группе, и субъективное восприятие ᴇᴦο другими членами группы. Социальная роль – динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности; функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию; фиксация определенного положения, которой занимает тот или инои̌ индивид в системе общественных отношений.

Ролевые экспектации –ожидания группы по поводу качества выполнения индивидом тех функций, которые предписаны ᴇᴦο ролью; система групповых ожиданий - всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими, в частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций.

Учитывая зависимость от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

- Социальные роли обусловлены социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на базе прав и обязанностей, вне зависимости от того, кто эти роли исполняет.

- Межличностные роли опосредованы межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как в высшей степени типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих ᴇᴦο людеи̌. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Современная психология выделяет официальную и неофициальную структуру взаимоотношений в коллективе. Официальная структура представляет собой систему позиций, заданных извне, обществом и необходимых для функционирования данного коллектива. Данные позиции характеризуются определенными предписаниями˸ занимающие эти позиции имеют более или менее определенные представления о правах и обязанностях, связанных с данными позициями. В неофициальной, межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого индивида и особенностями данной группы. Неофициальная структура группы отображает тот реальный факт, что человек - это всегда целый комплекс социальных ролей, где официальная роль, специфическая для конкретной группы, - лишь одна из них.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 231.