Способы формулирования проблемы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Вопросительное предложение Конструкция «Проблема чего»
Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящён текст (ФИО автора). Автор поднимает проблему отцов и детей.
Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор. В центре внимания автора проблема дружбы.
В чём заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор. (ФИО автора) предлагает нам задуматься над проблемой проявления доброты.

      

От позиции автора к проблеме

1. Выявите основную мысль текста

2. Запишите её в виде законченного предложения

3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение

4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

 

Пример

Позиция автора

          • Человек должен с уважением относиться к родному языку.

Проблема

          • Каким должно быть отношение человека к родному языку?

 

Выявление проблемы в художественном тексте

1. Проанализируйте поступки, отношения героев

2. Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях

3. Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство - равнодушие, черствость, эгоизм)

4. Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Комментарий

Комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.

Логика комментирования

Проблема 2. Комментарий 3. Позиция автора

 

Что такое пример-иллюстрация?

Пример-иллюстрация - это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается  пояснениями, интерпретациями учащегося.

Типы информации в тексте

• Фактуальная информация - это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте.

• Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.

Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.

Способы отсылки к тексту

Ссылка на номера предложений

Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отншение к природе.

Прямое цитирование

«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», - пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.

Косвенное цитирование

Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.

Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте

Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

 

Структура комментария

Комментарий

Первый пример Связь между примерами Второй пример Пояснение к примеру Пояснение к примеру

Примеры-иллюстрации

Публицистический текст Художественный текст
Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… В центре внимания автора случай….
Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата». Писатель изображает (кого, что)…
Автор разделяет мнение (кого)… Герой говорит: «Цитата».
Публицист спорит (с кем)… Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…
Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что… Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
Особого внимания заслуживает мнение автора о… Симпатии автора на стороне героя, который…

 

Пояснение к примерам

Публицистический текст Художественный текст
Писатель хочет сказать, что… Автор не случайно обращает наше внимание на…
Этот пример показывает, что… Поступок героя показывает, что...
Смысл этого высказывания в том, что… Слова (мысли) героя позволяют понять….
Эти слова убедительно доказывают, что… Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
Я думаю, этим примером автор хотел показать… Эти события автор описывает, чтобы…
Приведённые слова содержат глубокий смысл…  

      

Пример + пояснение

«Цитата», - пишет автор, чтобы…

«Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть», - пишет А.П. Чехов, чтобы показать разрушительное влияние нравственной глухоты на внутренний мир человека.

 

Смысловая связь между примерами

Смысловые отношения Типовые констукции
Противопоставление Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…
Сравнение, сопоставление Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…
Причины Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.
Следствие, вывод Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Уступка Несмотря на то что все убеждены в правильности…,герой (автор) думает иначе.

Где обозначать связь между примерами?

✓Указание на связь примеров как зачин в комментарии:

Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. <…>

✓Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:

<…> Для сравнения обратимся к другому примеру. <…>

✓Указание на связь примеров как итог комментирования:

Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…

 

Что проверяет эксперт? К2 (См. Демо-версию)

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 213.