Контроль Правительства Российской Федерации за деятельностью органов исполнительной власти и урегулирование разногласий между этими органами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

       Правительство Российской Федерации обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует взаимодействию указанных органов.

       Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

       Правительство Российской Федерации вносит предложения Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

 

       Правила организации деятельности Правительства РФ по реализации его полномочий устанавливаются в соответствии с Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ, иными федеральными законами и указами Президента России, Регламентом Правительства РФ1. Данный Регламент, в частности, определяет планирование и организацию работы Правительства, порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов, законопроектную деятельность Правительства, порядок работы с обращениями граждан, а также ряд иных вопросов. Деятельность Правительства РФ и организацию контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений обеспечивает Аппарат Правительства РФ, который является государственным органом, образованным для решения указанных задач.

 

21.Федеральные органы исполнительной власти. Их система и структура. Территориальные органы исполнительной власти.

       Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

       Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

       Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

       Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

       Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

 

Попов

       В Конституции РФ закреплены понятия системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Так, п. «г» ст. 71 Конституции устанавливает, что в ведении Российской Федерации находится установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти. Однако о структуре федеральных органов исполнительной власти в Конституции упоминается только в связи с назначением Председателя Правительства РФ. Согласно ч. 1 ст. 112 Конституции Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения предстааляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

       Как же соотносятся понятия «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти? Эти понятия соподчинены. Система свое содержание раскрывает через структуру составляющих ее организационных и функциональных элементов. Система есть результат объединения структурных образующих ее единиц в единстве и целостности. Понятие «структура» означает «строение, внутреннее устройство». В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Закона о Правительстве РФ, других федеральных законов и указов Президента РФ.

       В марте 2004 г. в Российской Федерации началась широкомасштабная административная реформа, конечной целью которой является формирование эффективной системы государственного управления в Российской Федерации. Первым нормативным правовым актом, положившим начало административной реформе, стал Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В этом Указе были определены направления реализации реформы, установлены основные термины и понятия, по-новому определяющие деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

       Так, согласно этому Указу в систему федеральных органов исполнительной власти включены:

• федеральное министерство;

• федеральная служба;

       • федеральное агентство.

Согласно данному Указу созданная в настоящее время система государственного управления в Российской Федерации строится на следующих принципах:

— в систему федеральных органов исполнительной власти входят только федеральные министерства, службы и агентства; предусматривается четкое и строгое разделение функций указанных федеральных органов исполнительной власти;

— каждый федеральный орган исполнительной власти осуществляет строго определенные функции, установленные актами Президента РФ и Правительства РФ (правовое регулирование в устаноапенной сфере деятельности, функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом);

— федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств. Федеральные министры вправе давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания, приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом.

       Правовое положение федеральных органов исполнительной власти характеризуется следующими основными чертами (функциями). Федеральное министерство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр);

б) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ самостоятельно осущестьдяет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ;

в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента России или постановлениями Правительства РФ. Эти ограничения функций министерства не распространяются на функции по управлению имуществом, закрепленным за министерством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов, а также вопросов организации деятельности министерства и его структурных подразделении;

г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Федеральное министерство вносит в Правительство РФ по представлению руководителей подведомственных министерству федеральных служб и федеральных агентств проекты положений о них, предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников в них подведомственных федеральных органов исполнительной власти, вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию подведомственных федеральных органов исполнительной власти;

д) осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

       Федеральное служба:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятепьности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издаст индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федеральной службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование^ кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

       Федеральное агентство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ;

в) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

       Таким образом, созданная в настоящее время система государственного управления предусматривает разделение в соответствующей облаemu деятельности функций и полномочий федерального министерства и других федеральных органов исполнительной власти. Правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их функций и полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами, определяются их регламентами. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти утвержден постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 №30.

       Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти определяются Конституцией РФ (ст. 80, 83, 90, 110, 112, 114 и 115) и на ее основе — Законом о Правительстве РФ и указом Президента РФ, которым утверждена структура федеральных органов исполнительной власти и перечень наименований входящих в нее органов. Понятие структуры федеральных органов исполнительной власти содержится в ст. 112 Конституции РФ. Из этой статьи следует, что содержащееся в ней понятие «структура федеральных органов исполнительной власти» включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом РФ.

 

Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации

2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

3. Министерство иностранных дел Российской Федерации

4. Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

5. Министерство обороны Российской Федерации

6. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

7. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

8. Министерство юстиции Российской Федерации

9. Федеральная служба исполнения наказаний

10. Федеральная служба судебных приставов

11. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

 

12. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

13. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

14. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

15. Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

16. Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)

17. Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)

18. Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

19. Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

 

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

 

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации

2. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

3. Федеральное медико-биологическое агентство

4. Министерство культуры Российской Федерации

5. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

6. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

8. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

9. Федеральное агентство водных ресурсов

10. Федеральное агентство лесного хозяйства

11. Федеральное агентство по недропользованию

12. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

13. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

14. Министерство просвещения Российской Федерации

15. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

16. Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа

17. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

18. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

19. Федеральное агентство по рыболовству

20. Министерство спорта Российской Федерации

21. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

22. Министерство транспорта Российской Федерации

23. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

24. Федеральное агентство воздушного транспорта

25. Федеральное дорожное агентство

26. Федеральное агентство железнодорожного транспорта

27. Федеральное агентство морского и речного транспорта

28. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

29. Федеральная служба по труду и занятости

30. Министерство финансов Российской Федерации

31. Федеральная налоговая служба

32. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

33. Федеральная таможенная служба

34. Федеральное казначейство (федеральная служба)

35. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

36. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

37. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

38. Федеральное агентство связи

39. Министерство экономического развития Российской Федерации

40. Федеральная служба по аккредитации

41. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

42. Федеральная служба государственной статистики

43. Федеральная служба по интеллектуальной собственности

44. Федеральное агентство по туризму

45. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

46. Министерство энергетики Российской Федерации

 

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

 

1. Федеральная антимонопольная служба

2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

5. Федеральное агентство по государственным резервам

6. Федеральное агентство по делам молодежи

7. Федеральное агентство по делам национальностей

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 461.