Тема 5 Сознание - высшая ступень развития жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сознание в обыденном и философском понимании. Что такое сознание.

Сознание в космоцентрической системе античности, направленность на объект, отражение на дощечке разума.

Сознание в Христианстве, открытие внутреннего духовного мира чувств — эмоций. Самосознание.

Проблемы сознания в философии нового времени Декарт. Сознание и познание. Все существует в мысли. Наполнение внутреннего мира человека новым содержанием. Кант о сознании.

Диалектике-материалистическая концепция сознания. Анализ сознания через предметно — практическую деятельность человека. Влияние всеобщего компонента сознания на индивидуальное. Общественное сознание, Вторичность сознания. Критика Маркса, его оценок сознания.

Бессознательное. Маркс и Фрейд. Оценка бессознательного как детерминанты социальной несвободы. Фрейд—система психоанализа, формы влияния психических сил, источник активизации и притупления инстинктов как основы бессознательного. "Я"— "ОНО" —"сверх Я" основы взаимодействия и последствия для человека и общества.

Литература: 1, 156..171; 2, 154...171; 3, 105...121; 4, 26..46, 508...525; 7, 162...212

Методические указания

Проблема сознания — одна из самых трудных и загадочных, так как сознание не существует как отдельный предмет или вещь. Каждая эпоха имеет свои представления о том, что такое сознание. Назовите, какие. Расскажите о марксовой концепции сознания. Поясните, какие тенденции в понимании сознания появились в конце XX столетия. Как вы их оцениваете? В чем суть проблемы бессознательного? Каковы основные положения учения Фрейда?

Вопросы для самоконтроля

1. В чем трудности решения проблемы, сознания?

2. Сравните античное, средневековое и новоевропейское понимание сознания. Какое Вам ближе и почему?

3. Как объясняет феномен сознания:

а) материалистическая философия?

б) религиозная философия?      

4. Каковы структурные элементы сознания?

5. Что есть мысль с точки зрения философии?

6. Как рассматривает З.Фрейд взаимоотношения бессознательной сферы с сознанием?

7. Что такое общественное сознание?

 

Тема 6 Теория познания. Единство теории и практики.

Диалектический путь познания

Что изучает гносеология, субъект и объект познания.

Познаваем ли мир?

Взаимосвязь теории и практики. Гегель в оценке практики и теории. Основа и цель познания, путь познания. Виды практики, формы практики. Гегель, Кант, Ломоносов, Маркс.

Закон познания Маркса. Функции практики, источник, основа, цель, критерий истины. Формы обобщения и передачи опыта и знаний человека.

Истина и заблуждение, путь к истине. Вера и знание, стремление ко всенаучному знанию, оккультизму.

Состав и структура знаний. Чувственные и логические формы познания. Мышление и его уровни: рассудок, разум, интуиция.

Литература: 1, 102...156, 187...248; 2, 171...187; 3, 123...139; 4, 47...67; 7, 419…465

Методические указания

Раздел философии, в компетенции которого вторая сторона основного
вопроса "Познаваем ли мир?" называется теорией познания или
гносеологией. Следует раскрыть сущность познания как поиска знания
человеком, дающим ему возможность сознатёльно и свободно
ориентироваться в мире. Что такое знание? познание? Следует уяснить,
что цель познания - достижение истины. Что есть истина? Дайте
характеристику основных свойств истины, поясните, почему критерием
истины является практика. Каковы формы и функции практики в процессе
познания?

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое знание и познание?

2. Каковы основные этапы разработки проблемы познания в истории философии?

3. Что изучает гносеология?

4. Что такое истина? В чем заключаются её свойства и критерий?

5. В чем состоит сущность заблуждения, и каковы её основные формы?

6. Какова структура знания и его диалектика?

7. Как соотносятся познание и практика?









Дата: 2019-03-05, просмотров: 202.